Заметка «"Графиня де Монсоро": образ графа де Бюсси» (страница 3 из 3)
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 53
Дата:

"Графиня де Монсоро": образ графа де Бюсси

[/justify]
 

     Но вернёмся к Бюсси. Для чего Дюма создал ему столько преград к концу книги, понятно – только так герою представилась возможность проявить себя в полной мере, показать, что он «…меньше, чем бог, ибо он был смертным, но, вне всякого сомнения, …больше, чем человек». Однако мастерство Дюма состоит ещё и в том, что не только любовь Бюсси и Дианы к концу романа достигла своей наивысшей точки, но и сам Бюсси как боец достиг вершин своего мастерства в этом своём последнем бою. По сути, поединок был им выигран, ведь он убил самого Монсоро и ещё 14 наёмников из 20, а часть остальных была убита его другом Сен-Люком. В книге Бюсси погибает не от рук наёмников – его убивает Орильи по приказу принца, когда Бюсси, не сумев перепрыгнуть через ограду, повисает на её острых прутьях. В нашем же фильме всё сделано ещё более трагично и обидно: Бюсси, убив почти всех своих соперников за вычетом убитых Сен-Люком, почти закалывает Монсоро и, уверенный в его смерти, останавливается перед портретом Дианы спиной к главному ловчему, лежащему позади него. Почти обессилевший и израненный, но всё ещё способный сражаться, Бюсси смотрит на портрет, забыв про Монсоро, который, собрав последние силы, неожиданно нападает на него сзади и ударяет кинжалом. Бюсси удаётся и здесь остаться живым и добить Монсоро уже окончательно, но эта последняя рана лишила его возможности убежать и спастись. Трагизм этой последней схватки Бюсси с главным ловчим в фильме ещё больше подчёркивается великолепной музыкой Олега Кивы, в которой композитор мастерски соединяет лирическую тему любви с мрачной темой злого рока, нависшего над этой самой любовью.

 

     А уже чуть позже придут Анжуйский с Орильи и д’Эперноном…

 

     Думаю, неспроста режиссёр фильма Владимир Попков сделал такой акцент на портрете Дианы. Это тоже своего рода сюжетная арка: с созерцания портрета таинственной белокурой дамы началась эта история любви, когда Бюсси в полубессознательном состоянии лежал в доме Дианы после драки с фаворитами короля, и у этого же портрета всё и закончилось. Портрет любимой женщины, образно говоря, подарил Бюсси настоящую жизнь, полную любви, и он же её и отнял, пусть и косвенно. Ведь именно глядя на портрет Дианы, Бюсси получил и свою предпоследнюю рану, лишившую его шансов на спасение, и последнюю пулю, отнявшую у него жизнь…

 

     Завершая рассказ об образе графа де Бюсси, надо сказать, что это один из немногих персонажей книги, который имеет своё развитие на протяжении повествования. Бюсси в начале – это всеобщий любимец, но, по сути, несчастный человек, не знающий, что такое настоящая любовь и подсознательно ищущий смерти, ввязываясь во все драки и стычки. Затем он встретил любовь всей своей жизни, которая перевернула его жизнь, заставила и радоваться, и страдать одновременно, поскольку на пути к счастью всё время оказывались разные препятствия, в конечном итоге ставшие непреодолимыми. В конце же книги, несмотря на то, что Бюсси предали практически со всех сторон и подло убили, невзирая на то, что перед самым последним выстрелом Орильи он проклинает Анжуйского, Бюсси умирает «с именем Дианы на устах», потому что сумел-таки найти ту женщину, которую он искал.


Послесловие:
Продолжение следует...
Обсуждение
22:14 18.10.2025(2)
1
Андрей Пермяков
В принципе хорошо раскрыли характер Бюсси)
Тем не менее, отмечу, что Вы попытались создать у читателя положительный образ героя. Хотя, даже если брать не реального персонажа, а нарисованного Дюма, мы видим, что Бюсси, человек чести, поступает подло и по отношению к самому графу де Монсоро. Ведь он поддерживал с ним более менее дружеские отношения. Впрочем, Бюсси и сам признал свою вину в конце повествования , когда просил графа отложить нападение на него, ссылаясь на предстоящую дуэль с минтонами.
"" -Вы ли, человек чести?- сказал Монсоро.
-Справедливо- ответил Бюсси""
Кроме того, если судить непредвзято, Бюсси предал и герцога Анжуйского. Герцог был связан с Дианой гораздо раньше Бюсси. И пусть эта связь была, грязна, но впоследствии узнав о том, что герцог желает получить Диану в свои любовницы; Бюсси использовал полученную информацию, для своей выгоды. Иными словами уже двойное предательство.
Не говоря уже о том, что он заставил Диану предать своего мужа.

Конечно, можно сделать скидку на нравы двора, измены, были обычным делом... Но при пристальном рассмотрении, Бюсси больше похож на жигало, донжуана, легкомысленного повесу, учитывая число любовных похождений. Большинство любовниц были супругами его друзей и боевых товарищей...
Разумеется, благодаря перу Дюма, рисуется этакий образ реального человека чести, но эти же тонкие штрихи показывают и изнаночную сторону героя.
Если честно, мне гораздо больше по душе шут Шико)

А вообще, Вы провели большую работу. Написано интересно. Мне понравилось.
Спасибо
02:04 19.10.2025(1)
1
Огромная благодарность Вам за отклик! Отчасти согласен с Вашим комментарием, отчасти - нет, но это как раз и хорошо, что есть мнение, которое не совсем совпадает с моим, ведь только в споре может родиться истина.)

Да, наверное, образ Бюсси в моём разборе получился по большей мере положительным. Вероятно, прежде всего, из-за того, что этому герою я сопереживаю чуть больше, чем другим, и посему не совсем объективен. Тем не менее, я указал на то, что у Бюсси есть и отрицательные стороны (стремление развязать войну из-за личной выгоды находиться рядом с Дианой и злоупотребление дружбой со стороны ничего не подозревавшего Монсоро). Да, по отношению к Монсоро, каким бы он ни был, это было подло, но Бюсси явно осознаёт это и тяготится этим. Про это есть и в моём разборе, и в книге, и особенно в нашем фильме. В этом-то отчасти и состоит задуманный автором трагизм ситуации, которая сложилась так, что Бюсси и Монсоро стали врагами.

Не совсем соглашусь по поводу того, что "... Бюсси предал и герцога Анжуйского". Это, на мой взгляд, спорное утверждение. С точки зрения субординации - да, ведь Бюсси формально был слугой герцога и должен был выполнять его приказы. По совести - нет, ибо Анжуйский похитил Диану, притом по прямому наущению Монсоро, также имевшего на неё свои виды. Бюсси раскусил эти интриги и попытался воспрепятствовать им, т.к. было совершенно очевидно, что Диана не любит ни принца, ни Монсоро, что главный ловчий принуждает её к браку, пользуясь ситуацией, и что между самим Бюсси и Дианой родилось сильное чувство.

"Не говоря уже о том, что он заставил Диану предать своего мужа..." - опять-таки это можно счесть предательством только с формальной точки зрения, с точки зрения буквы закона. Не забывайте, что Диану к браку принудили, обманом и хитростью фактически заставив выйти замуж за ненавистного ей Монсоро, поэтому с точки зрения совести никакого предательства не было. Вот если бы Бюсси, к примеру, заставил Жанну предать Сен-Люка и замутил с ней, тогда конечно.) Но это была бы совсем другая история.)

"...Но при пристальном рассмотрении, Бюсси больше похож на жигало, донжуана, легкомысленного повесу, учитывая число любовных похождений. Большинство любовниц были супругами его друзей и боевых товарищей..." - а вот с этим категорически не согласен. В книге этого нет вообще. Ваша характеристика, безусловно, подойдёт реальному Бюсси, который действительно был редкостным мерзавцем, негодяем и никудышным полководцем, но никак не книжному персонажу. В книге нет ничего о том, что он вступал в связь с женами своих друзей; нет там ничего и про его любовные похождения. Наоборот, Дюма всячески подчёркивает, что любовь к Диане изменила его как личность, и что он рядом с ней начал жить по-настоящему.

Ещё раз благодарю за комментарии.)
10:29 19.10.2025(1)
Андрей Пермяков
а вот с этим категорически не согласен. В книге этого нет вообще.
^^^
Вообще то есть)  Достаточно отсылок к любовным интрижкам Бюсси с королевой Марго, да и другими баронессами и герцогинями.
Впрочем это не особо важно.
Нравы в то время располагали к подобной любовной разнообразности
11:34 19.10.2025
1
Ну да, формально есть, но это всё упоминания о прошлом Бюсси, отсылки к тому, что было ДО книги, т.е. к предыстории.) В самой-то книге Бюсси ни с кем, кроме Дианы, в связи не состоит. А нравы - да, веселое было время; впрочем, интрижки были всегда, ещё в Древнем Египте, и сейчас их полно.
22:23 18.10.2025(2)
Андрей Пермяков
С удовольствием загляну к Вам на разбор образа Шико.
На мой взгляд- это неодназначная фигура, играющая огромную, важную роль на протяжении всей трилогии.
18:50 29.10.2025
1
Ещё раз здравствуйте, к сожалению, времени на то, чтобы выложить отдельно разбор по Шико, нет, поэтому сразу скажу, что его фигура более-менее подробно освещена в разделах очерка под названиями "Графиня де Монсоро": история борьбы за власть - окончание" и "Графиня де Монсоро: некоторые особенности построения романа и развязки обеих сюжетных линий". Буду рад, если прочтёте и выскажете своё мнение.)
02:12 19.10.2025(1)
И опять-таки спасибо Вам за отзыв.) В том разделе моего очерка, который посвящён политической линии сюжета, есть несколько абзацев про Шико. Но своим комментарием Вы натолкнули меня на одну интересную мысль: политической линии в моём разборе уделено гораздо меньше места, чем линии любовной. Это потому, что любовная линия затронула меня сильнее. Но это не значит, что политическая линия менее важна. Поэтому постараюсь исправить свою недоработку и в скором времени дополню разбор персонажей политической интриги, уделив королевскому шуту больше времени.)
10:25 19.10.2025(1)
Андрей Пермяков
Вы правы. Шико был не только свидетелем многих любовных интриг , и в тоже время держал нити политических игр в своих руках. Несмотря на верность, преданность и я бы сказал, любовь к Генриху, Шико порой поступал следуя высшей справедливости и чести, вразрез интересам (желаниям) короля. Спас Бюсси от ареста, Сен-Люка, которому грозила казнь за шутку над королём, спас изгнанием, дал уйти от преследования короля единственного оставшегося в живых после дуэли анжуйца...

На мой взгляд, в романе Дюма так тесно переплетаются любовь и политика, что если освещать одну линию в отрыве от другой, возникнет масса недоговорённостей, неувязок, слепых зон...
11:36 19.10.2025
1
"...если освещать одну линию в отрыве от другой, возникнет масса недоговорённостей..." - совершенно верно Вы подметили, и точкам соприкосновения обеих сюжетных линий у меня посвящён целый подраздел, его опубликую чуть позже.
21:24 18.10.2025(1)
Видимо чел СОЗРЕЛ до понимания сего романа только сейчас...
21:36 18.10.2025
Лучше поздно, чем никогда. А потом созрел-то я давным-давно, просто всё руки не доходили написать.)
15:02 18.10.2025(1)
Герман Бор
Простите за цинизм... но это можно выгодно использовать на защите кандидатской на филфаке...
19:17 18.10.2025
Да пожалуйста.)