Произведение «Радуница или мёртвому припарок» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Без раздела
Произведения к празднику: Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 812 +1
Дата:
«Н. Д. Дмитриев-Оренбургский. Пасха в славянской деревне (Воскресение в деревне). 1884»

Радуница или мёртвому припарок

    Варианты названий были такие: Радуница или мёртвому припарок - моё изобретение.
    На Радуницу до обеда пашут, в обед плачут, а вечером скачут - вычитал народное.
    Свято место Пусту не бывает - о связи с постом через переводы значений.
    Если Радуница от слова радость, то и радимичи от слова радость? и радиация...

    Странный вопрос, никому в голову до этого не приходивший... Однако и я, в начале рассказа не понимал к чему приду в конце этого детектива. Скачки у нас назывались танцы. Собирается молодёжь на танцплощадку вечером, а старики на полном серьёзе, опять на скачки? Мы с девушками до самой глубины вопроса ещё не доходили в ту пору в силу возраста, но во всё остальном взрослым уже помогали. Припарок у нас означал тоже, что и тормозок - снедь с собой в дорогу ли, на сенокос, на работу, то есть перекусить в обед на природе или на работе. А какие могли быть съестные припасы? Хлеб, яйца, сало, лук, соль, огурцы - то, что не портится на жаре. На всякий случай объясняю, ведь припарок - оно слово такое... Услышал в детстве на могилках и запомнилось. Столики и скамейки у могил - это чтобы кушать там. Древний обычай. Вот уже и дописал я свою повесть о радунице, и суть самому ясна, а проблема та же. Не знаю как назвать и с чего начать не знаю, такая уж тема. И жанр своего письма не пойму какой. Может, завтра править буду, так надумаю чего. Радуница завтра. Прапрадед с Красной Горы, её трижды Поповой называли, сейчас опять Красная. Не в честь революции, как мне в школе объясняли - я учился в соседнем районе в Клинцах. Продолжением Великодня была Светлая (Красная) неделя, длившаяся восемь дней, до Красной горки (Фомина воскресенья) включительно.  А со Светлой недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Когда встречаются по тексту или в разговоре много новых слов и, я не понимаю их истинного значения, я теряюсь. Решил разобраться с истоками Пасхи и Радуницы ещё с месяц назад, благо времени теперь достаточно. Что-то прочёл, что-то помню из детства. Когда-то народ ходил и пел волочебные песни в эти дни:

    Солнышко, вёдрышко,
    Выгляни в окошечко!
    Солнышко, покатись,
    Красное, нарядись!

    «Волочебниками» у русских назывались три дня - суббота, Великдень и следующий понедельник. У украинцев был «Волочильний понеділок». У белорусов волочебники («волочевники») разделялись на «хлопский» - в понедельник и «дивчацкий» - во вторник. Наверное, от слова волочиться город Вышний Волочек на Валдае, ведь там волоком ничего таскать не надо было. У чехов на Пасху подростки ходили по дворам колядовать, за что получали угощения. Пасхальные колядки имеют дохристианское происхождение и связаны с приходом весны, пробуждением земли и началом полевых работ. Считалось, что колядование способствует плодородию и здоровью. Колядовщики обязательно просили яйца:

    Я ещё малый колядничек, тётушка,
    Пришёл за красным яйцом.
    За красным яйцом,
    Да за белым колачём,
    Ай по нраву ли Вам,
    Тётушка, колядничек?

    На Великоденской неделе, как и на Масленицу, главное внимание уделялось молодёжи и молодожёнам. На Пасху практически везде устраивались массовые гуляния с пением, хороводами и играми, «ярмарками невест», качелями и прочими увеселениями. В Киевской области существовало поверье: когда на Великдень после разговенья выйдешь из дома на улицу, то, что первое увидишь, тем и занимайся - будет удача. В Гомельской области в ночь на Пасху молодёжь «забавлялась» ночью: крали у соседей и таскали по селу телеги, лодки, сани, переворачивали их; разбрасывали дрова, колоды, жерди, бочки, лестницы; разбирали и раскидывали заборы, колодцы; снимали ворота, калитки; перегораживали всеми этими предметами дорогу, строили из них баррикады; переплетали дорогу нитками, перегораживали палками; забрасывали телеги, лодки, сани, лестницы, колоды, бочки, колеса, плуги, бороны, ульи, калитки на крыши домов; закрывали трубу, чтобы дым шёл в хату; подпирали тяжёлыми предметами двери, чтобы хозяева не могли выйти из дома. То есть, было чем заняться утром на удачу хозяину с хозяйкой. Вот это всё можно прочесть в сети общего пользования, и сам этим занимался. Моё детство и прошло между Киевом и Минском на современной Брянщине.

    Часто езжу из Питера через Беларусь на Брянщину - самый прямой путь с севера на юг по «забытой богом земле», проезжая через Новгородчину и Псковщину, невольно вспоминаешь эту фразу. Очень красивые места! Чудесная природа и полуразваленные деревеньки за отсутствием дорог внутри областей, федеральная трасса так себе. А ехать через Смоленщину - это проклясть всё на свете - там платная дорога с щебёночным основанием существовала лет десять-пятнадцать… Как Наполеон разбил, так и застыла в той поре. Ехать на Полоцк - ужас охватывает как вспомню, один раз ездил лет 5 назад - хватит. Там просто дороги нет, а та, что сохранилась с советских времён, на ней живого места нет - вся дорога укрыта деревянными щитами или в ямы вставлены срубленные деревья… Но, когда въезжаешь в Беларусь, тебя охватывает необыкновенное чувство успокоения и весь взор твой от дороги уходит в поля. Едешь и наслаждаешься природой и качеством полотна. Потому что там и дороги великолепные, и деревеньки ухоженные, и поля цветут, и культура на дорогах совершенно иная - пропустят, уступят, уважат. Вдоль дорог гнёзда аистов прямо у домов, на полях стада, у обочин лошади пасутся по травке… Но не это более всего трогает и умиляет, а впечатляют своей ухоженностью кладбища. Кому-то покажется странным, но это так. С российскими не сравнить. Они все одинаковые, словно рощицы на холмах среди полей с белым ажурным ограждением. Издали не понять, что там за шевеление и движение происходит средь берёз, но я уже знаю. На крестах простым узлом повязаны белые вышиванки, это рушники и передники трепещут на ветру и создают иллюзию такого движения. Начал примечать с тех пор, когда обнаружил, что на некоторых кладбищах в России (Брянщины, например), существует такая же традиция обвязывать кресты или памятные надгробья…

    Никто мне на этот вопрос ответа не дал. Ленточки языческих обрядов на деревьях, это да - это я знал. Даже видел рощицу слева у поста ГАИ по «Дороге жизни» (из Санкт-Петербурга к озеру Ладога), всю увязанную алыми пионерскими галстуками в память о погибших в блокаде. Даже в Крыму на вершине скалы у знаменитого Ласточкиного гнезда стоит какое-то экзотическое дерево и всё увитое украшениями, продаваемыми тут же подле него. Отказался купить ленточку и привязать, не потому что 100 рублей жалко, а от непонимания, зачем? Девушка продавец пояснила - на счастье, мол, вернёшься сюда и что-то ещё, не помню что, но сбудется в жизни хорошее… В тот момент она мне показалась цыганкой-гадалкой, и даже понимаю почему. Вот шляпу ветром сдуло лет тридцать назад, улыбнулся ей, вот я и вернулся, сработала примета. Чтобы не расстраивать предпринимательницу и поддержать "отечественного производителя" купил у неё магнитики на холодильник и картину с видом на море и памятник. Я не могу делать то, чего не понимаю. Она не смогла объяснить зачем

    Завтра Радуница. О, сколько я потратил времени, чтобы разобраться хоть на толику в сути славянского обычая! Сознаться честно - было очень увлекательно. Не поверите - писал письмо Брянскому губернатору области в надежде из прямых официальных источников уяснить для себя хотя бы хронологию. За суть не спрашивал, понимая, что ответа не будет. Уж коли день объявляется нерабочим, то есть праздничным, то должно быть тому хоть какое-то, мало мальское объяснение и, почему именно этот день? Ведь их десятки и, если начинать разбираться самому - можно ошибиться. Суть письма сводилась к следующему. Нет, я понимал, что Радуница выпадает на 28 число (девятый день от Пасхи), но почему нерабочий день объявлен Указом 21 апреля? Если пасха была 12 числа (у католиков), то у них и Радуница своя, это понятно. А если пасха православная 19 числа, то Радуницу отмечают 28 числа. Тем более непонятно мне стало, что на Указ ссылался православный священник и благодарил администрацию области за понимание. И, знаете какой ответ пришёл? Дней через десять читаю по электронке примерно следующее: «Уважаемый, С.А. в связи с пандемией указан отменён». Про даты и хронологию ни гу-гу. Пришлось разбираться самому. Я в этом деле предпочитаю прислушиваться к белорусам.

    Словарь славянской мифологии: «Радуница в России, в Беларуси и северо-востоке Украины - поминальный день». Белорусские традиции поминовения предков в этот день сохранились с языческих времён. В Белоруссии считали, что на Великдень нельзя даже разжигать печь, иначе летом «падвор’е спаліць Пярун». Иносказательно да, я их понимаю, а что мне делать реально сегодня, если минус на улице ночью и днём до 6 тепла? Я пишу примерно в такой же деревне, что и на картине - речка, церковь, бугор - всё это есть, только холодно и на улице никого... Самоизоляция. Да и в Беларуси, думаю, не теплее будет. Там всегда весна раньше чуть ли не на месяц. Печку всё же затопил, да и завтра, судя по прогнозу погоды топить придётся, а по поверью ещё и баню... Ирония судьбы прямо - начитался на свою голову. Нет, баню я люблю, но комедию вспомнил... Хорошее кино, познавательное.

    Радоница во многом переняла черты языческих праздников поминовения предков, то есть - Дедов. Белорусская присказка: «на радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут». Интересный день, насыщенный, про себя отмечаю. Не вяжется разве с этимологией слова «радость», которую трактуют теологи. В обед они плачут, где же тут радость обеденная, если пляшут только вечером, а понимание празднования сузилось до обряда на могилках? Ничего нет достовернее, чем народные пословицы. Нам бы их понимать научиться...

    Что по этому поводу говорит википедия: Радоница в Белоруссии - официальный государственный праздник, нерабочий день (второй вторник после православной Пасхи) - День поминовения усопших. Так же в Брянской области и районах, граничащих с Беларусью, отмечается во второй после Пасхи вторник. На иных страницах ареол празднования (от очага своего, Могилёвщины) приходится на ряд российских мест (Курская, Смоленская области), и вот что пишут.

    Радуница (Радуніца и также пишется Радоница) - в 2020 году эта дата 28 апреля - весенний языческий праздник восточных славян, связанный с культом предков. Истоки этого праздника находятся в древних представлениях земледельцев о том, что умершие предки, похороненные в земле, связаны с её богатством и возможностями и могут повлиять на будущий урожай. После христианизации Киевской Руси славянские народы сохранили основную идею этой старой традиции, но извратили суть и сделали её частью нового православного христианского праздника под названием Радоница (Устав РПЦ Радоницу вообще не упоминает, дополню). Объясняют это тем, что название праздника происходит от слова «радость», и может быть переведено как «День Радости». По другой версии, слово Радуница связано со словом «род». Может показаться странным, что День поминовения усопших называют радостным. Однако здесь нет никакого противоречия (сообщают христиане). Христианская вера,


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Жё тэм, мон шер... 
 Автор: Виктор Владимирович Королев
Реклама