В великокняжеских уделах, дружиной сильной, сея страх,
Воров гублю я за измены, но меч уж тягостен в руках.
Что их губить, когда всем нам быть воедино нет причины
По многим росским племенам своих богов лишь чтят личины.
Богов, что тут ни говори, столь расплодилось за века,
Что не понять уж, чьи они. Из многих тут ручьев река.
Отведав жертвенную кровь, лишь к воям идолы щедры
И сеют свары, множат боль. Не все во старости мудры.
И седовласый волен жрец от них, себя ли, заповедать.
Он не клонит главы, гордец, и что несет в умы, как ведать?
Чтоб россов единил не страх, а вольность знала свою меру
Язычество сотрем мы в прах, народу дав едину веру.
Из всех известных ныне вер такую нужно предпочесть.
Чтобы была для всех уздою, но чтоб не умаляла честь,
Имела празднества в привычках в усладу смердам и князьям,
Да не претила мед и пиво пить на пирах моих друзьям.
Магометане здесь и там. Их вера - будто без изъяна.
Вон как хвалил ее имам, посол великого салтана.
Мол, даже степь Росси вокруг жила в язычестве, а тоже
В Аллаха верить стала вдруг и нам та вера также гожа.
Хитрит имам, в магометанстве, как все обмыслить, тьма изъяна.
Степняк ведь дик, будь хоть он даже потомок хана Тамерлана.
Простой пастух всегда далек от минаретов в ставке хана.
Степь широка, жизнь нелегка, а вера - не петля аркана.
Откочевал в улус соседний, да там и был степняк таков,
Россов дома и пашни держат, а те так вовсе без оков.
Детей плодят, а не сочтешь их, как тут ни тужься, сколь ни дюж,
Со скольких подать быть должна и сколько вновь родилось душ.
Любовь росс брачной мерит мерой. Веками так заведено.
Магометанам же их верой наложных жен иметь дано.
Ни для мужей в том толку нет, ни для характерных бабенок.
Порой одну не одолеть, а три - заели б до печенок.
К востоку взгляд, простерся ниц - магометанин уж пред богом.
Не будет так почтенья нам в самом безродном и убогом.
К тому ж не пьют магометане хмельное пиво и вино,
Едят коней, что смердам нашим уж и подавно не дано.
Как есть коня, когда он россам для землепашества нужен?
На нем пахать, а тут сожрать - лишь только вынуть нож с ножен.
А если землю не пахать, тогда откуда щи да каша -
Еда привычная и истинно, что наша.
Зачем жевать нам непривычную и ценную конину,
Коль кабанов в лесах полно и россам любо есть свинину.
По этим многая причина Аллах не станет росским богом.
Имаму рухлядь подарите, да проводите в путь-дорогу.
Купцы из древней Иудеи, а также те, кто верит в Будду
Своих богов несут идеи, но с тех я проку не добуду.
Иная их, не схожа с нашей, людей природная порода.
Мы, может, лаптем щи да кашу, да свой обычай у народа.
Вот христиане – в тех покорство. Вся власть от господа народу.
Страх есть идти ей супротив, а то мне, князю, лишь в угоду.
Кто замышляет против князя, тот грех свершает против бога.
Все это срыть нам помогает междоусобицам дорогу.
А пересчет людей устроен? Кого крестили – тот рожден.
Кого отпели – тот покоен, тот, бают, раем награжден.
Церковный счет простой и верный. Крестил – пришло, отпел – ушло.
За вычетом вторых из первых и есть живых людей число.
Всегда признаешь своего, так как нательный носят крест.
Опять же - пьют, едят все то, что росский люд уж пьет и ест.
Княгиня, бабка, не глупа, ох, не глупа была умом.
На что ни глянь у христиан, все любо нам, со всех сторон.
Но есть досада. Византия своих святош на Русь нашлет.
А верха не иметь над ними - своей же волею под гнет.
Потребно в древние скрижали вписать походы христиан:
Мол, их святые здесь бывали и Патриарх нам свой тем дан.
Измыслить следует притом для веры свой устав церковный.
Наречь священника попом, да чтоб из россов был Верховный.
Настроив множество церквей, всю Рось усеем куполами.
И пусть благую весть над ней оне поют колоколами.
Убранство храмов всех богато, коль не снаружи, так внутри,
Устроить следует из злата, и здесь на цену не смотри.
От жизни, проводимой в грязи, люд к вере красной устремится.
Возлюбят все попа и князя, коль дать средь злата им молиться.
А чтоб гордился россич славный своею верою вовек,
Да будет вера Православной. Ведь, право, славен человек.
На том, видать, и порешим: Язычник живота пусть просит.
Христу на благо погрешим, чтоб христианству быть на Росси.
Теперь, кто с грамотой знаком, пусть в города идут и веси
И говорят везде о том. Кто буде против, тех повесить.
Пусть повествуют о Христе: Рожден был Девой иудей,
Был Богу сын и на кресте сам принял муки за людей.
Пусть говорят о царстве Божьем, пусть пересказывают притчи,
И говорят пусть всем прохожим, что во грехе живет язычник.
И по торжищам покупайте из меди утварь и посуду,
В кресты нательные сплавляйте, а я усердья не забуду.
Всем окрестившимся за так давайте символ новой веры.
Чтоб души их вобрать в кулак придется тратиться без меры.
Сторицей трата возвратится, коль все содеем по уму.
А если нет, своей десницей я всем вам головы сниму.
Недолга вся. Под плач и вой охвачен власяным арканом
Перунов столб и жрец седой. Капище стало полем бранным.
Сознав, что век его ушел, с проклятьем князю на устах
Смотрел язычник, как пошел народ к реке, вздымая прах.
Дивился на людей скопленье могучий Днепр: Что во мне?
Мешались звуки песнопений со стоном в Киевской земле.
И стар, и млад в воде речной крестились, преклонив колена.
Тем, кто противился, иной судьба была, горька уделом.
От городищ, как на показ, стащили идолов без страху
И, помня княжеский наказ, жрецов сложили всех на плаху.
Перуна отдали Днепру, но дару ужаснулись волны,
Вернув его брегам к утру, струились тихо, скорби полны.
Вода днепровская глазницы промыла идолу. Прозрев,
Он видел новых россов лица, что старый страх пред ним презрев,
Склонившись, но не поклоняясь, багры и копия держали,
Которыми, не опасаясь, его опять в волну толкали.
Поняв, что в их сердца, как в дом, ему уж нет пути обратно,
Славянский бог простым бревном уплыл от россов безвозвратно.
Соленым Днепр был три дня. И боги, видно, тоже плачут,
Когда для тех, кто верил в них, они уж ничего не значат.
Сколь утекло воды с тех пор. Границы княжеств, царств менялись.
Рось- Русь - Россия - путь не скор. Мгновения во дни сливались.
Вот будни многих кратких дней сложила Русь в тысячелетье
и православный крест над ней стал символом славян извечным. |