Произведение «"Очей очарованье..." Болдинский период 1830 года»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Сборник: Пушкин в Болдино
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 515 +1
Дата:
«Дом-музей А.С. Пушкина»
Предисловие:
Сейчас еду в Нижний, то есть с Лукоянов, в село Болдино...
Осень подходит. Это любимое моё время года - здоровье обыкновенно крепнет,
пора моих литературных трудов настаёт...

А.С. Пушкин - П.А. Плетневу
31 августа 1830 г. 

"Очей очарованье..." Болдинский период 1830 года

В 1830 году Пушкин приехал в Болдино в начале сентября и прожил здесь три месяца. В его жизни это была самая удивительная осень. Поэт любил осень. Именно с её приходом к нему приходило ощущение здоровья, крепнущих сил, творческого подъёма. Вдохновение, посетившее поэта осенью 1830 года, удивило его самого. Позднее  он говорил, что ему "так не писалось нигде и никогда". Осеннее затворничество, ощущение отъединенности от внешнего мира, полная свобода - всё это способствовало особенному настрою души. Казалось, что даже природа благоволила поэту: спокойные ландшафты с плавными перекатами холмов под огромным куполом неба - всё это вдохновляло Пушкина. 

Поэт прожил в Болдино всего несколько дней - и вот из-под его пера выходят первые стихотворения: "Бесы", "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье...) И затем ежедневно или через день появлялись всё новые и новые произведения. И так продолжалось на протяжении всего времени, пока Пушкин пребывал в своей усадьбе.

Творческий порыв не смогли остановить даже те роковые обстоятельства, которые задержали Пушкина в Болдино до  самой зимы. Дела по Кистеневу он завершил ещё в сентябре, что позволяло ему вернуться в Москву, где его ждала невеста - юная красавица Наталья Гончарова. Но эпидемия холеры, которая ещё с лета подкрадывалась с низовья Волги и захватила почти весь центр России, оказалась совсем рядом. Она вспыхнула в Москве - и дороги как в столицу, так и из неё были перекрыты карантином. Так для Пушкина потянулись нескончаемые дни холерного заточения. По счастью, до самого Болдина холера так и не добралась, но реальная смертельная опасность продолжала существовать. Ещё больше тревожили поэта мысли о невесте, которая осталась в заражённой Москве. Почта стала работать совсем плохо. На от друзей, ни от родственников вестей не поступало, и Пушкина иногда начинало охватывать сильная тревога, граничившая с отчаянием. 

За три месяца было создано около пятидесяти произведений. И это при невероятном жанровом и тематическом разнообразии: "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", две последние главы "Евгения Онегина", поэма "Домик в Коломне", "Сказка о попе и работнике его Балде", "История села Горюхина", десятки стихотворений, среди которых такие шедевры пушкинской лирики, как "Прощанье", "Для берегов отчизны дальной"...", "Заклинание", "Стихи, сочиненные ночью, во время бессонницы".  А кроме них, ещё публицистические и литературно-критические статьи, публицистика... 

Ничего подобного в жизни Пушкина раньше не было. Да и потом не было тоже. Если рассмотреть творчество писателя, можно отметить, что в истории не только русской, но и всей мировой литературы именно этот период творческой биографии Пушкина продолжает оставаться феноменальным явлением. Он давно получил поэтично звучащее название - "Болдинская осень".  Для многих поклонников творчества Пушкина оно обрело символический смысл. 




Зал, или "Зальце", как любовно называл его Пушкин - это самое просторное помещение во всём доме, с большими окнами. Дверь в зал не застеклена, она ведёт на веранду. Предназначался зал для приёма гостей, но Пушкин жил уединенно, поэтому для него это была самая обычная комната, где он мог работать и отдыхать. Убранство зала не отличалось богатством, в нём всё было обыденным. У стены, между двумя угловыми печами, стоит диван красного дерева, перед ним - круглый стол, вокруг которого можно увидеть кресла. Данная мебель действительно когда-то принадлежала Пушкину, ей он пользовался при приездах в Болдино. Правда в усадьбе её можно было увидеть не всегда. После смерти поэта мебель была продана арзамасскому купцу Вилянову и какое-то время находилась в его распоряжении. Спустя годы, пройдя через руки многих владельцев, она вновь оказалась в усадьбе, в экспозиции музея. 

На стенах "зальца" висят фамильные портреты: отец поэта - Сергей Львович, дядя - Василий Львович, двоюродный брат деда - Алексей Фёдорович Пушкин и его жена - Сарра Юрьевна. К сожалению, портреты деда поэта, Льва Александровича и прадеда, Александра Петровича, не сохранились. Существует предположение, что эти портреты  когда-то хранились в  московском доме Василия  Львовича, но во время пожара 1812 года они сгорели. Документы же, касающиеся родословной Пушкина по отцовской линии, дядя поэта сохранил и перед смертью передал их  Александру Сергеевичу, который и привёз их с собой в Болдино осенью 1830 года. Изучая эти документы,  Пушкин словно заново открывал для себя историю своего рода. Копии некоторых документов можно увидеть и сегодня. Находятся они в "зальце" на старинном секретере. 

О событиях той осени и о переживаниях поэта касательно холеры и своём заточении в Болдино, напоминают номера газеты "Московские Ведомости", которую Пушкину доставляли в Болдино. 




Кабинет Пушкин располагался в угловой комнате рядом с залом. Интерьер этого кабинета был воссоздан по документам, в которых сохранились чертежи и нарисованные от руки предметы мебели. Сохранился уникальный графический документ, который позволил с очень большой точностью восстановить интерьер этой комнаты. Этот рисунок был сделан Пушкиным в ноябре 1830 года. На нём поэт запечатлел уголок комнаты, в которой он работал. Сложно сказать, зачем Пушкин нарисовал часть своего кабинета. Вероятно, ему хотелось запомнить обстановку того времени, которое способствовало созданию большого количества произведений. 

Этот кабинет не похож на обычные кабинеты писателей прошлого. В нём нет даже письменного стола. Его заменяет ломберный стол, стоящий у окна. Очевидно, такое расположение не случайно. Падающий из окна свет позволял  Пушкину работать в дневное время суток. 
Поэт очень любил напольные часы, поэтому их в усадебном доме множество. Рабочий кабинет не стал исключением. Кроме того,  Пушкин распорядился поставить в кабинет два дивана и кресла. 




















Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама