На картине изображена соседка художника Кристина Ольсен. После перенесенного в детстве полиомиелита она не могла ходить. Кристина могла передвигаться в коляске, но тогда бы ей пришлось все время просить близких возить ее. Она не хотела их утруждать, ей хотелось, пусть даже таким образом, но сохранить свободу передвижения, а значит и определенную личную свободу. Художник говорил позже, что Кристина своими нелепыми, но упорными движениями к дому напомнила ему выброшенную на берег и раздавленную раковину омара, который продолжает двигаться к морю. В ее движении он увидел квинтэссенцию внутренней силы Кристины – духовного (нераздавленного) панциря, благодаря которому она с достоинством многие годы переносила телесные немощи. Кристина кажется юной, хотя ей было в ту пору 53 года.
Кристина
Счастливое детство. Друзья, игры в прятки…
Роса по утрам на траве под ногами…
Украдкой сорвав помидорчик на грядке,
потом улыбнуться рассерженной маме…
Потом убежать на озёра…
Потом…
Потом!..
А потом!!! –
и это ломает язык мой даже!
Сейчас я всю плавность разрушу,
чтобы вам показать,
как чёрной сажей
полиомиелит! –
пытался
обесцветить душу.
И вот!
Кристина теперь никуда не бежит.
Она инвалид.
Лежит в корсаже.
Затих прежней жизни утраченный ритм!
А новый мотив – запестрел логаэдом.
И – пропасть во ржи скрыта магией рифм:
разбиться – так просто! Но страх ей неведом.
Любовью спасаема, в личном аду,
бесстрашно и гордо ползёт по Вселенной,
безбрежной, как Космос – ведь листьев в саду
не меньше, чем звёзд!.. И Любовью нетленной,
такой невзаимной – меняет Судьбу…
Послесловие:
Хочу немного рассказать об истории написания этих стихов.
Я с этой картиной знаком давно. Где-то года с 80-го, когда купил толстый художественный альбом "Искусство США". Возможно, кто-то помнит такую книгу?.. То есть это было очень давно.
Картина мне всегда нравилась, но истории её создания я не знал. Я видел на картине молодую женщину в напряжённой позе, обернувшуюся к дому, откуда, я думал, раздался какой-то звук. У меня было ощущение, что героиня сейчас вскочит и побежит, потому что там случилось что-то страшное, вызвавшее беспокойство в высшей степени, и надо кого-то или что-то спасать. То есть я думал, что художник поймал момент рождения движения, ещё не совершённого, но которое вот вот должно произойти. И название картины раскрывает смысл внутреннего мира героини. Её родство с домом, с теми, кто там живёт (я полагал, там сын). Её мир... за который она себя считает в ответе...
А потом, когда я решил написать стихи на эту тему, я прочитал действительную историю написания картины. Меня поразило как неверно я понял её. И в то же время – верно. И понял, что обязательно нужно дать предваряющие поясняющие слова. Сначала я хотел поставить их в конце, но "примерив", увидел, что так хуже. В начале мне понравилось больше.
Когда начинал писать эти стихи, я думал написать "гладкие стихи" в русле того, первого моего восприятия. Но, узнав историю картины, я понял, что написать должен то, что написал и так, как написал, безжалостно ломая ритмику и интонации прочтения этих стихов.
Какой вы добрый и неравнодушный человек, Андрей!
Спасибо вам.
До слез трогательная история!
Думаю, что это замечательное стихотворение никого не оставит равнодушным.
Но не в личке... Я отвечаю на этот вопрос в личке. Чтобы узнать имя - нужно либо спросить там, либо посмотреть чужие обращения. Да, это мои тараканы... но что с ними поделаешь? Они таковы. (
Я не занимаюсь поисками того что люди скрывают - чту личные границы свободы. Один раз спросила - довольно. Здесь увидела случайно. Интересная история. Задумалась в который раз, как непредсказуема жизнь.
Мы все разные. Причина такого поведения моих тараканов в том, что они не считают вопросы, касательно моей личности, задаваемые открыто, чем-то иным, нежели чем банальным любопытством, удовлетворить которое задающий вопрос может легко, приложив усилия... но почему-то не хочет их прилагать. В открытом формате на профильных сайтах (на литературном, в частности, как здесь) я предпочитаю говорить "по теме" (здесь - о творчестве). А вот в личке разговоры могут быть разные. И там я не скрываю многое. Но - там...
Не знаю, понимаете ли Вы меня, но я таков, каков есть... )
Совсем не обязательно "ради выгоды". Причина домысливаний - в абсолютизации собственного опыта и проецировании его на ситуации с неполными данными. Выгода не при чём... )
Но да ладно... ) Здесь всё-таки не "психологическая" тусовка... ))
Выгода есть во всем, например, в насыщении собственного эго. Чаще всего, это основная причина фантасмагорий больных выводов. Констатация опыта - лишь факты, без обрамления. Ну да, не тусовка, факт)
Спасибо за сопереживание с трудной судьбой ЛГ, за стихи, написанные неравнодушным сердцем.