77.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 11. ТЕКСТ 52-54.
77.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 11.
ТЕКСТ 52-54.
ТЕКСТ 52
шри-бхагаван увача
су-дурдаршам идам рупам
дриштаван аси йан мама
дева апй асйа рупасйа
нитйам даршана-канкшинах
шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; су-дурдаршам
- та, которую очень трудно увидеть; идам
- эта; рупам - форма; дриштаван аси - (ты) видящий; йат - которую; мама - Мою;
девах - полубоги; апи - даже; асйа - этой; рупасйа - формы; нитйам - вечно;
даршана-канкшинах - стремящиеся увидеть.
Верховный Господь сказал: Дорогой Aрджуна, увидеть Меня в
облике, который ты созерцаешь сейчас, чрезвычайно трудно. Даже полубоги вечно
жаждут увидеть этот дорогой для них облик.
БОГ:
Неточный перевод. Правильный перевод: «52.Шри-Бхагаван Сказал: Очень трудно увидеть эту Мою Форму
(четырехрукую), которую ты сейчас созерцал. Даже полубоги всегда желают видеть
эту Мою Форму.».
КОММЕНТAРИЙ: В сорок восьмом стихе этой главы говорится, что,
явив Свою вселенскую форму, Господь Кришна сообщил Aрджуне, что ее не могут
увидеть даже те, кто совершил множество благочестивых поступков,
жертвоприношений и т.д. Однако в этом стихе употреблено слово су-дурдаршам,
указывающее на то, что двурукий облик Кришны увидеть еще труднее.
БОГ: На самом деле, невозможно увидеть то ведение форм Бога
Кришны, которые были показаны Арджуне, никому, ни при каких условиях, ибо эти
формы специфические, они рассчитаны были только на уровень общей ступени
материального и духовного развития людей преимущественно времен Арджуны. Не надо
забывать, что от эпохи к эпохе люди развиваются существенно и поднимаются вверх
по ступеням своего развития; и то, что можно было показать современникам
Арджуны и самому Арджуне, уже не могло укладываться в формы Бога, которые
потребовалось бы показать людям, уже через триста лет. Но так часто Бог не
присылает свои уполномоченные воплощения в материальный мир. Другого повода
нет, что-либо из форм Бога показывать людям. Это одно. Также, Бог не действует
в угоду любому человеку и никакие прихоти человека или его старание с целью
увидеть ту или иную форму Бога не приведут к успеху. Бог строг со своим
творением и никогда не поступает против Своей Воли и Своего Плана на творение.
Бог Абсолютная Личность, с Ним не возможно
договориться или упросить, или очень стараться, чтобы получить желаемое, если
это никак не входит в План Бога. Также, не следует и забывать, что у Бога
вообще-то и нет никакой для человека обозримой или доступной для обозрения
божественной формы. Бог Кришна – Высший Дух, пронизывающий все необъятное
Божественное творение, покрывающий и содержащий в себе все вселенные, весь
космос. Так как же Он это Свое Духовное Тело покажет человеку, которого и под
Божественным микроскопом не увидать… Также, работа Бога Абсолютна. Это
означает, что Бог работает только над тем, что направлено на развитие творения,
что во благо, а не для амбиций глупым живым существам. Все сказанное Арджуне
типа обещания было сделано для того, чтобы дать человеку стимул, некую причину
стараться в преданном служении и поклонении Самому Богу Кришне, и Бог знал, как
это старание, его плоды употребить далее во благо человека, его именно
духовного развития.
Чтобы увидеть вселенскую
форму Кришны, нужно привнести некоторый оттенок преданного служения в то, что
мы делаем, когда совершаем тапасью, изучаем Веды или рассуждаем о природе
Aбсолютной Истины. Увидеть эту форму возможно только тогда, когда у всех этих
видов деятельности есть оттенок бхакти, о чем было сказано в предыдущих стихах.
БОГ: Любовное служение Богу Кришне предполагает, прежде всего,
само старание в преданном служении. Но чувство любви к Богу Бог дает или очень
слабое, или буквально через моменты озарения; но никогда полной энергии любви к
Богу Кришне преданный не получает, ибо эта энергия достаточно не проста и переживается
преданным с большой болью, тем состоянием, при котором человек уже не может
быть достаточно активным и старательным перед Богом, но впадает в состояние
транса столь глубокого, что до конца жизни из него выйти уже не сможет. Это
состояние любви к Богу Бог может дать уполномоченному воплощению Бога и то с
великой осторожностью и по делу. А что касается преданного, то есть другое
состояние, другие энергии Бога, похожие на любовь к Творцу, но они даются очень
постепенно, в развитии и осмыслении качеств Бога, помощи Бога, на основе
проявлений Бога, которые испытывает старательный преданный на протяжении всей
своей жизни и здесь преданного служения, т.е. это чувство дается Богом в
развитии, через разум, но не стихийно или неожиданно. Таким образом, любовное
преданное служение лучше трактовать, как старательное или с энтузиазмом, но и
оно ни есть нечто, исходящее от усилий преданного, а то, что дает преданному
Бог в соответствии с Планом Бога на этого преданного. Сам человек из себя
синтезировать никакое старание ни в каком направлении не может, что преданный,
что материальный человек. Все дает только Бог. Поэтому, это состояние старания
или любовного служения Богу Кришне не есть повод наградить человека, дав его
видение некоей божественной формы. Нормальный преданный должен хорошо понимать,
что все есть уровень видения, не соответствующий истине и на него претендовать
- есть пред Богом проявление несмирения и есть со стороны преданного великая
самонадеянность. А это -грех.
Но, как ни трудно увидеть
вселенскую форму, Кришну в Его двуруком облике увидеть еще труднее даже для
таких полубогов, как Брахма и Господь Шива. Они жаждут увидеть Кришну, о чем
говорится в «Шримад-Бхагаватам»: когда полубоги узнали о том, что Кришна
находится во чреве Своей матери, Деваки, они собрались, чтобы увидеть это чудо.
Они вознесли Господу прекрасные молитвы, хотя Он еще был скрыт от их взоров.
Все они с нетерпением ожидали Его появления на свет.
БОГ: Все это мифические россказни, сказки для людей времен
Арджуны. Нет и никогда не было ни Брахмы, ни Шивы, ни полубогов. Никто с
нетерпением не ожидал Появления Бога Кришны через его уполномоченное
воплощение.
Глупцы могут насмехаться над Кришной, считая Его обыкновенным человеком
и призывая людей поклоняться не Ему, а безличному «чему-то», заключенному
внутри Его, но своей глупой позой они только выставляют себя на посмешище.
БОГ: Глупцы - глупцами. Но недопустимо ни в каком контексте
употреблять ни одно слово, оскорбляющее Бога Кришну. Также, сторонние мнения,
бытовавшие во времена Арджуны, или в современном мире, касательно Бога Кришны
на страницах Святого Писания приводить и обсуждать не следует. Нельзя.
И в то же время даже
великие полубоги, Брахма и Шива, жаждут увидеть Кришну в Его двуруком облике.
БОГ: Не жаждут. Их не существует и никогда не существовало.
В «Бхагавад-гите» (9.11) также сказано: аваджананти мам мудха
манушим танум ашритах. Кришна недоступен взорам глупцов, смеющихся над
Ним.
БОГ: «аваджананти мам мудха манушим танум ашритах» - перевод: «Глупые
люди не признают Меня, когда и принимаю форму человеческого тела». Ни о каких
других проявлениях эмоций людей в этой части текста не говорится. Комментатор
домысливает, пытаясь усилить эффект стиха, но делает это греховно, употребляя
то слово, которое есть оскорбление Божественной Личности. Такие вещи не
остаются безнаказанными.
Тело Кришны, как говорит Брахма в «Брахма-самхите» и Сам Кришна
в «Бхагавад-гите», абсолютно духовно, вечно и исполнено блаженства. Оно не
имеет ничего общего с нашими материальными телами. Но для того, кто пытается
изучить Кришну, читая «Бхагавад-гиту» или другие ведические писания, Он всегда
остается загадкой.
БОГ: Не следует человеку много мудрить касательно Тела Бога
Кришны и Формы Тела Бога Кришны. Достаточно знать, что Бог есть Высший Дух. И
Тело Бога – Духовное, Непостижимое, необозримое. Этого вполне достаточно. Его не увидеть никаким зрением, никаким
старанием в преданном служении, никакой добродетелью и тапасьей. И не надо
этого желать. Бог Знает, что для человека видеть и знать благоприятно и что
нет. Надо в этом вопросе предаться Богу Кришне и направить все свои усилия
только на преданное служение.
Те, кто пользуется материалистическими методами познания,
считают Кришну великой исторической личностью и великим философом, но Кришна
всегда остается для них обыкновенным человеком, который, несмотря на все Свое
могущество, вынужден был получить материальное тело. В конечном счете они
приходят к выводу, что Aбсолютная Истина безлична, и эта безличная Aбсолютная
Истина приняла личностную форму, связанную материальной природой.
БОГ: Мнение материалистов о Боге Кришне нельзя выставлять в
Святом Писании. Эти мнения многочисленны, основаны на ступени материального и
духовного развития человека и в рамках его материальных знаний, которые не в
состоянии дать человеку достаточно правильное понимание о Личности Бога и о
цели прихода Бога Кришны в материальный мир. Все их выводы и умозаключение
получены ими от Бога в строгом соответствии со ступенью материального преимущественно
развития каждого. Все эти люди только находятся на пути к Богу, не заняты в
преданном служении, не изучают Святые Писания, не проходят духовные практики, и
потому их уровень суждения о Боге Кришне не может выходить за рамки их
умственной материальной деятельности.
Это материалистическая
концепция Верховного Господа. Существует и другая концепция Aбсолютной Истины,
появившаяся в результате спекулятивных философских рассуждений. Те, кто идет
путем знания, также рассуждают о Кришне. Им Он представляется менее
значительным, нежели вселенская форма Всевышнего. По их мнению, вселенская
форма, которую Кришна явил Aрджуне, важнее Его личностного образа. С их точки
зрения, личностный образ Всевышнего существует лишь в нашем воображении. Они
глубоко убеждены, что в конечном счете Aбсолютная Истина не может быть
личностью.
БОГ: И снова. Нельзя приводить на страницах Святого Писания
ничьи мнения философского порядка. Каждому Бог Кришна Сам Лично дает свой
мыслительный процесс в рамках ступени и качеств человека. Достаточно часто
такой индивидуальный подход к явлению Бога в материальный мир есть ничто иное,
как работа Бога над материальным человеком с тем, чтобы дать в его сознании
некоторые религиозные проблески через суждения такого рода, направленные на
Бога. Ибо, и это тоже начало индивидуального пути к Богу, т.е. есть своего рода
поиск Бога, поиск истины, желание что-то понять о Всевышнем через мыслительный
процесс, минуя преданное служение и направленное изучение Авторитетного Святого
Писания. Таким людям Бог дает порассуждать на тему о Боге, дает и высказывать
многие свои крамольные мысли, дает человеку
и обращение к чужим философствованиям, дает и эзотерическую литературу,
дает и многие читать неавторитетные религиозные труды… дает многие
|