БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 10. СТ. 61-72.
61. Все эти чувства контролируя умом и, будучи так, вовлеченный в Высшие отношения со Мной, такой человек, чьи чувства, непременно, под контролем, имеет утвердившееся знание.
КОММЕНТАРИЙ.
Все это говорится для уровня Арджуны, ибо, чтобы человек был ведом Богом, он, непременно, должен о своих усилиях, стараниях и сотрудничестве с Богом примерно так думать, так направлять свою мысль, мыслью не упрямиться, этим проявляя смирение и понимая себя за того, от кого все зависит. Бог Милостью Своей дает ему такой инструмент и дает его каждому на определенном этапе материального и духовного пути.
И еще раз. Не он, не человек, контролирует свои чувства, но Бог дает ему мыслительный экскурс по своим чувствам. Направляет далее результат с мыслительного процесса на ум и разум, что есть, также, энергии Бога, Сам Бог в человеке, указывает, что надо себя контролировать, вводит его в состояние конкретного контроля, давая энергии заинтересованности, осознания, личного присутствия, личной активности и тотчас как бы усилиями человека делает в нем мыслительный запрет на вещи, от которых уже отказываться пора. Бог Указывает в человеке, и Бог реагирует в человеке, во все вовлекая душу и делая ее сотрудничающей с Богом и привыкающей к такому постоянному в себе энергетическому и направленному, фактически, на Бога диалогу.
Все – Бог. Душа – неподвижная энергия, но способная к духовному развитию и полному подчинению Богу, в дальнейшем не отличающая себя от Бога. Но, все же, душа – энергия, отделенная и неотделимая. Не более и не менее и ничего на себя брать не может, ибо полностью, до мгновения Управляема, а в человеческом теле – ведома. Так надо считать.
Но чтобы человек так был ведом, он должен обладать совершенными духовными знаниями и в той мере, чтобы ум на них уже мог ссылаться всегда, и при помощи этих знаний Бог и дает Свои внутренние человеку распоряжения, указывая, что это – Слово Бога, что это делать надо, что это единственный путь, выводящий за пределы материального существования. И душа понимает, что другого пути у нее нет, что выбора нет, что, действительно, Слово Бога свято и ему надо беспрекословно следовать.
Также, такой внутренний путь и диалог с Богом, как и управляемость человека, возможен, когда Бог Знает, что путь преданного служения и духовной практики уже вывели преданного на тот уровень качеств, которые полностью гармоничны с требованием Святых Писаний, т.е. Словом Бога, и потому человек (развитая энергия Бога) уже способен следить за Мнением Бога в себе, выкристаллизовывает в себе только Мнение Бога, отбросив все другие понимания и становится, по сути, достаточно адекватным и ведомым, как и послушным Богу, не зная другого направления мысли, испытывая в этом комфорт, мир, удовлетворение в себе и другие поощрительные сопровождающие этот процесс энергии Бога.
Т.е. основой, непременно, такого внутреннего труда являются хорошо усвоенные Святые Писания. В таком случае, говорится, что человек пользуется уже достаточной Милостью Бога, что он утвердился (и это условно, ибо утверждение в Слове Бога не имеет границ, как и утверждение его разума) в совершенных знаниях, как и разумом. Но не следует думать, что чувства такого человека постоянно под контролем. Иногда в целях развития человека или чтобы его поднять на более высокую ступень материального и духовного развития, Бог дает человеку и усыпление бдительности в некотором роде и таким образом вовлекает в те материальные игры и роли, которые могут быть ему и на пользу. Т.е. надо не забывать, что ничего не может быть в человеке стабильно, все Управляемо Богом. Но и есть, также, границы такой нестабильности, и они, также, незыблемы, и есть вещи, где человек более никогда не проявит и малого колебания или вожделения, ибо это уже отработанные пути по срокам и по проявлению.
62. Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, из вожделения возникает гнев.
КОММЕНТАРИЙ.
Бог Кришна поясняет Арджуне, как на пальцах и согласно ступени его материального и духовного развития, как и в свою меру, как материальные объекты чувств влияют на человека и что из привязанности к ним следует. Но надо понимать и шире; надо знать, что эта привязанность к материальным объектам наслаждения и нет имеет, также, и смысл и до определенного периода развития живого существа способствует его выживанию, как и материальному и духовному развитию. И только в теле человека на определенном этапе его развития, когда человек достигает определенной ступени своего развития, материальные источники наслаждений становятся тем, что препятствует уже духовному развитию, ибо становится вопрос о переходе на духовный план; и то, что способствовало вовлечению в материальные игры и роли и что таким образом развивало мыслительный процесс человека, давая ему опыт и знания, это превращается в камень преткновения, в некие путы материального мира, мешающие вырваться из него, дабы быть направленным Милостью Бога на духовный план.
Бог рассказывает Арджуне уже то и в свою меру, согласно его ступени развития, что должно как бы давать основания для внутреннего сотрудничества с Богом, что как бы должно приоткрывать его глаза на последствия материальной привязанности и направлять его духовную практику на путь отрешения от материи в любой форме ее проявления. Все это есть совершенные духовные знания, которые должны мотивировать его мыслительное сотрудничество с Богом, он должен будет в себе обращать внимание на то, на что Указывать в нем Бог будет мыслью, и брать за основание и такие доводы. Этот, пополняемый Богом арсенал совершенных знаний, есть концентрация Воли Бога в человеке, принятой человеком, откуда Бог всегда в любое мгновение и по любому поводу и в условиях материального мира и в условиях духовного мира будет брать то, что и будет способствовать и подчинению души и ее развитию, врастая в душу, становясь ее сутью неотделимой и таким образом обожествляемой в хорошей степени. Но этот путь должен проходить с трением, с преодолениями, с некоторой и болью, ибо только так Слово Бога врастает и присваивается человеком и в материальном мире и на духовном плане.
И здесь, в стихе, также, Бог как бы показывает человеку, что многое зависит от него (На самом деле, ничего не зависит от человека. Но человек так должен думать и вовлекаться в энергии Бога в себе, следовать им, и это называть старанием). Надо увидеть эти цепи (объекты чувств, привязанность, вожделение, гнев) и начинать их преодолевать. Такой расклад для уровня развития Арджуны и его современников, как и последователей, кажется вполне естественным. Такой мыслительный процесс можно принять, ибо он видится очевидным. Да, действительно материальные объекты вызывают привлечение к ним, которое может и усиливаться, достигая фазы неминуемого к ним влечения, т.е. вожделения. А вожделение – это вещь опасная, ибо может перерасти в гнев. Человек может легко вспомнить, как отказ от обладания теми или иными материальными объектами в материальном мире в нем вызывал гнев, и это свойственно многим, причем, в такой степени, что человек не может себя удержать и может начать действовать активно, вовлекаясь в греховную и потому наказуемую деятельность.
Все бы так. Но пора, уже пора понять, что весь этот круговорот событий, связанный с привлечением к материальным объектам наслаждений и все, что из этого следует, все устроено только Богом. Здесь человек ведом Богом абсолютно. Никто, никакой его личный опыт, никакие формы существования ему не смогут открыть глаза на материю. Без Бога вообще ничего нет. Это методика Бога во всех нюансах, во всем процессе развития человека, все до каждого рождения каждому дано Богом, все опыты, все проявления в них человека, все мыслительные процессы, все причины и следствия, все влияние материальной и духовной практики, все наказания и поощрения, все результаты и в виде гнева и в других формах. То, как работает Бог, невозможно понять, невозможно понять и то, как Бог ведет личность и вовлекает во все игры и роли и что из этого следует, и какие могут быть выводы, и как они закрепляются в сознании человека, и что из этого извлекается вновь и вновь. Человек должен действовать, как бы проявляя активность, должен бороться за отрешенность, но, также, должен и осознавать, что он полностью Управляем, и его заслуги в результатах нет и не может быть. На него просто работает время. Все логические цепочки и связи, все закономерности, все материальные законы, все опыты и практики, все, что только существует в материальном мире, все зависимости, вся логика, все следствия, все причины – все есть творение Бога, все направлено на развитие энергий Бога и все условно. Бог в одно мгновение может все разрушить. И это делается, когда надо. Но процесс творения души, как слуги Бога, нескончаемый и неразрушим.
63.Гнев порождает иллюзию, из иллюзии следует заблуждение памяти, заблуждение памяти приводит к потере разума, потеря разума влечет за собой падение.
КОММЕНТАРИЙ.
Эта цепочка (гнев-иллюзия-заблуждение памяти-потеря разума-падение) внутренних событий человека в связи с привязанностью к материальным объектам наслаждения полностью Управляема Богом в приложении к каждому. Она очень приблизительно отражает результат привязанности к материальным объектам и также в некотором смысле полезна для человека и способствует его и материальному и духовному развитию. Но Бог как бы нацеливает Арджуну на негативные ее последствия, дабы вызвать в нем и других нужную реакцию и отношение к привязанности к объектам материального мира, без чего духовное развитие весьма проблематично. Ею как бы Бог предупреждает об опасных или угрожающих последствиях материальных привязанностей. Но и избежать эту цепочку невозможно. Тем более, она здесь значительно упрощена и кажется абсолютно понятной. Но на самом деле это многоветвистое древо последствий привязанности к материальным благам, которое абсолютно Знает только Бог.
Каждый ее, приведенную Богом цепочку, проходит; и в свое врем по определенным законам и в связи с преданным служением эта зависимость ослабляется или идет на нет, но весьма условно. Нельзя человеку постоянно служить материи, необходимо постепенно формировать в нем новое духовное сознание, и этот путь неотвратим, и в этом пути Бог использует постоянные инструменты. Это – аскетизм, добродетель, контроль желаний, чувств и мыслительного процесса, простой образ жизни, изучение Святых Писаний, само преданное служение… И этот набор есть то, что сотворено Богом как путь выхода из материи, поэтапно, но Силою и Волей Бога и с видимым пониманием живого существа, что не без его усилий. А как усилия приложить – Бог Указывает: поуменьшить желания и вожделения, опереться на совершенные духовные знания, освободиться от гнева и зависти, как и от осуждения… Но на самом деле – преданно служи и старайся вверять себя Богу. А все остальное Бог постепенно уберет. Только Бог. Не ты. Человек должен просто сотрудничать, но и здесь Бог ведет, давая
| Помогли сайту Реклама Праздники |