Произведение «Тоня Пермякова» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Произведения к празднику: День Победы в ВОВ
Сборник: Рассказы
Автор:
Баллы: 76
Читатели: 989 +4
Дата:
«Тоня Пермякова» выбрано прозой недели
27.09.2021

Тоня Пермякова

       
     





















       На пороховом заводе им. Кирова в городе Молотов* добросовестно трудилась тихая и незаметная Тоня Пермякова. Она болезненно худа в свои девятнадцать. Жила одна в домишке на два окошка; крылечко дома покосилось, а забор давно истоплен в печи, только и остались два столба да поперечина. Что в доме основательного, так это печь, крепкая и жаркая, еще до войны сложена отцом Тони, известным печником. Народ в округе говаривал: сам печь не клади – к Мишке иди, – так был незаменим этот человек. Брат Тони Борис учился на токаря и работал на заводе, но пришла Война и увела брата и отца на фронт. В июне сорок первого в Молотове митинг, оттуда, прямо с площади, и пошли первые солдаты Гитлера бить. Осталась Тоня одна-одинешенька в домике на два окошка по правому берегу Камы, в районе Закамск, в деревне Оборино…

        Отработала Антонина смену у станка, на котором вытачивала болванки крупнокалиберных снарядов артиллерии. Выйдя через проходную, направилась домой. Тяжелая была смена: фреза ломалась и стружка вилась, порываясь в глаз попасть. На выходе всех рабочих обыскивали, «чтоб никакого воровства». Хотя частенько порохом в Каме рыбу глушили.

        Тропинка, по которой добиралась Тоня в Оборино, тянулась по лесу, где мягко было идти, ступая по прелым листьям и хвойному ковру, дальше тропка огибала небольшое озеро, в котором отражались лес и белая луна, и наконец, дорожка приводила в деревню. Девушке нравилось ходить этим путем. Она вдыхала лесной воздух, чувствовала свежее дыхание Камы, любовалась зеркальной гладью озера, заворожено смотрела на алые закаты и безмолвные рассветы. Правда, после дождей бывало топко ходить, но ближе к Каме начинался песчаник, и вода не задерживалась, уходила скоро.

        Тоня возвращалась домой, ужинала жидкой похлебкой с ржаной корочкой. Вечером обыкновенно бралась за вязание. Шерстяные вещи она продавала в Молотове, что позволяло одинокой девушке кое-как держаться. При тусклом свете керосиновой лампы, надсажая глаза, набирала петли Тоня на блестящие спицы, и в такие уединенные минуты обступали девушку самые разные мысли; она погружалась в глубокие раздумья и светлые мечты… а желание-то было одно: чтоб Война скорее кончилась.

        Одно только не давало покоя – видела Тоня минувшей ночью мальчишек у складов, она за фрезами ходила…. Но постепенно воспоминание это заволокли другие думы. Вспомнила Тоня, как они с братом делали землянку в отвесном Камском берегу. Об отце Тоня вспоминала, как месят его сильные руки жирную глину в железном корыте. А вот Борис с папой завалинку отсыпают… баню поднимают… в новой бане три вехотки на стене: большая и две поменьше. Но маму девушка почти не помнила, померла она от тифа, когда Тоня еще мала была. Тогда семья в большом доме жила, корову с лошадью держали. Голод тридцатого года пережили.

        …От тяжелой работы Тоня спала глубоким, непробудным сном. Посреди ночи заколотили в двери.
        – Откройте!
        Тоня соскочила с кровати и, накинув папину телогрейку поверх ночнушки, подошла на цыпочках к двери
        – Открывай, Тонька! – басили с улицы.

        Тоня зажгла лампу и осторожно выглянула в сени. Слабый свет очертил фигуры трех мужчин. Вперед выступил крепкий рыжий парень. Тоня узнала в них охрану с завода.
        – Ночью работала? – спросил Рыжий.
        – Сутки работала, – ответила Тоня, – с утра опять на работу надо … выспаться надо!
        Рыжий будто не слышал.
        – Вчера ночью видела кого чужого на заводе?
        У Тони перед глазами встали мальчишки.
        – Станок тока свой видела, – ответила девушка, сжав губы и уперев глаза в Рыжего.
        – Ладно, проверим, – закончил разговор бдительный охранник и, повернувшись на каблуках новеньких сапог вышел вон.
        «Лучше бы на фронте воевал!» – подумала Тоня, но ничего не сказала и захлопнула дверь.

        Утром девушка выходила на работу и в сенях запнулась о какой-то мешок. Заглянула, а там рыбы полпуда, наверно. По сторонам посмотрела – никого. Конечно, все знали, что мальчишки таскали порох с завода, как его еще называли «материал», с помощью которого и добывали в Каме рыбу, оглушая её. Хлопки, всплески и столбы воды бывало слышали и видели из Молотова. Чудом из сорванцов никто не пострадал. Так вот этот мешок с рыбой был благодарностью за Тонькино молчание. Когда поднялась шумиха, сорванцы всей компашкой рванули в сторону Москвы и где-то под Рязанью мальчишки прибились к партизанам. Да, из таких вот хулиганов и забияк, оборванцев и смельчаков и выходили самые отважные, самые верные сыны Отчизны, преданные своему делу разведчики, подрывники, – сколько подвигов совершили такие мальчишки и девчонки, никто не сосчитает.

        Зимой сорок второго Тоня по-прежнему работала на заводе. Вечерами, кроме вязания, пристрастилась к чтению. «Мать» Горького – Тоня была покорена героями этой книги. К литературе девушку приохотила Клавдия Афонасьевна, некогда библиотекарь, а сейчас заведующая заводским клубом, который располагался в обыкновенном бревенчатом доме. Тоня привязалась к образованной, спокойной и рассудительной женщине, к этой маленькой симпатичной старушке. Афонасьевна в свою очередь видела в Тоне родную душу, близкого человека, с которым по-семейному тепло. У Тони образование – пять классов, но тяга к знаниям извечно горела в девушке.  И не беда, что тяжелая жизнь разлучила со школой, не горе, что пришлось взвалить на детские плечи неподъемную тяжесть домашних забот. «Учиться, учиться, учиться…» – помнила Тоня слова дедушки Ленина.

        Молодая труженица частенько забегала в клуб, читала стихи, пела частушки. Как-то вечером Тоня проходила мимо избы-клуба и услышала задорное девичье пение. Тоня вошла внутрь. В углу, у печки, сидел Макар Иваныч, старик со сморщенным лицом и белыми пушистыми усами. Он растягивал беззубый рот в улыбке и виртуозно перебирал сухими пальцами по кнопкам гармошки. Посреди избы пели и плясали девчата с завода. Грудастая Нюрка, заметив Тоню, весело крикнула:
        – Айда, Тонька к нам.
        Но у девушки было не то настроение. Она скромно прижалась к стенке и отмахнулась: тут, мол, постою.

        Вскоре подошла Клавдия Афонасьевна, она запыхалась от долгой дороги.
        – Вот ты где, Тонька, – сказала заведующая и перевела дух. – А я и на заводе была, и домой к тебе сбегала… письмо тебе… на вот, – и протянула Тоне заветный треугольник.
        Девушка торопливо выхватила письмо, повернулась к огню и начала читать:
        «Здравствуй, сестренка! Пишу тебе с надеждой, что письма мои ты получаешь. У нас бывает горячо. Жив, здоров, не волнуйся. Кормят хорошо. Правда, курева не было неделю, вот было тяжко. Написал стишок, ты не смейся:

                                                      Я по городу скучаю,
                                                      Где родился, жил и рос.
                                                      Мыслями я улетаю
                                                      В каждый двор, избу, покос
                                                      Каждый день я вспоминаю,
                                                      Сколько добрых там людей,
                                                      Как по улицам гуляю
                                                      В окружении друзей.
                                                      Там живут мои родные,
                                                      Близкие мои друзья.
                                                      Гитлеру набью я морду
                                                      И вернусь к вам навсегда!

        Мы победим, Крепко целую. Твой брат Б.П.»

        Прочитав эти строки, Тоня улыбнулась, смахнула слезы радости и озорно посмотрела на девчат. Те стояли тихонько и ждали реакции на письмо.
        – Ну, – воскликнула счастливая девушка, – чего стоим? Давайте хоть споем!
        Макар Иваныч шевельнул усами, растянул меха, а Нюрка, самая красивая и голосистая, тряхнув богатством, запела:
                                                       Я миленка провожала
                                                       В Красну Армию служить.
                                                       Он жениться обещался
                                                       И фашистов-гадов бить

        Тоня вбежала в круг и, притопывая худыми валенками, подхватила:

                                                      Брата в армию забрали
                                                      Я полна заботою:
                                                      Вместо брата на заводе
                                                      Токарем работаю.

        Война давила людей голодом и холодом, изо дня в день изводила человека и сживала со свету. Но неизменно в этих людях, казалось, отлитых из стали, поднималась невероятная, неизбывная охота жизни, радость труда и единение пред лютым врагом. Мыслимо ли в тяжелейших, просто адских условиях военного времени оставаться оптимистом, находить силы жить, верить в свое будущее и будущее своей страны и, в конце концов, быть Человеком, Советским Человеком.

        В Оборино основали рыболовную артель, которая обеспечивала фронт рыбой. Оставалось и жителям Молотова. В артели большей частью работали женщины, подростки, старики и совсем мало мужиков, получивших бронь. Одним из таких был Егор Косой, здоровенный детина, к тому же родственник Председателя райкома. Косой был страшным невеждой, грубияном и пьяницей, но рыбу чуял сквозь воду, а от женщин отбоя не было. Сошелся Косой с одной солдаткой, чей муж на фронте погиб под Москвой. Солдатку звали попросту Николаевной. Баба вредная, ревнивая, но смазливая, нечего говорить. Детей у Николаевны не было, по этому поводу женщина нисколько не горевала, как, впрочем, и по мужу. Ну вот и стала жить Николаевна с этим Косым и тут же понесла. Жили они на краю деревни. Собака у них была, здоровенная дворняга, которая наводила страх на всё Оборино; пса Туманом звали. За годы войны пес истощал, но с жизнью не простился, – видимо не исполнил своего собачьего предназначения.

        В один из зимних дней Тоня ездила в Молотов, чтобы продать или выменять свое вязание. Обратно вернулась тем же ходом: на паровозе, в теплушке, сидя на куче соломы. От завода пошла пешком. Рыжий поджидал Тоню: хотел проводить девушку, но молодая заводчанка ухаживания Рыжего не приняла. У околицы деревни встретила почтальоншу Ангелину. Длинная худая старуха шла навстречу с тощей сумкой на плече. На почтальона тогда смотрели с настороженностью, стараясь угадать по лицу какую весть он принесет.

        Ангелина увидела Тоню и начала рыться в сумке, не поднимая глаз. Мороз забирался под одежды.
        – Погоди-ка, девонька, – придержала Тоню почтальонша.
        Тоня остановилась и протянула озябшую руку. Почему-то проступили слезы. Тоня моргнула и две хрустальные слезинки упали в мягкий снег. Тоня сразу все поняла. В голове плыли строки писем то брата «Я получил комсомольский билет, сестренка!», то отца «Тонька, какую я печурку собрал комдиву, ты бы видела!» – мелким неразборчивым почерком сообщал отец.

        Ангелина вложила в замерзшую руку Тони две


Поддержка автора:Если Вам нравится творчество Автора, то Вы можете оказать ему материальную поддержку
Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     02:36 10.05.2023 (1)
Макс, замечательный рассказ!
     04:43 10.05.2023
Благодарю, Алёна.
     18:44 02.10.2021 (1)
     20:22 04.10.2021
Спасибо, Илон!
Гость      23:18 29.09.2021 (1)
Комментарий удален
     23:22 29.09.2021
Спасибо, Хильда!
     21:00 27.09.2021 (1)
Хорошо и красиво написано! Единственно, лично я бы убрал слова "советский" и тому подобное. Извините уж, но мой отец рассказывал страшное о послевоенном времени. Поэтому я не могу спокойно слушать слова о "советском". Хотя время советское было гораздо радостнее и спокойнее нынешних странных времен. Извините за такое мнение. А за рассказ - огромное спасибо! Подвиг скромных людей надо оставлять потомкам.
     17:02 28.09.2021
Пётр, благодарю за развернутый комментарий. 
     20:39 27.09.2021 (1)
Ваш рассказ как глоток воды  в пустыне после долгого тяжелого дня. Это не просто красивые слова. Дело даже не в самом рассказе, хотя он очень крепко и хорошо сделан (люблю это слово применительно к худ.произведению), а в том, что он действительно учит выносливости. Читаешь про таких людей, как Ваша героиня и как-то стыдно жаловаться на собственную усталость и тяготы. Люди действительно были иного замеса, "крепче не было бы в мире гвоздей" И самое главное, ведь они не видели в своей жизни ничего сверхъестественного, не совершали никаких подвигов. Они просто жили, но жизнь их по нашим меркам и была подвигом, наверно.
Приведу пример для сравнения, как меняются ценности и приоритеты. Недавно мне рассказала подруга, как фейсбук взорвался восторгами по поводу "подвига" некоего врача, который на берегу(!) оказал первую помощь пострадавшему. То есть человек действительно тонул, но волны, слава Богу, выбросили его на берег. По счастью,  отдыхающая поблизости оказалась врачом и оказала человеку первую помощь. Он пришел в себя.
Так вот фейсбук взорвался восторженным ревом: "Подвиг!", "Геройство", "Мужество! и проч. хвалебные слова.
Несколько человек вполне резонно написали, что, конечно, поступок заслуживает благодарности, но это вовсе никакое не геройство - врачу(!) оказать на берегу(!) первую помощь пострадавшему.  Это просто добросовестное выполнение своего профессионального и человеческого долга. 
Так на это вполне логичное и резонное замечание полился несдерживаемый поток гневных реплик. Мол, как не понимают люди, что это самое настоящее геройство, что другой бы на месте ее (врача!) растерялся бы, а она вот отважно пришла на помощь.
ну, тогда уже, наверно, надо гордиться тем, что не убил, не ограбил, не мучил, проявил щедрость, помог кому-то. Всем этим оказывается надо бурно гордиться.
Обесценились, обмельчали как-то привычные и нормальные ценности. Люди восхищаются нормальным проявлением человечности.
     17:00 28.09.2021
1
Ляман, как верно Вы всё сказали! Спасибо!  Да, под ценностями сейчас понимают только то, что можно перевести в рубли. Жаль!!!
     08:31 28.09.2021 (1)
Очень трогательно, спасибо за Ваше творчество.
     16:56 28.09.2021
1
Татьяна, спасибо за добрые слова!
     23:33 27.09.2021 (1)
До слез, Макс! Отличная история!
     16:55 28.09.2021
Алекс, спасибо!
     13:56 27.09.2021 (2)
1
в котором отражались лес и белая луна

Луна, имя собственное.

Как-то путано написано. В целом всё понятно, но не очень. Не думаю, что люди времен Великой Отечественной войны думали о том, что они советские люди. Точно так же как мы сейчас не думаем о том, что мы путинцы.
Я бы убрал из рассказа коммунистическую пропаганду.
     14:31 27.09.2021 (1)
Сейчас, возможно, и не думают кто мы. Современное общество очень разнородно, я бы даже сказал, идеологически расколото, возможно даже не понимая этого. Но в то время люди были  в основной своей массе едины. Беда сплачивает, объединяет людей. Хотя, разные упыри были и в то время. Но именно сплоченность, взаимопомощь помогала людям вынести все тяготы и лишения. За Родину, за Сталина - это ведь не выдуманный лозунг. Он звучал и на фронте и в тылу. Если об этом не писать, то это будет выхолощенная полуправда... или полуложь.
     15:12 27.09.2021 (1)
1
Сколько Вам лет, если не секрет? Наверняка Вы не жили во время Великой Отечественной войны, почему же Вы делаете такой нелогичный вывод?
В советское время нам внушали, что во время войны было так, как вы об этом пишите. Но а настоящее время есть книжки, которые говорят о прямо противоположном.
Почему бы не выбрать золотую середину.
Думаю о том о чем не знаешь лично, либо вообще не надо писать, либо надо писать так, чтобы читатель самостоятельно додумывал обстоятельства побудиашие человека на тот или иной поступок.
Разумеется, я не усу Вас, как надо писать. Просто излагаю свою точку зрения.

Дату Вашего рождения посмотрел, тем более удивляет, что Вы пишите о советских людях, которые у Вашему рождению уже перестали существовать.
     15:43 27.09.2021 (1)
Советские люди существуют и сейчас. Жива моя бабушка, которой 91 год, жива моя тетя, немного младше бабушки и тд. Многое они рассказали о том времени (ВОВ). Рассказ "Дети войны" написан по воспоминаниям бабушки. Во время учебы приходилось работать в архивах, в запасниках музеев, где читал не только газеты, но и смотрел множество фотографий того времени. Фотографий не для газет, не для пропаганды, а для себя. Они (фотографии) о многом могут рассказать. А когда пишешь о том времени в котором не жил, то естественно сначала изучаешь источники, только потом переносишь свои мысли на бумагу. Что касается книг, которые говорят о "прямо противоположном". Наверное, всё-таки это не противоположность а еще одна сторона нашей  истории.
     17:42 27.09.2021 (1)
1
Речь идет именно о прямо противоположном, а не о еще одной стороне.
Нас уверяли, что советский народ, под мудрым руководством коммунистической партии и личном участии товарища Сталина одержал победу и т. д. Что доказывает превосходство советского строя над капиталистическим.

Начну с советского строя. Советского строя в СССР не было. Мы собственно и не знаем что такое советский строй. Страной руководила партийная номенклатура. Предприятия, недра, земля принадлежали государству. По сути в СССР был госкапитализм. В настоящее время у нас госкапитализм нового типа, НЭП.

Вы утверждаете, что сейчас есть советские люди. Тогда должны согласиться с тем, что люди рожденные до революции 1917 года были людьми несоветскими. Более того, гражданская война закончилась в 1922 году, значит и после 1922 года советские люди ещё не начали появляться. Родившиеся люди в двадцатых годах воспитывались все еще несоветскими людьми и т. д.
Поэтому, скорее всего, надо говорить о том, что победу в Великой Отечественной войне одержали не советские люди, а люди воспитанные на идеалах Российской империи с верой в Бога.

Можно продолжить о Сталине и прочем.
     19:32 27.09.2021 (1)
Анатолий, продолжить можно, но нужно ли. Переубеждать людей со сложившимися взглядами дело бесполезное и неблагородное. Это, конечно, только моё мнение.
     22:49 27.09.2021
1
В России начинается новая жизнь, но Вы этого не чувствуете...
     14:08 27.09.2021
Спасибо, Анатолий! Учту.
Гость      22:29 27.09.2021
Очень нравится этот рассказ! Жизнь женщины  во время ВОВ, испытание того времени! Поражает, восхищает мужество, стойкость, работоспособность, взаимоотношения, взаимопомощь всех советских людей! Спасибо, описали достоверно, молодое поколение  читает. Это хорошо!  
     20:15 27.09.2021 (1)
Рассказ очень хороший о таких женщинах, которые помогли выиграть страшную войну.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​" На пороховом заводе им. Кирова в городе Молотов* добросовестно трудИТСЯ тихая и незаметная Тоня Пермякова.  
Весь первый абзац в настоящем времени. Такого не может быть, потому что всё остальное написано в прошедшем. А если в настоящем, то здесь и сейчас.
Эту нестыковку желательно бы поправить, чтобы хороший рассказ был без изъянов.

     20:27 27.09.2021 (1)
Спасибо, Галина!  Поправлю обязательно!
     20:30 27.09.2021
Реклама