Произведение «Святитель-Труженик»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 44
Читатели: 678 +1
Дата:
Предисловие:

Святитель-Труженик


Никогда не думала, что писать на религиозную тему так трудно. Слова приходится подбирать очень внимательно, чтобы не написать лишнего и не обидеть чувств тех, кто крещен в православной вере. Поэтому если кто-нибудь из вас увидит какие-либо неточности, прошу не судить строго. 

Если подойти к нашему городу снизу по Волге, глазам отрывается неизгладимое зрелище: на высокой горе стоит большой белокаменный монастырь с зелёными куполами. Это тот самый Печёрский монастырь, о котором когда-то писал В.А. Сологуб в своём произведении «Тарантас»:
«Если когда-нибудь придётся вам быть в Нижнем Новгороде, сходите поклониться Печорскому монастырю. Вы его от души полюбите. Уже подходя к нему, Вы почувствуете, что в душе вашей становится светло и безмятежно. Сперва все бытие ваше как будто расширится, и существование ваше станет вам яснее от одного взгляда на роскошную картину приволжского берега».
Многие знают о существовании в нашем городе Печерского мужского монастыря, но далеко не всем известно имя того, кто основал его в IV веке. Поэтому мне хотелось бы обратиться к духовной теме и рассказать о человеке, благодаря которому  жители  и гости нашего города могут просто с подножия горы прийти  и полюбоваться на церкви, купола и колокольню, а кто-то поднимется и зайдёт внутрь. И тогда глазам представится широкий монастырский двор, где посажены зелёные ёлочки, а с июня и до глубокой осени цветут розы. А тому, кто зайдёт в храм, откроются невиданные доселе расписные стены и богатый иконостас. Но всё это можно увидеть сейчас, а много-много лет назад…

На рубеже 20-30 годов XIV столетия прибыл на Нижегородскую землю монах по имени Дионисий. Позднее он стал крупнейшим историческим деятелем своего времени, а тогда его появление было связано с основанием в Нижнем Новгороде монастыря. К сожалению, найти много информации о детстве и юности Дионисия у меня не получилось. Единственное, что удалось - это отыскать  то, что мирское имя будущего святителя было Давид и что был он из очень благочестивой семьи. Когда я узнала о том, что посвятить свою жизнь служению Богу он решил  едва обучившись грамоте, невольно подумала: "Какова же была сила духа у этого мальчика, если ему не было ещё и десяти лет, а он уже выбрал себе жизненную дорогу!"  Ещё больше удивило то, что ради достижения своей цели, он в возрасте пятнадцати лет пешком дошёл до Киева, где и получил опыт монашеского жития. Для тех, кто в будущем видел себя священником,  Киево-Печорская  обитель становилась своеобразной первой ступенью в выбранном жизненном пути . Давид не стал исключением.  Именно там он был пострижен в монашество и принял там же священнический сан с именем Дионисий.

Получив благословение духовного отца, Дионисий в 30 годы XIV века отправился в землю Нижегородскую, где стал основателем обители, которая впоследствии сыграла выдающуюся роль в духовной, политической, хозяйственной и культурной жизни Поволжья. Говорят, что после революции 1917 года, когда на служителей церкви начались открытые гонения, в монастыре прятались послушники и монахи. Не понятно, чем безобидная братия могла вызвать неприятие со стороны большевистского движения - но тем не менее, факт остаётся фактом. 
Шестьсот же лет назад отец Дионисий  начал  с того, что на крутом берегу Волги, в плотных известняковых породах склона, по примеру древних насельников Киево-Печёрской лавры, выкопал себе первую пещеру, где проводил время в молитве и посте. Молва о подвижнике очень быстро распространилась по окрестностям, и к Дионисию в пещеру стала стекаться братия из желавших, так же, как и он сам, полностью посвятить жизнь Богу. Однако вскоре растущему числу монахов стало тесно в пещерах, и отец Дионисий стал замечать, что жизнь в сырой каменной или земляной келье была далеко не каждому по силу. Тогда он решил построить первую деревянную церковь, и она была возведена чуть выше по склону и получила название церкви во имя Вознесения Господня. Первый возведённый храм и дал главное имя обители. Рядом с ним выросли кельи, хозяйственные постройки и звонница. Отец Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, а затем – архимандрита. Сейчас, глядя на красивые храмы с зелёными куполами, сложно представить себе то, что монастырь когда-то начался с маленькой деревянной церкви.  

Будучи наставником в истинах христианской веры, игумен Дионисий учил братию высоким правилам благочестия, монашеского жития, подвижничества. Он наставлял людей как  словом, так и делом: он подавал личный пример особо строгой иноческой жизни, так как хотел видеть в учениках устроителей новых и новых обителей на Руси. Не гонялся он ни за личной выгодой, ни за тем, что сейчас принято называть "финансовым благополучием" - наоборот, игумен Дионисий устроил жизнь в монастыре по принципу строго общежительства – «общего жития». Монахи не имели собственности, всё имущество было общим. Вместе, не исключая настоятеля Дионисия, работали на пропитание. Если не было необходимости, монахи не выходили за монастырские врата. Для церковного и хозяйственного порядка отцом Дионисием были заведены особые кормовые (или вкладные книги), куда монахи записывали все вклады и пожертвования, сделанные разными лицами. Если говорить о  деятельности настоятеля, выражаясь современным языком, то можно сказать, что был он и экономистом, и бухгалтером, и кладовщиком, и строителем. Конечно, в те времена таких специальностей не существовало, но если хотя бы на секунду представить себе, сколько мог сделать всего один человек! При этом он не занимался ни пустословием, ни прозябанием в праздности. Тружеником он был, каких было мало даже по тем меркам. 
 
В религиозно-историческом музее - кстати, таких музеев очень мало на территории России - можно увидеть летопись, в которой говорится, что приняв предводительство над братией в трудах и подвигах иноческого пути, отец Дионисий не переменил ни своего смирения, ни принципов трудолюбия и  милосердия. «Всем служа, и собою образ всем дая», он ранее других выходил на все церковные работы и службы. За обширное знание вопросов веры, за свои высокие нравственные качества, отец Дионисий снискал любовь не только у монахов, но и у именитых и знатных людей того времени. Обитель, им основанную, почитали и бояре, и великие князья. Они приходили в монастырь, чтобы испросить у настоятеля совета, молитв, получить благословение.

Для Нижегородской земли святитель Дионисий стал, как преподобный Сергий для земли Московской -  светильником веры, великим подвижником и духовным преобразователем. Святитель Дионисий был лично известен многим православным иерархам своего времени: митрополиту Феогносту, святителю Алексию – митрополиту Московскому и всея Руси, удостоившему Дионисия сана игумена, а затем и архимандрита, а также преподобному Сергию Радонежскому.  Много потрудился Дионисий как для процветания обители так и для блага всей Святой Руси.

Надо отметить, что Святитель Дионисий был по натуре человеком очень скромным. Будучи возведённым митрополитом московским Алексием в 1374 году в сан епископа Суздальского и Нижегородского, он не кичился своей высокой должностью, а продолжал трудиться, как физически, так и духовно там, где в этом была необходимость.
Послесловие:

Для написания эссе были использованы материалы из религиозно-исторического музея. 
Реклама
Обсуждение
     08:00 12.08.2020
Красивый монастырь и светлый, как и душа основателя его.
Очень хорошая статья! Читала и, как будто, побывала в этом священном месте.
Спасибо большое!
     18:50 25.07.2020 (1)
Прочитал с интересом!
     19:45 25.07.2020
1
Очень рада, что Вам понравилось. 
Наверное, это лучшая похвала любому автору, когда его статьи читаются с интересом.
     12:07 19.07.2020 (1)
1
очень познаватально.  Спасибо, Лина!
     12:20 19.07.2020 (1)
1
Я рада, что тебе понравилось. 
Вообще в планах периодически писать о том, где мне довелось побывать (пока написала только о Павлово и Семёнове с его знаменитой хохломской росписью). Олег, вроде бы сейчас работы нет (а некоторые предприятия до сих пор не открылись после карантина), у меня каникулы, а писать - вот словно ступор какой-то. В черновиках лежит три или четыре начатых рассказа, где написано по  одному или два абзаца. Всё! 
Ах, какие вы молодцы, что умеете писать миниатюры! Мне, увы, не дано, о чём сильно сожалею... 

Загляни ещё пожалуйста, в личку. Просьба у меня к тебе будет. 
     10:30 21.07.2020
Уже.
     16:31 20.07.2020 (1)
Как будто на "живой" экскурсии побывал, так зримо описано всё, с удовольствием и интересом прочитал,
 отличная работа Магдалина, спасибо огромное 
     20:09 20.07.2020 (1)
Спасибо Вам, Андрей.
В планах - написать цикл эссе о тех местах, где я была.
Начало положено, теперь главное - продолжить в том же духе.
     22:24 20.07.2020
Я с нетерпением буду ждать Магдалина, И тоже поработаю над стихоэкскурсиями по Питеру 
     00:56 19.07.2020 (1)
1
Спасибо большое, Магдалинушка. Замечательное эссе, интересная информация и отличное знание родного края.
     01:31 19.07.2020 (1)
1
Валюша, спасибо тебе за добрые слова и за проявленный интерес. У нас в области действительно много таких мест, о которых хочется рассказать. 
     07:22 19.07.2020 (1)
2
Прекрасный материал для творчества! Да и нам будет интересно.
     10:06 19.07.2020 (1)
Сейчас время такое неспокойное, вот я и решила написать свои впечатления об этом святом месте, где нам доводилось бывать неоднократно .
И, конечно же, написать о человеке, который обладая саном и властью, был воплощением скромности и трудолюбия. Кстати, когда мы были в Суздале (а отец Дионисий был прежде всего епископом Суздальским), там тоже много говорили об этом удивительном человеке. 
Надо же, столько времени прошло, а информация всё равно сохранилась до наших дней. 
     11:15 19.07.2020 (1)
Хороших людей помнят вечно.
     18:11 19.07.2020 (1)
Насчёт "вечно"  - не знаю, Валюша. Но то, что долго - это точно. 
     22:37 19.07.2020
Однозначно.
     09:57 19.07.2020 (1)
Очень интересно! Браво, Магдалина!
     10:21 19.07.2020 (1)
Спасибо Вам, Владимир. 
Пока писала, так на сердце спокойно сделалось...
При этом подумала, что неплохо было бы, чтобы это спокойствие передалось тем, кто будет читать. Сейчас время такое сумбурное. Иногда хочется элементарной тишины не только в окружающем нас мире, но прежде всего, внутри себя тоже. 
     10:25 19.07.2020 (1)
Вы же читали у меня: "В Храм прихожу, поговорить без слов...", а там , как раз об этом же!
У людей, в чём-то близких по духовным запросам, и мысли часто похожи!
     18:10 19.07.2020
Да, я помню. Сейчас перечитала снова. Действительно,  все мирские, суетные мысли лучше оставить за порогом церкви. И тогда можно ощутить благодать, которая спускается на тебя.
Правда, иногда, как ни стараешься, этого не происходит. Словно сверху даётся какое-то предупреждение. 
     16:56 19.07.2020 (1)
1
Спасибо большое, Магдалина, дорогая.
Ничего не знала об этом монастыре и его святителе. А теперь, благодаря тебе, знаю.
А еще мне очень нравится великолепный рассказ Ю.Нагибина "Куличок-игумен" о соловецком игумене, а впоследствии митрополите Филиппе (Колычеве) О его нелегкой судьбе, о том, что он сделал из Соловков рай земной.
И, конечно, о его противостоянии И.Грозному.
     18:03 19.07.2020
Спасибо. Знаешь, Ляман, почему-то слово "подвижник" у нас ассоциируется с музыкантами, художниками, писателями, но редко можно услышать, что так это слово употребляют по отношению к служителям церкви. А ведь таких действительно было много. 
Наверное, благодаря таким людям действительно происходит движение вперёд и вверх. 
Довелось мне как-то смотреть документальный фильм про Патриарха Алексия II.  Умнейший человек был. Очень часто ездил на Валаам, и вот именно там, на Валаамской земле, он, отвечая на вопросы журналистов, сказал: "Если вас интересует, легко ли быть монахом, скажу сразу: не то, что тяжело, а очень тяжело". 
Если вдуматься в эти слова - то действительно: быть монахом - это сплошные ограничения и даже запреты. А если к монашеской жизни прибавить ещё и каждодневный физический труд и руководство монастырём - это вообще под силу не каждому. 
Наверное, именно поэтому многие и не могли преодолеть тягу к мирской жизни. Достаточно распространенный пример: брат Сергия Радонежского Стефан не выдержал затворничества. 
     14:20 19.07.2020 (1)
1
Очень интересный экскурс в историю.
     14:31 19.07.2020
Спасибо, Владимир.
Люди которые, несмотря на наличие каких-то регалий (а сан епископа - согласитесь - это высокая должность) трудятся наравне с простым народом - такие люди всегда достойны уважения.  
     03:19 19.07.2020 (1)
1
Спасибо  большое, Магдалина, за  интересную  информацию.
     10:13 19.07.2020 (1)
1
И Вам спасибо за проявленный интерес. 
В монастыре этом действительно очень здорово. Сейчас знаете, по таким местам стали водить туристов, причем толпами. Вот уж не место для туристических прогулок! 
Понятно, конечно, что монахам надо на что-то жить, но когда приезжаешь в святое место и видишь, что оно превратилось в объект прибыли, становится как-то не по себе. 
В Печерский монастырь туристов тоже берут, но - по счастью - в разумных количествах. 
     13:07 19.07.2020 (1)
1
Плохо  когда  святыни  становятся   средством  для  обогащения посредников между  людьми  и  Богом. Если бы  Христой  проповедовал в  золотых  одеждах то  у  народа не было бы  веры  в Бога.
     13:18 19.07.2020 (1)
1
Да, Валентин Иванович, Вы правы. 
С одной стороны, неплохо, когда люди в течение экскурсии успевают посетить монастырь. Но делать это, на мой взгляд, надо вот как: если уж экскурсия - то только в святое место! 
Те, кому это не интересно, и сами не пойдут. А верующих (как правило, их остаётся немного) не надо учить, как себя вести в церкви.
     14:30 19.07.2020
1
Люди  должны  знать,  как  живут  истинные  монахи,   какие  правила и  какой  труд  в  монастырях.
     10:57 19.07.2020 (1)
1
спасибо, солнышко!
     12:34 19.07.2020
1
Самое главное то, что вам понравилось. Это действительно дивное место, поэтому захотелось поделиться с вами положительными эмоциями. Постараюсь ещё о каком-нибудь красивом историческом месте (и о людях, которые с ним связаны) написать. И так же приложить фото. Без фотоаппарата не езжу, хотя бы маленький, но в сумочке лежит всегда. 
Спасибо тебе, Танюша. 
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама