Стихотворение «Грозою майский день расколот!»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Пейзажная лирика
Автор:
Оценка редколлегии: 7
Баллы: 31
Читатели: 668 +1
Дата:

Грозою майский день расколот!

Грозою майский день расколот!
Восторг не спрятать под зонтом!
Какая страстность в блеске молний!
И ревностью грохочет гром!

Весь мир наполнен предвкушеньем,
И я лишь им сейчас дышу…
Благословенным водопадом
Себе я душу освежу…

Всё это лишь любви картина,
Земля отдаст себя дождю...
Зелёный мир рождает диво -
Цветёт весна! Хвала Творцу!

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     19:21 23.05.2011 (1)
Отлично! Громко, страстно! Вот она - твоя скрытая натура, Таточка!
     19:26 23.05.2011
     14:51 17.03.2011 (1)
1
Молний - расколот ничего страшного, а вот превкушение -водопадом править однозначно. Татьяна правильно говорит, мозги на то и существуют, чтоб их не отключать даже когда экспромт пишется.
     15:31 17.03.2011 (1)
Спасибо, Джон, за спасение "молний-расколот")) Но что бы исправить остальное нужно полностью заменить четверостишие. А мне очень нравится то настроение которое оно в себе несёт. Неужели нельзя учитывать только рифму второй и четвёртой строки и оставить в неприкосновенности жалкое несовершенство первой-третьей? Ведь первая и вторая строка как и третья с четвёртой составляют отдельные предложения. И мысль (прости Господи)) в них выраженная заполняет по две строки...А?
     15:39 17.03.2011 (1)
2
К стихам как детям, которым ручки ножки отрезать нельзя, только графоманы так относятся. Поэт, всегда найдет чем заменить не рифмующееся слово при этом вложит еще лучший смысл чем тот которой уже есть. Поэзия, это не запись мыслей приходящих в голову, это именно поиск наилучшей формы, ритма, рифмы и содержания. Кто ищет тот всегда найдет.
     15:41 17.03.2011 (2)
Хороший Дракон - Злой Дракон, да?
Я буду думать.
     15:51 17.03.2011 (1)
вод теченьем, вод схожденьем, вод сверженьем... последнее наиболее близко по духу, но можно ли так сказать? -
Благословенным вод сверженьем
Себе я душу освежу...
     20:24 18.03.2011
теченьем конечно бы лучше.
     15:44 17.03.2011 (1)
1
Дракон не злой, просто справедливый. Дождю - творцу тоже очень слабая рифма.
     20:33 17.03.2011 (1)
Джон Справедливый, пожалуйста объясните мне почему Вы  сохранили расколот-молний?
     23:59 17.03.2011 (1)
2
Признак рифмы это совпадение УДАРНЫХ гласных и созвучие прилегающих к ним согласных.

раскОЛот- мОЛний- очевидно же..

Но вот расколот-молот было бы еще и богатой рифмой..
     00:03 18.03.2011 (2)
Мне иногда бывает стыдно, что я беспокою Вас своими вопросами вместо того, что бы самостоятельно озаботится поиском ответа. Но согласитесь, Джон Добрый, это как в сказке исполнение желаний)))
Спасибо!
     00:24 18.03.2011 (1)
3


РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их  единства и родства; регулярный звуковой повтор, несущий организационную функцию в метрической, строфической и смысловой композиции стихотворного произведения; один из основных элементов художественного стиля в системе выразительных средств поэзии; важнейший приём инструментовки стиха.
Определение Тредиаковского: "Рифма - согласие конечных между собой в стихе слогов."
Определение В.М. Жирмунского: "Рифма есть всякий звуковой повтор, несущий организационную  функцию в метрической композиции стихотворения".
Определение Д. Самойлова: "Рифма  есть созвучные слова, расположенные в заданной последовательности в конце ритмических периодов и выполняющие одновременно функции смысловой и звуковой организации стиха".  
Определение Ю. Лотмана: "Рифма есть звуковое совпадение слов или их частей в конце ритмической единицы при смысловом несовпадении".
"Без рифмы стих расплывается" (В. Маяковский). Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы, она режиссёр в театре поэзии, подчиняющий себе и ведущий за собой. Являясь центральным звеном каждого стиха, кульминацией его строк, рифма, как правило, несёт на себе основную смысловую нагрузку. " Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало" (В. Маяковский). Рифма  "возвращает вас к предыдущей строке… заставляет все строки, оформляющие одну мысль держаться  вместе» (В. Маяковский). Выступая в организационном качестве, рифма  акцентирует  концы стихов, образует  после себя паузы, дающие возможность осмыслить строки и насладиться благозвучием слов.
                                                                      Открылась бездна, звёзд полна;
                                                                      Звездам числа нет, бездне – дна.ü
                                                                                                            (М. Ломоносов)
"Слова, которые служат рифмами в <детских> стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы..."(К.И. Чуковский).
 Рифма выполняет в стихе несколько функций: смысловую, ритмическую, эвфоническую, мнемоническую, эвристическую.
 Звуковой состав рифмы зависит от национальных литературных традиций и от фонетического строя языка. В поэзии большинства народов мира рифма располагается на концах стихов. Основным признаком рифмы в русском стихосложении является совпадение ударных гласных. Однако одной ударной гласной недостаточно для образования полноценной рифмы, хотя есть и такие случаи (боа-амплуа, ау-МГУ, бои - рубаи...). Если слова созвучны между собой, то говорят, что они рифмуются. На самом деле рифмуются не слова и даже не звуки внутри слов (и тем более не буквы), а фонемы и их комбинации. Фонема является самой мелкой единицей языка и представляет собой наиболее точную реализацию звука. В русском языке - 5 гласных и 34 согласных фонемы. Традиционно, всё же, рифму принято рассматривать именно как звуковой повтор.
 Русская рифма произошла от традиций параллелизма в русском фольклоре, когда в конце стихов располагались одинаковые части речи, которые и порождали созвучия. Такие рифмы назывались однородными (грамматическими). Со временем в рифме стали применяться слова, принадлежащие к различным частям речи, а также  всевозможные неточные рифмы. В настоящее время существует пять классификаций и несколько десятков разновидностей рифмы.

