Прасковья, Паша - в поисках значения имени первым делом узнаю, что Прасковья празднует именины 2 апреля, 8 августа, 27 октября, 10 ноября. Прасковья - это русский вариант произношения греческого имени Параскева, которое означает «канун праздника» (имеется в виду день недели - суббота). Слово «канун» понимаю как перед, накануне, но почему суббота - «праздник»? Не понимаю. Опять начинается какой-то блуд в сознании, который возникает чуть ли по каждому слову российского языка. И первая примета, когда пишут много, а ответа не дают - пишут исключительно для колонии россиян на языке русском, но как иностранцу - объяснения полного не дают. Оставляют загадку. Вывод делаю на том основании, что любое слово - своему ребёнку дома - ты, всё же, стараешься объяснить досконально и примитивно, и ответить на вопрос чётко и доступно пониманию. В отличие от заумно толковых словарей, наблюдая споры рыщущих россиян по сети в поисках ответов на русские же слова, самостоятельно. Если субботу сравнивать с другими днями недели - это обычный выходной после рабочей недели при «пятидневке». Так в дне недели ли тут дело?
Пятница - она же Богиня Венера и Вера, и Весна, и много иных слов при одном значении. Не совсем очевидно, что в славянских языках, смысл кроется именно в числе пять, т. е. в цифре. Если пятница, то это обязательно - пятый день, идущий после воскресенья. Творец устал на пятнице (ВЗ) от начала сотворения мира и сделал субботу днём отдыха? В статье «Дело о Субботнике любви» я подробно разбирался с этим делом: «Слово "суббота" на иврите "шаббат", означает "покой, отдых"… Шабаш, кончай работу! Не буду отвлекаться на шАбаш (праздник ведьм в Испании очень красочное мероприятие). Однако пятница, как день недели оказался днём шестым, а иудейская Параскева никаким боком к Мокоши-Макоши не вяжется, если бы не одно но...». Кому интересно, ссылку на статью-детектив приведу ниже. По традиции, унаследованной от иудаизма, суббота - последний день недели - Вавилоняне перенесли субботу на конец недели. А как начинаешь считать, а она - шестой, «шесток» и выходит, если воскресенье положить первым днём счёта. Во второй главе книги Бытия сказано, что Творец «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал», и «благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (см. Быт. 1:1 — 2:3). «Семь пятниц на неделе» и получается. Термин Freitag (пятница у немцев) состоит из Frei (бесплатный, вольный, свободный) и tag (день). Причём, «фрайер» - жених в переводе, если речь об отношениях. Совершенно справедливым будет и предположение, что распятие - от слова пять. Но не цифры. Сравните: пялить (очи), пялиться, пяльца. Пяльца - деревянные кружочки, приспособление для натягивания ткани и вышивания крестиком. Аналогично: пряслице и пряха (он и она). Сейчас в ходу стало модным слово "без оглядки" - примета времени в одиночестве.
Прасковья и Макошь одно и тоже имя. Должно быть одно и тоже значение. На Макошь особенно запрещено шить и работать в саду - протыкать землю, нарушать её целостность. Земля образ матери у славян. XVIII век: «В Малой России, в полку Стародубском, в день уроченный праздничный водят жонку простовласую под именем Пятницы, а водят в ходе церковном и при церкви честь оной отдаёт народ с дары и со упованием некоей пользы». Википедия: «Параске́ва Пя́тница - Макошь - мифологизированный образ в народной православной традиции славян, основанный на персонификации пятницы как дня недели и культе обобщённого образа святой Параскевы». Из чего понимаю, что корни слова из языческих обычаев и иудейство тут вторично. «По мнению ряда исследователей, на Параскеву Пятницу были перенесены некоторые признаки и функции главного женского божества восточнославянского пантеона - Мокоши: связь с женскими работами (прядением, шитьём и др.), с браком и деторождением, с земной влагой. Также соотносится с Богородицей, Неделей (воскресеньем) и святой Анастасией». Пишут всё складно, но специально - непонятно? Можно подумать, что она - мать Иисуса. Ведь от Воскресения, от "въскресити" - день недели (воскресение), а Неделя в полном понимании - Макошь. Трактуется неделя - не делать - таков смысл. Как сказали бы белорусы, украинцы (и не только) - не робить. Позже это стало называться пост (от одного места, проходили ниже). Иудеи не приняли НЗ, а чехарда с днями недели у нас по сей день. По традиции, унаследованной от иудаизма, суббота - последний день недели. Это соглашение остаётся стандартом в США и в Израиле. В современной Европе рассматривают субботу как шестой (предпоследний) день недели, а воскресенье как последний. Календарь всегда был использован в качестве идеологического оружия. С днём недели имя Прасковья (Пятница) имеет исключительно иносказательный смысл.
Кто носил имя Прасковья?
Преподобная Параскева-Петка Сербская (византийский аскет XI в., особенно почитаемая в Балканских странах).
Феодосия Соловая (ум.1621), в постриге – Параскева; вторая жена царевича Ивана, невестка Ивана Грозного.
Прасковья (Параша) Ковалёва-Жемчугова, графиня Шереметева (1768 - 1803)
Прасковья Осипова - мать баронессы Е.Н.Вревской, соседка А.С.Пушкина по имению Михайловское и близкий друг поэта.
Царица Прасковья Фёдоровна ((1664 - 1723) урождённая – Салтыкова; с 1684 года единственная супруга царя Иоанна Алексеевича.
Прасковья Ивановна (1694 - 1731) царевна, младшая дочь Ивана V Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны Салтыковой, племянница императора Петра I.
Прасковья Брюс (1729 - 1786) урождённая – Румянцева; графиня, придворная дама Екатерины II (называвшей её Брюсша, Параша, Паранья), сестра полководца Петра Румянцева-Задунайского. (Сведения: https://kakzovut.ru/names/praskoviya.html)
За победы над турками при Ларге и Кагуле, которые привели к заключению выгодного для России Кючук-Кайнарджийского мира, Пётр Александрович Румянцев удостоен титула «Задунайский». Будучи одним из крупнейших землевладельцев страны, конец жизни он провёл в своих многочисленных поместьях: Гомеле, Великой Топали и других. Великая и Малая Топали находятся в 20 верстах от Клинцов к югу, а Гомель - в ста на запад. Восточнее в 30 верстах расположен Стародуб и село Решётки, откуда родом моя мама урождённая Завацкая Прасковья Денисовна 10 ноября 1929 года. Решётки - рэштки - «останки» с белорусского, ведь никаких таких изделий в форме решёток никогда не производилось в селе. Я о том, как накладываются звуки и могут нести совершенно иной смысл. Останки чего, кого? Мощи? Рядом село Пятовск - тут одни сплошные загадки в топонимике местности, учесть, что Клинцы с сербского переводятся прямым текстом - дети. Ни одного имени или названия на местности "от фонаря" быть не может. А русский язык есть Ахиллесова пята, наиболее уязвимое место у всех дурацких фантазий вокруг истории земли. Не терпится скорее узнать, что же означает имя Прасковья? По-русски.
Нахожу заголовок «Тайна имени Прасковья» и с волнением читаю - я за пять минут узнаю то, чего век не знал?! Неужели всё окажется так просто, цитирую: «Прасковья может успешно трудиться с любой сфере, где требуется творческое начало... (перелистываю гороскопы). Она может быть дизайнером, работать в театре и даже танцевать. Ну и, напоследок стоит отметить педагогический талант Прасковьи. Как вы понимаете, Прасковья без работы не останется…». Да, всё это так, спешу и перелистываю дальше, наконец-то! «Тайна имени Прасковья: тайной Прасковьи является то, что она может действовать очень жёстко и резко, если ситуация касается её близких. Для многих это становится открытием и им не позавидуешь. Прасковья раз и навсегда отобьёт охоту обижать тех, кто ей дорог. Не стоило открывать этот ящик Пандоры.». Точка, конец статьи. Это очень познавательно. Сам ты, ящик. И про характер девочки хорошо описано, и что в юности она одеться красиво любила. Ну, а кто не любил-то? Да приодеться в любом возрасте хочется, с любым именем хочется. В обоих смыслах, причём. Видимо, следующую статью напишу за имя Надежда.
Перехожу на википедию. «Параскева Иконийская (Святая Параскева, Параскева-Пятница, греч. Παρασκευή) — христианская великомученица III века. Память в православной церкви совершается 28 октября по юлианскому календарю (28 октября (10 ноября)). Родители святой особо почитали день крестных страданий Иисуса Христа — пятницу, потому и назвали родившуюся дочь Параскевой. Великомученица Параскева обычно изображалась в красном мафории (ризе), с крестом в руках. На старых северорусских иконах святая иногда изображалась на обороте образа Богоматери». Здесь речь о конкретной женщине, не имени вообще.
Прасковья, она же Макошь. «Мо́кошь (Ма́кошь) — богиня в славянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с идолами других богов. При их перечислении в «Повести временных лет» Мокошь замыкает список, начинающийся с Перуна. Её образ связывают с прядением и ткачеством, а также с судьбой и ремёслами. По мнению академика Б. А. Рыбакова и его последователей, Мокошь была богиней жизненных благ и изобилия, а также «матерью урожая». Касаемо Перуна и попутно. Имя славянское, состоит из двух корней: ер и уно - первый номер очевиден и предстал во всей своей языческой красе. Ударение: перУн. Слово породило множество фантазий, в том числе: перо, руны и более сложные сочетания и комбинации - впердолить (Брянский говор), перешница (старая), но не суть. О чём хотелось бы, и чтобы запомнилось. Корень "ер" прочно вошёл в христианство и, не побоюсь того слова, нашу жизнь, достаточно вспомнить название партии ЕР. Например, в кириллице это буква - "хер", а страж восточных ворот рая - Херувим. Поставить крестик на бумаге означает похерить и сегодня, хоть в бухгалтерии, хоть где. Поэтому при голосовании ставят "галочку", а это уже совершенно иной смысл - дать жизнь. Вернёмся к теме.
Возникает вопрос, причём возникает непроизвольно, ведь между Макошью и Прасковьей не только тысячи лет времени, но и пропасть в теологии. Как могла христианская героиня и мученица оказаться на месте языческой богини? Или, наоборот, идол перенестись на икону через тысячи лет? Такие иконы существуют - лик Прасковьи рядом с младенцем, но младенец на руках Богоматери. На фото можно рассмотреть, как Богородица правой рукой поддерживает Сына и указывает за левое плечо на Прасковью (Пятницу-Макошь). Младенец в композиции рисунка оказывается как бы посередине. Прасковья изображена на заднем плане и в тени Матери и Сына. Собственно, тоже самое произошло и с историей земли, которая оказалась не просто в тени, а белым пятном на карте Геродота и в истории Карамзина. Иконе лет 200, судя по всему, не знаю точно, - она у меня уже лет 40, а досталась она мне от Стародубовского деда Дениса Николаевича Завацкого по линии моей матери Прасковьи. Прапрадед Завацкий известен из переписи 19 века - казак села Решётки (останки) Стародубского полка, ныне Брянщина. История с иконой вообще вещь удивительна и иначе как чудом эту историю не назвать. Я работал в Норильске, приехал в отпуск к родителям в Клинцы в году так 1988-90 и решил навестить в
Чуть не вспотел, пока прочёл.))) Не ожидал, что такая статья будет... Много, видать инфы перелопатить пришлось?
Я даже не представляю сколько!
У меня тоже есть история, только не с иконой, а рукописной Библией, украшеной рубинами...
Бабушка в пятидесятых отдала ее в местную церковь...
И с концами...
Нет её.
Попы на вопросы не отвечают... Хамят
Про Прасковью. Много, очень много новой информации узнал.
Осмысливаю.
Спасибо за ссылку)
Информация собиралась постепенно, не вся тут представлена, заставляю себя писать короче - не получается
Слово "паша" оригинал болгарского языка = пастбище, пашњак, пашы, pastvina... что на нашем пашня вроде бы, а нет. Всё куда познавательнее. Чтобы объяснить термин - pastvina - пришлось написать несколько статей в последовательности. Слово паства теперь понятно откуда, а вот "вин"... с ним оказалось сложнее. Пришлось ехать в Стамбул, оттуда в Тихвин, вроде бы всё понял, законспектировал, однако, не успел за тётю "пашу" завершить, как на этих выходных поехал ночевать в монастырь Александра Свирского (Амоса), Тихвинской епархии - уточнить детали... Амос подвизался на Валааме, его имя означает "Его народ" - мой перевод, а Валаам - амо земля + клятва вал... Что мы имеем? Земля обетованная, ведь клятва это обет (конспектирую для себя, пока не забыл в беседе), вот такая пашенка... Помнишь Афоня пел? Почти языком Афонских монахов, "Распашу я, распашу я, распашу я пашенку" - по фене то, может Пашеньку с большой писать? Доля шутки, но и у мусульман паша это ого-го-го...
Информации много и интересной, сижу с опухшей головой, не знаю за что хвататься...
Если интересно что такое "ин/их", то здесь и по ссылкам, время будет:
Под сенью Тихвинской иконы... https://fabulae.ru/prose_b.php?id=132944
Ваша бабушка святая... это поступок! какое-то серьёзное событие в жизни её побудило на такой поступок...
Да, конечно. Ошибки укажи уж тогда... должны быть
У меня все статьи экспромтом идут - по велению - второй раз не читаю, но добавить что-либо, разорвав нить, это могу
Я даже не представляю сколько!
У меня тоже есть история, только не с иконой, а рукописной Библией, украшеной рубинами...
Бабушка в пятидесятых отдала ее в местную церковь...
И с концами...
Нет её.
Попы на вопросы не отвечают... Хамят
Про Прасковью. Много, очень много новой информации узнал.
Осмысливаю.
Спасибо за ссылку)