Произведение «Хочу в СССР!»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 59
Читатели: 825 +1
Дата:
Произведение «Хочу в СССР!» самая комментируемая(51) работа за сутки
29.10.2022

Другие значения: 
28.10.2022 (значение 105), 27.10.2022 (значение 77), 15.05.2022 (значение 64)
4
Произведение «Хочу в СССР!» самая оцениваемая(11) работа за сутки
15.05.2022
Произведение «Хочу в СССР!» самая читаемая(22) работа за сутки
15.05.2022

Хочу в СССР!

    В последнее десятилетие я все чаще слышу сожаления о развале СССР, несмотря на то, что с каждым годом все меньше остается людей которые помнят те времена. И я это не совсем понимаю, поскольку у большинства (уже большинства, увы) это тоска умозрительная, как у иных тоска по временам средневековых рыцарей. Только вдуматься – тем кто знает что-то о Советском Союзе исключительно из книг, фильмов и рассказов уже минимум сорок лет! Иное дело поколение 50+. Тем есть что помнить и по чему скучать. Что-то типа такой же ностальгии до недавних пор периодически всплывало и у меня. Я точно знаю, что это не умиление по уравниловке и по очередям, по выездным визам и тотальному дефициту, по коммуналкам и общагам. Я догадываюсь, что моя ностальгия могла быть связана с детством, юностью и молодостью, когда и море теплее, и небо голубее и поэтому вычеркивал и их, понимая, что главная причина тоже не в этом. И даже утраченная возможность без виз и таможен поездить по, без малого, трети мира, тоже не являлась основной, хотя и играла важную роль. Но совсем недавно - неожиданно, вдруг - я нашел корень этой своей непонятной тоски-не тоски, но сожаления. Моя тоска по СССР – это тоска по грандиозности! И ведь действительно, события, в которых на первых ролях была та моя страна, имели поистине планетарный масштаб! Полезность и целесообразность некоторых из них весьма сомнительна, но чего у них не отнять, так это грандиозности и величия.
    В ХХ веке было четыре эпохальных события, изменивших, перевернувших-перетряхнувших весь мир кардинально и бесповоротно. Это Первая мировая война, революция в России, Вторая мировая война и выход человека за пределы нашей планеты - в космос. Знак плюс или минус здесь не важен, важно, что во всех этих глобальных событиях Россия и СССР не просто принимали участие, но были главными действующими лицами! И это осознание что мы – главный актор на планете Земля, наполняло меня какой-то неосознанной гордостью, хотя лично я к этому не имел никакого отношения. После 1945 года событий такого размаха на мировой арене уже не было, да и не ожидались. Но зато им на смену пришли грандиозные события внутри страны и в моей жизни, к которым я уже был причастен: самая длинная железная дорога, самое красивое метро, освоение целины, самые высокие в мире плотина и телевышка, самый сильный человек на планете и лучшая Олимпиада-80, самая крупная АЭС и, наконец, без сомнения, самое выдающееся событие мирного времени в ХХ веке – полет Ю. Гагарина в космос!
    Необходимо учитывать и то, что действительно очень и очень многие делали все это своими руками и по праву могли гордиться результатами своего труда. И совершенно верно, что не все в мире заточено на деньги. Такая причастность к великому – это чрезвычайно мощный эмоциональный энергетик. Ну и вдобавок понимание того, что любое, даже самое легкое движение «плечами» Советским Союзом вызывало «там у них» испуг, трепет и дребезжание столовых сервизов в буфетах, а легкое покашливание (лишь для привлечения внимания слушателей) хорошо слышали даже в самых глубоких бомбоубежищах. Все это приводило в восторг советских граждан и вызывало гордость – мол, знай наших! Это ведь тоже признаки масштабности к которой я привык и на которой был взращен и воспитан.
    Такие признаки могущества власть  при помощи пропаганды умело выдавала за процветание, поскольку грандиозность свершений и замыслов – реальные и мнимые – идеологически с лихвой перекрывали и убогость провинций, и страшный дефицит, и ужасающую бытовую неустроенность подавляющего большинства граждан страны. Очень точно это подметил Юрий Визбор:

    Зато мы делаем ракеты
    И перекрыли Енисей…

    На этой сопричастности каждого советского человека к масштабности событий и проектов очень умело играли власти. Много-много лет. Да и сейчас продолжается эта игра в величие. Увы, без особых успехов. Хотя я уверен, что желания вернуться в те времена у меня не было бы, имей нынешняя Россия если не экономическое благополучие и современный бытовой комфорт граждан, то хотя бы замену, соразмерную тем масштабам: например, освоение Марса, перекрытие Гольфстрима, полную и окончательную победу над раком, глубокое и всестороннее освоение Арктики или океанического дна... К сожалению, сегодня хвастать особо нечем. Разве что количеством супермиллиардеров на тысячу обычных граждан. В общем, надеяться и рассчитывать на что-то выдающееся уже давно не приходится. И как я понимаю теперь, во мне, вдруг и внезапно обездоленном, лишенном этой причастности к грандиозному, постепенно накапливалось недопонимание, переросшее, по-видимому, сначала в разочарование, потом в раздражение и, в конце концов, в неясную, бессознательную, но глубокую обиду. Можно сказать в родовую травму.
    И думается, что эта неудовлетворенность присуща не только мне. Эти тоска и обида – у кого-то глухие и глубоко спрятанные, у кого-то открытые и неуемные – изводят многих, и все эти неудовлетворенные граждане ждут, требуют огромных, масштабных событий, соразмерных державе! Это своего рода искривленная, извращенная, вывернутая наизнанку сублимация – когда неприемлемость существования не является мотивом для созидания и не служит культурной или общественно полезной цели, например, созданию предметов культуры и искусства или изобретению прорывных технологий, меняющих мир, а работает исключительно на получение признаков грандиозности. Это трансформация, перерождение копившейся десятилетиями тоски в эмоциональный выплеск и перенаправление ее на любые масштабные события в которых мы опять станем главными, пусть даже все будет вдребезги и пополам! Как там говорится – украсть так миллион, любить – так королеву! Ну или если спасать, то весь мир, не меньше! И чтобы бабахнуло погромче, чтобы все вспомнили, что мы еще о-го-го!.. В общем, грандиозность и адреналин – это наше все.
    Разумеется, в этой трансформации человеческого состояния лучше разбираются психологи и биоэтики, но ведь и я не лыком шит! Разобравшись и поняв, откуда во мне росли эти тоска и обида, я выдохнул и, кажется, успокоился. Умерла, так умерла! В конце концов, большинство людей на планете живут счастливо и благополучно без страданий по величию. Маловероятно, что итальянцы до сих пор бредят восстановлением Римской империи, англичане тоскуют по бывшей половине мира, испанцы планируют вернуть себе Южную Америку, а в Монголии задумываются над восстановлением величайшей Золотой Орды. Почему-то мне кажется, что у них сейчас несколько иные цели и приоритеты. Более рациональные и безопасные и для них, и для всей планеты. Правда, я уже 20 лет слышу, что мы как бы другие, особенные, мы же русские, а не какие-то там греки или чухонцы, да простят меня уважаемые финны. Нам же кровь из носу нужны грандиозность и масштаб, а там хоть трава не расти! Но я надеюсь, что людей, сумевших справиться с этой тоской и забывших про обиды на непонятно кого, с каждым годом будет все больше. 
И все же, хочу ли я в СССР или в его нынешний аналог? Пожалуй, уже нет.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     22:35 19.08.2022
Я тоже пришел к похожим выводам. За чувство сопричастности к чему-то грандиозному, многие согласны многим пожертвовать, даже если это неосознанное стремление. "Бывшая родина слонов"
     18:03 21.05.2022 (2)
Это из серии "раньше и вода была мокрее, и сахар слаще"... И девки-юноши красивше... Человеческая психика обычно стирает из памяти негативные моменты и оставляет положительно окрашенные эмоционально. В любые времена годы детства и юности будут самыми лучшими. ИМХО
     14:50 18.08.2022
Да, это так, но только если человек еще на что-то надеется и во что-то верит. Когда все идеалы рухнули и надеяться уже не на что, положительно окрашенные воспоминания начинают тяготить, и тогда человек охотнее вспоминает плохое, потому что оно не контрастирует с безрадостным настоящим и даже оправдывает его. Я это испытал на себе. Слава Богу, у меня это прошло, мне есть  на что надеяться и во что верить. А у многих это состояние затянулось, и им кажется, что это уже навсегда. Это глубоко несчастные люди, не обижайтесь на них.
     18:18 21.05.2022
1
Это из серии "раньше и вода была мокрее, и сахар слаще"... И девки-юноши красивше..
====================================================

Вы написали ерунду. 

     15:32 16.08.2022 (1)
Интересная статья. Кое-что проясняет.
Да, СССР уже не вернешь, но многое из тех времен сейчас возрождается. На современном уровне. И до былого величия уже не так далеко.
     19:12 16.08.2022 (1)
до былого величия уже не так далеко
==================================================

Вернем царя?

     12:52 17.08.2022
Царя возвращать не надо, это давно пройденный этап. Да и зачем он нужен? У нас Путин есть.
     18:49 12.06.2022 (1)
Александр, я прочитала ваши довольно интересные и глубокие размышления, комментарии к ним, и невольно из памяти всплыла фраза о том, что о величии страны судят по тому, как в ней живут старики и дети. К сожалению, не вспомню автора этих слов, а ведь он прав.
Я не задавалась вопросом, хочется ли мне назад в СССР. Помня и хорошее, и плохое из прошлого, я вижу происходящее сейчас и точно знаю, чего хочу: процветанию нашей страны под мирным небом и достойной жизни нашим гражданам с уверенностью в завтрашнем дне.
Немало людей живут в тоске по СССР, но я уверена, что каждый из нас своими мыслями, словами, действием или бездействием влиял и влияет на наше будущее. Так что сейчас мы имеем то, что заслужили.
     19:06 12.06.2022 (1)
сейчас мы имеем то, что заслужили
===================================

Мы - да. Профукали, проспали, обменяли на кусок колбасы... А наши дети и внуки? Тем, кому сейчас от двух до тридцати (а это половина жизни!) и кто ничего и никогда в сознательном возрасте другого не видел и не знает. Они тоже заслужили вот это все?
Как думаете, Елена?
     20:01 12.06.2022
Я думаю, что родители всегда должны думать об их будущем. Дети и внуки - это продолжение нашего рода, и наши ошибки обязательно скажутся на их судьбах. 
     22:03 16.05.2022 (1)
1
Спасибо за статью. (Если это статья) В СССР не хочу, но по тем годам все равно скучаю.
     22:13 16.05.2022 (1)
Нет, Ирина, это не статья в том смысле, что этот текст не писался как статья. Просто вдруг пришла такая мысль в голову, я и решил это зафиксировать и поразмышлять на эту тему сам с собой, и если удастся, то расширить и углубить ))
Спасибо за прочтение и оценку!

     22:27 16.05.2022 (1)
Я пришла поучиться у Вас писать. Так, что почитаю немножко. Писать про СССР можно очень долго. Тема благодатная, рассуждай сколько хочешь, расширяй и углубляй. Хорошо, что Вы имеете такой интерес. Я просто плохо разбираюсь что как называется. Разницу между Эссе и рассказом не вижу. Рассказывает человек - значит рассказ. Может посоветуете, что прочесть. Мне иногда становится обидно, что ко мне на страничку пришел человек и прочел какую нибудь ерунду, по моему мнению. Хотя заранее уверена, что Вы ерунды не пишите.
     22:33 16.05.2022 (1)
Разницу между Эссе и рассказом не вижу
==================================

Все очень просто, Ирина. Эссе - это размышления на конкретную тему, вдруг взволновавшую автора. Рассказ - это его буйство фантазии ))
Что касается вашего вопроса, что почитать у меня, то наиболее близкое к вашему рассказу - по событию, по явлению, по точке напряжения - это "Два часа до рая". В том смысле как я постарался всего из одного очень короткого, но яркого эпизода сделать полноценный рассказ. Посмотрите его, вдруг вас натолкнет на какие-то мысли, подарит сюжетную линию.  