РИФМЕНТ  – рифмообразующая часть слова с центром - ударной гласной. Подобно морфеме, являющейся единицей смысла в слове, рифмент –  это единица рифмы. Рифмент  отождествляет собой (и в этом его универсальность) близкие по звучанию клаузулы:

  Рифменты              Клаузулы  и  примеры                      

 1) «ОР» ð   ОР (бор, гор), ЁР (тапёр, спёр).
 2) «АД» ð   АД (лад), ЯД (ряд), АТ (солдат), ЯТ (стоят).
 3) «АЖ»ð АЖ (багаж), ЯЖ (саквояж), АЖЬ (блажь), ЯЖЬ (бродяжь),
                  АШ (наш), ЯШ (гуляш), АШЬ (гуашь), ЯШЬ(втемяшь).



Исходя из этого,  ещё одно, «техническое» определение самой рифмы:
Рифма – это наличие, как минимум, двух слов с одинаковым рифментом. Найти рифму - значит подыскать слово с таким же рифментом,  как  у  исходного. Рифменты слов образуют одноимённую рифму (см. классификация рифм по происхождению).
В отличие от клаузулы, объединяющей исключительно точные рифмы (вето - лето, честный -прелестный, гость - кость...),
рифмент объединяет как точные, так и приблизительные рифмы: вето - карета, честный - чудесный, гость - гроздь,
ива - красивый, лужа - уже, хлеб - степь, тише - слышу, ворочая - многоточие,  колкий - иголке, весить - грезить,...
Существуют 11 типов рифментов: базовый, окончательный, гласный, согласный, мультирифмент, переходный, связующий, сложный, двоякий, ложный, первичный.
     00:31 18.03.2011 (1)
Спасибо, Джон, за лекцию. Я внимательно перечитаю завтра утром.
     20:06 18.03.2011 (1)
Ещё раз спасибо, Джон. Всё сразу мне не переварить. Я скопировала Ваше замечание в отдельный файл (а то тут замечания пропадают без объяснений)))
     14:38 19.03.2011
Хорошо, когда прочтете и поймете, можно продолжить общение.
Гость      00:14 18.03.2011 (2)
Комментарий удален
     00:34 18.03.2011
1
Я пиво не пью)) Оно горькое и плохо пахнет. В остальном соглашусь. В смысле, что Дракон сильный теоретик. И к советам его прислушиваюсь. Стараюсь думать))) Просто я начинающий (ну очень начинающий))) автор. Пишу чуть больше года. И чувствую себя не уверенно. А Джон действительно меня поддержал и советы его для меня важны.
     00:24 18.03.2011 (1)
да, Татушка, это правда.
     00:35 18.03.2011
Привет, Денис, я рада тебя видеть!
     17:28 16.03.2011 (1)
1
Такая тема чудесная. И стих был бы куда лучше, если подумать над рифмой. Некоторые слова - не в рифму. Например:расколот-молний, предвкушением-водопадом, дождю-Творцу. Если отнести это произведение к свободной поэзии, то всё будет замечательно.)
     22:21 16.03.2011 (1)
Понимаете, Вишенка, я пишу стихотворения-экспромты и мне очень трудно их править. У них, бессовестных, настроение падает))) И я пока не знаю, что делать с этим... но вот придёт Дракон и всё мне расскажет...
Спасибо, что читаете
     22:34 16.03.2011 (1)
1
Не помню, кто сказал фразу, по сути своей абсурдную, но что-то в ней есть. А фраза звучит приблизительно так:" Любой экспромт тогда производит впечатление, когда он тщательно подготовлен..." Понимаю, что глупость, но в голове нашей отпечатываются некоторые моменты, я о стихосложении. Спасибо Сергею Несину, когда я только пришла на этот сайт, он мне очень крепко вдолбил некоторые правила. Я ведь тоже любительница экспромтов, но когда пишется экспромт, согласитесь, мозг работает с удвоенной силой. А читать Вас буду, потому что пишете искренне, а это дорогого стоит.)
     23:34 16.03.2011
     20:18 16.03.2011 (1)
1
Какая экспрессия! Вот это бабушка! )))
     22:23 16.03.2011
А бабушки почти все (но не я!))) из племени электровеников Я просто примазываюсь
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама