Город Солнца, или Путь к истине. Глава 2 + видео
2. Первая встреча с духами
Пока все ожидали Мурата, мы любовались живописными видами. Нам, выросшим и живущим в степной местности, всё казалось нереально красивым: и расположенные вблизи невысокие горы, укрытые пышной зеленью лиственных деревьев, и виднеющиеся вдалеке снежные шапки каменных исполинов, и поблёскивающая в утренних лучах беспокойная горная речушка Кефарь, давшая название хутору.
Лесо-Кефарь состоял всего из нескольких коротеньких улиц. Да и неудивительно, Кяфарское ущелье — самое малонаселенное из всех ущелий Карачаево-Черкесии. Чтобы скоротать время, Надя рассказала много интересного из истории края. Оказывается, на карачаевском языке слово "кяфарь" означает "неверный", то есть эту местность населяли не мусульмане.
Жили здесь аланы, или ясы, как называли их русские.
Я заинтересовалась историей этого удивительного народа и, приехав домой, почерпнула много интересного из разных источников.
Аланы были знамениты не только на Кавказе, где они подчинили себе всех соседей. Они совершали походы в Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию. Воинственные, жестокие, искусные, они воевали во Франции и Испании. Там, кстати, владели землями, и немалыми. Их боялись и уважали. Есть доказательства тому. Например, в Римской империи существовало военное пособие — руководство для борьбы с ними, а римская кавалерия использовала в боях ряд тактических приемов аланской конницы. Бесстрашные, умелые и преданные воины, коими являлись аланы, высоко ценились во все времена.
Они принимали активное участие в делах Боспорского царства и дружили с Византией. Дошли до Африки и даже жили там.
А когда я прочитала о родственных связях сильных мира сего, была поражена! Судите сами. Мать знаменитой царицы Тамары — осетинская царица Бурдухан. Муж-соправитель Тамары, отец наследников грузинского престола — осетинский царевич Давид Сослан из рода Царазон. Самый почитаемый в истории Грузии царь Давид IV Строитель, прадед царицы Тамары — внук осетинки Борены.
Но самая интересная для меня личность — Мария Ясыня. Ни много ни мало, но и Александр Невский, и Даниил Московский, и Дмитрий Донской, и сам Иван Грозный – все потомки ясской, осетинской или аланской, княжны Марии Шварновны, в иночестве Марфы.
Аланы Первыми на Северном Кавказе приняли христианство. Они оставили после себя на Кавказе настоящие сокровища: тысячелетние города и храмы, загадочные мавзолеи и дорогие шелка. “Высокие, красивого облика, с русыми волосами и взглядом, если и не свирепым, то все-таки грозным", — так писали о них историки.
Некоторые кавказские народности считают себя их потомками. Не удивительно, кому же не хочется иметь таких славных предков?
Народ из группы подходил и с интересом слушал рассказ. Надя продолжила нас просвещать:
— В XI веке в Алании правил очень сильный царь Дургулель Великий. Он был женат на Борене, дочери грузинского царя, а вот их дочь Мария Аланская, или Мариам Багратиони, которой при крещении дали имя Марта, в 21 год стала императрицей Византии. Она даже упоминается в византийской книге «Алексиада». Мария слыла ослепительной красавицей и была замужем за двумя византийскими императорами.
— Что, одновременно? — пошутил кто-то.
— Об этом история умалчивает, — рассмеялась Надя, но потом пояснила. — Да нет, конечно. Два императора не могли же править одновременно.
— Интересно, а как она выглядела? — спросила девчушка лет пятнадцати. — Об этом история тоже умалчивает?
— Отчего же. Есть её описание. Она была высокой, стройной, белолицей. Брови золотистые, а глаза голубые, — охотно ответила Надежда.
Послышались возгласы:
— Ух ты, прям модель по нынешним меркам.
— И, судя по описанию, славянка.
Надя ничего не ответила, так как внимательно смотрела на дорогу, по которой быстрым шагом шёл долгожданный Мурат.
Как известно, есть то, что никогда не может случиться во второй раз. Это первое впечатление. Встречаясь с человеком впервые, я всегда жду это чувство с каким-то трепетом.
Нарисовав в своём воображении этакого Мурата-супермена, наградив его всевозможными мыслимыми и немыслимыми достоинствами, я с интересом смотрела на легендарного проводника. Он оказался обыкновенным мужчиной среднего роста лет тридцати-тридцати пяти. С виду очень серьёзным и даже строгим. Ни тени улыбки, что, как мне казалось, придавало его облику таинственности. А вот его глаза… Они действительно были необыкновенные! В них угадывалась такая глубина, такая грусть и какая-то неземная печаль... от которой — мурашки по коже!
По приглашению Мурата мы все двинулись по направлению к горам и остановились у ручья. Здесь проводник ознакомил нас с особыми правилами поведения в этих мистических местах. Он обратился к нам с просьбой подождать разрешения духов, чтобы войти в их город. Было немного чудно слышать такое для нашего, еще эзотерически слабо развитого слуха. Группа у нас была довольна большая, около тридцати человек, и разновозрастная — от подростков до пожилых людей. Молодые улыбались и явно не верили в слова Мурата.
— А что, могут и не разрешить? И что тогда? — скептически улыбнувшись, спросило юное создание.
Проводник, не обращая никакого внимания на ухмылки (видимо, не впервые), сказал, что нас встречает семья аронцев — мужчина-воин и женщина с ребенком.
Я смотрела во все глаза, но как ни старалась, так и и не увидела никого на той стороне ручья. Лариса, наша подруга из Минвод, вдруг замерла и, отвечая на немой вопрос, тихим голосом пояснила, что она видит высоких, светловолосых и очень красивых людей, облачённых в одеяния не нашей эпохи — женщину в длинном сарафане, напоминающий покроем русский народный и мужчину – в вышитой необычными узорами рубахе. Грудной ребенок спокойно спал у мамы на руках. По их лицам было видно, что семья очень рада нашему приходу – смотрели они с любовью и доброжелательностью. Проводник попросил нас поприветствовать их поднятой левой открытой ладонью, положив при этом правую руку на сердце. После приветствия Мурат сказал, что Аронцы приглашают нас в свой город и ответил на заданный ранее вопрос без тени улыбки, и стало понятно, что все эти чудеса для него — обыденные вещи.
— Вчера группу не пустили, — сказал наш гид, — все просто развернулись и уехали обратно. Сейчас мы перейдем ручей и направимся к первой горе. Мы называем ее «женской», или горой «женских энергий», и на ней находятся в основном храмы, а затем посетим «мужскую», гору «мужских энергий», где сохранились дольмены.
Мы сняли обувь и босиком перешли горный ручей с прозрачной водой, сквозь которую были видны разноцветные камешки. От ледяной воды почему-то совсем не было холодно, а наоборот, приятное тепло разлилось по всему телу.
|