     22:53 16.05.2022
Спасибо. Отправляюсь в Рай.
     23:24 14.05.2022 (1)
1
Доброй ночи, уважаемый!
Прочел и задал себе вопрос: хотел бы вернуться в Союз? Нет. Уже не интересно - все знакомо, знаешь плюсы и минусы, жить можно было, все необходимое было, слушал "Голос Америки" и не страдал ничем.
Сейчас интереснее, жизнь кипит и ты не расслаблен. Есть свои плюсы и минусы, манит неизвестность, поэтому нет ни к чему претензий - жизнью доволен.

С уважением  Н.А.
     23:27 14.05.2022 (1)
жизнью доволен
==================================

На свою частную жизнь я тоже не жалуюсь, хотя мог жить гораздо лучше если бы не все эти экономические потрясения в стране за последние 25 лет. А их было немало, как минимум четыре.

     23:42 14.05.2022 (1)
Мог жить гораздо лучше.......
Это если есть с чем сравнивать. 
Может каждый себе должен планку ставить, какую высоту брать? 
Я из других соображений "рос", плавно и не торопясь. Лет бы 10-15 сбросить, это мечта, а так все есть. И понимаешь сегодня, что много и не надо, а что есть - наверно больше для порядка имеется, чем надо. Потому люблю валенки, шапку-ушанку, фуфайку или тулуп овчинный, чем костюмы и галстуки. Наверно в этом и есть моя свобода: имею и могу больше, но больше мне не надо. Вот хорошую авторучку мне точно надо, приземленная мечта, как видите.
А при СССР я был ограничен в желаниях, потому и не знал, что такое свобода мысли, движения.
Не хочу назад!
     23:58 14.05.2022 (1)
1
Может каждый себе должен планку ставить, какую высоту брать?
Потому люблю валенки, шапку-ушанку, фуфайку или тулуп овчинный, чем костюмы и галстуки
=======================================================

В январе 1999 года я получал 40 тысяч рублей. Еще тех, полновесных. Это было 2000 долларов. Потом с каждым годом рублей оставалось столько же, только долларов становилось все меньше. Падала и покупательная способность рубля. В конце 2013 года я стал зарабатывать 100 тысяч рублей при курсе 1/30 - это больше $3000. Но счастье продлилось недолго, вскоре курс стал 1/64, а потом и вовсе 1/75. А потом и организация самораспустилась. 
Так от кого это зависело?
Что касается ваших личных предпочтений, Никита Антонович, то вы можете ходить зимой хоть босиком и в одних трусах как Порфирий Иванов. Но кроме вас  и меня есть дети, которых надо поднимать, родители и родные которым надо помогать, да и жить в землянке мне с семьей совсем не в кайф. И лично я очень любил и костюмы, и галстуки, и хорошую обувь. И умел все это носить.

     00:21 15.05.2022 (1)
Атрибуты для "джентльмена" имеются, как и за детей спокоен. Это перевернутая страница и к ней не возвращаюсь, необходимое и более имеется. Если о деньгах, никогда не было свободных, все было на текущем счете и для дела, потому изменения курса меня не касались никогда.
А сегодня все работает мое и ничего больше не надо мне, чем есть. Что хочу сделать для людей сталкиваюсь с разрешениями и волокитой, а прямо раздавать деньги нельзя - украдут или спишут. Система не настроена на меценатство и благотворительность, везде прокладки и бюрократия, но это мелочи, если есть желание что сделать. 
Поэтому удовольствие получаю от работы и полученного результата, это омолаживает душу, а все остальное уже отношу к текущему процессу, который почти не интересен. Я бы партию фуфаечников зарегил бы - за хороший результат! А без фуфайки его не получить, потому что победа куется в грязи, а не за столом, как многим кажется.
Никаких СССР - там не было частной собственности.
     07:17 15.05.2022 (1)
* изменения курса меня не касались никогда.
* победа куется в грязи, а не за столом, как многим кажется.
===============================================================

Угумс.
* изменения курса меня не касались никогда - тогда нам друг друга никогда не понять. Разные Вселенные. У вас ведь и колбаса до сих пор по 2,20, и проезд в трамвае стоит 3 копейки.

победа куется в грязи, а не за столом, как многим кажется. - о да! Те кому "кажется" - примитивно мыслят. Какие-такие компутэры? Какая математика-экономика? Зачем нам АСУ и роботы? Кайло, тачка, кирзачи и фуфайка - вот настоящее оружие победы человеческой цивилизации и НТР. Копать отсюда и до обеда! Вспомните пращуров наших, которые из грязи не вылазили - вот так и надо, вот так и мы, вот это по-нашему, по-настоящему!
Никита, если вам все это так любо, вы можете оставаться там навсегда вместе с фуфайкой и фуфаечниками, а я вместе с миром пойду вперед. 
Кайло берегите, а то, не дай бог, сломается, что делать будете?

     08:40 15.05.2022 (1)
Что за привычка, не разобравшись в сути, не спросив ни о чем, набрасываться на людей и давать свои советы? Доброе утро, уважаемый Александр!
Объясняю на пальцах, как детям,могу на палочках, было такое в начальной школе.
Если деньги сразу тратить из расчета на будущий объект, денег не будет, а цель приблизится, что и имеем. Если деньги копить, они обесцениваются. А что цены растут, так это не ко мне.
И к фуфайкам не придирайтесь, вдумайтесь, прежде чем про математику или экономику говорить и советовать про кайло. Труд труду рознь, но основную прибавочную массу денег дает тяжелая промышленность, нефть, газ, сырьевая разработка, как и сельское хозяйство не живет без тяжелого труда - в первую очередь. А все современные достижения, как помощь труду человека, но не основа создания продукта.
Небось поесть любит, а не знаете простых вещей.
Уважать надо любой труд, Александр, как и физический, и не надо выделять значимость белых рубашек по отношению к кирзачам, если продукт на выходе ОДИН на всех. Производства не бывает без рубашек, как и без кирзачей, уясните себе это.

С уважением  Н.А.
     08:56 15.05.2022 (1)
Уважать надо любой труд, Александр, как и физический, и не надо выделять значимость белых рубашек по отношению к кирзачам. 
Небось поесть любит, а не знаете простых вещей. ... Уважать надо любой труд
=============================================

Небольшая реплика: я 11 лет проработал руками - сварщиком, строил здания и сооружения в Москве и электромонтером Московско-Ярославской ж/д. И что такое работать в грязи или на тридцатиметровой опоре в тридцатиградусный мороз я знаю хорошо. И какой труд более или менее уважаемый тоже представляю себе неплохо. Так что приберегите свои менторские нотки для других.
Остальное вами сейчас сказанное - сплошное бла-бла. Примитивно и не интересно. Уж простите за прямоту.

     12:55 15.05.2022 (1)
Я ж без претензий, уважаемый Александр, доказывать ничего не собираюсь. 
Каждый выбирает, где ему трудиться, но не надо забывать, что любой труд несет пользу, поэтому не будет без фуфаечников ни новых домов, ни еды, ни тепла с водой. 
Такая она, правда жизни, как и то, что специалистов у нас резко по уменьшилось, с чем я и столкнулся, а без них ни я не нужен, ни парни в белых рубашках. Это тоже однобокий подход, надо признать, ведь можно научить любой специальности, чем и занимался Союз на всех уровнях, а вот Мастерство - мастерство почти потеряно отдельными группами специалистов. А у японцев осталась премственность профессий по семейному признаку.
И тут вспоминаю СССР, тогда могли ценить кадры, есть с чего брать пример.
Мне жаль наш Союз, чтобы о нем не говорили, была такая база и можно было иначе распорядиться всем, чтоб было меньше потерь, а вышло вон оно как, через одно место.
Потому у людей и ностальгия, есть с чем сравнивать - обидели людей очень сильно.
     13:17 15.05.2022 (1)
не будет без фуфаечников ни новых домов, ни еды, ни тепла с водой.
=================================================

Никита, вы рассуждаете категориями 19-го и начала 20 века. То о чем вы говорите когда-то называлось ремеслом, потом мануфактурой и это то, что в подавляющем большинстве случаев сегодня выполняют машины -  комбайны, роботы, автоматизированные комплексы. Называйте как хотите. И эти роботизированные комплексы применяются везде - от вспашки, посева, культивирования и сбора урожая (без присутствия человека), от производства автомобилей и электронных плат, от пошива кроссовок, приготовления пиццы и т. д. до полностью автоматизированного одновременного возведения целого ряда домов (считай - улицы) методом контурного строительства. Сразу со встроенными в тело конструкции трубопроводами и каналами для инженерных сетей.
И все это благодаря очкарикам, сидящим за столами, и которые по вашему утверждению занимаются не тем, что является (цитирую) : основой создания продукта.
Извините, но дальше мне толочь воду в ступе неинтересно. 
Всего доброго!

     13:46 15.05.2022 (1)
Возможно и 17 века категориями. А что, разве не заметили изменения в среде производственных сил и отношений? Кроме разговоров, какая профессия престижна, жратвы убавилось - химию едят на планете, нет еды натуральной на всех. В этой части надо благодарить кого, очкариков? Повторяю: некому работать! Не хотят, не модно, не престижно, ибо тяжело и не каждый способен трудиться годами физически, вот о чем речь.
Что облегчен труд машинами и механизмами, это нормально, но не везде это возможно, как и инженерная мысль двигается дальше от старинных технологий, это тоже нормально - на месте ничего не стоит. Но не в почете коллективный труд, потому и голод впереди маячит, как и энергетический коллапс - сжигаем больше, чем производим. И куда же пропала инженерная мысль, которой высокая цена в оплате за труд, и нет решения проблемы? А решение на поверхности, но и цены тогда будут другие - на труд физический, что не выгодно кому-то.
Можем не продолжать. 
     14:13 15.05.2022 (1)
1
Повторяю: некому работать!
======================================

Да хоть обповторяйтесь! Только какое отношение к реалиям имеют все эти ваши стенания о том, что некому работать? А кто кормит, одевает, обслуживает, учит, лечит, стрижет, обшивает, перевозит, строит дороги, жилье и стадионы, собирает автомобили и бытовую технику, выращивает кур, ловит рыбу, производит мебель и пуговицы для почти 8 миллиардов человек - вы один, что ли?
Вы меня утомили своей пустой демагогией, единственный трудяга на планете. Вам надо к Макару Николаевичу, он тоже все делает только своими руками - вы с ним найдете общий язык, а меня избавьте от всей этой вашей бессмысленной пурги.
Надоело, чесслово!

     21:11 15.05.2022
     22:32 14.05.2022 (1)
Была бы возможность вернуться в СССР, я бы не согласилась. Ничего хорошего я там не видела, кроме своих молодых лет. Я с ужасом вспоминаю очереди за колбасой, когда держала на руках дочку, а за руку сына, чтобы купить этой чёртовой колбасы по 2.20, потом рассовать её в морозилку. Или поездки в Литву за мясом, когда на нас смотрели наши же граждане, ведь СССР, как на второй сорт. Когда про нашу жизнь могли поговорить лишь на кухне, а политические анекдоты говорили о той нашей жизни. Когда я пыталась доказать, что нет никаких лишних 20 кв. см, чтобы могла купить квартиру кооперативную за свои же деньги. Когда моя бабушка, проработавшая всю блокаду на торфоразработках, не могла получить квартиру почти 20 лет, а получила в семидесятых маленькую однушку вместе с дочерью. Когда меня с высокой температурой выписали из роддома, потому что было 31 декабря. Мне не за что любить ту страну, которая называлась СССР, несмотря на все её достижения. Потому что главным в стране должно быть благополучие собственного народа, а не "родина слонов".
Про сейчас я лучше промолчу.
     22:43 14.05.2022 (1)
Я с ужасом вспоминаю очереди за колбасой... главным в стране должно быть благополучие собственного народа
==========================================================

И я хорошо помню эти безумные очереди )) Хорошо если летом, а зимой на улице?..
И совершенно согласен с вами, Моряна, что главная задача власти - это благополучие граждан, причем каждого в отдельности, а не дорогостоящие понты и надувание щек.
Считайте, что этим комментарием вы здесь нажили себе нескольких смертельных врагов, которые обвинят вас в грязной лжи про колбасу ))


     22:58 14.05.2022 (2)
Думаю, в Москве таких проблем не было. Из Питера тоже тётушка привозила продукты. Наверное, и ещё где-нибудь на просторах СССР колбаса была в избытке. А у меня вся молодость была лишь одним вопросом: чем кормить детей?
     23:23 14.05.2022
у меня вся молодость была лишь одним вопросом: чем кормить детей?
=================================================

Очень хорошо вас понимаю! Летом 1991 года мы с женой всерьез задумались над тем, чтобы шестилетнюю дочь отправить в Сибирь к родным, потому что в Москве был полный аут с продовольствием! А там хозяйство - корова-козы-куры-огород, с голоду помереть не дадут. Даже с местной школой договорились, что ее примут там во второй класс. Благо родные были не последними людьми в тех местах.

     23:17 14.05.2022 (1)
Думаю, в Москве таких проблем не было.
============================================

Да были проблемы, Моряна! И с сахаром, и с крупами, и с сигаретами, и с обувью, и с одеждой... И карточная система была, и продуктовые наборы на предприятиях перед праздниками выдавали, чтобы хоть что-то на столах у людей было. Да что там говорить, я водку на свою свадьбу покупал через райсовет! Заявление писал, чтобы можно было купить два ящика. 

     23:24 14.05.2022 (1)
Александр, это уже позже. А мои родители в конце семидесятых за коляской для сына моего ездили в Белоруссию, потому что у нас не было ничего, кроме рыбных консервов. Не, сахар был, и крупы. И водка всегда была. А пелёнок для деток не было, на подгузники за марлей гонялись. Страшно вспомнить... И про медицину страшно вспомнить - до сих пор удивляюсь, как выжила тогда в свои 19 лет, видимо, организм молодой не подвёл...
Спирта не было руки протирать. На тумбочке у кормящей матери бутылка водки стояла.
     23:33 14.05.2022 (1)
Александр, это уже позже.
=======================================

Ну как позже... Водку "Андроповка" я покупал по заявлению осенью 1983-го.

     23:39 14.05.2022 (1)
С 1976 до 1983 целых 7 лет. Водка меня тогда совсем не интересовала. Как мать-одиночка, я получала 5 рублей в месяц. А в 1983 году я выходила замуж в очередной раз - с водкой проблем не было, а вот за продуктами ездили в Литву.
     23:44 14.05.2022
Как мать-одиночка, я получала 5 рублей в месяц.
=======================================

Да, не пошикуешь...

     22:57 14.05.2022 (1)
-1
И я нет.  Вообще, считаю страдания по какому-либо величию абсолютно неприемлемыми.
     23:09 14.05.2022 (1)
считаю страдания по какому-либо величию абсолютно неприемлемыми.
===========================================

Выражение абсолютно неприемлемо - громкое, сильное. Но тема-то есть, она имеется, об этом говорят, спорят, пишут статьи и книги, снимают фильмы... Делать вид, что этого не существует?
И еще: ОлГус, я же не призываю и не настаиваю ))
Это попытка разобраться в себе и в своих ощущениях, выяснить  откуда ноги растут у этой проблемы в моей голове. А она существует, хоть и не является доминирующей или даже важной в моей жизни... Это как попытка понять почему 45 лет назад тебя навсегда кинула симпатичная девушка, не явившись на свидание. Всего лишь один из вопросов на который хочется получить ответ, чтобы больше к нему не возвращаться.

     23:20 14.05.2022 (1)
Я забыл добавить - былому величию, Александр... 
Со всеми тезами этого эссе я безоговорочно согласен.
думал, по моему комменту это понятно...

с уважением, Олег
     23:29 14.05.2022 (1)
забыл добавить - былому величию
=======================================

Это существенное уточнение )))

     23:31 14.05.2022
ок!  Просто рука опередила мысль.  Бывает...
     18:47 14.05.2022 (1)
1
Хороший анализ собственного отношения к тому периоду и собственно ощущений. Добавлю несколько штрихов к сказанному. На чисто бытовом и моральном уровне СССР развращал и упрощал людей. Вы помните, что тогда надо было "крутиться". Можно было крутиться по-разному. Делать партийную карьеру, например, или продвигаться по служебной лестнице, обрастать нужными связями и шустрить по коммерции на грани. Последними двумя талантами я обладаю в достаточной степени. И продлись совок дальше, занял бы нишу и жил не хужее других. Правда, без веры в "светлые идеалы", с презрением к фетишам и отвращением к идолам. То есть, делал бы одно, говорил другое, а думал третье. Как и все, собственно. Но, вот именно такое положение вещей меня не устраивало от слова совсем. Вынь мне и положь делать, говорить и думать в унисон. Потому, ни совок не для меня, ни какой другой авторитарный режим. Хотел бы я в СССР? Нет, ибо всю юность, молодость наоборот хотел из СССР ))) 
     18:58 14.05.2022 (1)
На чисто бытовом и моральном уровне СССР развращал и упрощал людей. Вы помните, что тогда надо было "крутиться"
=========================================================

Это весьма спорное утверждение, как минимум, дискуссионное. Ведь не выдумка, что действительно были целые трудовые династии учителей и врачей, рабочих и военных, шахтеров и рыбаков. И они не крутились, в том числе и потому, что разница в з/п между всеми, включая руководителей страны была не столь велика, а зачастую ИТР в этом серьезно проигрывали рабочим, особенно тем кто работал на северах, в горячих цехах или на вредном производстве. Доктор наук, профессор получал столько же сколько высший партийный чиновник, а их обоих в свою очередь мог превзойти какой-нибудь шахтер или "северянин". И на совершенно законном основании.

     20:52 14.05.2022 (1)
Без связей и блата вы не могли бы реализовать те же "северные" деньги, для покупки машины например. Кроме того, я не шахтёр и не промысловик, а наоборот проживал в Москве и Подмосковье. А наличие высшего образования автоматически отбрасывало меня в самый низ советской пищевой цепочки ) Вот и приходилось "крутиться" ))) 
     20:57 14.05.2022
Без связей и блата вы не могли бы реализовать те же "северные" деньги, для покупки машины например.
=========================================================

Это да, тут спору нет.

     19:02 14.05.2022 (1)
К девяностым отношусь резко отрицательно, хоть я и пережил их спокойно.
СССР ничего плохого мне не дал. Поэтому ничего плохого не скажу. Воспоминания только самые лучшие. Я имею ввиду СССР до 1985 года. Считаю, что после прихода Горбачёва к власти СССР кончился. 1992 год - контрольный выстрел.
Согласен с Леонидом Лялиным. Было всё, и хорошее, и плохое. Тема бесконечная для обсуждения.
     19:10 14.05.2022 (1)
Воспоминания только самые лучшие. Я имею ввиду СССР до 1985 года.
=========================================================

Владимир, рассуждать можно действительно до бесконечности. Но СССР все же существовал и после 1985 года. Как это время вычеркнуть, тем более, что отношение к Горбачеву весьма различное? Тогда можно вычеркнуть и Гражданскую войну, и подавление бунтов тамбовских крестьян, и Голодомор, и репрессии 30-40-х годов, и расстрел рабочих в Новочеркасске в 1962 году... И от всего Советского Союза останутся только тихие "золотые" 70-е.
Но я говорил в своей заметке вовсе не об этом. Я говорю о себе сегодняшнем. И о том, что меня больше всего привлекало тогда и по чему я долгое время тосковал после развала СССР.
     20:17 14.05.2022 (1)
Я могу отвечать за то, что видел своими глазами. По большей части, глазами ребёнка, подростка и вполне сформировавшегося молодого человека))
Я служил в  Советской Армии 1985-87, и вернулся из далёкого Казахстана совсем в другую страну. И далеко не сразу это осознал... лишь с годами.
Мне вдруг предложили посмотреть на СССР другими глазами) Извиняюсь за рифму в прозе) Согласен с тем, что в разные годы и СССР был разным. Тот, в котором я жил, я люблю. Он требовал реформ, но не тотального разрушения.
     20:48 14.05.2022 (1)
Я служил в  Советской Армии 1985-87, и вернулся из далёкого Казахстана совсем в другую страну.
=======================================================================

Вы как раз относитесь к последнему поколению советских людей, помнящих СССР и осознающих себя в то время и в тех обстоятельствах. После вас уже пошли школьники, которым до всего этого было мало дела.

     20:52 14.05.2022
Вот тут уж не поспоришь))
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама