Произведение «Цикл "Гордость России". Михаил Богданович Барклай де Толли» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Сборник: Гордость России
Автор:
Баллы: 36
Читатели: 1718 +3
Дата:
«Барклай де Толли»

Цикл "Гордость России". Михаил Богданович Барклай де Толли

На одной из интернет-страничек попались мне как-то раз на глаза такие строчки: «Знаменитый полководец русской  армии, имеющий титул генерал-фельдмаршала, на счету которого десятки успешных сражений Отечественной войны 1812 года и военные походы за пределы России, Михаил Богданович Барклай де Толли мог посоревноваться по популярности с самим Суворовым».
Раньше мне никогда не доводилось слышать про такой титул находящихся на военной службе офицеров. Получалось очень интересно: два достаточно высоких звания – и  генерал, и маршал – как бы соединились в одном. Могло ли вообще быть такое?  Любопытства ради, я решила посмотреть, что же это всё-таки за чин, и сколько генерал-фельдмаршалов было в России вообще?
Оказалось – всего шестьдесят четыре человека. Согласитесь, за всю историю России, это немного.
Далее читаем: «Генерал-фельдмаршал – это высший военный чин в российской армии с рубежа XVII-XVIII веков  до 1917 года». То есть, фактически второе по старшинству воинское звание (выше него по рангу стоит только Генералиссимус). Само собой разумеется, чтобы военному присвоили такое звание, надо было не просто СЛУЖИТЬ, его надо было ЗАСЛУЖИТЬ.
Так каким же образом столь высокое звание присвоили потомку древнего шотландского рода – Михаилу Богдановичу Барклаю де Толли? За беспримерную храбрость? Или за разработку необычной концепции ведения боевых действий, с помощью которой было выиграно не одно сражение? А, может быть, и за то, и за другое?
Обратимся к истории…

Если проследить за родословной Барклая-де-Толли, можно увидеть, что род его берёт начало в XI веке. По линии отца Михаил Богданович является потомком древнейшего шотландского рода. В анналах истории первым в этой родовой линии упоминается некий Роберт Барклай, имевший скандинавские корни. Служивший в армии Вильгельма I (он же Вильгельм Завоеватель или Вильгельм Нормандский) Роберт Барклай оказался в Британии, где и решил остаться жить.
В те далёкие времена воины, хорошо зарекомендовавшие себя на службе Вильгельма I, имели право выбрать себе место жительства по собственному усмотрению. Роберт Барклай выбрал деревню Баркли, название которой было созвучно с его именем.

Двое сыновей, появившихся у Роберта Барклая, разделили шотландский род на две ветви: Барклай оф Гартли и Барклай оф Тоуи. Род Барклаев оф Гартли прекратил существование ввиду отсутствия детей. Зато род Барклаев оф Тоуи благополучно процветал. Здесь надо отметить, что с чисто языковой точки зрения даже для привычных к большому количеству дифтонгов и трифтонгов  в речи шотландцев выговорить фамилию «оф Тоуи» было не очень удобно. Поэтому спустя три или четыре поколения не очень удобное для произношения «оф Тоуи» перетрансформировалось сначала в «оф Толли», а потом (очевидно, сказалась мода на европейские имена) в «де Толли».

Пришедший к власти Оливер Кромвель начал проводить свою политику. Потомки воинов, верой и правдой служивших Вильгельму I, попали при новом военачальнике в опалу. Вынужденные бежать из Британии, они пересекли границу несколько раз, пока не обосновались в Риге.
Позже, когда Латвия вошла в состав Российской Империи, отцу будущего полководца Вайнгольду Готтланду  улыбнулась удача. Мало того, что он получил княжеский титул, он ещё очень удачно женился. Маргарита Элизабет фон Смиттен была немкой по происхождению и имела дворянский титул, так что титул князя Вайнгольду Готтланду пришёлся как нельзя кстати. В декабре 1761 года у счастливой пары родился сын.

Правда, мальчика назвали на немецкий манер, и он получил имя Михаэль Андреас. Местный же священник из православных наотрез отказался дать младенцу «чужеродное» имя, которое отсутствовало в Святцах. Так, Михаэль получил имя Михаил.
Отчество же Богданович только что окрещённый Михаил получил так: имя его отца Готтланд переводится с немецкого языка как «земля, данная Богом». А раз даже в отцовском имени было упоминание Всевышнего, как «Богом данный», священник счёл самым разумным не только окрестить мальчика, но и дать ему новое отчество, в котором он углядел Божий Промысел – Богданович.

До четырёх лет Михаил рос и воспитывался в собственной семье. Но на семейном совете, собранном сразу после дня рождения Михаила, его было решено отдать его на воспитание в Санкт-Петербург, где проживала родная тётка матери. Дело в том, что в XVIII  столетии процветала среди немцев традиция: если кто-то из родственников не мог иметь детей, ему отдавали на воспитание собственных сыновей или дочерей. Так Михаил оказался в Санкт-Петербурге. Надо отметить, что приёмные родители очень полюбили мальчика, поэтому они старались добросовестно выполнять свои обязанности. К маленькому Михаилу были приглашены лучшие учителя по всем наукам, которым обучались его сверстники в школе. Получая домашнее образование, Михаил увлёкся стратегией и тактикой ведения боя. Кроме того, к четырнадцати годам он свободно общался на нескольких иностранных языках.
Поскольку приёмный отец находился в звании полковника, его не могло не радовать то, что Михаил проявлял сильное желание стать военным. Ещё в шесть лет мальчик был зачислен в ряды Новотроицкого кирасирского полка, находящегося под командованием его приёмного отца. По прошествии двух лет, когда Россия начала войну с Османской империей, маленький Михаил с нетерпением ждал писем с полей сражений и не отходил от карты боевых действий, читать которую он научился почти сразу же, как начал учиться обычным наукам.

Однако судьбе было угодно распорядиться так, что свою воинскую службу молодой Барклай де Толли начал не в Новотроицком, а в Псковском карабинерном полку. Через два года ему дали звание корнета, а ещё через пять лет пожаловали чин поручика (младшего офицера).
Приученный читать с детства, Михаил не оставил этой привычки и в более старшем возрасте.  Среди однополчан он выделялся высоким уровнем образованности, что дало многим его сослуживцем возможность посмеяться над «учёным» офицером. Зависть не очень хорошо разбирающихся в военном деле товарищей, привела к тому, что его обвинили в доносах начальству. Тогда генерал Паткуль, который был другом приёмного отца Барклая де Толли, перевёл молодого офицера на службу в Санкт-Петербург. Именно там молодой поручик увлёкся трудами М.И. Кутузова. Он обратил внимание, что в своих статьях Кутузов делал большой  упор на содержание самых обычных солдат. Именно благодаря трудам Кутузова, молодой Барклай де Толли перенял эту точку зрения и позднее, когда он сам стал командовать войсками, первое, о чём он заботился – это была жизнь простых солдат: их обеспечение и содержание.

Следующее воинское звание – подполковника – Михаил Богданович получил только спустя десять лет. К тому времени началась русско-турецкая война 1778 года. Именно тогда Барклай  де Толли обратил на себя внимание как расчётливый и хладнокровный командир, который мог принять тактически верное решение прямо на поле боя.

1788 год стал знаменательным в жизни Барклая де Толли. Именно в  1788 году, когда  русская армия предприняла штурм Очакова, ему удалось познакомиться с М.И. Кутузовым. В этом же году он получил свою первую награду – орден Св. Владимира за спасение своего друга и покровителя – принца Ангальта. Через год принц был убит в бою со шведами. Примечателен тот факт, что перед смертью он успел подарить Михаилу Богдановичу свою шпагу, с которой через несколько десятилетий похоронят его самого.

Политические рокировки при дворе и борьба за власть способствовали тому, что Барклай де Толли на какое-то время был отлучен от военной службы. Боевые действия со своим полком он возобновил только в 1806 году, когда столкнулся с армией Наполеона.
О том, что Михаил Богданович был талантливым военачальником, говорит хотя бы тот факт, что в 1809 году он придумал хитрую военную операцию. Как известно, в марте лёд на реках и озерах уже достаточно тонок. Однако, самоотверженность этого человека не знала пределов. Перейдя со своим корпусом пролив Кваркен (там, где солдатам угрожала гибель из-за тяжёлого обмундирования, им было приказано перебираться ползком, чтобы не утонуть), русские войска внезапно появились в самом тылу противника. Блестящая операция привела к тому, что война между Россией  и Швецией стала угасать и потихонечку сошла на нет. Сам генерал Барклай  де Толли  способствовал присоединению к России ещё и Финляндии, а после того, как это присоединение осуществилось, он стал губернатором на вновь присоединенной земле.

Правда, гражданская служба угнетала Барклая де Толли. Несмотря на то, что с мирной задачей он справился не хуже, чем с военными, сердце его  стремилось обратно в армию. В 1810 году его назначают военным министром Российской империи.  То, что войны с Францией не избежать, было уже ясно. Поэтому на плечи нового министра легла задача по подготовке  армии к неизбежной войне с Францией.
Вот тогда-то и пригодились Михаилу Богдановичу знания, почерпнутые когда-то в книгах, где  Кутузов рассказывал о том, как следует вести бой. Не забывал Барклай де Толли следовать и второму своему принципу: следить за благосостоянием солдат. Он понимал, что боевые задачи без простого солдата решить невозможно, и, принимая это во внимание, добился увеличения финансирования армии и расширения штата.

И вновь блестящие знания в области тактики позволили Барклаю де Толли проявить себя талантливым военачальником. Он разрабатывает свой план ведения войны с французами. Новизна этого плана заключалась в том, что русская армия должна была медленно отступать в глубь страны, растягивая при этом коммуникации вражеской армии. Позднее этот план получил название «Скифской операции».
Завистников хватало всегда и везде. Казалось бы,  Россия являлась матерью для всех одинаково. И защищать её все должны были одинаково. Однако Багратион, которому не давали покоя успехи Барклая де Толли, вместо того, чтобы следовать приказам военного министра, начал писать на него доносы. И не кому-нибудь, а царю.
Ситуация для Михаила Богдановича сложилась двоякая: с одной стороны, его  «Скифская операция» позволила очень сильно ослабить силы французской армии, что стало ясно уже на подходах к Смоленску. С другой – Багратион и генералы, не имевшие опыта ведения подобных кампаний, продолжали оказывать на царя давление. В конце концов царь принимает не самое правильное решение, а именно: снять с должности Барклая де Толли.
Поняв, что его заслуги перед Родиной, остались не оцененными, военный министр решает принять участие в Бородинском сражении вместе  с рядовыми солдатами.
«Самым большим моим желанием было и есть остаться на Бородинском поле в числе павших», - писал позже Михаил Богданович.
К счастью или к несчастью, этого не произошло. Во время сражения при Бородино Барклай де  Толли показал такую храбрость, что мнение царя и большинства генералов переменилось…


Очень хорошо о героях войны 1812 года сказал А.С. Пушкин:

О, люди! Жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного. Поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     11:32 20.02.2024 (1)
Спасибо. Интересно было узнать его родословную.
     00:26 21.02.2024
Да, весьма интересная судьба была у этого человека. Я и сама не знала. А начала писать - и увлеклась. 
     20:47 06.06.2023 (1)
Очень интересно. Совершенно правильно знакомить читателя с такими героями ближе.   
     00:25 21.02.2024
1
Светлана, спасибо Вам. 
Простите, что пропустила Ваш комментарий. Да, этот военачальник был от Бога. Жаль, что талантливых военных было много, но все они гнули свою линию. Барклай же Толли - в одну сторону, Багратион - в другую. Тучков - как бы вообще сам по себе. Странно, что вообще Бородинскую битву выиграли. 
     22:53 30.08.2020 (1)
Интересно написали, Магдалина!
     11:01 31.08.2020
Спасибо, Владимир. В своё время много читала про этого полководца, и уже тогда захотелось написать. А после того, как побывала в Ленинграде - эта мысль укрепилась окончательно. 
Спасибо Вам, я рада, что понравилось.
     14:33 21.03.2020 (1)
1
Спасибо, Магдалина, за интересную статью и память о наших героях. "Генерал-фельдмаршал" - было вполне распространённым воинским званием. У нас в СССР его урезали, но в Европе оно оставалось и в 20 веке. Так, к примеру, за успехи в Ливии и Египте в 1942 году звание генерал-фельдмаршала вермахта получил знаменитый "Лис пустыни" - Эрвин Роммель. 

С уважением, Андрей. 
     11:17 23.03.2020 (1)
Спасибо, Андрей. Я читала про Роммеля очень давно. Если я не ошибаюсь, там что-то было связано с танками.
Звание же Генерал-фельдмаршал  ещё в царской России присваивали не только русским, но и иностранцам.
     13:18 23.03.2020 (1)
1
Да, Эрвин Роммель - командующий немецким Африканским корпусом и танковой армией «Африка» в Северной Африке. Несмотря на то, что он воевал на стороне нацистов, отношусь к нему с уважением как к профессионалу своего дела. Повезло союзникам, что Гитлер не всегда прислушивался к его мнению, иначе битва за Северную Африку закончились бы для них весьма плачевно. В повести "Мальтийские лебеди" о любви и войне в Средиземноморье я уделил ему особое внимание: Глава 17. Знакомство с «Лисом пустыни» - https://fabulae.ru/prose_b.php?id=96096 - он был профессионалом своего дела и не разделял с нацистами их убеждения. Судьба его печальна - в 1944 году по ложному доносу был обвинён в покушении на Гитлера. Учитывая заслуги генерал-фельдмаршала и его популярность среди солдат и населения, Гитлер предоставил Роммелю выбор между трибуналом и самоубийством, и он принял цианистый калий. 

С уважением, Андрей. 
     13:29 23.03.2020 (1)
Не разделял их убеждения, но воевал на их стороне? И за что его уважать? Или как говорят "ничего личного, просто работа"?
     18:20 23.03.2020 (1)
1
Роммель, как и любой командующий, выполнял приказы сверху и делал свою работу. Есть хороший закон военной тактики и искусства: "Кто относится к противнику с легкомыслием и презрением, уже проиграл ему бой, даже если он ещё не начался." Среди командующих вермахта есть ряд старших офицеров, которых, несмотря на то, что они были нашими врагами, я, как историк, не могу не уважать - они были профессионалами своего дела, так же как и Конев, Жуков, Василевский, Рокоссовский, Ватутин, Монтгомерри, Эйзенхауэр, Паттон и т.д.

С уважением, Андрей. 
     10:45 24.03.2020 (2)
А винтовку тебе, а послать тебя в бой (С) горе-историк.
     13:08 24.03.2020 (1)
1
В отличии от вас, "уважаемый", у "горе-историка" высшее образование - за плечами исторический факультет, где он научился аналитике происходивших и происходящих событий. В настоящем бою уже был и не раз - за плечами опыт второй чеченской. Глупо пугать винтовкой того, кто, благодаря подготовке, умеет обращаться с разными образцами отечественного и зарубежного стрелкового оружия, в том числе и времён Второй мировой войны, так что умерьте свой пыл, коллега.

Без уважения, Андрей.
     12:08 25.03.2020 (1)
Ты лжец, Штин. Роммель был членом НСДАП, обычным фашистом, вполне разделял нацистскую идеологию. Да, Гитлер его разочаровал и он принял участие в заговоре, за что и поплатился. Украинскими артиллеристами, которые ПРОФЕССИОНАЛЬНО уничтожают население Донбасса,, ты тоже готов восторгаться? Что до моего образования, мистер лгун, то у меня 3 высших, так что хвалиться тебе надо не передо мной. Я тебя давно не уважаю, но вот повод сказать и нашёлся.
     13:26 25.03.2020
Не лжец, а в отличии от вас объективно подхожу к истории. Почему вы её видите только с одного ракурса? Ну и что с того, что Роммель был членом НСДАП? Смог бы он стать командующим, не будучи членом партии? К примеру, многие из членов высокого ранга КПСС тоже не разделяли её убеждений и не всегда соблюдали советские и партийные законы. Могу привести в пример членов коммунистической партии: член ВКП (б) Власов, его переход на сторону немцев и создание РОА, незаконную передачу Хрущёвым - одного из лидеров КПСС единоличным решением Крыма в нарушение всех законодательных нормативов СССР Украине, "Беловежский сговор" высокопоставленных деятелей КПСС Ельцина, Шушкевича и Кравчука и развал СССР, несмотря на решение всенародного референдума 91-го же года, где большая часть жителей Советского Союза высказалась за сохранение единого гос-ва. 

Насчёт нацистского переворота в "незалежной", образа ведения боевых действий ВСУ и "подвигов" остальной евробандеровской мрази против своих же мирных граждан на юго-востоке Украины, который никогда не был украинским,а исторически были российские территории, переданные Украине Лениным, чтобы разбавить её сплошь аграрное население опорой пролетариата рабочими - я активно высказывался против их политики и всей этой мрази ещё с начала "евромайдана". Высказываюсь, и буду высказываться в сети и где смогу, разоблачая их ложь и бред про "великую войну с Россией и оккупацию Крыма", за что уже 6 лет регулярно получаю от бандеровцев и их пособников -  российских либералов-предателей письма с угрозами. 

3 высших могут быть любых высших образования, дело не в количестве, а в качестве. Я не хвалюсь, не имею любви к тщеславию, но мне хватило одного исторического, плюс накопленные с детства знания по литературе, биологии, палеонтологии, астрофизике и астрономии, так что дипломы о высшем образовании ещё не показатель уровня знаний. Спасибо, что сами раскрыли причину возникшего конфликта между нами - она в обыкновенной ненависти и неприязни ко мне, не более того. Чего, в принципе, я и добивался, пусть другие читатели её видят и чего вы стоите, как оппонент. Благодарю, что сохранили моё драгоценное время - продолжать дальнейший диалог с человеком, который не может возразить по существу, а раскаляет его лишь из ненависти, не вижу смысла.

Без уважения, Андрей.
     11:45 24.03.2020 (2)
Господин, Декосье, мы все здесь взрослые люди, и прекрасно знаем, что даже "опустить ниже плинтуса" можно достаточно красиво. Или практически незаметно. Или, якобы пустив а ход юмор. Методов много. Вспомните хотя бы достаточно известное произведение Чехова "Разговор человека с собакой". Поглаживая свою собаку  и говоря с ей благожелательным тоном, хозяин употребляет в речи далеко не добрые слова.
У меня будет к Вам убедительная просьба: не делайте попыток хотя бы в минимальной степени унижать авторов, частности ЧРК. Андрей - не горе-историк, а достаточно образованный человек, который (заметьте!) не опускается до до того, чтобы сводить с Вами счёты. Назвать человека "горе-историком" только за то, что его точка зрения не совпадает с Вашей, это по меньшей мере неэтично.

Магдалина Вячеславовна
     02:34 27.03.2020
А писать, что у него высшее образование в отличие от меня - не унижение?  Да он к тому же и трус, поскольку спрятался за ЧС. Больше не о чем говорить.
     13:26 24.03.2020
1
Спасибо, Магдалина, за доброе слово в мою честь. Сводить с кем-либо счёты не имею привычки и считаю это занятие ниже своего достоинства, если где-то был неправ, всегда признаю свои ошибки.

С уважением, Андрей. 
     19:58 24.03.2020 (1)
1
Люблю читать о людях из серии ЖЗЛ,
     21:06 24.03.2020
Спасибо, Владимир. Я тоже люблю.
Вообще же стараюсь писать  о людях, о которых так мало пишут в учебниках. А такого быть не должно, потому что это люди - о которых реально надо знать  подрастающему поколению.
Да и нам не лишне, если честно.
Спасибо Вам большое!
     02:14 14.03.2020 (1)
1
Интересный пост!
Спасибо !
ЖЗЛ - хорошая  серия  книг ... с удовольствием читала и  храню книги, когда-то купленные ..
О Барклай де Толли не  было  и с удовольствием  читала ...
     10:21 14.03.2020 (1)
1
Спасибо, Вера.
Очень старалась показать этого человека таким, какой он был на самом деле. Твердость духа и мягкость характера - вот что в нем было.
Из серии ЖЗЛ использовала не только книгу о Барклае де Толли. Есть ещё книга обо всех тех, кто принес нам победу в войне 1812 года. Она так и называется: "Герои 1812-го". Вот там материал интересный.
Вообще, когда читала о том, как Багратион не принимал стратегий Михаила Богдановича, с горечью подумала: "Всегда существовали такие понятия, как зависть и желание выслужиться".
Сами подумайте: идёт война, Россию надо спасать от внешнего врага, а вместо этого один военачальник строчит доносы на другого. Видимо, всегда это было, как ни горько сознавать...

     23:08 14.03.2020
1
Магдалина, видимо, да ...  раньше  и сейчас  ...
     10:14 14.03.2020 (1)
2
Хороший, интересный цикл о жизни людей, которых нельзя забывать, но о которых мы мало знаем.
Спасибо, Вам, большое!
     10:28 14.03.2020
1
Спасибо Вам, дорогая Фотиния, за теплоту слов.
Даже когда пишешь о военных деятелях, можно избежать изложения сухих фактов. Каждая жизнь - это судьба. Причем судьба интересная. Поэтому постаралась написать так, чтобы заинтересовать как можно большее количество читателей.
Спасибо ещё раз!!!
     05:27 12.03.2020 (1)
1
Не перевелись ещё на Руси богатыри!
Очень понравилось! Ты молодец, Магдалиночка!
     07:00 12.03.2020 (1)
1
Спасибо, Мария. Это был скорее богатырь духовный, нежели с чисто физической точки зрения. Хотя... владение шпагой  и саблей в те времена преподавалось.
Отношение сослуживцев и народа к Барклаю де Толли было неоднозначным. Я намеренно не стала писать обо всех разговорах, ходивших в народе. Сейчас уже, конечно, когда не осталось свидетелей, трудно рассуждать, кто был прав, кто виноват в том, что русской армии пришлось отступать какое-то время. Об одном большинство источников свидетельствует непоколебимо: это был человек высокообразованный и безгранично преданный родине.
Спасибо тебе. Спасибо большое!
     04:43 13.03.2020
1
Да, Магдалиночка, ты совершенно права: богатырь, это не обязательно огромный. Ещё в "Бородино" наши воины были
названы богатырями. Это внутреннее состояние человека. Патриотизм, воля к победе, любовь к родине и готовность биться за неё до конца.
     23:03 12.03.2020 (1)
1
Познавательно и основательно.
     23:15 12.03.2020
Спасибо! Старалась. Чтобы было и познавательно, и интересно.
     19:25 12.03.2020 (1)
1
Магдалина, дорогая. Такие статьи надо публиковать в учебниках по истории.Глядишь, чему-нибудь доброму, разумому бы и научили!
 Ты - молодец!
     22:32 12.03.2020
Спасибо.
Как-то вот не подумала я про учебники. Ладно, про Барклая де Толли хоть какая-то информация в тех же самых учебниках есть. Про того же самого Макарова - нет вообще ничего.
Когда я писала, внимательно рассмотрела картину "Военный совет в Филях". Барклая де Толли почти не видно. Зато Багратион почти рядом с Кутузовым. Конечно, это - задумка художника. Но в этом что-то есть.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама