Произведение «Улыбка Сороки» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Сборник: Военная проза
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 41
Читатели: 732 +1
Дата:
«Улыбка Сороки» выбрано прозой недели
15.09.2025

Улыбка Сороки

- Ты знаешь, чего я хочу?

- Ну, и чего ты хочешь, Сорока?

- Вот, какая у меня мечта?

- Давай уже, говори…

- На крыше казармы хочу короб к пулемету на сто патронов пристегнуть. Разбежаться и прыгнуть с пятого этажа.  Лететь вниз головой, стрелять из пулемета и орать – «Слава ВДВ!»…

- Придурок ты, Сорока, придурок и есть…

Совершенно не обижаясь на «придурка», Сорока растянулся в блаженной улыбке. Было видно, что мысленно в эти мгновения он, действительно, летит вниз головой с пятого этажа, стреляя из пулемета и горланя – «Слава ВДВ».

Сергей отвернулся от Сороки и, прищурившись от солнца, уставился на дорогу. Его мечты были куда более банальны и предсказуемы. Выражались они одним емким словом – «дембель».

Усталость от службы несколько скрашивалась безопасностью теплых весенних недель. Эта безопасность, если подумать, была не такая уж и малость. Блокпост в пригороде Грозного, действительно, казался безопаснейшим местом.

Еще совсем недавно громыхающий и стреляющий Грозный, сеял смерть вокруг Сергея густо и щедро. В январских боях его подразделение, неся потери, сжималось до нескольких человек и, получив пополнение, снова шло вперед. Вспоминая убитых и раненых, которые падали рядом с ним, Сергей тихо изумлялся тому, что на его теле нет ни царапины.

На теле... На теле, но не на душе. В душе, что-то происходило. Временами, страх пережитого подступал так неожиданно и резко, что заставлял его нервно ежиться. Картины недавних событий посылали из мозга сигнал телу, которое напрягалось, ожидая удара раскаленного металла или взрывной волны… Сергей, повернулся к Сороке.

- Надо бы поработать, Сорока. Нет у нас ни хрена нормального на вечер…

Поработать, означало, наколымить каких-нибудь продуктов с проезжающих редких машин. Движение было очень скудное. Люди, покинувшие город, не спешили возвращаться. Да, и возвращаться то, собственно было некуда – город лежал в руинах.

Тем не менее, солдаты встали и присоединились к нескольким товарищам, останавливающих и проверяющих редкие машины. Иногда попадались и небольшие пешие группы людей. В основном это были женщины и дети, одинокие путники встречались совсем редко.

Белобрысый Сорока был веселым «контрабасом». Он подписал контракт и прибыл в Грозный уже после активных боевых действий – о чем, громко и активно сожалел. Его намерение в чем-то реально «поучаствовать» декларировалось им яростно и живо.

Окончательно измотанная рота никуда не привлекалась и занималась своей собственной охраной.  Небольшой блокпост на дороге был единственным местом службы для остатков подразделения. Никто так не тяготился этим, как двадцатипятилетний контрактник. Прозвище Сорока ему очень подходило по темпераменту. Сразу прилипшее и созвучное его фамилии, оно заменило ему имя.

Сорока всегда улыбался. Он улыбался, и сытый и голодный. Улыбался и во время солдатских хохм, и в моменты неизбежных в мужском коллективе конфликтов. Даже во время редких и ничем серьезным не закончившихся «Тревог», он скалился в улыбке, напяливая на себя бронежилет. Будучи контрактником, Сорока не ставил себя выше срочников и в коллективе был абсолютно своим человеком.

Являясь формально старшим на блокпосте, Сорока никак не выпячивал свое старшинство. Тем более, Сергей, как единственный уцелевший среди сержантского состава, пользовался абсолютным доверием у офицеров. Все напутствия и обращения взводного перед караулом, обычно, адресовывались сразу обоим бойцам - и Сергею, и Сороке.

Проверка на дорогах редко приносила какое-то существенное дополнение к столу солдат. Но булка мягкого хлеба, пучок зелени, и редкий кусок мяса были вполне себе уместны. Так продолжалось уже несколько недель.

Сергей был бы совсем не прочь быстрее закончить эту затянувшуюся командировку. Вернуться в казарму, которая издали, после всего произошедшего, казалось уютной и родной. Усталый и измученный войной он желал оказаться, если не в родном доме, то хотя бы в расположение своей части.

И только Сорока ждал участия в боевых операциях и встреч с боевиками. В своем безудержном рвении он излазил окрестности вокруг блокпоста. Ничего интересного ему не попалось, кроме недостроенного здания. Это был дом под крышей, с пустыми оконными проемами и внушительным подвалом. Дом находился за реденькой лесопосадкой и с дороги был почти невиден.

С каждой неделей Грозный оживал все активней. Поток машин и людей на дороге оживлялся. Больше становилось и одиноких путников, которые, не имея транспорта, спешили по своим делам в обе стороны.

Сорока активно работал на дороге, уделяя особое внимание одиноким мужчинам. Начав с проверки документов, он подолгу беседовал с чеченцами. Поскольку паспорт прохожих сразу оказывался в руках проверяющего, то длительность этих бесед определялась исключительно Сорокой. Своими наблюдениями и выводами он делился с Сергеем.

- Вот этот хрен, сто процентов, боевик.

- С чего ты взял?

- Да, я по лицу вижу.

- Чего ты видишь? Реально, колхозник какой-то…

- Да, уж, колхозник… Да, он особо и не скрывает, что боевик. Говорит так…

- Ну, и чего он говорит?

- Ничего особенного не говорит, но все понятно.

- Ничего, блин, не понятно. Загнался ты, Сорока, с этой херней…

Шастающих по дороге боевиков, со слов Сороки, становилось все больше. Улыбка, не сходившая с его лица, становилась все более натянутой. Слухи о скором возвращении в расположение части, утешавшие всех бойцов, в Сороке не рождали ни радости, ни удовлетворения.

Последние несколько недель перед возвращением в часть Сергей и Сорока были разведены в разные смены. Они были старшими в своих караулах. Ожидание скорого вывода из Чечни формировало в роте атмосферу «чемоданного настроения».

За день до отъезда заступать в караул была очередь Сороки. Он уехал с бойцами, получив приказ к концу смены собрать и подготовить к погрузке находящееся на блокпосте имущество. В какой-то момент на базе появилась оказия в виде свободного ГАЗ-66, и было принято решение часть имущества забрать чуть раньше. Сергей с несколькими бойцами поехал на блокпост.

Подъехав на место, Сергей глазами стал искать Сороку, чтобы организовать погрузку имущества – печки буржуйки, нескольких кроватей и инструмента в виде лопат, топоров и прочего. Сороки нигде не было.

- Парни, Сорока где?

- В дом, пошел…

- В дом? На хрена? Чего он там забыл?

- Придет, спросишь…

Сергей не имел ни желания, ни времени разбираться с похождениями Сороки. Организовав погрузку имущества, он стоял и курил рядом с водителем «шишиги». Время от времени он смотрел в сторону лесополосы, где смутно угадывались очертания недостроенного дома.

- И надолго, он туда пошел?

- Придет, спросишь…

- Чего ты заладил одно и то же? Сказал то он чего, перед тем, как пошел?

- Ничего не сказал…

Сергей смотрел на молодого срочника, приехавшего в Чечню вместе с Сорокой одним из последних. Неясность всего происходящего рождала не то чтобы любопытство, но желание как-то прояснить ситуацию. С автоматом на плече Сергей зашагал в сторону лесополосы.

Не доходя несколько десятков метров до деревьев, скрывающих недостроенное строение, Сергей увидел своего сослуживца. Пружинящим, скорым шагом Сорока вынырнул из-за деревьев и шел навстречу Сергею. Сергей остановился, дожидаясь товарища.

- И чего ты туда таскался? Мы же смотрели, там, реально, брать нечего…

- Так, дельце одно было.

- В смысле? Что за дельце? Парни на блоке, молчат, как партизаны, ты, тоже, темнишь. Что за херня, Сорока?

Сорока со своей неизменной улыбкой прошел мимо Сергея.

- Это допрос, братишка?

- Просто спросил.

- А я просто ответил.

- Не хера ты не ответил…

- Ты реально мне что-то предъявляешь? Расслабься – завтра домой валим. Все нормально…

Неожиданная тональность разговора озадачила и разозлила Сергея. Но заниматься воспитанием контрактника было и нелепо и глупо. Он молча потопал за Сорокой, глядя ему в спину и недоумевая, что бы это могло значить.

Недоумение сменялось раздражением и злостью. Все это, подталкивало Сергея разобраться в произошедшем. Домыслы и догадки были бессмысленны, так как информации к размышлению не было совсем. Солдаты подошли к блокпосту.

- Сорока, у меня совсем мало бойцов на базе. Там надо имущество готовить к погрузке - дай мне Кузю. Отобьетесь здесь, если что, от чеченских полчищ и вшестером.

- Забирай…

Просьба Сергея не вызвала у Сороки никаких возражений и уж, тем более, подозрений. Тем не менее, в этой просьбе был вполне себе тайный умысел. Разозлившийся Сергей сразу по прибытию на базу отвел молодого Кузю в сторону и начал допрос с пристрастием.

- Короче, шутки в сторону. Не надо мне,  на хер, никаких «придешь спросишь», говори – куда Сорока блондился и чего там за дела?

Кузя молчал. Он прятал взгляд и ежился, не в силах отвертеться от этого допроса. Было ясно, что он чего-то не договаривает. Сергей, шкурой чувствуя, что Кузя темнит, усилил давление.

- Ты охренел, боец? Чего вы там мутите? Я и тебя, блин, и темнилу этого угондошу! Что там у вас за дела?..

- Нет никаких «нас». Не гони, Серый. Я ни в каких делах не участвую…

- А, с хера ли, ты тогда партизанишь и говнюка этого покрываешь? Он завтра свалит и «поминай, как звали», а со мной тебе еще полгода служить. Короче, что там за дела и куда Сорока ходил?

- В общем, с чеченцами он в этот дом ходит…

- В смысле, «с чеченцами ходит»? Типа, это не раз и не два, а на постоянку дела какие-то?..

- На «постоянку» или не на «постоянку», я не знаю, но с несколькими «чехами» он туда ходил…

- Что за дела?

- Серый, ты сказал, говори, что знаешь – я сказал. Все, что знал – сказал. Хочешь, чтобы я навыдумывал еще чего-нибудь?

- Выдумывать не надо, но мысли-то есть какие-то? Чего у него там за дела?

- Нет никаких мыслей. Что видел – сказал…

- Кто-то из бойцов ходил с ним туда?

- Нет. Сорока всегда один…  Ну, не один, а с чеченцами...

Кузя явно что-то не договаривал. Сергей сурово вглядывался в его лицо, пытаясь понять, чтобы это могло быть. Информации было не так много, но все услышанное было уже кое-что. Первое, что приходило Сергею в голову, это денежные вопросы.
Может, что-то толкнуть хочет?

Прецеденты такой «коммерции» были и у Сергея. Один чеченец приезжал на пост, договариваться «со старшим», что бы забрать из кювета железную емкость на несколько тонн. Неизвестно какого происхождения, эта железная бочка валялась в сотне метров от блокпоста.

Сергей тогда удивился, что можно продать вещь, к которой он не имеет никакого отношения. Не особо понимая, сколько это может стоить, он спросил о сумме сделки. И затем, особо не торгуясь, с удовольствием взял у чеченца предложенную тысячу рублей.

Но, что можно набарыжить с этого дома?

Сергей, прокручивая в памяти их совместный поход в это строение, не находил в нем ничего ликвидного. Что же он там толкал чеченцам? Сергей перебирал варианты, понимая, что стоящих мыслей не появляется. Внезапно, его осенила догадка, которая тянула на реальную версию.

Оружие! Реально, что-то из оружия толкал…

- Сучонок, блин! Неужели, правда? А, что еще-то?

Весь вечер Сергей, думал, что делать с этой информацией. Всякой «неучтенки» из числа боеприпасов у бойцов

Обсуждение
20:59 20.09.2025(2)
Алекс Разумов
Нет, Нелли, вы не исправились. Я по прежнему не могу отвечать на ваши комментарии.
Автор запретил вам посещать его страницу.

По сути вашего высказывания прокомментирую вот что:

"Война же, это всегда не просто легализация убийства, но еще и его героизация и романтизация".
Это - неправда.

Что в этом мире правда, а что нет это отдельный дискуссионный вопрос. Мне часто кажется, что у каждого в нашем странном мире своя правда. Так вот, написанное мной, это мое глубокое убеждение. Оно рождалось во время двух чеченских компаний. В очень разных ситуациях, некоторые из которых описаны в моей военной прозе. Романтизация войны - это слишком частое явление, чтобы подвергать его сомнению. Мысли человека до войны и после прикосновения к ней - это как день и ночь. Навряд ли мне стоит состязаться с Ремарком в описание того, как происходит трезвение опьяненного военной романтикой человека. Лучше чем в его "На западном фронте без перемен" навряд ли получиться. С убийством все примерно так же. Зачастую, весь ужас и мерзость причастности к лишению жизни человека, убийца начинает понимать лишь после содеянного. Но тогда уже поздно что-либо менять..

Гость13:12 21.09.2025
Навряд ли мне стоит состязаться с Ремарком.


Почему же не стоит? Состязайтесь.
Я даже подскажу, в чем вы проигрываете Ремарку. 
Собственно, этим грешат все начинающие авторы, пока не поймут, что нельзя персонажей своих повествований представлять положительными или отрицательными.
Читатель должен сам определиться, кто из персонажей положительный, а кто отрицательный.
У вас же с первых строк понятно, кто плохой, а кто хороший.
В этом вы проигрываете не только Ремарку, но и всем авторам с большой буквы.

Дерзайте.
21:16 20.09.2025(1)
Ну, опять ваша правда. Торопилась с ответом. Галочки сняла, а на "обновить" не кликнула.

Моё предложение с "неправда" относилось к вашему слову "всегда".

"Ужас и мерзость причастности к лишению жизни человека". Я уважаю вашу точку зрения. Но и не более.

Что касается войн, то они могут быть, например, с нацизмом, абсолютным злом. И тут ещё надо стать живым человеком. Одним из других в живом обществе. (с)
21:52 20.09.2025
Алекс Разумов
В этом лукавом мире абсолютным становиться лишь то зло, которое потерпело поражение в войне и его сторонники сидят на скамье подсудимых. Если же зло войну выиграло, или, хотя бы не проиграло вчистую, то абсолютным оно уже не назовется. Вы пишите про нацизм. Но, думаю, вы понимаете, что если бы гитлеровская Германия не была разгромлена, то никакой демонизации нацизма и не произошло бы. Так сегодня любой террористический режим проявивший устойчивость перестает быть абсолютным злом и с ним садятся за стол переговоров. Все это слишком очевидно, чтобы искать плохих парней среди политических персонажей. История однозначно говорит, что плох лишь тот, кто проиграл войну. Этот проигравший будет "обоснованно" объявлен очередным гитлером. Именно поэтому, все твердят, как мантру, что нам нужна победа. Люди осознают, что после проигрыша они будут приколочены к позорному столбу и объявлены абсолютным злом.   
19:14 20.09.2025(2)
Мне трудно сказать что-либо...
Но, думая об образе Сороки, отчетливо вспомнились прочитанные мной материалы об убийстве Петра Столыпина.
На суде его убийца, Дмитрий Богров, услышав о смертном приговоре, сказал: «Мне всё равно, съем я ещё две тысячи котлет в своей жизни или не съем».
Мне кажется, это просто огромная душевная пустота, когда и ненавидят, и любят случайно.
И ничего не оставляет в душе мало-мальски заметного следа. Людям, которым наплевать на собственную жизнь, глубоко наплевать и на другие.
А улыбка?.. Что - улыбка... Конфетный фантик свернуть как нужно, и перед человеком словно настоящая конфета. Развернешь - пустота... 
23:54 20.09.2025
Разумеется, нельзя и невозможно оправдать убийцу Столыпина. 
Но вот - несколько штрихов к Портрету Петра Аркадьевича.

Столыпин, наверное, искренне считал, что "пока крестьянин находится насильно в тисках общины, он останется рабом..."
Это опровергла жизнь. /При всём своём искреннем, очевидно, понимании он и мечтать не мог о каком-либо 'призовом месте' России в мировой экономике (с)/

Будучи министром внутренних дел, 13.03.1907 выступал в Гос Думе со следующими словами, а именно: "Нет законодательства, которое не давало бы права правительству приостанавливать течение закона, когда государственный организм потрясен до корней, которое не давало бы ему полномочия приостанавливать все нормы права. Это, господа, состояние необходимой обороны,....чтобы оградить себя от распада."

Поскольку речь шла о произволе политической полиции, можно привести пример тех лет на эту тему. Некий военный босс из Вологды публично, то есть, открыто, напутствовал конвоиров - "ежели что", то ссыльного нужно (!) ..., колоть штыком, изрубить и бросить в сортир. И будет вам почёт и слава. (с)

19:53 20.09.2025(1)
1
Алекс Разумов
Именно так, Ляман! Улыбка, как фантик, скрывающий нечто другое. Вы пишите о пустоте за этим фантиком. Может и пустота. И, даже, скорее всего -  пустота. Но, иногда, эта пустота, как отсутствие человеческой целостности начинает уплотняться и рождать некую инфернальную античеловеческую сущность. Принадлежит ли она человеку или приходит извне, для меня не так важно. Просто, когда она проявляется, то соприкосновение с ней вызывает ужас. Мне доводилось встречать таких людей. Их основное отличие - отказ признать человеческую жизнь чем-то святым. А она свята! Нельзя посягать на жизнь человека. Нельзя соглашаться с тем, что убийство будет легализовано в обществе. Война же, это всегда не просто легализация убийства, но еще и его героизация и романтизация. Как легко сегодня люди относятся к смерти других людей. И это не только про войну. Я с ужасом слышу разговоры о возвращении к смертной казни. Как же заблуждаются те, кто думает о необходимости и даже пользе чьей то смерти. Ох..
Спасибо, Ляман, за ваше внимание и отзыв!
20:56 20.09.2025
1
А это Вы очень хорошо подметили. Возьму на заметку: " эта пустота, как отсутствие человеческой целостности начинает уплотняться и рождать некую инфернальную античеловеческую сущность. "

То есть... говоря словами одного героя мультфильма: " И берется чертовщина ниоткуда неспроста. Заведется чертовщина там, где только пустота "
Видимо так...
19:55 20.09.2025(1)
Алекс Разумов
Нелли Смирнова, похоже забыла, что я у нее в ЧС))
Увы и ах, уважаемая, ответить на ваши вопросы не имею возможности!
 
20:17 20.09.2025
Не только забыла, а даже не знаю, как так получилось...Я исправилась.
Трудиться с ответом на мой предыдущий комментарий не стоит. Я прочла то, что вы написали Багировой - "Принадлежит ли она человеку или приходит извне, для меня не так важно".

"Война же, это всегда не просто легализация убийства, но еще и его героизация и романтизация".

 Это - неправда.

Разумеется, пустота зачастую инфернальна.
Вы говорите, что "ужас вызывают разговоры о возвращении к смертной казни". Но тогда работы у психолога - до и больше. И тут оказывается, что вовсе нет, поскольку
  "ужас вызывает даже ваше соприкосновение с провлением античнловеческой сущности".
Ужас у психолога - это любопытно.

14:13 20.09.2025
Поелику вы не ответили на мой комментарий, позволю себе продолжить его на другой манер, в виде вопросов

"Это была особая картина смерти. Она воспринималась иначе еще и потому, что ее автор сидел рядом с Сергеем".

И что было дальше с главным персонажем? Он обратился к Богу, чтобы тот объяснил Сороке его, Сорокинскую, суть? Он обратился к ('науке') психологии, чтобы растолковать таким Сорокам, что "не те книжки ты в детстве читал?" 
Между тем, как бы оппонируя комментарию о "призвании", вы нам говорите следующее, как-то: "...Таким образом, убийца дремавший внутри человека вырвался наружу через возможности предоставляемые войной."
А в таком случае - ''дремавший'' в 20-летнем улыбчивом человеке убийца не может быть лишь фенотипом соответствующего генотипа? И тогда о ком и о чём этот рассказ? Как обладатель красного диплома относится, например, к дисциплинам, крайне сопредельным т.н. науке психологии?
23:06 14.09.2025(2)
Ваш герой (Сорока)- он убийца по призванию.Это то,.что у него получается лучше всего. Он "нашел  себя - ему нравилось убивать. Он так создан.
есть люди-предатели- они в этом находят  себя. Это как в театре-герой-любовник,режиссер находит такого актера в ссответствующей драме,который реализует свой актерский талан в такой роли. Или герой-убийца. Но это театр-творчество. Но также и в ж-изни человек находит свою" роль". Со стороны это кажется случайностью,но в лействительности,здесь жесткая закономернось.  Ваш герой,Сорока- он убийца по призванию.
Гость02:27 19.09.2025
Убийца по призванию  - это нелепое выражение, нонсенс.
23:26 14.09.2025
Алекс Разумов
Знаете, Борис, я бы несколько иначе взглянул на этот вопрос. Война, как нечто противоестественное деформирует сознание человека, срывая нравственные табу. В итоге, у солдата могут проявляться наклонности, которые в мирной жизни никогда бы не проявились. То есть, девиации в поведении Сороки, это закономерные для него реакции на противоестественные условия в которых он оказался. Другое дело, что он сам искал этих условий, когда подписывал контракт. То есть, склонность к жестокости искала своей реализации и в мирной жизни тоже. Таким образом, убийца дремавший внутри человека вырвался наружу через возможности предоставляемые войной. 
Спасибо за прочтение и отзыв!  
Гость04:09 16.09.2025(1)
Война, смерть - совсем нерадостные описания... Но! Алекс, Вы написали  очень хороший рассказ: с человеческим лицом. Большое спасибо.
09:26 16.09.2025
Алекс Разумов
16:06 15.09.2025(1)
Елена Саульченко
Тяжело читать рассказы, в которых правдиво говорится о сути войны, как она влияет на души и психику людей. Такое влияние не исчезает бесследно. Страшно подумать о тех, кто с искалеченной психикой приходит в мирную жизнь. 
17:25 15.09.2025
1
Алекс Разумов
Да, ветеранам очень часто требуется помощь. А от них ждут каких-то свершений и подвигов после возвращения на гражданку. Вернуться в мирную жизнь к сожалению получается не у всех.
Спасибо, Елена, за прочтение и отзыв!  
23:38 14.09.2025(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Вашему ГГ, наверное, легко на войне, в отличие от тех, кто не хочет убивать себе подобных даже в бою. Алекс, всегда сопереживаю Вашим героям, и сюжеты Ваши дорогого стоят.
00:00 15.09.2025
2
Алекс Разумов
Мне приходилось видеть подобных людей не раз. Скажу вам, Галина, что их временное помешательство заканчивалось по-разному. Вспоминаю, одного майора, который казнил нескольких человек. В какой-то момент он по своей инициативе перешел в группу занимающуюся эксгумацией останков. И как будто-то начал искать смерти. Ездил в очень опасные районы без необходимой охраны. После попадания в плен его судьба мне не известна. Знаю случай про одного чеченца, который во время второй чеченской сам пришел и написал явку с повинной. Возил следователей на эксгумацию останков казненных им федералов. Вообщем, война имеет свойство опьянять определенных людей. Она толкает их на безумные преступления. Потом приходит похмелье и за содеянное приходится расплачиваться. Суициды, алкоголизм, помешательство. Редко, но бывает, что покаяние позволяет человеку вернуться к мирной жизни и смириться перед содеянным. Некоторые говорят, что есть солдаты, которые и после военных преступлений сохраняют возможность жить в мирных условиях. Но что это за жизнь?
Спасибо за ваше внимание к моим рассказам!  
22:12 14.09.2025(1)
Магдалина Гросс
Выходит, на виду человек был одним, а личина у него была другой?
Выходит, что так.
23:45 14.09.2025
3
Алекс Разумов
Думаю, Магдалина, вы понимаете, что улыбка далеко не всегда является маркером добродушности. Насчет двуличности Сороки я поставил бы вопрос несколько иначе. Человек на войне стал таким, каким никогда бы не стал вне ее. Поэтому, мой протест и моя, если угодно, ненависть обращены не против человека потерявшего свою человечность, а против войны, на которой это произошло. Война это самое омерзительное социальное явление, которое существует в мире. К огромному сожалению, в литературе это явление очень часто романтизируется. Наверное и поэтому тоже, послевоенный лозунг "Никогда больше" в какой то момент трансформировался на - "Можем повторить". 
07:49 08.09.2025(1)
Ирина Гасникова
Мощная военная проза. Правда о выгорании, о странной дружбе и о том, как война меняет восприятие человека. 
08:26 08.09.2025(1)
2
Алекс Разумов
Извините за штамп - основано на реальных событиях. Как и большинство других рассказов. Лишь в паре-тройке текстов военной прозы собирательные образы. В основном же ситуации имели место быть, а у героев свои прототипы. 
Спасибо за прочтение и отзыв!
09:32 08.09.2025(1)
Ирина Гасникова
Вовсе не ощущается как штамп. Напротив, чувствуется зрелость и внутренняя честность. Очень ценно, что за героями стоят реальные судьбы, это придаёт глубину рассказу.
09:36 08.09.2025
1
Алекс Разумов