Стихотворение «Анализ стихотворения»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Без раздела
Темы: творчество
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 108 +1
Дата:
Предисловие:
Восемь лет назад, случайно оказавшись в сообществе пишущей братии, я сказал:-Хочу научиться делать рецензии. В ответ услышал:- У чего захотел!  Но я всё таки решился. (Чтобы, ненароком,  не наступить на любимый мозоль  кого-либо из тех «школьных знахарей»), сделал рецензию на своё собственное стихотворение . Теперь хочу знать, насколько удачен  мой дебют.

Анализ стихотворения




 Стихотворение "Навруз!"

Стекали ручьи по кремнистому скату.                                                        
В селениях горных справляли Навруз.                                                                  
Неспешное солнышко плыло к закату.                                              
Гостил я у друга в посёлке Юлдуз.
АпрЕль на порОге. БелЁсая вАта                                                                           
 На фОне лазУрного нЕба клубИтся.                                                  
МенЯ привечАют , как внУка, как брАта,                                                
Как будто я Феникс-священная птица.
Под снежным покровом ещё перевалы                                                                                                            И стужа, хоть редко, в окошко стучит.                                                             
 Но солнышко плавит сугробов дувалы                                                       
 И гонит к подножью Чаткала  ручьи.
НаврУз здесь и прАздник, и гОсть, и правИтель.                                                 
 Дней сОлнечных свЕтлых, веснЫ учредИтель.
МорОз ещё  стАвит свой штЕмпель на скАлы,                                                                
Но штЕмпеля нАледь смывАет НаврУз.                                                    
ТандЫры пылают, дымятся мангАлы,                                                                                                                        Я шАпку-ушАнку сменИл на картУз.
Напевы комуза. Танцует Феруза.                                                                 
 Хрустальные звоны стремительных вод                                                                                                              И серая птаха поклонница блюза                                                                    
На ветке сирени качаясь поёт.
Глаза у Ферузы, кишлачной девчонки,                                                              
Лукавством весёлым горят:                                                                             
 -Ну что ты, как старый, скучаешь в сторонке!-                                     
 Как будто бы мне говорят.
Какой же  я стАрый! И гОлос мой звонкий.                                                                                   
 И в танцах таджИков я тОже искуссный.                                                   
 Желанья девчОнок                                                                                                                                                              по взглЯдам читаю.                                                                                        
И в танец неждАнно, со свИстом, по-рУсски,                                                                                          
Я птИцей, я вЕтром, я вИхрем влетаю.
Джигиты ревнУя пришельца бранЯт.                                                              
Но есть и другИе, хатынки седые,                                                                
ОнИ мне за тАнец                                                                                                  
"рахмат" говорят.                                                                                                                                   Стихотворение моего собственного сочинения
я
Послесловие:


Анализ

Тема стихотворения: культура и традиции народов юго-востока бывшего СССР.                                               
Идея: ностальгия по утраченному братству народов канувшего в Лету Союза Советских республик.                                                                                                                     
Сюжет- горное поселение. Навруз: праздник, сохранившейся со времён язычества. Общение представителей народов разных культур.                                                                                             

Художественные средства: форма-катрен; размер- четырёхстопный амфибрахий.                                                                    
У жителей Центральной Азии искромётных танцев нет. Таджики, Узбеки в танце неспешны, грациозны: показывают не лихость, а достоинство.  Чтобы это показать в стихах, двухсложный размер не подойдёт.  Поэтому амфибрахий: "\ГлазА у.\ смуглЯвой\ кишлАчной\ девчОнки\ задОром\ лукАвым\ горят"                       Но русскому духу нужен другой темп- темп гапака. Как быть? А очень даже просто: тот же амфибрахий, только сочетание слов в предложении -бессоюзное.                                                                                        "И в тАнец\ неждАнноно\, со свИстом\, по рУсски\, Я птИцей\, я вЕтром\, я вИхрем\ влетаю".                                           
Ярких эпитетов в стихотворении нет. Зато  метафоры какие! "Белёсая вата на фоне лазурного неба клубится" "Не спешное солнышко плыло к закату" "Напевы комуза, горянка Фуруза, и снежная свежесть стекает с высот, и серая птаха , поклонница блюза, на ветке сирени качаясь, поёт"  "Мороз ещё ставит свой штемпель на скалы, Но штемпеля наледь смывает Навруз; Тандыры пылают, дымятся мангалы"...И следом: "Я шапку-ушанку сменил на картуз" Только тот, кто напрочь лишён дара воображения не увидит в строках этих всенародного торжества. Строка: "Я шапку-ушанку сменил на картуз" говорит читателю о том, что Навруз- праздик связанный со сменой времени года.                                   

Рифма.                                                                                                                                 
 Особо ценных рифм здесь не много. Но они есть:  стучит- ручьи, вод-поёт, искусный- по-русски. Имена существительные рифмуются друг с другом  не только в разных падежах (Феруза-блюза), но и в составе (девчонки-во множественном,  сторонке-в единственном числе).
Данное стихотворение автору удалось: образы созданы, тема раскрыта.                                                                                                   
Реклама
Обсуждение
     17:56 06.07.2024
Я не критик, но скажу так: делать анализ своего же произведения - это сложно. Нужен здравый, трезвый подход. 🤔🫢🤐
Реклама