Стихотворение «Коктебельский символист (поэма) и Наследник греков»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Гражданская лирика
Автор:
Читатели: 148 +1
Дата:

Коктебельский символист (поэма) и Наследник греков

                Коктебельский символист





                Вячеслав Левыкин

 



                Мятеж был против Бога…

                М. Волошин



                Ты заблудшую душу отчизне верни…

                «Акварели Волошина» М. Петровых



                Я долго собирался в Коктебель,

                Чтоб посетить музейный дом поэта,

                Где в окна от заката до рассвета

                Ночной прибой о нём и о других скорбел.



                Там Карадага вулканический состав

                Его душой владел тридцатилетье,

                Врываясь голодом и лихолетьем

                В дурмане запахов пахучих трав.



                Чабрец и мята или татар-чай

                С чердачных балок связками свисали.

                Пейзажные просторы невзначай

                От акварельных красок оживали.



                Вслед за грозой с сиреней соловьи,

                Захлёбываясь, падали на травы.

                Интеллигенцию недаром в Крым вели

                Традиционно монархические нравы.



                О нём мне Бунин первым рассказал,

                Как он в гражданскую войну спасал,

                Когда судьёй был посвист беспредела,

                То красных, а то белых от расстрела.



                И теми и другими он допрошен.

                Отпущен. Снова взят. Рисунки и стихи.

                Холмы и степи от кузнечиков глухи.

                Фамилия? Максимилиан Волошин.



                Поэт, он, как дитя, всегда безгрешен

                И, как юродивый, болтает невпопад.

                В Москве салют и у Кремля парад,

                А он твердит, что враг зазря повержен.



                Ведь каждый мученик почти Христос,

                Не важно – большевик он или белый.

                Что от усобиц сгнил без жатвы колос спелый,

                Крапивой дикой русский дом зарос.



                Поэт в Крыму куском кефали сыт,

                От лёгких вин весельем  хмелен.

                Пусть он, не умерший, журналами забыт,

                Но он поэзии остался верен.



                Зимою прошлой он в Одессе проживал

                И с Буниным, как с братом, подружился,

                Который  ему лично помогал,

                Чтоб  невредимым  к дому возвратился.



                Его теперь печатают лишь там –

                На Западе, а здесь он под запретом.

                Когда умрёт, посажен будет Мандельштам

                И многими друзьями в страхе  предан.



                Всё это позже, а пока они

                Оба живые и идут вдоль моря,

                О чём-то горячо и жадно споря.

                Ламп керосиновых в домах зажглись огни.



                Наверно, спор их вечен, как всегда.

                Волошин – монархист.

                Как все евреи,

                Против короны Мандельштам, его звезда –

                Социализм и человек труда,

                Кибуци на селе и танец Саломеи.



                Когда б он знал, что с голода умрёт

                В дальневосточной по этапу пересылке,

                То перестал бы мстить и верить пылко,

                Что наш пример весь мир перевернёт.



                Но шёл тогда ещё двадцатый год,

                И многие, как он, не понимали,

                К чему звал  Троцкий обезумевший народ.

                Махновские  тачанки грохотали.



                Перекрестившись кружкой самогона,

                Они ворвались в сонный Перекоп,

                Чтоб покатился к морю в эхе стона

                И в свисте сабель конницы галоп.



                Стояла середина ноября,

                Мороз сковал азовские просторы,

                Образовав ледовые заторы

                И в них впаяв флотилий якоря.



                Спасибо Врангелю, он многих спас

                Из Севастополя и вывез за границу.

                К врагам безжалостен рабочий класс –

                Одних в расход, других для крыс в темницу.



                Махно во Франции закончит жизнь свою.

                Как анархист, заочно трибуналом

                Приговорён  к расстрелу.

                Как в раю,

                У кромки моря бродит при закате алом

                Поэт Волошин, написав статью.



                Но всякое безумье затухает,

                Ночной маяк под утро догорает.

                Страна смирилась, сатана ожил:

                Порушил церкви,  девок  обобщил,

                Пятиконечную  всем на картуз пришил,

                Народ вослед безбожников взрастил.



                И застонала вся земля кругом,

                На Украине голод и в Поволжье.

                Чтоб уцелеть, все породнились с ложью,

                Креститься  забывая перед сном.



                Вулкан давно остыл, закончилась война,

                Лишь крымский голод – в памяти погостов.

                Под Карадагом Коктебель, там море и волна,

                И бескозырки с Феодосии матросов.



                Где красный мак разбросан по холмам

                И камни вулканического взрыва,

                Степной и жаркий воздух от порыва

                Дрожит полынно и мешает снам.



                Казалось, жизнь наладилась почти,

                Ведь человек живуч, как плющ упрямый,

                Что по камням к деревьям вверх ползти

                Обрубком будет или всей лианой.



                Вновь в Крым спешат к Волошину поэты,

                Ещё художники и разные эстеты.

                В стране взошёл советский авангард, -

                Он наглости юнцов совсем не рад.



                Париж, не видя,  хают за глаза.

                В больной отчизне только чудеса:

                В серпастых молниях – всемирная гроза.

                От лозунгов и стука в дверь дрожишь

                И никуда от них не убежишь.



                Все символисты стали реалисты,

                Их от богемы революция спасла,

                А Блока с Гумилёвым в гроб свела,

                Чтоб правили культурой сталинисты.



                И даже основатель символизма

                Валерий Брюсов стал писать не так.

                Сжимая сухонький профессорский кулак,

                Уже приветствует основы атеизма.



                Он в партию вступил, чтоб не мешали жить

                И с голода не  сдохнуть  в подворотне

                В Москве холодной.

                Но уже творить

                Не смог, как прежде, с милостью господней.



                Он создал курсы для филологов-студентов

                В старинном доме  Герцена.

                К Тверской

                Дом близко, там, на  «Пушкинской», в пивной

                Студент штудировал античности конспекты.



                Среди других, чьи имена забыты

                Историей погибших и живых,

                Тогда учились, вдохновеньем сыты,

                Тарковский и Мария Петровых.



                Ценившие  Ахматову во всём,

                Даже тогда, когда не безопасно

                Попасть из-за любви не гласно

                В запретный список в заведении одном.



                Идеология с искусством  –  неразлучны,

                Об этом знали пролетариев вожди.

                Следить за нами органам  подручно,

                Попробуй, правда, за поэтом уследи!



                Кого всегда боится диктатура? –

                Поэт или писатель.

                Их труды

                Из области классической культуры,

                От их презренья жди большой беды.



                Тогда пусть ложь, как знамя демонстраций

                Ведёт народ, куда его ведут.

                Голодные – они весь мир сомнут,

                А русские всегда умеют драться.



                Мир  перевёрнут  и погряз во лжи

                И дальше шествует, раздвинув рубежи.

                Вокруг рождаются заведомо  дебилы,

                Ломая жизнь по праву дикой силы.



                На площадях  горланит  Маяковский,

                Беря агиткой сходу города.

                Ему послушно вторят отморозки:

                « Для будущей страны роль Пушкина чужда,

                Как всякого дворянства отголоски!»



                Они стремятся памятник снести,

                Их футуристы к этому толкают,

                Цензуре и наветам потакают,

                Как без таланта почесть обрести.



                А в Коктебеле снова тишина,

                Где море в качке долбит твердь земную

                И пышно всходит полногрудая луна

                Залить террасу светом и листву ночную.



                С разгона в стёкла бьются мотыльки,

                Куст чайной розы с мелкими цветами

                Разросся вширь и обхватил руками

                Два ближних дерева.

                И лишь стихи горьки.



                А по утрам призывный чаек крик

                И облака над Карадагом кучевые.

                За много лет он ко всему привык,

                Но каждый день всё видит, как впервые.



                Дельфины гонят серебристых рыб косяк,

                Выписывая дуги над водою,

                А по холму над дымкой золотою

                Идёт Христос – и это добрый знак.

                Народ очнётся и пойдёт за ним,

                Пускай Европа только не мешает,

                Когда прогрессом святость отвергает

                И молится запасам золотым.



                Но Голубой залив, но Коктебель

                И белый парусник, летящий по закату

                И  обходящий  галечную мель,

                Причалить близко к мостикам горбатым –

                Куда их деть?

                Зачем бетон и сталь?

                Что нам дома до неба обещают?

                Синицу вёрткую и ту в метели жаль

                Или сосну, что ураган ломает.



                Жаль Киммерию и исчезнувшую мощь

                Старинной  Кафы и торговых связей.

                От водки с севера вся смута безобразий

                И крики пьяные уже привычны в ночь.

                «Опохмелиться!» - вот и вся мольба.



                А раньше были чинные веселья:

                Портвейн Ливадии, романсов пенье,

                В горах зелёных на косуль стрельба.

                Но в море канули былые времена

                И честь дворянства больше не нужна.



                Вино мешали родниковою водой,

                Графин стоял, наполненный до края

                И  принесённый  из прохладного сарая,

                В любом саду.

                Сон канул золотой

                Вместе с тенистою беседкою резной.



                Уже в Италии диктатор Муссолини

                Провозгласил фашизм и новый век.

                А значит снова войны и кровавый снег

                За волчьей стаей от мороза в дымке синей.

                Стрельба эсминцев, танковый огонь.

                За недовольство населения – расстрелы,

                Чтоб ангел смерти, как палач, умело

                Над  полумиром  распростёр ладонь.



                Жаль человека и бездомное зверьё,

                И жалко ветер, стонущий над морем.

                Ещё наступит смерти забытьё

                Пока о смысле жизни бесконечно спорим.



                Поэт всегда бессмертен, ведь талант

                Дарован  высшей милостью за честность.

                Вулканом брошены холмы на местность,

                Где жил Волошин.

                Бог – не виноват!



                Я так и не доехал в Коктебель,

                Но всё-таки когда-нибудь приеду,

                Пускай наступит солнечный апрель

                И ляжет тень пятнистая по следу.





      НАСЛЕДНИК ГРЕКОВ



Мрачен Волошин и мрачны стихи.

Значит, эпоха такая досталась,

что перевесили наши грехи

и сострадания в нас не осталось.



Тлеет поземка, гудят фонари,

вьются кровавые бесовы флаги.

К власти приходят с тех пор блатари,

морды сыты и пьяны для отваги.



Сколько евреев и разных грузин,

а латышей – для расстрелов безвинных?

Лысый, картавый их вождь – водрузил

рядом с собой, строй создать справедливый.



Все революции – гибель основ,

энтузиазм  победившего хама.

Праздничный пир для тюремных клопов

и спецпайки для партийных паханов.


Мрачен Волошин. И есть от чего.
Только природа и море спасают

и овевают лицо, как чело,

ветром соленым. И грек засыпает.



1995 г., Ялта





© Copyright: Вячеслав Левыкин, 2020


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама