Произведение «Балкон» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка редколлегии: 8.6
Оценка рецензентов: 8
Баллы: 8
Читатели: 304 +1
Дата:
Предисловие:
Иногда, события сами ведут нас к нашему предназначению...

Балкон

Павел Рубченко

«Балкон»

Рядом сидел мужчина неопределённого возраста и слегка мотал головой. Руки его на месте не лежали, постоянно подскакивали, выбивая свою замысловатую дробь. Алексея только что доставили в местное отделение полиции, небось, опять депутат нажаловался. Лёша хорошо его прижал. Все махинации с налогами, повсеместное кумовство и наконец, якобы случайная смерть его предшественника, тоже журналиста, не могли остаться безнаказанными.
-Мезенцев? Мезенцев! - повысил голос дежурный. - Подойдите, распишитесь.
Он протянул какую-то бумагу.
-А голос не зачем повышать. Я не глухой, - Лёша принялся изучать неведомый пергамент.
Дежурный видимо хотел ответить, но тут в окошко сунулась дородная дама:
-Сколько мне ждать? Нет, вы скажите сколько мне ждать? - с ходу накинулась она, - я вам, когда заявление написала, а? Сколько времени прошло? Чем вы вообще здесь занимаетесь? Куда смотришь, парень? На жену свою будешь так смотреть! - это уже Алексею.
Он отвернулся и сосредоточился на своём документе.
Обычную суету прорезал дикий крик! Кричала эта же женщина. Тот непонятный мужчина с руками, встал, незаметно для всех подошёл к окну, взял авторучку для посетителей и с размаху воткнул крикливой даме в шею. Потом ещё раз, окрасив приёмное окно красными каплями. На третий взмах Алексей, опомнившись, всё-таки перехватил руку. Незнакомец хоть и был в годах и мал ростом, но силы ему было не занимать. Недолго думая Лёша врезал ему между ног. Тот охнул, согнувшись. Вывернув руку сумасшедшему, он поставил ему подножку и повалил на пол, впечатав его плечо в пол. Псих орал благим матом так, что стёкла звенели! Полицейские, наконец, навалились и быстро надели на него наручники. Пострадавшая дама пыталась зажать фонтанчик крови на шее и всё кричала:
-Убивают! Убивают!!!
Будучи в шоке от боли и от самой внезапности ситуации силы стали её покидать. Алексей подхватил женщину и усадил на лавку.
-Где-то был... ага вот, - бормотал он. Ещё покопавшись в карманах, достал чистый платок. Он посмотрел ей в глаза:
-Нужно прижать и надавить! - почти кричал он. - Здесь! Вот так!
Он прижал руку дамы к платку на ране. Срочно нужна была помощь. «Чего все замерли, интересно?» Все уставились на психопата, который по-прежнему орал и пытался вырваться. «Нафиг его вообще сюда привели», - думал Алексей. А на него никто теперь внимания не обращал...

***
Пытаясь унять бешеное сердцебиение, Лёша аккуратно перевязал шею пострадавшей её же платком и спокойно пошёл к выходу. Закрыв за собой дверь, он ни на что, особо не надеясь, пошёл в сторону проходной. «Сейчас дежурный вернёт меня обратно», - подумалось ему. Когда он подходил к выходу, его обогнала выезжавшая машина. Дежуривший на КПП сержант выбежал открыть ворота. Подошёл Лёша. Из авто дежурному дали какой-то документ и проехали. Порыв ветра вырвал невесомый листок и тот, кружась, полетел в сторону елей. Сержант, придерживая фуражку, полетел за ним. Алексей скрылся за поворотом.
«И в чём подвох? - думалось ему. - Легко прошло, незаметно».
Отойдя на квартал, он услышал звуки сирены из того отделения. Не так уж незаметно. Лёша ускорился:- главное, не бежать, - советовали в фильмах. Недалеко был рынок, и людей становилось всё больше. Но, долго теряться не выйдет. Алексей свернул в проулок и побежал. Он прикинул, если быстро пробежать дворами, можно хорошо оторваться. «Может и надоест искать героя»,- хмыкнул он.
Наконец, остановившись перед какой-то аркой, передохнуть, он присел на лавочку неподалёку. Позволив себе ненадолго расслабиться, он прикрыл глаза. Далеко же он ушёл!
-Чтой-то ментов сёдня набежало? Будто ищуть кого? - две бодрые старушки шли мимо с сумочками, переговариваясь. - Раньше днём с огнём, а таперича - поди ж ты!
-Ага-ага, - вторила ей подруга. - Правда, забегали.
«Оцепили, значит! Пора менять тактику. Куда бежим? - Лёша огляделся. - А некуда! Дальше только на людях идти. И его поимка-вопрос времени» Одинокий лист, кружась, упал с дерева ему на плечо. Алексей поднял голову. Красивая берёза! А рядом, многоэтажка с балконами. И на одном открыто окно...
Но, третий этаж! И соседи. Алексей застыл на мгновение. «Думать надо быстро!» - решил он и, прикинув, полез на первый балкон.
-Ты куда полез, паршивец? - окликнул его старческий голос. Лёша не без труда обернулся. На него махал тросточкой дед.
«Оп-па! Приплыли».
-Да тут за углом мясо продают дёшево, - решился Алексей. - А я деньги с ключами дома забыл! Жена узнает, что не купил-живьём съест!
-Ты смотри, какой забывчивый! Молодой, а уже склерозник! - не унимался старичок. - А какое мясо?
-Свинину, отец. По себестоимости, почти, отдают, - Алексей сменил руки. Со второго этажа уже не так безопасно падать.
-Ух, ты! Надо бабке сказать! - дед сорвался с места. - А ты давай, больше, ни того! Не безобразничай, оболтус! Понял?
-Ага! - махнул рукой Лёша и чуть не соскользнул с выступа. К третьему балкону трудно было подобраться. По едва заметным уступам он наконец-то ухватился за нижний край окна.

***
В квартире было тихо. Лёша прислушиваясь, медленно  и тихо вошёл внутрь. «А мужчина навстречу выйдет? А дети заголосят? Такой гвалт поднимется! Не, такие мысли нужно отметать». Проходя мимо одной двери, он услышал плеск воды, кто-то принимал душ. Нужно срочно прятаться, решил Алексей. Шум воды прекратился. Лёха юркнул в прихожую. «А тут, куда?» Он лихорадочно оглядывался. Дверь душевой открылась. Внезапно, зазвонил телефон. Трубку взяла женщина:
-Да, Марин! Да, скоро придёт, - судя по голосу, она улыбалась, - а может и серьёзно, не знаю… Надо лучше узнать друг друга…  И не говори… Да, они такие! - девушка засмеялась. Смех у неё был звонкий и чистый.
Квартира была большая. Женщина удалилась, и Алексей ничего больше не слышал. В шкафу с одеждой было не особо удобно. «Странно, могли бы и больше думать о людях, когда шкаф проектировали. Вдруг кому-то захочется посидеть в нём часок-другой. Или до вечера?»
Как бы там ни было, дама явно кого-то ждала. «Ничего, - думал Лёша, - он посидит здесь немного, дождётся ухажёра и свалит. Может даже к бабуле, в станицу. Только как туда добраться без документов и денег? Но, как говориться, попал, значит выкручивайся!»
-Нет, ты знаешь, не нашла, - голос приближался. - Сейчас в шкафу посмотрю.
И тут Алексей понял, что значит остановка сердца. Ни один из вариантов развития событий не предвещал ничего хорошего. Женщина взялась за ручку шкафа и потянула на себя.

***
Тишину пробил дверной звонок.
-Марин, подожди. Кто? - вглядываясь в глазок, спросила она.
-Полиция, откройте, - донеслось глухо через дверь.
Лёша опять напрягся.
-Говорите так. Что случилось?
-Вы можете открыть дверь? - снаружи не унимались.
-Цепочки у меня нет, а впускать, кого угодно я не собираюсь! Говорите в чём дело или я вызываю настоящую полицию.
За дверью о чём-то говорили вполголоса.
-Мы разыскиваем сбежавшего заключённого. Посмотрите, - он, видимо, показал в глазок что-то, - видели такого?
-Нет, - сказала женщина, посмотрев в глазок. - Он что, кого-то убил?
-Нет, он опасный рецидивист. Уже не раз привлекался.
Алексей слушал всё это, находясь в паре метров от своих преследователей и думал, что начинает седеть. «Вот посижу немного, - думал он, - выйду седой, отращу бороду, и хрен меня кто узнает!»
-Понятно. Я позвоню, если увижу. Всего доброго!
-Всего хорошего! Будьте бдительны.
-Да ничего, Мариш. Полиция приходила. Сбежал у них кто-то. Не знаю, - девушка отошла от двери и пошла вглубь квартиры. Про шкаф она забыла.
Через пару часов до Лёши донёсся запах хороших духов и зажжённых свечей. Заиграла лёгкая, настраивающая музыка, саксофон задавал тон всей композиции. Из кухни шли умопомрачительные запахи угощений.
«Какой romantic!»  - подумалось Алексею. Он почти завидовал человеку, ради которого были такие приготовления. Чуть приоткрыв дверцу шкафа, он пытался выглядывать наружу. Хорошо, что дверца не была скрипучей. Наконец-то получилось разглядеть хозяйку. Красивое синее платье, подчёркивало стройную фигуру. Она на ходу застёгивала серьги в виде крупных колец. Длинные, чёрные как смоль волосы струились по плечам. «А как держится! Наверное, танцы преподаёт, такая осанка». Лёша даже залюбовался хозяйкой квартиры. «И почему такие красавицы в жизни не встречаются? Или смотрим не туда, или такое надо заслужить…» Женщина внезапно повернулась в его сторону. Алексей едва успел прикрыть дверцу, чуть не прищемив себе нос. Она прошла мимо шкафа, видимо посмотрела в глазок и пошла на кухню.
«Да хватит сюда ходить!» - негодовал Лёша. Ноги основательно затекли, да и спина не отставала. От скрюченной позы болела нещадно.
На кухне что-то гремело.
-Ай, блин! - вскрикнула дама. Наверное, обожглась.
Внезапно снова прозвенел дверной звонок. Женщина вышла из кухни, держась за мочку уха, посмотрела в глазок. То, что она увидела, ей явно понравилось. Она быстренько поправила причёску, смотрясь в зеркало, и пригладила руками платье. Чуть помедлив, открыла входную дверь.
-Здравствуй! - прозвучал бархатистый голос.
-Здравствуй! - у девушки голос был явно приятней. - Проходи, пожалуйста.
-Спасибо! Это для тебя, - он передал ей целую охапку красных роз. -А это для нас! - он показал пакет в котором что-то звенело.
-Ну что ты! - даже со своего места Лёша заметил, как она засияла. Глазки как огоньки, - не стоило Виталик! Какой ты, зачем так много?
-Всё для тебя, Настя. Только для тебя!
«Ого! - прикинул Алёша. - Как старается. Долго, небось, подводил к этому!»
-Сейчас, только куртку повешу, - Виталик направился к шкафу.
«Только этого не хватало! Мог бы и сам догадаться, не лето на дворе», - отчаянно думал Лёша.
-Да не нужно, брось там и проходи в зал. Я сейчас. Розы поставлю в воду.
Лёха выдохнул. «Нет, ну как будто волю испытывают! Так, пусть немного выпьют, внимание притупится, и я поскакал. А то скоро паралич разобьёт... Может и курточку Виталика посмотреть?»

***
Прошло ещё около часа.
«У кого-то шуры-муры, а у других судьба решается!» Отодвинув в сторону какой-то синий пиджак, Алексей с величайшей осторожностью приоткрыл дверцу, прислушался. Всё те же негромкие разговоры, поцелуйчики, музычка. Он не без труда ступил на пол одеревеневшими ногами, и начал тихонько разминаться. Как же всё болело! Тихо подойдя к куртке ухажёра, он посмотрел все карманы. Это странно, но в них не было ничего. Совсем. В шкафу, в карманах он тоже кроме пары мятых сотенных ничего не нашёл. Уже стемнело. Надо двигать.
Мысленно попрощавшись с замечательной расслабляющей обстановкой Лёша подошёл к двери и прикинул как бы потише отпереть замок. Протянув руку к двери, он сразу её отдёрнул. Дверь еле слышно щёлкнула и стала медленно открываться! Лёша дёрнул дверцу шкафа и рыбкой прыгнул внутрь. Через щель он увидел высокого незнакомца во всём чёрном и в таких же перчатках. «Вор! Ну, сейчас его спугнут». Однако незнакомца совсем не смутили разговоры в соседней комнате. Прикрыв дверь и закрыв её на замок, он ни сколько не таясь, прошёл в зал.
-Хорош, Казанова! И так время с этой козой потеряли, - внезапно бросил вошедший.
-Что? Ты кто? Виталя сделай что-нибудь! Как ты вошёл? - бедная женщина, похоже, сильно испугалась.
-Переворачивай её. Оторвись за всё время и за работу. Дел-не початый край!
-Ты! Не смей... - звонкий удар. Похоже


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
(Рецензия на произведение "Балкон". Автор Павел Первый)

Общее впечатление от рассказа остаётся неплохим. Изложение достаточно динамично, не затянуто. Автор поставил цель – показать, что человеку, который обвиняется в серии преступлений и в конце концов попадает за решётку,  не чужды хорошие качества, и ему это удается. Сюжет сведен логично: «сколь веревочке не виться – конец всё равно придёт», скорее всего, именно эта русская пословица больше всего подходит к описываемым в рассказе событиям. Герои произведения прорисованы с большой достоверностью, их поведение естественно,  психология не расходится с действиями. Видно, что автор не делает попыток подогнать сюжет под свой замысел. Наоборот, он дает героям возможность действовать так, как они сами считают нужным. Читатель пока ещё только нащупывает нить, позволяющую понять, в чём конкретно провинился Алексей, но знакомство с главным героем в отделении полиции уже настораживает. Это общая оценка рассказа. Теперь постараемся разобрать его в деталях.

Начало не очень удачное. Оно получается как бы взятым из ниоткуда. Рядом сидел мужчина… Рядом с кем? Понятно, что через несколько строчек, когда читатель познакомится и с Алексеем, и с причинами, почему тот оказался в полицейском участке, всё более-менее встанет на свои места. Но первое предложение не должно заставлять читателя задумываться даже над мелочами. Время на раздумья ещё будет, а вот  первое предложение должно быть более ясным. Ведь именно оно сходу должно прорисовать ситуацию, а этой прорисовки нет.
Как вариант: Рядом с Алексеем сидел мужчина неопределённого возраста и слегка мотал головой. Руки его на месте не лежали, постоянно подскакивали, выбивая свою замысловатую дробь. Самого Алексея только что доставили в местное отделение полиции, небось, опять депутат нажаловался.
В данном случае нужно немного: если внести в первое предложение чуть больше ясности – и всё сразу встанет на свои места.

Следующий эпизод: нападение на женщину прямо в отделении полиции. Автору хорошо удается обрисовать ситуацию, показать напряженную обстановку – понятно, что люди, попавшие в полицию, обычно сильно нервничают. Женщина у окошечка почти срывается криком – и это вполне нормальное состояние. И то, что Алексей на какое-то время потерял бдительность – тоже типично для задержанного: человек не знает, как дальше сложится его судьба, поэтому на остальных он обращает мало внимания. А дальше логическая нить поступков теряется: получается, что с напавшим на женщину странным человеком начинает сражаться один Алексей. Он же пытается хоть как-то остановить идущую кровь. И это происходит в отделении полиции! Как ни странно, людей в форме рядом не оказывается, они появляются позже.
Если даже происходит нечто подобное, если (допустим чисто теоретически) стражи порядка действительно «проморгали» ситуацию, все остальные действия должны быть описаны с предельной динамичностью. Какие для этого выбрать средства – прилагательные или метафоры – автор должен решать сам. Увы, кроме слова «наконец» (появились полицейские) в предложении больше ничего нет. Сцена нападения происходит словно в замедленной съёмке, а она должна быть максимально отработанной.

Человек, который напал на женщину, исчезает из поля зрения читателя. Возникает вопрос: зачем в рассказ был введен этот персонаж?  Предполагаю, что только для того, чтобы «раскрутить ситуацию» и помочь читателю быстрее понять, что происходит.  Пусть даже психически ненормальный человек (опять же маловероятно, что такой субъект мог остаться предоставленным самому себе), что называется, отыграл свою роль – и растворился в дальнейшем повествовании. То есть в будущем он больше нигде не встретится. В этом случае, автору надо потратить больше красок для описания злодея. Чтобы он хотя бы запомнился читателю. Получилось так, что неприметный задержанный нанес удар женщине, и… так же неприметно исчез из рассказа.

Описание дальнейших событий  показано достаточно хорошо. И то, как Алексей сходу придумал отговорку, почему он решил залезть в чужое окно, и то, как, попав в квартиру, он забрался в шкаф, и то, как женщина разговаривала через дверь с полицейскими – всё прописано в деталях и не отпускает читательского внимания. Маленький нюанс: полицейский показывает фото Алексея в глазок и женщина, рассмотрев его, отвечает, что такой человек ей не известен. Чтобы хорошо рассмотреть в глазок изображение человека, надо, чтобы это изображение было достаточно большим. Деталь не продумана. Полицейский не будет ходить с портретом размером 20х30 см (меньший размер невозможно рассмотреть одним глазом), а крошечное фото показывать в глазок нет смысла.

Алексей пробыл в шкафу долго, но автор не затягивает повествования. До появления в доме настоящих бандитов накал выдерживается достаточно хорошо. Сцена драки Алексея с непрошенными гостями очень динамична. Все движения вплоть до поворотов и описания ударов прорисованы настолько эффектно, что читатель словно видит драку воочию. Здесь, конечно, браво автору. И оканчивается всё так, как и должно было окончиться: злодеи получили по заслугам. Справедливость восторжествовала! 

Окончание в целом неплохое. В данном случае лишние эмоции могут только испортить рассказ. Их здесь нет – и от этого рассказ только выигрывает. Человек, вышедший за ворота зоны, не может моментально адаптироваться к свободе, которая сваливается на него. Состояние главного героя показано именно таким, каким оно обычно бывает у бывших осужденных. Единственное слово, которое, на мой взгляд, немного не подходит к ситуации – «заинтригованно». Оно словно выделяется из описательной части. Купленный чай может вызвать заинтересовать, вызвать любопытство, пробудить желание узнать, что же в нем такого необычного. Но пачка чая не может ЗАИНТРИГОВАТЬ. Поэтому слово «заинтригованно» лучше заменить синонимом.

Итог подведён. Алексею, который попал в места не столь отдаленные, всё же удалось вывести на чистую воду депутата. Вот только информация о том, что следствие всё ещё  ведётся, немного заставляет задуматься. Алексей, который сотрудничал с органами, всё же убил человека и нанёс тяжёлые увечья двум другим преступникам. За такие деяния даже при лучшем раскладе событий, годом колонии отделаться невозможно. Значит, главный герой пробыл в ИТУ намного дольше. Дальше идёт явное несоответствие во времени. Если следствие ведётся несколько лет, можно представить себе, сколько всего натворил депутат! Вряд ли за все делишки, которые не могут раскрыть так долго, его отпустят, как предполагает в конце Алексей. В данном случае уместнее окончить рассказ тем, что облеченному властью человеку тоже пришлось понести заслуженную кару. Пусть это будет выражено в двух предложениях, но, тем не менее, пусть это всё-таки будет. Да и замысел автора – показать, что все старания Алексея были не напрасными – отразится лучше.

Два слова о языке героев. В начале рассказа старушки обсуждают появившихся на рынке полицейских. Язык старшего поколения налицо: Лёшу не просто разыскивают, а «ищуть». Защитников правопорядка в иные времена не сыщешь, а «таперича»  их вон сколько развелось! Что сказать? Молодец, автор.
Описание драки происходит с использованием обсценной и вульгарной лексики. Приемлема ли она здесь? Скорее всего – да. Мужчины, связанные с криминалом, не обошлись бы без неё. Здесь тоже нельзя не отметить того, что её немного, что автор не переборщил с её употреблением. 

Ошибки.

Грамматика

Дежурный, видимо, хотел ответить…
- Может, и курточку Виталика посмотреть?
отсутствие запятых при употреблении вводных слов.


Закрыв за собой дверь, он ни на что, особо не надеясь, пошёл в сторону проходной. – Неправильная расстановка знаков препинания. Запятая после слова  «что» в данном случае не нужна. Её следует поставить после местоимения «он», поскольку после него начинается деепричастный оборот.


Лёша ускорился:- главное, не бежать, - советовали в фильмах. – предложение достаточно сложное по конструкции. Знаки препинания расставлены неверно. Стилистически предложение тоже требует изменений:
Лёша ускорился.  «Главное - не бежать», - вспомнил от советы из фильмов.

Но, долго теряться не выйдет. – наличие лишней запятой. После союза «но» она в данном случае не нужна.

А рядом, многоэтажка с балконами. – то же самое. После наречия «рядом» запятую ставить не надо.

Нужно срочно прятаться, решил Алексей – неправильное оформление прямой речи.
«Нужно срочно прятаться», - решил Алексей.

- не стоило,  Виталик.

Виталя, сделай что-нибудь!
– отсутствие запятой при обращении.

Незачем – пишется слитно.

Лексика


Лёша принялся изучать неведомый пергамент. -  Возможно автор имел ввиду незнакомый документ. Слово «пергамент» здесь не подходит по смыслу, т.к. на пергаменте уже давно не пишут.

Стилистика


Будучи в шоке от боли и от самой внезапности ситуации силы стали её покидать. – Предложение построено неправильно, от чего потерялся его смысл. Силы не могут быть в шоке от внезапности ситуации, а человек может.
Возможный вариант:
Женщина была в школе от боли и от самой внезапности ситуации, поэтому силы стали покидать её.



Нафиг его вообще сюда привели -  по смыслу данное предложение не является повествовательным. В зависимости от того, удивлен ли герой, или же возмущен - здесь нужен либо восклицательный, либо вопросительный знак.

«Ничего, - думал Лёша, - он посидит здесь немного, дождётся ухажёра и свалит. Может даже к бабуле, в станицу. Только как туда добраться без документов и денег?  Но, как говориться, попал, значит выкручивайся!» -  смысл предложения потерян.

Не совсем понятно, кто должен уйти после того, как к даме придёт кавалер – она сама или сидящий в шкафу Алексей. Действия главных героев перепутаны.
Как вариант:
«Ничего, - думал Лёша, - посижу здесь немного, дождусь ухажёра и свалю. Может, даже к бабуле в станицу».

Вывод: Произведение нуждается в доработке. 


Ссылка: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=124263
Оценка произведения: 8
Магдалина Гросс 26.10.2022
     15:59 21.10.2022 (1)
Неплохо. Динамичность, лексика - всё на уровне. Но есть некоторые детали, которые мешают правильному восприятию. 
     17:09 21.10.2022
Рад, что вам понравилось. Можете уточнить, какие детали мешают? Не хотелось бы в будущем повторять ошибки. Спасибо!
     11:13 28.07.2022 (1)
1
Немного сумбурно, не до конца раскрыта история с психопатом. Но в целом читается и интересно узнать, что будет дальше.
     08:08 29.07.2022 (1)
Психопат был нужен для завязки сюжета.  Своё дело сделал и был убран с доски.) Незачем о таких много. Спасибо что оценили, критику приветствую. Буду рад,если оцените и другие мои рассказы.
     16:54 05.08.2022
Понятно, что для завязки сюжета, но слишком сумбурно: спас женщину и побежал. Зачем? Вы автор - всё знаете про своего героя, а читатель тоже должен всё понимать.
Гость      02:11 23.07.2022 (1)
Хорошо пишите! Интересно читать!
Очень понравилось! Спасибо!
     11:12 23.07.2022
Стараюсь!)) Спасибо,что прочитали! 
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама