Произведение «Кто такие фашисты»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 24
Читатели: 891
Дата:
Предисловие:
«Слова Гитлера и
Геббельса можно дополнить свидетельством нашей знакомой, работавшей в то время
ассистентом в больнице одного саксонского фабричного городка. «Когда вечером
после собраний к нам поступали раненые, - рассказывала она, - я сразу же видела,
к какой партии принадлежал пострадавший, даже если он был уже раздет и лежал в
кровати: пациенты с черепными ранами, нанесенными пивными кружками или
ножками
от стульев, были нацисты, с ножевыми ранами в груди - коммунисты».
Виктор Клемперер «Язык Третьего Рейха»

«Авторитет Штрейхера был в среде других военных преступников угрожающе близок к нулю. Его нечистоплотная, извращенная натура отразилась и на результатах психологического тестирования — коэффициент интеллекта IQ был один из самых низких. Даже его адвокат высказывал мысль в том, что одержимость антисемита, скорее всего, продукт больной психики. В результате было решено подвергнуть Штрейхера психиатрической экспертизе в составе комиссии врачей — доктора Делэ из Парижа, доктора Краснушкина из Москвы и полковника Шредера из Чикаго. Штрейхер воспользовался этим обследованием, чтобы в очередной раз развернуть перед свежей аудиторией свои бредовые антисемитские идеи — он даже пытался доказать обследовавшим его специалистам, что, дескать, он, который посвятил изучению этой «проблемы» четверть века, самый что ни на есть компетентный специалист в этой области, равного которому в мире нет и быть не может. Когда врачи предложили ему раздеться перед медицинским осмотром, русская переводчица, отойдя к дверям, отвернулась, на что Штрейхер с глумливой ухмылкой дал следующий комментарий: «Отчего же так? Боитесь увидеть что-нибудь любопытное?» Стоявшую к нему спиной девушку даже передернуло от этой фразы.
<>
В результате проведенного обследования было установлено, что Штрейхер, хоть и одержим навязчивой идеей, однако психически невменяемым быть признан не может» .
Густав Гилберт «Нюрнбергский дневник»




Кто такие фашисты

Пришла пора уточнить одно изрядно затасканное, но, к сожалению, очень актуальное для современной России понятие. Ибо для современной государственной пропаганды фашисты – это вообще враги, вне зависимости от мотивов и содержания их деятельности. Вот кого ими назначили по телевизору, те, стало быть, и фашисты. Иной раз этот ярлык приклеивается не только к антифашистским по сути политическим силам, например, к либералам, но и к целым народам, само существование которых рассматривается в современной политической конъюнктуре, как явление сомнительное, вредное и враждебное.
Между тем существующие международно-правовые, исторические и политологические оценки этого явления показывают фашизм вполне рельефно и, прежде всего, как совокупность определенных идеологии, психологии и политических практик.

Итак, по моим наблюдениям, вполне согласующимся со многим, что было написано современниками и исследователями о данном предмете, самая обобщенная формула может выглядеть так:

Всегда и во всяком случае фашист – это агрессивный патриот, который всюду усматривает и хочет истребить врагов своей нации и/или своего государства.
Он верит в постоянно существующий международный заговор против своей страны и нации либо в традиционно неприязненное отношение к ним со стороны большинства иных народов и государств. В его представлении Родина должна стать осажденной крепостью, ощерившейся оружием и изолировавшей себя от внешних влияний, а политическую власть следует построить на основе вождизма по военному образцу.

Именно такими людьми (в их идеале) были члены Национальной фашисткой партии Италии, собственно, и породившей термин «фашизм», именно эта, наиболее общая черта всех фашистов сразу бросается в глаза там, где подобные партии и политические режимы играли существенную историческую роль.

Такой человек имеет и другие черты, в совокупности характеризующие его как фашиста:

Крайне категоричен, радикален в суждениях (политический радикал), жесток (принципиальный и убежденный садист);

Мыслит иррационально, идеологическими штампами, логика в его рассуждениях примитивна либо отсутствует, суждения больше коррелируют с идеологией, чем с реальностью. Рациональное в суждениях тесно переплетено с эмоциональным. Аргументация утверждений подбирается случайным образом.
Истина как таковая фашиста мало интересует, поскольку известна ему всегда и заранее. Достаточно эмоциональной правдоподобности. Эта черта отличает фашиста от коммуниста, уважающего науку и в идеале стремящегося мыслить рационально. А вот следующая черта у них общая:

Фашист мыслит тоталитарно, распространяет идеологическое понимание абсолютно на все сферы жизни. Именно поэтому политизирует абсолютно все. Обсудить с ним какие-то неполитические проблемы затруднительно, поскольку спокойный диалог невозможен. Политический подтекст и подвох фашист видит во всем.

Ставит государство на порядки выше человека, человечества и человечности (этатист). Люди для него лишь материал для строительства и поддержания нации-государства, имеющей высшую ценность. В этом, собственно, заключается рациональный стержень фашистской идеологии, ее интеллектуальная суть;

В грош не ставит мораль, но охотно использует её в целях политической манипуляции. Любит продемонстрировать имморализм или поглумиться над чьим-либо нравственным выбором. Глумление, издевательский стёб – характерные для фашиста коммуникативные приёмы. Высмеивать, за отсутствием у него нормального чувства юмора, он не умеет.
Имея в виду эту черту в совокупности с садистической жестокостью фашистов, любой победивший фашизм можно охарактеризовать как политический режим отмобилизованной сволочи. В отличие от прочих политических режимов, включая крупнейшие лево-тоталитарные (СССР и Китай), фашизм сознательно, а не случайным образом, подтягивает «наверх» и в «силовые органы» именно негодяев.

Всякий фашист относит себя и своих единомышленников к элите, «сознательной части» своей нации, а всех прочих людей своей национальности считает национал-предателями либо неполноценными;

Ненавидит любые проявления автономии человеческой личности, политической и иной свободы (тиран, авторитарная личность);

Кроме жестокости, героизма и подвигов мало что ценит в истории. Равно охотно героизирует правду и неправду (фейки, домыслы), но прежде всего деятельность завоевателей и кровавых тиранов;

Фанатически нетерпим ко всякому несогласию, агрессивен не только в отношении политических оппонентов, но и вообще всех, кто мыслит иначе чем он сам. Особенно ненавидит интеллектуалов, когда в состоянии распознать их;

Говорит на «языке ненависти», специально приспособленном, чтобы оскорблять, оклеветывать и запугивать оппонентов, вызывать по отношению к ним ненависть окружающих. Этим фашист заметно и существенно отличается от обычных патриотов-националистов, которые, впрочем, охотно заимствуют отдельные элементы этого языка. Там, где фашизм победил, язык ненависти становится основным для использования в публичном пространстве, превращается в «новояз».

При наличии большинства указанных выше черт агрессивный националист, традиционалист и шовинист – это и есть фашист.

И да:
Фашистские убеждения часто сочетаются с последовательным и радикальным расизмом – это уже нацизм (как в гитлеровской Германии);
Они могут многообразно сочетаться со сталинизмом, как оправданием соответствующих репрессивных практик, примитивно-либеральными представлениями (социальный дарвинизм) и политизировано-религиозными убеждениями. В этом отношении идеология т. н. «русского мира» является производной не столько от коммунистической, сколько от фашистской идеологии, хотя и не всегда достигает ее градуса ненависти;
Фашистские убеждения также характерны для маргинальных националистических групп, нередко являясь ядром их идеологии (скинхеды, иные делинквентные националисты).

Современный фашизм разнообразен и многолик. Но перечисленные признаки – основные. Если они присутствуют у человека или группы людей – все или многие – речь идёт именно о фашистах.



Обсуждение
21:24 09.09.2021(1)
1
Кьяра
Простые истины. Но надо их периодически повторять, иначе начинают забываться...

Добавила бы лишь одно: как только некто начинает утверждать, что "нет никакого другого столь выразительного языка, как мой"; или "не может быть ни одной другой нации, которая бы так глубоко и тонко чувствовала, как моя"; или даже "не существует земли, где деревья, дающие бересту, так красивы, как у нас" — этот некто делает маленький, но целенаправленный шажок в сторону фашизма. Стоит помнить об этом, и душить в себе зачатки фашиста, как только они начинают поднимать голову.

21:35 09.09.2021
Иннокентий Орясин
От контекста и меры дурацкого пафоса размерность "шажка" зависит. И чаще всего это довольно большой шаг! Именно в том направлении!
Неумный, одержимый патриотизм - и есть фашизм большинства его версий.
Отличное дополнение к заметке, спасибо!
17:45 27.06.2021(1)
3
Д. Александрович
В принципе Вы, Иннокентий, развернули фундаментальные тезисы Лоуренса Бритта, с которыми я полностью согласен:



Хочется только добавить, что на данном историческом этапе самым ярким примером классического фашизма является ЛУКАШИЗМ, идеология и репрессивная практика которого быстро распространяется и в нашей стране.
18:08 27.06.2021(1)
1
Иннокентий Орясин
Я пишу о фашистах, как людях, с их представлениями и специфический психологией, а не о режиме или идеологии фашизма.
Последние несколько видоизменились к настоящему времени, но сущностно те же.
Лукашизм - новая "классика" с характерным вождём и характерной жестокостью. Кажется лишь тупее и примитивнее муссолиниевской версии. И совершенно не кажется жизнеспособным.
Путинизм поживее, однако может и вовсе не дозреть до характерной фашистской кондиции, поскольку на порядок системнее и сложнее своего прототипа. И крайне неповоротлив... Все-таки реакционный режим, а не модернистский, как был у Дуче.
Однако в любом случае мало никому не покажется! Ни при самих режимах, ни при их крахе... Беда - на годы! По "наилучшим" предположениям.
Тезисы Бритта близки к истине... Вижу её несколько рельефнее. При случае попробую вербализовать.
20:57 27.06.2021(1)
2
Д. Александрович

Я пишу о фашистах, как людях, с их представлениями и специфический психологией, а не о режиме или идеологии фашизма

Вы не находите, что эти люди ежедневно подпитываются и управляются идеологами режима? Благо почти все рычаги влияния в их руках. При этом, разумеется, пропагандисты чётко улавливают специфическую психологию и своевременно подбрасывают лозунги. 
21:44 27.06.2021
1
Иннокентий Орясин
Разогревать градус патриотизма десятилетиями и без особых реальных причин к подобному подогреву - дело непростое и очень технологичное.
Работают социологи, политологи, пиарщики, спичрайтеры и многие-многие специалисты, включая "силовиков".
Там - целая индустрия. И в отличие от агитпропа она эффективна. Нужные нарративы и коллективные эмоции доносятся до нужных адресатов в нужное время.
Пока все держится на высокой компетенции лиц, формирующих образы и идеи, и общем уровне работников этой сферы.
При снижении этого уровня падение пропагандистского эффекта будет стремительным. А снижение не за горами - оно обусловлено системно. Часть умных людей уйдёт, часть начнёт разрушать среду обитания. Появится много идиотов, ещё более разрушительных по эффекту их деятельности, чем озлившиеся на тупость системные "умники". Это в любой бюрократической системе так происходит. Это уже просматривается и в пропагандистской среде.

А реальный процент фашистов (по типу личности) в обществе невелик. Если плохо разогревать соответствующие настроения, то ничего и не будет.
И да. Идеология рашизма, как она транслируется в массы, кажется синтетической, искусственной, рассчитанный на сиюминутный эффект. Похоже на "классику" фашизма, но неорганичное, неживое. Крах неминуем.
23:38 26.06.2021(1)
2
ОлГус
С большим интересом прочитал, и хочется пространно и с чувством прокомментировать - но не буду.
Не буду по одной простой причине: лет семь назад меня торжественно и с огромным пафосом записали в эти пресловутые "фашисты".
Великому множеству моих друзей, знакомых и не знакомых мне людей, живущих, как и я, в Украине, поставили на лоб это же клеймо...

Поэтому, дабы не тратить оставшиеся за эти годы остатки нервов, комментировать ничего не буду.
Единственно, выражу Иннокентию своё уважение за поднятие этой темы.
23:47 26.06.2021(1)
1
Иннокентий Орясин
Благодарю, Олег!
23:49 26.06.2021
1
ОлГус
Тебе спасибо!
14:32 26.06.2021(2)
3
Борис Костинский
Встал и аплодирую! Хорошо бы этот простой и чёткий текст отпечатать иллюстрированной брошюрой для распространения в массах. Мечтается увидеть миллионные тиражи... Эх! Мечты, мечты...
На "Фабуле" под, отменно нарисованный Вами портрет фашиста, попадает с десяток авторов, но больше всех - одноглазая девка, реально свихнувшаяся на Путине. Вообще же, для реальных русских фашистов характерно главное: они постоянно обвиняют  в фашизме всех, кто не похож на них. Вот всех и повально! Ясное дело, что идёт это не от них самих, как правило, НЕДОУМКОВ, а из самого Кремля. Пошло это после аннексии Крыма, для оправдания которой основной кремлёвский идеолог Сурков придумал отмазку, в виде "МАССОВОГО ФАШИЗМА В УКРАИНЕ".
Кстати, одноглазая местная фашистюка, помимо темы "гениальности Путина", хронически сводит почти все её разговоры к "фашистам бЕндеровцам". Прообразом русского фашиста периода правления Путина я считаю Полиграфа Шарикова, ГЕНИАЛЬНО изображённого Михаилом Булгаковым в повести "Собачье сердце".

                                      

14:50 26.06.2021(1)
2
Иннокентий Орясин
Да, реальных фашистов и здесь, и даже в прокремлёвской тусовке не особенно много. Но продвигают именно их, именно их публичные выходки терпят и тиражируют. В них видят жупел, отвлекающий внимание обывателя от правящих групп, которые мало чем лучше по своей идеологии и политической практике. Собственно, и в Веймарской республике так было.
И да - обзываться фашистами и нацистами не сами они придумали, но активно пользуются! На воре и шапка горит! Это один из маркеров современного россфашизма (рашизма), не обязательный, но столь же очевидный, сколь их маркируют антилиберализм и украинофобия.
15:15 26.06.2021(1)
1
Борис Костинский
РАШИЗМ - гениальный термин, появившийся в Украине после аннексии Крыма. Вообще же, украинцы массу неологизмов изобрели за последние годы: "МАЙДАН", когда речь идёт о любом протестном выступлении; "ТИТУШКА" - от фамилии украинского наёмного погромщика и жителя, кажется, Полтавы, некоего Титушко; "ДАУНБАССОВЕЦ" - активист-рашист с Донбасса; "ЛУГАНДОН" - активист-рашист с Луганщины; "ЗАЖЕЧЬ ШИНУ" - начать протестную акцию; "ПРАВОСЕК" - активист "Правого сектора"; ""РАШИЗМ" - термин, появившийся именно в Украине от смешения слов "Раша" и "Фашизм".
А ещё "ОРАНЖЕВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ", как имя нарицательное всех современных революций. Также появилось в Украине и "НАКРЫТЬ ПОЛЯНУ", как всякая коррупционная акция и "ДЕРИБАН", как определение махинаций с земельными участками.
Короче, Украина жжОт!
15:29 26.06.2021(1)
1
Иннокентий Орясин
"Накрыть поляну" ещё в советские времена по "коренной" России ходило... А так - да.
Заметьте, преимущественно это язык насмешки, и лишь редко - язык ненависти. Сравните: "либерал-нацист", "либераст", "дерьмократ", "майданутый" - с отсылками к телесному низу, мату или признанным врагам человечества.
15:45 26.06.2021(1)
1
Борис Костинский
Согласен, неологизмы "МАЙДАНУТЫХ" - ироничны и саркастичны. Это такие себе под*бочки. А рашисты в их терминах рычат и харкают. Тут уже иронии нет по определению! Рожи серьёзные, глаза оловянные, фразеология чеканно-погромная. По-моему, мы говорили об этом под Вашим эссе о смехе и юморе. Если "либерасты" просто массово хохмят, то рашисты, в силу их повальной интеллектуальной слабости, ни сарказма, ни иронии не догоняют. Сходу норовят кистеньком - да в хавальник!


16:18 26.06.2021(1)
3
Иннокентий Орясин
Паталогически серьёзные люди. ЧЮ отсутствует совершенно либо находится в зачаточном состоянии, на уровне плоских шуток.
16:44 26.06.2021(1)
1
Борис Костинский
Ну да, типа "Дай папироску, у тебя штаны в полоску!"
16:59 26.06.2021(1)
1
Иннокентий Орясин
Я неспроста привёл в "Предисловии" к этой статье
цитату из книги американского психиатра, сопровождавшего Нюрнбергский процесс. Стилистика мысли нацистов по этой книге прослеживается замечательно, в том числе, их характерный "юмор".
Надо сказать, что даже здесь, на литсайте, есть несколько авторов, склонных к подобному. И они как раз-таки очень похожи на реальных фашистов-нацистов, соответствуют большинству признаков.
18:06 26.06.2021(1)
1
Борис Костинский
О, да! Тут есть пару "юморЫстов", которые иконы носят прямо на груди! Но одноглазая девка не имеет ЧЮ от слова "СОВСЕМ"! Там, судя по всему, серьёзнейшая психологическая проблема!
Иннокентий, как классно, что у Путина именно ТАКИЕ поклонники! Эх, побольше бы! Чтобы они шли миллионной колонной! Но! С другой стороны, это опасно для "ЛИБЕРАСТОВ". Деградация при таких "ОППОНЕНТАХ" очень даже вероятна.
23:31 26.06.2021
1
Иннокентий Орясин
В несколько некомфортных условиях диалог происходит... Вроде как посадки в процессе случаются, кто-то умирает скоропостижно, кто-то домой из за границы вернуться не может. Не говоря уже о такой мелочи, как побои и прочее брутальное обращение со стороны "оппонентов".
Нет у "либерастов" шанса на деградацию, не получится. Ну, кто-то сопьется, кто-то на зоне сломается, но в основном - сплошная прокачка деловых, моральных и умственных качеств. Не то, чтобы бесплатный, скорее дорогой запредельно, но очень крутой коуч.
Именно так будущие элиты отбор и закалку проходят. Пока Страна недоразложившийся совок переваривает до состояния непрерывного блева.
14:45 26.06.2021(2)
4
Присоединяюсь.
Иннокентий - высокоумный человек.
И нам очень повезло, познакомиться с ним.
14:55 26.06.2021
2
Борис Костинский
Да, Наталья, для данного сайта - Иннокентий Орясин - ГРОМАДНАЯ ЦЕННОСТЬ! Как правило, люди с отличным образованием на маленьких сайтах не обитают - не тот масштаб, а тут такое везение для "Фабулы"! Здесь раньше был бывший редактор с Московского радио, писавший блестящие эссе, но он умер пару лет назад. Увы! Весьма хорошо высказывался одно время и казах-учёный из Новосибирска, но старость, видимо, взяла своё - смолк. Так что, теперь, если не Иннокентий, то, к сожалению, больше особо некому слово ВЫСОКОЕ сказать... 
14:52 26.06.2021(1)
2
Иннокентий Орясин
20:56 26.06.2021(3)
2
Интересная статья. Вызывает желание высказаться.
Но, на мой взгляд, понятие фашизм размыто.
Если быть кратким, то фашизм это:
- нацизм,
- террор и насилие по отношению к неугодным,
- пропаганда шовинизма и расизма,
- отрицание гуманизма,
- милитаризм, стремление развязать войну,
- тоталитарный режим.
Не понял, как Вы в выводах своей статьи связали фашизм и "русский мир".
Придуманная недавно пустая, никем не поддерживаемая идея-фикс "Русского мира", считаю,  к фашизму отношения не имеет.
21:46 26.06.2021(1)
Валерий Свидерский
Русский мир это удобный термин чтобы обозначить сторонников русской культуры и языка-всех друзей России на планете Земля.
Никакой иной нагрузки это понятие пока не несет,хотя есть смысл развить его и поглубже.
Но с философами у нас ныне большой недобор. Молодых не подготовили, а старые умерли.
22:06 26.06.2021
1
Беда  последних лет не в "недоборе" философов, Валерий, а на мой обывательский взгляд, просто отсутствие - умных людей.
Рядом с Гарантом люди из 90-х и в свой круг никого не пускают. На их век, они знают им все хватит.
Деклараций, исторических прорывов, амбициозных национальных популистских проектов типа "большая Москва", Русский мир, СНГ - море, а КПД, как у паровоза 20-30%.
Помочь старушке по телевизору - как пару пальцев обслюнявить,  а создать свои станки, двигатели, машины, технологии - ума организовать ума не хватает.
21:36 26.06.2021(1)
2
Иннокентий Орясин
Ну, попробуем уточнить, если что не вполне ясно.
Не уверен, что так сразу готов обсудить идеологию "русского мира" - тема чуть в стороне и слишком большая. Начну с классического фашизма.
Исторически это именно итальянский фашизм. Он только с 1938 года (на 16 году правления дуче) получил некоторые, отдельные черты именно нацизма - больше на юридическом уровне и главным образом под влиянием союза с гитлеровской Германией. На идеологическом уровне этот режим не был нацистким, поскольку не разделял расизма и антисемитизма гитлеровцев. Соответственно последнее - именно признаки нацизма, немецкой право-тоталитарной идеологии, явления существенно более радикального, чем муссолиниевский фашизм.
Кстати и репрессивность классического фашизма была сравнительно невысока, массовыми его репрессии можно назвать если только с некоторой натяжкой. Внеправовой террор боевиков, особенно в начальные годы, конечно был... Но тоже несопоставимый с тем, что гитлеровцы творили.
В списке остаются только шовинизм, милитаризм, антигуманизм - вот это было по полной программе. И да - режим Муссолини был последовательно тоталитарным (чего, например, не скажешь о более кровавом режиме Франко в соседней Испании).
Так что размыто или не размыто здесь что-то - вопрос спорный. Тут все-таки признаки фашиста, как личности, а на фашизма в целом, в статье обсуждаются, и только косвенно, в связи с ними, политический режим и идеология.
21:42 26.06.2021(1)
1
Здесь все кратко и четко. Вопросов нет.
В Вашей  статье  меня "задело" упоминание "русского мира", а в общем к Вашим  мыслями в эссе   добавить что-нибудь трудно. Все верно.
21:55 26.06.2021(1)
1
Иннокентий Орясин
Ну, спорное обсудим при случае - на самом деле большая и несколько обособленная тема.
21:57 26.06.2021
Согласен.
21:10 26.06.2021(1)
1
Борис Костинский
Леонид, вот только что нарвался на этого Гаврилу-пиита: https://hroniker2.livejournal.com/
Фашист али нет?
21:22 26.06.2021(1)
1
Борис, пройдясь по ссылке - не понял, что это.
Стихи? Набор политических слов? Одним словом - пурга.
Иннокентий поднял интересную  серьезную тему.
Приводить частные примеры каких-то клоунов - не серьезно.
А вот постараться понять что такое сталинизм, путинизм и куда они ведут - это трудно.
21:59 26.06.2021(1)
2
Борис Костинский
Сталинизм - это реальный тоталитаризм. Путинизм - игра в тоталитарные бирюльки. Как говорится, история всегда повторяется, но уже не в виде драмы, а в виде фарса.

22:18 26.06.2021
Может быть.
16:58 26.06.2021
1
Борис Костинский
Вы проиллюстрировали это эссе сверхинтеллектуальным фильмом Бернардо Бертолуччи, а я вмажу по-простому: рашизм, вот он: