«...а броды вси бяху затворены ворами»
Так получилось (совершенно случайно!), бывая в поездке по делу, между делом посетил Псков, Витебск, Оршу, Клинцы, Радогощь, Комаричи, Брянск, Мценск, где и делал небольшие заметки по пути. И вот вернулся в Питер, и стал разбираться в куче фото с пометками. А оказывается, сегодня-завтра Великая годовщина у россиян! Ведь 24 июля отмечается день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, которая, как известно, является небесной покровительницей Пскова. И не только. На берегу реки Великой и у стен Кремля установлена огромных размеров надпись ГРАНИЦА РОССИИ ЗДЕСЬ. Так что моя сегодняшняя публикация будет связана с именем Ольги прозой, стишки потом. Надо бы разобраться, что же такое Выбуты, Мирожа и другие красивые местные слова, как например, - Пскова (псковА) приток Великой, отчего и произошло имя Пскову. На Полоте (Палата приток Западной Двины) стоит Полоцк, это и есть летописные половцы, они же кривичи, ещё и кочевники по мнению историков и лингвистов. За время в пути по маршруту проехал с дюжину Ольгинских озёр в Беларуси, Новгородской, Псковской, Брянской, Тверской областях и приметил, что русские города получали своё имя исключительно по названию реки: Злынка на Злынке (сестра Козельску), Трубчевск на Трубеже, Севск на Севе, Чернь на Чёрной и т.д.
Начну экспромт цитатами из статей в сети общего пользования о княгине Ольге, о том единственном месте, где ей установили красивый камень и памятник (даже два и сразу). Из памяти дополню статью датами и цифрами, некоторыми яркими событиями того времени и в конце поставлю один вопрос с предложением. Кстати, в городе Витебске конкурс среди скульпторов на памятник Ольге идёт уже лет 20, но результата пока нет. О других городах и намерениях увековечить - не слышал.
Если вдруг кто запамятовал, то я напомню, что в Пскове есть два памятника княгине Ольге. Оба они были установлены в Пскове в июле 2003 года, когда отмечалось 1100-летие первого упоминания Пскова в русских летописях, благодаря этой девушке. Соответственно, сегодня 20 лет их стоянию, хоть и малый, но юбилей. Автором одного из этих памятников является Вячеслав Клыков (1939-2006), а второго, Зураб Церетели. Дело в том, что до 2003 года в Пскове вообще не было ни одного памятника Ольге. Это можно считать фактом удивительным, ибо она испокон веков была в Пскове глубоко почитаемой личностью. Ну, в советские-то времена оно и понятно. Никто не стал бы ставить памятник "первой христианке на Руси". Но ведь этого не случилось и раньше, в царские времена. Почему? Хотя идея эта и витала в воздухе. Памятник Ольге работы Церетели открыли первым. Это произошло 22 июля 2003 года (ровно в этот день) в сквере рядом с гостиницей "Рижская". Автор представил великую княгиню как суровую воительницу. На бетонном основании установлен гранитный постамент и сам памятник святой Равноапостольной княгине Ольге в доспехах с мечом и щитом. И, вроде как считается, что изображая Ольгу в таком образе, Церетели проиллюстрировал цитату из жития святой равноапостольной княгини Ольги: "...И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна...". Скульптура Ольги стоит на трёхметровом гранитном постаменте. Бронзовый памятник был отлит в мастерской "Литейный двор" в Санкт-Петербурге. Высота памятника с постаментом составляет 6,7 метра. Памятник Ольге работы В.Клыкова был открыт на следующий день - 23 июля 2003 года. Бронзовая фигура княгини Ольги возвышается на цилиндрическом постаменте из белого камня. Её взгляд направлен в сторону Троицкого собора, который, по преданию, был ею же и основан. Лик княгини увенчан нимбом, в её руке - православный крест. Стоящий рядом с Ольгой мальчик - это её внук, будущий князь Владимир Красно Солнышко, который, как известно, стал крестителем Руси. На постаменте памятника изображены барельефы 12 псковских и российских святых. Установлен памятник в детском парке, проезжая на машине к Кремлю не заметить его невозможно. Почему в детском, наверное, потому что она там с мальчиком, а может по иным соображениям. Доподлинно известно, что она после смерти Игоря очень многого лет правила страной, первая на Руси приняла христианство, а её внук и стал крестителем Руси.
Место, где легенды определили Ольге родиться и быть перевозчицей - Выбуты, что выше по течению от Пскова. Псковское предание и жития говорят о том, что Ольга была перевозчицей из Выбут (Лыбут), где с ней и познакомился князь Игорь во время переправы на челне через реку Великую. Поражённый её красотой и мудростью, он, когда подошло время жениться, послал за ней сватов и увёз псковитянку. Потом Игорь погиб (945), а через год уже 5-летний сын Святослав возглавил поход против древлян в отмщение за смерть отца. Власть от матери перенял в 957-59 году, лет в 17 своих, после посещения Ольги Константинополя и изгнания немецких легатов из Киева. Святослав был очень недоволен иудейской верой, надо заметить, что христианства в то время и в том месте ещё нет. Разгромил Хазарский каганат, стёр столицу Саркел (964-66) и уже мечтал о новой себе столице - заложить Малопереяславец на Дунае (от слова мало и переятия славы). Но не случилось. Вскоре похоронил мать (969) и сам погиб на Днепровских порогах (972) стараниями Византии и от рук печенежского хана Куря. Об этой истории и кто такие печенеги, читай статью: Портрет хана Куря на миниатюре (ссылка ниже).
Так вот. Пока княгиня занималась миссионерской деятельностью и часто бывала в отъездах, Святослав, делом грешным спутался с ключницей Ольгиной, рабыней, служанкой, некой девицей Малушей, у той родился сын Владимир. Ольга отправила Малушу с приплодом с глаз долой подальше, а вместе с ними и брата её Добрыню, якобы на свою родину под присмотр ли ссылку, на реку Великую под Псков. Была очень недовольна, как пишут знающие люди поступком сына, ведь Олег и Ярополк Святославичи считались законнорожденными детьми в семье. Малушу же трактуют, как дочь раввина или царя (в переводе с еврейского), узника Любеческого замка на то самое время. Однако в 5-7 лет Владимир (с дядей Добрыней) уже получает в княжение Новгород на Ильмене, а дальше вы всё знаете. Они правят Новгородскими землями, потом скрываются, вскоре приводят варяжские дружины, убивают законных наследников братьев и Полоцкого князя Рогволода, насилуют Рогнеду, у той остаётся сын Изяслав. Имя Изя говорит о переятии славы, а маму с сыном ожидает ссылка из Полоцка на земли современной Брянщины - село Рогнедино и Изяславск расположены рядом. Слова Рогнеды из летописи, что она не станет "разувати роббичича" - целиком подтверждают происхождение Владимира. Кстати, недалеко есть село и ж/д станция Робчик (хлопчик от роба). Да и обычай у славян был обувать невесту, а не наоборот, что посылает вон все аннотации к контексту оригинала летописи. После подчинения ряда племён-княжеств (по сути - держав со своей монетой и столицей, и гербом - необходимые атрибуты), Владимир задумался, что с этим со всем делать? Не мудрствуя лукаво, принимает двоеперстие и меняет 800 наложниц на одну Анну. Киевская Русь принимает крещение, а всех истуканов во главе с златоглавым Перуном (перУном) сплавляют по Днепру. Но усы у него были серебряные, как пишут, опять же, люди, видевшие и то, и участвовавшие в строительстве Десятинской церкви на средства Красно солнышка. Дань составила - десятину, строго в соответствии по количеству заповедей, первая и самая страшная из которых о чревоугодии (не убийстве даже). Прежде чем взять, надо дать. И это мудро, внук двух раввинов повторил сей опыт, изобретая формулу «деньги-товар-деньги», а изучая труды старших, назвал Библию Первым интернационалом. Революционеры «Старик» и «Камень» продолжили дело той коммуны.
Что мы знаем о Выбутах? Бут - камень и Пётр вроде камень, и рок - камень, но! не есть ли рок подмена рогу? Ищем значение слову, если поймём имя корабля - поплывём. Итак, значение слова выбуты: «Выбуты — погост в Тямшанской волости Псковского района Псковской области». И всё, и для христианина этого вполне достаточно. «Ну, вот мы и дошли до погоста Выбуты - пишет некто nathalie zh, украшая пост множеством фото - цитирую как есть: «На всякий случай напомню, что слово "погост" первоначально обозначало постоялый двор, на котором останавливались князь и духовные лица, а также купцы, т.е. "большие люди" или как их еще называли "гости". То есть у слова "погост" и "гость" - один корень. Со временем словом "погост" стали называть административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры. Считается, что впервые административно-территориально деление на Руси установила именно княгиня Ольга. А примерно с 18 века это слово стало использоваться, обозначая сельское или деревенское кладбище», точка. Объясняю, в том числе и автору той статьи, что слово погост не гостиница в том смысле, в котором её смысл и заключается. По-гост есть место или поместный центр, куда свозилась дань. Один корень "гость" и ГОСТ, не находите? со знаком качества при СССР. Или в слове Радогощь, неужели не видим купца? Купец (большой человек) и "гость" (сурожский) - бог, прямой перевод. Не случайно останавливались в том месте князь и духовные лица сообща, и даже отсылали Христофоров за океан с целью колонизации. Страны «третьего мира» до сих пор прозябают в нищете (не исключая Россию).
Псковщина - это европейская часть страны, граничащая с севера с Ленинградской областью, с Литвой и Эстонией на западе, на юге с Белоруссией и с Тверской областью на востоке. Как и по всей России, поля зарастают борщевиком, кустарником и редколесьем, а деревни пустеют и вымирают. Псковская область, чья площадь превышает территорию занимаемую Бельгией, Нидерландами или Данией, удивительно богата на природу и поговорки: «мы псковские, мы прорвёмся» или «скобарь с колом страшнее танка». Удивительная по красоте поговорка, если понимать значение всех слов, ну хотя бы трёх. Родина летописных кривичей и чем правда отличается от кривды, так это Выбутами, для кого-то бут - камень, для кого-то - быть. Что немцу смерть - русскому хорошо или наоборот. Чтобы узнать, что такое бут/выбут, Вы в сети и словарях ничего не сыщите, кроме названий посёлков и погостов. Самые известные слова - забутовка или бутовать - отсылают Вас к изготовлению фундаментов дедовским способом, когда камни укладываются в траншею и просыпаются песком (сухой способ связи и уплотнения с трамбовкой, естественно без цемента), и проливаются водой. Бут, бутовый камень - куски природного камня неправильной формы. Строительный камень, идущий обычно на кладку фундамента. Ну и всё.
Буды (Старая, Петрова) имеют свою этимологию именно от камня, так и пишут, например, Будапешт или Смотрова Буда (Брянщина) - от камня. Соответственно, «выбуты» - рождённые камнем (в камне, при камне), или каменное наследие наводит мысль на более красивое русское и старинное слово - выблядки, извиняюсь за такое, но слово в литературном языке не
| Помогли сайту Реклама Праздники |