95.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 14. ТРИ ГУНЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ. СТИХ.9-14.
ТЕКСТ 9
саттвам сукхе санджайати
раджах кармани бхарата
джнанам авритйа ту тамах
прамаде санджайатй ута
саттвам - гуна благости; сукхе - в счастье; санджайати - связывает; раджах - гуна страсти; кармани - в корыстной деятельности; бхарата - о потомок Бхараты; джнанам - знание; авритйа - покрыв; ту - же; тамах - гуну невежества; прамаде - в безумии; санджайати - связывает; ута - и.
9.Гуна добродетели проявляется в счастье, гунна страсти проявляется в кармической деятельности, о, Бхарата, но гунна тьмы, покрывая знания, проявляется, сказано, в безумии.
КОММЕНТАРИЙ.
Несомненно, счастье человек испытывает во всех гуннах материальной природы, но речь идет о преимущественном чувстве счастья среди других испытываемых чувств, а вместе с ним и удовлетворения. В гунне тьмы счастье в основном связано с удовлетворением тела, с материальными наслаждениями. В гунне страсти счастье связывают с трудом, семьей, детьми, успехами, с творчеством и интеллектуальной любого рода деятельностью, а также с религиозностью. Однако, в гунне благости счастье имеет только духовную основу и только через эту призму человек воспринимает весь окружающий его материальный мир, только отсюда наслаждается трудом, посвященным Богу, наслаждается своими Божественными качествами, процессом их достижения в практике преданного служения, испытывает также счастье от самого преданного служения, от созерцания Бога в себе, от смысла жизни, направляя его на Бога, видя Бога своей конечной целью и смыслом и целью жизни.
Таким образом, в гунне благости счастье постоянное, повсеместное, непрерывное, нетленное, ни от кого не зависящее, связанное только с Богом, направленное на внешний мир через религиозные чувства и устремления, счастье, поддерживаемое только Богом, счастье, которое и в потрясении всякого рода, как и в страданиях, не исчезает, но утверждается, духовно осмысливается, способствует утверждению также совершенных духовных знаний.
Человек живет в атмосфере только религиозных событий, никак не связывает счастье с наслаждением органов чувств, с любого рода материальными событиями, никак в счастье не привязан, не зависим, не ждет его от других людей, но в себе и неизменно связывая его с Богом.
Счастье, также, называют состояние благости, веры, покаяния, смирения, любви, терпения, труда, посвященному Богу. Такое счастье охватывает все направления бытия, но в Боге все свято, чисто, духовно, благоприятно, удовлетворительно, самодостаточно, истинно.
Однако, духовное счастье ни есть самоцель гунны благости, но сопровождающее эту гунну явление, свойство этой гунны и никак не освобождает от все еще отдачи долгов, от материальных отношений и зависимостей, которые могут преследовать вплоть до освобождения, однако, в свою меру.
Как правило, духовное счастье требует также и плату, начинается со страданий, с аскез, пожертвований, никак не упирается в блага материальные, не привязывает даже к самым близким родственникам, еде, лицу, одежде, но поддерживается духовным трудом, преданным служением и погружением в Бога в себе, как и совершенными духовными знаниями, постижение которых также рассматривается, как счастье, мир в себе, удовлетворение.
Однако, в гунне страсти все держится на материальных благах, на устремлении к ним и таким источником является только материальный труд, основа всего, как и путь удовлетворения материального человека, ибо подается Богом, как смысл и цель жизни, как то, что связывает людей и вовлекает в отношения с друг другом. Счастье – трудиться, счастье наслаждаться, счастье получать плоды, счастье – быть высоко оцененным другими, ибо отсюда почет, уважение, материальное благополучие, счастье от возможности достойно с материальной точки зрения растить своих детей, помогать больным и престарелым родственникам, обеспечивать свое существование на уровне, приемлемом в материальном мире и отношениях.
Труд в материальном мире – главная характеристика живого существа, главная внешняя его оценка, как и самооценка. Причем, материальное живое существо, устремляясь, желая трудиться, умея вдохновляться трудом, желая через труд достигать и трудом наслаждаться, однако, никак не откажет себе в плодах труда, никак не посчитает себя вне результатов труда, но видит себя создающим, видит себя, как того, от кого труд зависит, а потому претендует и на распоряжение плодами своего труда в полной и как бы справедливой мере. Не обладая совершенными духовными знаниями, стоя на слабых ступенях веры, человек под влиянием гунны страсти не может иначе воспринимать свой труд и труд других, и Бог дает такое еще видение и понимание, как бы устраняясь, не показывая, Кто, фактически, за всем стоит, но через практику в материальном мире все чаще и чаще подводит человека к истинному пониманию; приходится время от времени осознавать, что, планируя на плоды труда одно, человек получает другое, распределяются они вне желаний и планов человека, как и сам труд проходит вне планов человека и его желаний. И мысль подается та и не та, и совет, и окружение, и ошибки непредвиденные.
Так что, ведя человека по пути труда, как его иллюзорного счастья, Бог подготавливает его сознание к религиозному мышлению; но для этого необходим опыт, практика, качества, которые еще может дать материальный мир, материальный труд и материальные связи и отношения. Далее, в свое время, человеку придется переходить на рельсы другого счастья, которое едва пока видно тому, кто, находясь под влиянием гунны страсти, все же религиозен и начинает постепенно понимать и приближаться в себе к счастью, связанному только с Богом.
Но… каждый рад своему счастью, счастью своей ступени, под влиянием своей гуны, ибо оно соответствует качествам, пониманиям, убеждениям каждого на его уровне развития. Находящийся в гунне страсти, не сможет наслаждаться счастьем в гунне благости или невежества, точно также, находящийся под влиянием гунны невежества, не может наслаждаться счастьем, синтезируемым в других гуннах. Никогда пребывающий в невежестве не насладится кармическим трудом, ибо гунна страсти еще не столь влияет на него, чтобы убедить в других ценностях, которые дают материальные блага, заработанные кармической деятельностью. Качества человека еще не претендуют на счастье более высокого порядка, но на менее дорогостоящее, такое, как общение с себе подобными на уровне себе подобном. Человека привлекает все, что дается без особого труда, что наслаждает в свою меру органы чувств, где комфортно, не требует больших материальных или духовных затрат и что может быть относительно устойчивым. Таковыми могут быть действительно лень, не желание трудиться всегда, в полную меру, мат, пьянки, общение низкого порядка, плотские преимущественно отношения, нечистоплотность, безразличие, безответственность, ложь, страх, гнев… - все это и называется неразумным в материальном мире, не способствующим развитию, не направленным на интеллект, не несущим другим благо, не защищающим других… Это называется безумием, не умным существованием, несущим многочисленные страдания другим и себе. Но от такого счастья не возможно отказаться, невозможно его самостоятельно скорректировать. Это труд Бога через пресыщение, через последствия кармических деяний, через мнение и поддержку, и помощь наиболее продвинутых членов общества.
ТЕКСТ 10
раджас тамаш чабхибхуйа
саттвам бхавати бхарата
раджах саттвам тамаш чаива
тамах саттвам раджас татха
раджах - гуну страсти; тамах - гуну невежества; ча - также; абхибхуйа - превзойдя; саттвам - гуна благости; бхавати - становится (преобладающей); бхарата - о сын Бхараты; раджах - гуну страсти; саттвам - гуну благости; тамах - гуна невежества; ча - также; эва - подобно этому; тамах - гуну невежества; саттвам - гуну благости; раджах - гуна страсти; татха - таким образом.
10.О, Бхарата, человек находится под влиянием гунны добродетели, когда она преобладает над гуной страсти и невежества. Также, непременно, человек находится под влиянием гунны страсти, когда она преобладает над гуной добродетели и невежества. Таким же образом, человек находится под влиянием гунны невежества, когда она преобладает над гуной добродетели и страсти.
КОММЕНТАРИЙ.
Гуны материальной природы не в почете у преданных Бога. Их порицают за то, что они есть, мечтая вырваться их этих цепей материального мира, который, пожалуй, только ими и держит, завьюзживая сознание людей иллюзорными энергиями Бога, что есть суть проявления гунн природы.
Однако, желая себе свободы, столь вожделенной, выводящей за пределы материального мира, мало кто знает, что освобождается от них весьма условно. И это есть тоже откровение Бога для преданных всех рангов. Ничего не стоит Богу вернуть под влияние этих гунн любого, если Бог сочтет это нужным. Только Одного Бога, воистину, следует считать независимым от влияния этих гунн, ибо есть их Источник изначальный, как и Единственный Управляющий в этой сфере. Следует, также, знать, что гунны материальной природы не являются для человека враждебными, тормозящими его развитие, но дающими ту иллюзию, как среду обитания мысли и чувств, где человек чувствует себя достаточно комфортно и где успешно может себя проявлять в необходимой мере, поднимая наверх на свое обозрение и других те качества, которые требуют корректировки, пересмотра, от которых пора отказаться или утвердиться в которых окончательно.
Все три гунны действуют щадящим образом, однако, при подъеме человека по ступеням духовного развития, Управляемые Богом, имеют свойства меняться по силе: одни – ослабевая, другие же - усиливаясь. Но в любом случае все три направления работают и ведут так, как это необходимо для каждой конкретной личности с учетом уникальности пути каждого. На низших ступенях преобладает преимущественно гунна невежества. Она необходима для слабого ума, неразвитого мышления, как и качеств. Эта гунна как бы несколько притормаживает живое существо, этим приглушая демонические качества (но не убирая), вынесенные из животного мира, несколько дает освоиться, приглядеться, но и не действовать активно в человеческом обществе, особо проявляя себя в труде, общении и религии, ибо эти качества надо еще и развить. Гунна страсти в гунне невежества начинает едва работать с человеком в плане заинтересованности, слабых интересов и проявляющихся склонностей, человек в свою меру начинает вовлекаться в трудовую деятельность, однако, еще не мысля об успехах, но более в плане поддержания своего тела, пока не разбираясь в средствах и исходя из своих неразвитых качеств. Гуна благости здесь также работает далеко не в полную меру; но через опыт материальной жизни под ее влиянием человек познает добро, справедливость, защиту, доброжелательность, которые наряду и с негативным опытом, рождают чувство радости, благодарности, сотрудничества, взаимопонимания… Все это первые, чуть заметные ростки гунны благости, без которых Волею Бога нигде не обойтись (как и без систематического влияния в своей мере гунны
| Помогли сайту Реклама Праздники |