Произведение «29.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 5. ТЕКСТ 1-5.» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 457 +1
Дата:

29.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 5. ТЕКСТ 1-5.



29.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 5.
ТЕКСТ 1-5.

ТЕКСТ 1

 

арджуна увача

саннйасам карманам кришна

пунар йогам ча шамсаси

йач чхрейа этайор экам

тан ме брухи су-нишчитам

арджунах увача - Aрджуна сказал; саннйасам - отвержение;
карманам - действий; кришна - о Кришна; пунах - снова; йогам - преданное
служение; ча - также; шамсаси - превозносишь; йат -  которое; шрейах - благотворнее; этайох - из
этих двух; экам -  одно; тат - то; ме -
мне; брухи - скажи; су-нишчитам - определенно.

 

Aрджуна сказал: О Кришна, сначала Ты велел мне отказаться от
деятельности, а затем дал совет действовать в преданном служении. Прошу Тебя,
скажи прямо, какой образ действий лучше.

 

 

 

 

 

БОГ:
Перевод правильный, но есть неточность. Точный перевод: «1.Арджуна сказал.

Отречение
от работы и путь йоги (связующего процесса с Богом) Ты снова восхваляешь, о, Кришна.
Прошу Тебя, скажи  более определенно,
какой путь их этих двух будет  лучше для
меня.».

 

 

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: В пятой главе «Бхагавад-гиты» Господь доказывает,
что деятельность в преданном служении лучше сухих философских рассуждений.

 

 

 

 

БОГ: О философских рассуждениях в данной главе нету речи. Не
идет доказательство того, что лучше, путь йоги (связующего процесса с Богом)
или философские рассуждения. Это результат неверного перевода стихов автором
комментариев. Речь идет о философах санкхйи и о йоге (связующем процессе с
Богом). Бог Указывает, что, становясь на один из этих путей, человек достигает
один и тот же результат, или результаты обоих. Об этом говорится в ст.4-5 гл.
5. И этим вопрос о санкхйе в этой главе исчерпывается.

 

 

 

 

 

Заниматься преданным служением гораздо легче, нежели философскими
поисками истины, поскольку преданное служение, будучи духовным по природе, не
имеет материальных последствий.

 

 

 

 

БОГ: Нигде у Бога не легче. В каждом направлении мыслительной
деятельности Бог работает с человеком оптимально, выкорчевывая все, что лишнее,
и внедряя Божее самыми непредвиденными для человека путями. Бог работает с
человеком, что называется, непокладая рук, используя в полной мере для данного
уровня сознания, для данных качеств, для данной ступени развития все
Божественные средства, и милующие и нет, задействуя тело, мысли, чувства, давая
обстоятельства и ситуации, давая ошибки, давая пути преодолений, давая через
все единственное направление, и далее очищая и снова направление и так по
узкому коридору, где нет на самом деле альтернатив, выводит на тот уровень
человека, который для него на данный период оптимальный… И никогда работа Бога
над человеком не завершается. Вычистив от грязи один угол души, Бог принимается
за другой, третий, четвертый и снова по новому кругу и  еще больней… Кидая из стороны в сторону
мыслительный процесс и все в человеке направляя на План Бога на человека в этой
жизни. И в преданном служении человеку непросто, и в любой йоге человеку
непросто, и тому, кто идет по пути философов санкхйи не легко. Но и те и другие
уже не будут падать в материальный мир. Ибо, если  Бог взялся за человека, если ему уже пора,
если качества уже это позволяют хоть в малой степени, то этот человек
непременно и достигнет уровня преданного служения во всей полноте и непременно
в своей время будет отправлен на духовный план.

 

 

 

 

Во второй главе Господь изложил азы духовного знания, рассказав
Aрджуне о природе души и ее заточении в материальном теле. Там также говорилось
о том, как вырваться из материального плена, воспользовавшись методом
буддхи-йоги, преданного служения.

 

 

 

 

БОГ: Так можно сказать.

 

 

 

 

В третьей главе Господь объяснил, что человек, который обрел
истинное знание, освобождается от всех долгов и обязанностей, а в четвертой
главе Он рассказал Aрджуне о том, что обрести знание можно, совершая различные
виды жертвоприношений.

 

 

 

 

БОГ: Это не точно. И третья и четвертая главы охватывают
значительно больше вопросов, и никак в одной строчке уместить суть этих глав
невозможно и не следует этого делать, ибо это, приведенное выше, сугубо личное
восприятие приведенных глав. Каждый человек, изучая Бхагавад-Гиту, получит от
Бога и не однократно, свое личное понимание, свои акценты в каждой главе, и
заранее человека настраивать на определенное неавторитетное также мнение не
следует. Изучая Бхагавад-Гиту человек Волею Бога будет сам открывать для себя
свои акценты, что-то новое, постепенно развивая религиозную мысль и понимание.
Поэтому заточать разум человека в определенные рамки нельзя.

 

 

 

 

Однако в конце четвертой главы Господь велел Aрджуне стряхнуть
апатию и вступить в сражение во всеоружии совершенного знания. Одновременно
подчеркивая необходимость деятельности в преданном служении и бездействия,
основанного на знании, Кришна смутил ум Aрджуны.

 

 

 

 

БОГ: О бездействии Бог ничего не Говорил касательно труда
Арджуны. Это было общее осведомительное знание в предыдущих разъяснениях Бога
касательно кармы, акармы и викармы. В конце 4 главы Бог дает два Указания
Арджуне. Ст. 41. Необходимо, получив от Бога необходимые знания, огнем этих
знаний сжигать сам труд, т.е. отказаться от плодов кармической деятельности.
Т.е. по сути надо в сражении не думать о последствиях, но посвятить это
сражение Богу Кришне, т.е. Бог предлагает Арджуне выполнять свой труд кшатрия в
состоянии преданного служения карма-йоге. В ст. 42. Бог предлагает Арджуне
сражаться в состоянии йоги, т.е. использовать свое сражение как связующий
процесс с Богом. По сути, и ст. 41 и ст. 42 направляют Арджуну на карма-йогу.
Нет противоречий. Но Арджуна еще не смог осознать, что в ст. 41 речь идет о
карма-йоге, но понял так, что речь идет просто об неучастии в сражении, йога
саннйаста карманам, хотя все предыдущие тексты были направлены на то, что
работу надо выполнять, одухотворять через жертвоприношение, что есть
предложение плодов своего труда Богу Кришне. Поэтому Бог и уделил внимание
жертвоприношениям, где человек отрекается от плодов любой своей деятельности,
сжигая огнем знаний все сомнения, отказываясь от плодов труда, любого вида
деятельности. Эту всю предшествующую подготовку Арджуна в стихе 41 не
использовал и просто решил для себя, что в ст.41 речь идет о кармической
деятельности, которую Бог ругал. Хотя и стих 41 и ст. 42 есть как одно целое, и
ст. 42 как бы разъясняет Арджуне, как ему надо сражаться, - в состоянии йоги. А
это уже говорит о том, что надо сражаться, но с некоторым дополнительным
условием, т.е. посвящая свой труд Богу.

 

 

 

 

Aрджуна понимает, что отречение от мира, основанное на знании,
подразумевает прекращение всякой деятельности, производимой органами чувств.
Но, если человек будет заниматься преданным служением, как же он сможет
прекратить действовать?

 

 

 

 

БОГ: Так можно сказать.

 

 

 

 

Иными словами, Aрджуна думает, что санньяса, или отречение от
мира, основанное на знании, означает отказ от деятельности вообще, поскольку
деятельность и отречение от мира представляются ему несовместимыми.

 

 

 

БОГ: Арджуна до 41 стиха понимал, что Говорит ему Бог. До его
сознания дошло, что работать надо, что надо принимать участие в сражении, он
также понял, что надо свой труд одухотворять через отказ от плодов своей
деятельности, реально исполняя работу. Также Арджуна понял, что такое
исполнение работы есть жертвоприношение Богу, понял и то, что бывают разные
жертвоприношения, и они направлены на духовное развитие человека. Но 41 стих он
воспринял как утверждение, противоречащее тому, что только что Бог ему объяснял
о работе. Его смутили Слова: йога саннйаста карманам… Которые можно понять
двузначно: и как откажись от работы и как откажись от плодов своей
деятельности. Из этих двух направлений Бог остановил его понимание на том, что
надо отказаться от работы. Бог сделал это специально, чтобы этот вопрос был
поднят еще раз и кое какие другие вопросы на этой основе, относящиеся к
духовным знаниям, были рассмотрены. Таким образом, в недоумение Арджуну ввел
Сам Бог, ибо не все в диалоге должно идти гладко, непременно должны быть
недопонимания и разъяснения, которые и углубляют и дополняют уже сказанное
Богом. Таким образом Арджуна услышал от Бога два совета. 41 стих – не
участвовать в сражении, отказаться от него и 42 стих – принять участие в сражении
в состоянии йоги.

 

 

 

 

Он как будто не понимает, что действия, совершаемые на основе
истинного знания, не имеют кармических последствий и, значит, равносильны
бездействию. Поэтому он спрашивает у Кришны, как ему лучше поступить:
прекратить всякую деятельность или же действовать, обладая совершенным знанием.

 

 

БОГ: Так можно сказать.

 

 

 

 

 

 

ТЕКСТ 2

 

шри-бхагаван увача

саннйасах карма-йогаш ча

нихшрейаса-карав убхау

тайос ту карма-саннйасат

карма-його вишишйате

шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; саннйасах -  отказ от деятельности; карма-йогах -
деятельность в преданном служении; ча - и; нихшрейаса-карау - ведущие к
освобождению; убхау - оба; тайох - из тех (двух); ту - же; карма-саннйасат
-  отказа от кармической деятельности;
карма-йогах - деятельность в преданном служении; вишишйате - считается лучше.

 

Верховный Господь сказал: И отказ от деятельности, и
деятельность в преданном служении ведут человека к освобождению. И все же
действовать в преданном служении лучше, чем отказаться от деятельности.

 

 

 

 

 

 

БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «2.Шри Бхагаван Сказал. И
отрешение от работы (отрешенный образ жизни относительно работы), и путь
карма-йоги оба не освобождают руки (нихшрейаса-карав убхау). Но из двух преданное
служение карма-йога выше, чем отрешение от работы.». Бог в данном стихе
рассматривает две сутуации, сравнивая их: «…тайос ту
карма-саннйасат   карма-його вишишйате» - Но из двух  карма йога выше чем просто отрешение от
работы. Обращать нужно внимание на «карма-саннйасат» и «карма-його». Что есть
отрешение от работы и работа, не привязывающая к плодам труда. Вторая,
карма-йога, выше. Оба эти направления не должны освобождать руки, т.е. человек
должен работать. Но в одном случае просто мыслью как бы не привязываясь к
работе, а в другом случае выполняя ее как преданное служение, где плоды труда
посвящаются Богу Кришне.

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Кармическая деятельность, то есть погоня за
чувственными наслаждениями, является причиной материального рабства живого
существа. Пока живое существо будет трудиться ради того, чтобы окружить свое
тело материальными благами, ему придется переселяться из одного тела в другое,
обрекая себя на вечное рабство в материальном мире.

 

 

 

 

БОГ: Так рассуждать можно. Но надо всегда понимать, что вечной
зависимости от работы в материально мире нет. Всех Бог ведет по ступеням
материального и духовного развития автоматически и все в свое время оставляют
материальный мир, полностью Управляемые Богом. Никто не обречен в материальном
мире на вечное пребывание. Хочет или нет

Реклама
Реклама