Произведение «Руфа (Цикл «Встречи»)» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 48
Читатели: 866 +1
Дата:
«Руфа (Цикл «Встречи»)» выбрано прозой недели
27.07.2020
Произведение «Руфа (Цикл «Встречи»)» самая оцениваемая(10) работа за сутки
22.07.2020
Произведение «Руфа (Цикл «Встречи»)» самая комментируемая(21) работа за сутки
22.07.2020
«картина»
Предисловие:
Деревянный перрон нас угрюмо встречает
Почернели дома от прошедших времен
Мое сердце о прошлом увы не скучает
Мне о нем лишь напомнит этот старый перрон

Елена Маркштедтер

Руфа (Цикл «Встречи»)

В больших и красивых городах есть, как правило, большие и красивые железнодорожные вокзалы. Большим городам как-то зазорно их не иметь. 

Может быть в далеком прошлом вокзалы были маленькими и неказистыми, с деревянными перронами, с обшарпанными скамейками в зале ожидания, с чахлыми геранями в ржавых ведрах, с угрюмыми и неразговорчивыми кассиршами. Ну, так прошлое тем и хорошо, что оно уже прошлое, и по мере того, как расцветает город, хорошеет и железнодорожный вокзал. Вокзал – это вроде бы лицо города, а за лицом надо ухаживать!

И вот уже деревянные настилы сменились гладким асфальтом, а кое-где, и мраморными плитами. Засияли огни маленьких магазинов – все, к твоим услугам, пассажир, все, что душе угодно, покупай у нас! И быстро, и удобно! Ну, немножко переплатишь, так ведь за комфорт всегда платить надо!

Повсюду на вокзале бронзовые статуи, олицетворяющие железнодорожника. Проводница с флажком, проводник с фонарем, носильщик с тележкой. Бронзовые лица их суровы, губы сжаты, и взгляды у всех поголовно устремлены вдаль, в светлое железнодорожное будущее.

Обшарпанные скамейки сменились новыми, коваными. На них даже присесть опасаешься – такой респектабельный у них вид! Чахлые герани исчезли и на их месте появилась дорогущая заморская флора -  диффенбахия, драцена, монстера. От одних названий бросает в дрожь!

Угрюмых усталых кассирш сменили тоненькие девушки. Боже – мечта, а не девушки!  Стройные, ладные, форма на них сидит идеально, прическа – волосок к волоску, ресницы хлоп-хлоп! – и на губах всегда дежурная улыбка! И сами поезда изменились! Вместо однотипных голубых и зеленых появились нарядные светло-серые, оранжевые, красные и даже фиолетовые.

И только одно не изменилось. Только одно роднит прошлое и настоящее вокзала! Запах! Неистребимый и вечный запах железнодорожного полотна, он пропитывает все вокруг, им пахнут кассы и сами кассирши, скамейки, носильщики, бронзовые памятники и цветочные горшки. Что там горшки! Сами цветы, и даже пирожки и кофе в буфете тоже пахнут поездом. И представьте – есть граждане, кому это очень нравится! Да-да! Они с наслаждением вдыхают этот воздух, они смакуют его как дорогое вино. Для них это не запах нагретого железа и машинного масла, это запах Дороги, а может и самой жизни. Так ведь наша жизнь и есть дорога.

Если прийти на наш вокзал примерно к семи утра, то можно застать прелюбопытнейшую картину. Со северо-восточной стороны, от угла магазина «В добрый путь» появляется грузная женская фигура. Солнце светит ей в спину, солнце будто играет с ней в мячик, но, похоже, женщине это нравится. Она не спеша пересекает привокзальную площадь, переваливаясь подходит ко второй скамейке у первой платформы и, шумно вздыхая, опускается на сиденье. Каждый божий день, с конца апреля и по середину октября, с утра и до темноты, она восседает на второй скамейке, встречая и провожая поезда. Лицо ее задубело от солнца и ветра, и она похожа на бронзовые вокзальные статуи.

Все работники вокзала давно привыкли и не обращают на нее внимания. Наоборот, если вдруг она запаздывает, то встревоженно спрашивают друг у друга «Интересно, где Руфа?» и успокаиваются, заслышав шаркающие шаги. Для железнодорожников Руфа – своего рода талисман. И только уборщицы радуются, не застав Руфы на месте. Они жалуются, что мимо нее пройти невозможно, а после нее долго и брезгливо оттирают скамейку хлором. Уборщицкая гвардия, пожалуй, единственная, кто принципиально не здоровается с Руфой и она платит им тем же, в упор не замечая их тряпок, швабр, и прочей клининг-амуниции.
 
Если не боитесь тяжелого запаха, действительно исходящего от Руфы, то познакомимся с ней поближе. Порой и в грязи можно отыскать что-то ценное. Если, конечно, набраться терпения, и всмотреться пристальнее.
 
Вначале как бы невзначай присядем на скамейку неподалеку от нее. Не рядом (это трудно выдержать), но и не в отдалении. Руфа очень чутка на проявление деликатности. Если присесть на другом конце скамейки, Руфа смерит вас презрительным взглядом и на все ваши вопросы будет отвечать кивками или мотанием головы. Сесть надо на безопасном расстоянии, примерно в 30 сантиметров и незаметно окинуть ее взглядом.

Она толста и безобразна до обаяния. На темном лице ее безмятежность. Так наверно выглядел бы среднеупитанный бегемот, только что вылезший из илистой лужи. Руфа из лужи не вылезает, но ее одежда лоснится жиром и грязью. Впрочем, и одеждой это назвать трудно. Нечто вроде живописных лохмотьев. Растянутая шерстяная кофта, халат, когда-то бывший синим, но сейчас потерявший всякий цвет, под ним почему-то тельняшка. На ногах спортивные брюки, обрезанные ниже колен. Кромка их махрится, и кажется, что Руфа щеголяет в оригинальных панталонах. Распухшие фиолетовые ноги в разрезанных по бокам туфлях.  Руки изуродованы артритом. Запах от нее сложный – нефти, прогорклого сала, немытого тела, мочи и старости. Бронзовое лицо неподвижно и напоминает чеканку. На нем живут только глаза – выцветшие, бирюзовые. Но взгляд их цепок и прожигает собеседника насквозь.

Первая проверка: Руфа слушает как с ней здороваются. Поздороваться надо вежливо и доброжелательно. Вы очень рады ее видеть, так покажите ей это! Руфа оценит вашу деликатность и благородство! Наградой - усмешка в углах запекшихся губ, заинтересованность в взгляде и плохо различимый сип: «Здравствуйте. Пришли познакомиться с местной достопримечательностью?!» Руфа знает себе цену!

- Оф-ф-ф! – звучит прелюдия к монологу. – У-ф-ф! Жарко! (независимо от времени года) Меня тут все знают. Вокзал - мой дом, но живу я тут поблизости, во-он там. - Она делает широкий взмах рукой куда-то назад. Там еще теснятся старые постройки с винтовой системой лестниц - итальянские дворы. -  Как-нибудь приглашу вас (не смейте отнекиваться – смертельная обида!), увидите, как живет старый человек. У меня все есть. Софа, стол, холодильник, даже ковер есть – что мне еще нужно?  Дай Бог всякому! (сохраняйте серьезное выражение лица – за вами пристально следят!). Я и родилась тут, и меня в честь артистки какой-то назвали Руфиной(1), но все с детства Руфой звали.

Родители мои на железной дороге служили, папа машинистом, а мама проводницей, и всю жизнь помню только ту-тук, ту-тук, ту-тук, ту-у-у! Поезда идут туда-сюда. Хорошо!

Из горла ее вырывается что-то похожее на карканье, и во рту желтеют пеньки зубов. Она смеется. В углах бирюзовых глаз появляются слезы и исчезают в складках лица.

- Я в детстве была чудесным ребенком, - продолжает она, отдышавшись. – Меня украли воры, подменили, вот я и стала такой безобразной. А на самом деле я красивая, очень красивая. У меня волосы были как светлый шелк, кожа как бархат, глаза как небо.

Это очень опасный момент! Не вздумайте улыбаться, недоумевать, и, храни вас Бог, отсесть, или отодвинуться! Лучше посокрушайтесь о злодейке-судьбе, превратившей ангелоподобного ребенка в Руфу. А еще лучше начните убеждать Руфу, что она вовсе не безобразна. Она оценит это!

- Не могу дома. Там все давит! Папин портрет, мамин портрет. В альбом смотрю – все покойники. Никого в живых нет. Только я осталась. А уехать тоже не могу. Это дом мой, я к нему привыкла. Садик весь малиной зарос, она сухая, корявая, ягод не дает, а ее вырубить не могу. Она как я, тоже старая, и скрипит, будто плачет, чтобы ее не трогали. У меня кости болят, и у нее ветки тоже болят. Малина как человек, жалуется, скрипит, а старых и больных никто не любит, надоедают.

Руфа делает глубокий вздох. Мимо снуют отъезжающие, провожающие, приехавшие, перекрикиваются носильщики, смеются проводницы. Солнце разгорается ярче и Руфа вытягивает больные ноги. Зрелище неэстетичное; фиолетовая кожа с набухшими венами того и гляди лопнет, но женщина сладко морщится. Видно, что тепло и свет приносят ей облегчение.

- Вам к врачу надо, - осторожно киваете вы на ее ноги. – Это ведь нехорошо.

- Я сюда прихожу, поезда слушать. – продолжает она, словно проснувшись от оцепенения и не обращая внимания на ваши слова. – Все одинаково, а мне не надоедает. Я люблю наблюдать за людьми… Провожающие что-то кричат тем, кто уезжает, напоминают, не забыл ли что. А тот, кто уезжает проходит по коридору, и быстро к окну, чтобы помахать рукой, тем, кто стоит на перроне. Это уже обычай. Сначала просто машут рукой и улыбаются. Потом, уже тот, кто уезжает, машет рукой и просит провожающих уйти. А они не уходят, стоят, пока поезд не двинется. И уже, когда двинется, они еще быстро идут за поездом и машут тому, кто в нем. А потом поезд набирает ход, они отстают и медленно уходят. И если смотреть за этим со стороны, то кажется, будто все эти люди танцуют. Вот так, каждый день один и тот же танец, только поезда и люди разные, а танец одинаковый.

А тот, кто едет в поезде, у него уже начинается другая жизнь. Он знакомится с попутчиками, предлагает им свою еду, и они тоже разложат свои припасы. Они выпьют, закусят, будут рассказывать друг другу разные истории из жизни. И очень довольные новым знакомством, лягут спать, чтобы проснуться и выйти на своей остановке, или ехать дальше.

Вы слушаете, пытаясь понять, к чему она клонит. К чему этот монолог неопрятной полубезумной женщины? Вы уже жалеете, что подсели к ней на скамейку. Но она продолжает, и глаза ее становятся тусклыми, как у сивиллы.

- И человек едет и едет. Почти все попутчики, с которыми ему было хорошо и весело, сошли на своих станциях, а он едет. И новые люди заходят в вагон, но с ними он никак не может подружиться. Он смотрит в окно и думает: «вот поезд несется, станции мелькают, везде яркие огни, жизнь бурлит, а я все никак не приеду. Какая длинная дорога!» И ему очень хочется выйти, он устал, ему надоело трястись в вагоне. Но уже скоро его станция и он продолжает ехать.

И вот, наконец, поезд сбавляет ход, мигают огни станции и человек понимает, что ему выходить. Он радуется; слава Богу, что трудное путешествие позади, он берет свой багаж, выходит на перрон и вдруг понимает, что ему жалко расставаться с вагоном. Как-никак, он так долго в нем ехал, и успел привыкнуть к нему. И теперь он даже думает, а может поехать дальше?  Но кто ему разрешит: у него ведь билет до этой станции. Никому нельзя ехать дальше своей станции. И на него уже кричит проводник, чтобы не задерживал состав. А потом он видит, что пришли его встречать, и окончательно покидает поезд. Кар-р-р!

И Руфа, каркая, смеется, откидывается на спинку скамейки и замолкает.

Глаза ее закрыты, и теперь она действительно напоминает мифическое существо – лицом - птицу, телом – зверя. Вам не по себе. Вы осторожно встаете и тихо уходите.

На душе у вас скверно, но вы во власти ее непонятного обаяния. Вам кажется, что Руфа знает больше и видит дальше, чем обыкновенные люди, но странен и темен ее язык. Вы клянете себя, за то, что завели с ней разговор, но в мыслях все время возвращаетесь к нему.

- А, поговорили с нашей Руфой? – спрашивает вас добродушный носильщик. На


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     02:35 31.07.2020 (1)
Руфа - кусочек  самой  настоящей  жизненной  истины.  А  истина  бытия  редко  выглядит  красиво  и  привлекательно.
Меня  в  очередной  раз  поразил  ваш  рассказ! Сколько  здесь  разума  души  и  сердца!  ВЫ - настоящий  художник!
СПАСИБО  ВАМ!          С  теплом  и  восхищением.      
     17:42 31.07.2020
Спасибо Вам, дорогая! Вы так добры ко мне! Очень дороги Ваши слова.
Заходите и на другие вещи. Всегда рада Вам!
     02:34 31.07.2020
Руфа - кусочек  самой  настоящей  жизненной  истины.  А  истина  бытия  редко  выглядит  красиво  и  привлекательно.
Меня  в  очередной  раз  поразил  ваш  рассказ! Сколько  здесь  разума  души  и  сердца!  ВЫ - настоящий  художник!
СПАСИБО  ВАМ!          С  теплом  и  восхищением.      
     09:11 29.07.2020 (1)
Ляман, добрый день!
Очень здоровский портрет!!!
Супер!!!
     14:45 29.07.2020
Спасибо большое за внимание и прочтение!
     00:06 29.07.2020 (1)
В Избранное!
     01:22 29.07.2020
1
Спасибо!
Гость      00:45 29.07.2020 (1)
Комментарий удален
     01:22 29.07.2020
Спасибо Вам большое! Таких людей как Руфа довольно много, они довольны примечательны.
А у меня просто хорошая память, я помню даже мимолетные встречи. Иногда это мне помогает, иногда наоборот. Хочется забыть, да не забывается...
Нет, нет, что Вы!!! Прошу Вас, не надо! Александр Паршин - замечательный, сложившийся автор, у него свой неповторимый стиль, и именно этим он интересен.
     09:31 27.07.2020 (1)
1
Бытует мнение, что писать об известной, сложившейся личности, 
не так уж сложно, ибо сама её жизнь диктует текст, но это абсолютно ошибочное мнение.
Потому большинство жизнеописаний  становятся  похожими,    
одно на другое, повторением одних и тех же фактов. 
 Но именно в сравнении с  такими работами - близнецами,  видна разница. 
И  сразу ярким  бриллиантом  сияет  личность самого  автора - исследователя, 
 душевный и духовный мир которого  высветил  нечто  в ранее знакомом человеке, 
 словно приоткрыв занавес  в потаённые уголки,    сделав  описание его совершенном новым,
 но тем и несказанно интересным, словно,  впервые увиденным.
И это вы, Ляман, тот  самый автор – исследователь. 



     19:52 27.07.2020
Надежда, дорогая, Вы столько приятных слов сказали мне, что я в огромном смущении.
Спасибо, дорогая.
У меня нет ни особого ума, ни сверхвыдающихся знаний. Это не кокетство, это честно.
У меня просто неплохая память и, наверно. Картины всплывают в моем мозгу очень ярко. Вот я и пытаюсь их передать.
     15:30 26.07.2020 (1)
1
Татьяна Ляман, Вы настоящий художник!
     15:56 26.07.2020 (1)
Спасибо большое, Владимир! 
Только я не Татьяна!
     00:31 27.07.2020 (1)
1
Ой, извините, так впечатлился рассказом, что даже имя перепутал
Конечно, Ляман.
     00:38 27.07.2020
     16:03 25.07.2020 (1)
1
ИНтересно Ляман написала такой портрет. Сложный он, не стандартен и поэтому завлекает, не смотря на ее, вроде бы, отталкивающее описание одежды и внешности.. Так сложилась ее судьба и ее вины в том нет, что она такая. И труженники станции ее такую приняли и относятся к ней уважительно. 
     15:58 26.07.2020
Спасибо Вам, Виктор Филиппович! Да, таких людей довольно много. И, порой кажется, что они существуют на грани миров, что им известно нечто такое, что неведомо простым людям.
     19:12 22.07.2020 (1)
2
в  каждом  городе,  в  каждом  поселке и  даже  маленькой  деревушке всегда  были  такие   люди. Они становились напоминанием  окружающим людям о  величие  нашего  Создателя. Человек -  созданный  по  образу  и  подобию Творца: и  вдруг  из  его  тела  ушла  какая-то  часть  души, и   красивый  человек уже  не  является  человеком! Те из  которых  ушла  только  часть,  становятся  блаженными,  они  не  испытывают  страха,  они  безразличны  к  окружающему  их  миру. Но  есть  и  такие  из  кого  полностью  уходит  душа и  тогда это  тело  становится  вместилищем злых  сил со  всеми  вытекающими  из этого  последствиями.
Руфа -  талисман  оберегающий этот  участок  ж\ д  от сил  энтропии, и  дай  ей Бог  долгой  жизни и сил для  охраны  людей.

Ляман, я  с  огромным удовольствие   прочел  ваш  рассказ!
     20:29 22.07.2020 (1)
2
Спасибо Вам огромное, Валентин Иванович.
Вы совершенно, правы, такие люди есть везде, и порой в их словах есть что-то провидческое.
Недаром, юродивых и блаженных всегда почитали во многих странах.
Может быть, они замечают то, что обыкновенным разумным людям неведомо?..
     22:07 22.07.2020 (1)
1
Они  отрешены  от  окружающего  мира и  видят то,  что  нам  не дано видеть.
     01:06 23.07.2020
1
     15:50 22.07.2020 (1)
1
Замечательный рассказ. Образ Руфы выписан на зависть выразительно.
     20:30 22.07.2020
Спасибо Вам, дорогой Владимир!
Все мои герои так или иначе существовали или существуют в действительности.
Иногда, просто образ может быть собирательным.
Реклама