Произведение «Хам ?»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Оценка: 4.5
Баллы: 1
Читатели: 162 +1
Дата:
Предисловие:
Хам - это болезнь униженного, заразиться  могут люди и целые народы.

Хамство — яркое проявление исторического невроза. А невроз оттого, что человек не в силах решить свои проблемы по суду, по справедливости, жить по закону или древнему кодексу чести( Эздел).
Ингуши разговаривают (в сравнении с чеченским), на грубом языке, но хамству там не место. В своих наблюдениях ещё в прошлом веке исследователь Яковлев Н. отмечал: «Быт ингуша подчинен всяким правилам тонкой обходительности, в большей мере, чем быт большинства населения наших городов и, во всяком случае, не менее, чем жизнь так называемого «высшего общества» в культурных странах. Этим и объясняется та выдержка, то уменье непринужденно держать себя на людях, которыми с первого же взгляда так выгодно отличаются ингуши». Мне нравиться чеченский язык, где наглядна тонкая обходительность, от предков, с кодексом чести, в чем можно убедиться посетив чеченскую столицу,  где рекламируют культуру, чистоту,  порядок все, от постового полицейского, до продавца магазина, разумеется это лицо  власти.

Но откуда у  вейнахов, столько униженного хамства в социальных сетях, особенно в отношении друг друга  ? 

Хам ?

Рекомендую статью https://proza.ru/2019/04/28/316 Почему люди унижают друг друга?
Игорь Гарин
Сегодня… и низы, и верхи говорят на одном языке — хамском. Депутаты, власть,  оскорбляют избирателей, учителя — учеников, врачи — пациентов, продавцы — покупателей. Дошло до того, что оскорбляют целые народы, более того этот язык начали использовать дипломаты на внешнеполитическом уровне, — замечает кандидат психологических наук Юрий Левченко. Социальные сети умножили и развили массовое хамство за счет все той же абсолютной безнаказанности, поставленного на поток троллинга, анонимности, простоты и легкости унижения чужого достоинства.
Историческая униженность порождает цепной процесс унижения и самоуничижения, но самое страшное, когда унижают даже не отдельных индивидов, а целые народы, нации, социальные группы, меньшинства…

Хам как образ жизни — это нарочито демонстрируемое, агрессивное состояние сознания, направленное на унижение чести и достоинства личности другого человека, чаще всего не способного дать адекватный отпор агрессору или троллю.

Хамство — яркое проявление исторического невроза. А невроз оттого, что человек не в силах решить свои проблемы по суду, по договору, по справедливости, по закону или кодексу чести. По сути своей каждый хам — это несчастная жертва, заслуживающая сочувствия за скотскую жизнь, за поротое детство, за бескультурье и бесстыдство. В статье «О природе хамства» культуролог и семиотик Юрий Лотман писал, что психологическая основа хамства, — глубинное рабство: «Это психология человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать свое внутреннее неуважение, унижая других людей». Хамство — это само-неуважение, соединение униженности и бессилия с выпадением из культурной традиции, духовная разрушительность, угнетенность собственной серостью, внутренняя убогость и духовная слабость. Фактически хамство — это признание жизненного поражения, отягощенное нежеланием это признавать. Хамы — это, прежде всего, люди с низкой самооценкой, невежественные, неотесанные субъекты, а также уверенные в своей безнаказанности. Отсюда причины проявления хамства: элементарная неуверенность в себе, неумение решать спорные вопросы и просто выражать собственную точку зрения культурно, корректно, толерантно, адекватно…

Дмитрий Мережковский, характеризуя мерзости и ужас близящейся революции, не нашел образа более адекватного, чем сравнение ее с Грядущим Хамом. Тому были веские основания: исторические подлости, холопство, духовная самопорабощенность, социальная несправедливость. Дабы подчинить страну власти окончательно и бесповоротно, нужно было спровоцировать ее народ к массовому хамству, создать новый вид общественных отношений — хамский тон. Хамство — сознательное пренебрежение нормами нравственной гигиены, стремление самоутвердиться путем унижения чужого достоинства, своеобразный агрессивный энергетический вампиризм, подпитываемый чужой энергией, сознающий и использующий свою полную безнаказанность.

Социальные сети умножили и развили массовое хамство за счет все той же абсолютной безнаказанности, поставленного на поток троллинга, анонимности, простоты и легкости унижения чужого достоинства. В наши дни хамство стало составляющей пропаганды, ответом на «происки и измышления»… По словам профессора Олега Панфилова, большевики придумали сказку про «светлое будущее», а когда довольно быстро поняли, что у них ничего не выходит, хамство и наглость подменили творческую мысль.

Социальная несправедливость, противостояние непомерного богатства и вопиющей нищеты, отсутствие среднего класса, низкий процент европейски образованного населения, негативное влияние церкви на необразованные народные массы, позволявшее власти выдавливать последние соки из народа, — всё это в совокупности порождало хамство как способ самозащиты, выживания и «спускания пара». Напомню, что у знати издавна сложилась традиция презрительно называть «хамами» представителей низших слоев общества (холоп, лакей, половой), поскольку бояре и дворяне считали их лишенными человеческого достоинства. Даже в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля «хам» — это бранное прозвище лакеев, холопов или слуг.

Агрессивность и хамство — защитная реакция неумех и неудачников на страх, беззаконие, беззащитность: в любой момент у человека можно отнять всё, что имеешь, включая жизнь. В состоянии постоянной униженности, слабости, стресса формируются не галантность и толерантность, а естественная реакция расслабиться — пьянством, разгулом, грубостью, матерщиной, хамовитостью.

Бесспорно, хамство является негативным продуктом исторического развития и присуще странам, где вековечно доминировали хозяйско-холуйские социальные отношения и не признавалось равное достоинство за другими. Историческое запаздывание порождало хамство и чувство человеческой неполноценности с такой же необходимостью, как культура, честь и достоинство развивались в цивилизованных странах. Хамство — выкидыш бесправия, невозможности законной самозащиты и защиты персональных интересов.


Только ученые знают цену унижениям в детском возрасте: исковерканная психика, логоневроз (заикание), рабская психология, дедовщина, повышенная преступность… А, может, не все так просто? Ведь именно из рабов получаются самые лучшие надсмотрщики и экзекуторы. Ведь тот, кто терпеливо сносит обиды, рано или поздно за них отомстит…

Великий Иммануил Кант говорил, что ценность человеческого общения определяется взаимным уважением. Это самое главное. Никогда ни один уважающий себя человек не будет унижать другого человека. Взаимоуважительное отношение — залог успешной коммуникации, целительного общения. Надо учиться уважать свою личность, с этого начинается уважение к личности другого человека. А последствия детских унижений приходится оплачивать высокой ценой всю жизнь…

В заключение — несколько советов мудрецов:

Отвечай на оскорбление справедливостью, а на добро — добром (Конфуций).

Не поддавайся настроению духа того, кто тебя оскорбляет, и не становись на тот путь, на который бы ему хотелось увлечь тебя (Марк Аврелий).

Лучший способ вывести противника из равновесия — не реагировать на его оскорбления.
(С.Лукьяненко).

И — восточная притча:

На востоке жил мудрец, который так учил своих учеников: «Люди оскорбляют тремя способами. Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным. Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: только дурак назовет дураком другого, только раб ищет раба в другом, только бездарь оправдывает то, что не понимает сам, чужим безумием. Поэтому никогда ни на кого не обижайтесь, и не оскорбляйте сами, чтобы не прослыть глупыми бездарными рабами.




Читая лекции в Корнельском университете американским славистам, Владимир Набоков предпринял огромные усилия, дабы разъяснить студентам суть непереводимых русских понятий — «интеллигенция», «пошлость», «мещанство» и «хамство». С «интеллигенцией», «пошлостью» и «мещанством» особых проблем не возникало, но вот растолковать американцам, что означает слово «хамство», он так и не смог. Обращение к синонимам ему не помогло, потому что понятные американцам слова insolence (наглость), rudeness (грубость) и impudence («нахальство»), даже английское boorishness глубинную сущность «хамства» не отражают. Да, они тоже травмируют окружающих, но все же оставляют им какой-то шанс справиться с этим злом и что-то ему противопоставить. Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что с ним практически невозможно бороться, что перед ним можно только отступить.

Сергей Довлатов, поставив перед собой аналогичную задачу разъяснить иностранцам смысл понятия, пришел к выводу, что хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность. Именно в безнаказанности, ненаказуемости, неподсудности хамства, в чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву, хамство убивает ее наповал, потому что хамство — это беспомощность одного и безнаказанность другого, ибо хамство — это неравенство дикости и цивилизованности.

Почему русские писатели столкнулись с проблемой непереводимости понятия «хамства» на английский? Сергей Довлатов писал: «Я живу в Америке, причем не просто в Америке, а в безумном, дивном, ужасающем Нью-Йорке, и всё поражаюсь отсутствию хамства. Всё, что угодно, может произойти здесь с вами, а хамства все-таки нет». Здесь есть люди грубые, наглые, нахальные, но хамства, вот такого настоящего, самоупоенного, заведомо безнаказанного, — в Нью-Йорке практически нет. «Здесь вас могут ограбить, но дверью перед вашей физиономией не хлопнут, а это немаловажно».

С.Довлатов: «И вот так я прожил 36 лет, и переехал в Америку, и одиннадцатый год живу в Нью-Йорке, и сфера обслуживания здесь — не то пажеский корпус, не то институт благородных девиц, и все вам улыбаются настолько, что первые два года в Америке один мой знакомый писатель из Ленинграда то и дело попадал в неловкое положение, ему казалось, что все продавщицы в него с первого взгляда влюбляются и хотят с ним уединиться, но потом он к этому привык».

С хамством в России всегда был полный караул, ибо государство делало с частным человеком что хотело. По словам Дмитрия Быкова, государев холоп по полной оттягивался на просителе, подчиненном, бесправном мещанине. Все хамили бесправному и бедному человеку, ибо все и со всех сторон было государственным, свинцово-всевластным, глумливо-бездушным.


Послесловие:
Хам болезнь холуя, холопа. Хамство — выкидыш бесправия, невозможности законной самозащиты. Хамство — это самонеуважение, соединение униженности и бессилия.

Но откуда у  вейнахов,  которые говорят «о свободе», столько униженного хамства в социальных сетях, особенно в отношении друг друга  ?  Особенно касается псевдоисториков - хамов ?
Когда казалось Эздел - закон свободных и ответственных людей. Выражение «Эздел воцеш саг» (инг. «человек у которого отсутствует Эздел») — сопоставимо с определением  «хам».


Реклама
Обсуждение
     16:25 12.02.2022
Ценность человеческого общения определяется взаимным уважением (И. Кант)
===================================================

Очень точная мысль!
К сожалению, я не владею иностранными языками, поэтому спрашиваю у знающих:
А в сети в других странах (Запада и Востока) общаются в таком же тоне как у нас в России или есть какая-то принципиальная разница?


Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама