Произведение «Русский мир 3. Вторая Русь» (страница 1 из 13)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Сборник: Русский мир
Автор:
Оценка: 5
Читатели: 1160 +3
Дата:
«Земля отцов - В.Н. Киреев»

Русский мир 3. Вторая Русь

                                                              РУССКИЙ МИР
                                                            3. ВТОРАЯ РУСЬ

    Русский мир не вмещался в границы древнерусского государства. Средневековые авторы рассказывали про отдельные группы руси, разбросанные по Европе островами и архипелагами. Тот факт, что народ успел разделиться на самостоятельные части, подразумевает его длительную предварительную историю. Когда формируется народ, то поначалу он возрастает в численности, раздвигает свою территорию. Но потом народ увеличивается настолько, что управление им становится затруднительным, а порой и вовсе невозможным, и тогда он начинает дробиться. Если русский народ достиг этой стадии уже в период раннего средневековья, то, значит, предыдущие стадии он успел пройти ещё раньше. И совершенно очевидно, что русская история начинается не с Рюрика, что его княжение – это лишь очередной этап. Западные цивилизаторы стремятся поскорее забыть об этих осколках русского мира, чтобы избежать, как они любят ругаться, “удревнения” русской истории. Нам ставят своеобразный шлагбаум: до Рюрика можете доходить, а дальше вглубь времён – ни-ни! Причина понятна: европейские земли делят между собой потомки кельтов и германцев, а историки получили заказ на обоснование исторических претензий самозванных хозяев Европы. Славяне в эту картину не вписываются, поэтому лучше сделать вид, будто их и вовсе не было, а не получится – так объявить “неисторическим народом”. Понятно, что известия о существовании других групп руси, помимо Рюриковой, для норманистов просто нож острый. Можно попытаться отмахнуться от сообщений очевидцев, но о разных группах руси сообщали и наши летописи, а их уже не раз издавали и тиражировали. Так что, с летописями поневоле придётся считаться.

                                                                            I

    Вот та группа руси, которую летописец не включил в состав государства Рюриковичей: “Афетово бо и то колЪно: Варязи, Свеи, Урмане, Готе, Русь, Агняне…” (Лаврентьевская летопись, РЛ, т. XII, Рязань, 2001, с. 4). Упомянутая русь помещена между готами и англами. Под именем “Готе” подразумеваются не исторические готы, а всего лишь готландцы, жители острова и провинции Готланд в составе Швеции. С готами у них нет ничего общего, кроме сходства в названиях. Англы с древности жили на юге Ютландии (Ф. Крузе “О пределах Нормании и названии норманов и руссов” // ЖМНП, ч. XXI, СПб, 1839, с. 20-21). Русь, указанная в летописи, находилась как раз между Скандинавией и Ютландией и вариант тут всего один – остров Рюген, священный оплот славянского язычества. Н.С. Трухачев, внимательно изучавший историю знаменитого острова, отметил в своём исследовании:

    “Нестор, помещая Русь в район Балтийского моря, одновременно утверждает, что она говорила по-славянски. На Балтике по-славянски говорили только на южном берегу моря, между устьем Вислы и Данией. Тем самым утверждение Нестора, что Русь говорила по-славянски, определенно указывает на географическое положение прибалтийской Руси. С другой стороны, при перечислении западноевропейских народов (“Афетово бо и то колено: Варязи, Свей, Урмане, [Готе], Русь, Агняне, Галичане” и т. д.). Нестор помещает Русь между готландцами (“Готе”), жившими на юге современной Швеции и на острове Готланде, и “Агнянами”, под которыми, крайне вероятно, надо понимать датское племя англов, которое соседствовало с Рюгеном, так как жило в нынешней провинции Ангельн в юго-восточной части Ютландского полуострова и на некоторых датских островах. Трудно при перечислении народов точнее охарактеризовать географическое положение Рюгена по отношению к скандинавским народам, чем это сделано русским летописцем. Координаты прибалтийской Руси у Нестора (на южном берегу моря между готландцами и англами) точно совпадают с положением острова Рюгена”
                    (Н.С. Трухачев “Попытка локализации Прибалтийской Руси на основании сообщений современников” // “Древнейшие государства на территории СССР”, М., 1980, с. 161-162)

    Эта статья вызывает откровенную неприязнь у норманистов и русофобов. Привязываясь к любым неточностям, а их хватает в любом историческом исследовании, они пытаются не допустить к научному изучению неудобные для себя факты. Зато норманистам прощаются любые огрехи за их “правильное” поведение. Остров Рюген представляет одну из таких неудобных тем. Сведения о нём содержатся в сочинениях средневековых авторов, которые порой даже не скрывали свою злобу и остервенение по отношению к славянам:

    “Очевидно, страна Померания самим происхождением своего названия указывает на характер своего местоположения. Ведь поме на языке славян означает рядом или возле, мориз же – море. Поэтому Померания – как бы Померизания, т. е. расположенная рядом или вокруг моря <…> за Померанией находятся в океане Дания и Ругия (Rugiam), остров небольшой, но густо заселенный. Над ней же, то есть вправо на север, имеются Флавия, Пруссия, и Руссия (Rusciam)…”
                    (“Беседа Герборда о житии Оттона, Бамбергского епископа” // М.Б. Свердлов “Латиноязычные источники по истории Древней Руси IX-XIII вв.”, СПб, 2017, с. 232-234)

    Автор назвал Киевскую Русь Русцией, то есть страной русичей. Стало быть, наряду с термином “рутены” (русины) немцам был известен и второй вариант самоназвания жителей Руси. Другие авторы сообщали более подробные сведения и про сам остров, и про его население:

    “Ругия остров на мори орнетанском (ориенстальском) то есть восточном, или Свевицком, а имянно называют Балтицкое море, от баралибицкой области дацкая граница. Остров беловат, с того острова видят островы Манада (Ummantz), Гидензера (Hiddensehe), от западу; да от полудня поморские грады граничат, именем Барто (Bardt), Трозуб (Stralsund), Крипсваде (Gripswalde), Валгасте. Остров в древние лета многим пространнее был, неже ныне. Божиею волею промыла вода сквозь той остров и отделила особно остров Руден на удивление всем, что неподобно было тому тако статися, страшными волнами морскими и трясением земли и ветры великими потопило многие домы и костелы и колоколни между Ругиею да между Руденом островом на 5 миль. Ныне в том месте глубина немерная, великие корабли тем местом проезжают, а называют то место новой проезд или корабельной проезд. В древние лета большие корабли на широкое море и иным местом проезжали, на запад, а не на восток, проезд той называли Данбелен; на том проезде дацкие корабли потонули и ныне на дне моря видят корабли и опасаются тем местом кораблями ездити. Остров той весь великое море обошло долгота и ширина того острова 7 миль, округи того острова по смете математицской 21 миля. Ныне в правду та округлость не только многим островам и прилепкам большим и меншим разделяется и естьли кто хощет с прилежанием смеряти и сметити, 70 миль найдется; между островков ширина заток по три мили, а менши полторы мили несть; а которые корабли к тому острову приезжают, от волн морских шкоты бывает мало, пристанища угодные опасные.
    На острове том хлеба родится изобилное множество, близь града Стралзунна; како в древние лета римляном в Сицылии хлебородство бывало, тако и на том острове. Срабо (Страбон) о том пишет. Скота, то есть коней и овец есть по мере; гусей в правде немерное множество и велми велики; волков и болших мышей на том острове несть, токмо не в давне на прилепку Витов мыши болшие, т. е. кроты появились с приезжих кораблей. На острове том живали люди идолопоклонники, Рены (Раны) или Рутены имянуемые, люты, жестоки к бою, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли. Те Рутены от жестосердия великого едва познали после всех Христианскую веру. Того острова владетели таковы велможны, сильны, храбрые воины бывали, нетокмо против недругов своих отстаивалися крепко, но и около острова многие грады под свою державу подвали, то есть Бордум, Гривмъмам, Трибесия, и воевали с Дацким королем и со иными поморскими князьми и с Любскою областию воевали много, и всем окрестным Государством грозны и противны были. Язык у них был Словенской да Виндалской (Валдалской); грамотного учения не искатели, но и заповедь между собою учинили, чтобы грамоте не уталися, токмо воинским делам прилежные охотники были”
                    (Герард Меркатор “Космография” // И.Е. Забелин “История русской жизни с древнейших времен”, ч. I, М., 1876, с. 590-591)

    “Недалеко от области славян находятся, насколько нам известно, три примечательных острова. Первый из них называется Фембре. Он лежит напротив вагров, так что его, как и Лолланн, можно видеть из Ольденбурга. Другой остров расположен напротив вильцев. Им владеют раны [, или руны], могучее славянское племя. По закону без учёта их мнения не принимают ни одного решения по общественным делам. Их так боятся по причине их близости к богам, вернее к демонам, поклонению которым они преданы более прочих <…> Схолия 121 (117). Рюген – остров рунов по соседству с городом Юмной, так что у них общий король”
                    (Адам Бременский “Деяния архиепископов Гамбургской церкви”// Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский “Славянские хроники”, М., 2011, с. 104, 127)

    “Раны же, у других называемые рунами, – это кровожадное племя, обитающее в сердце моря, преданное сверх всякой меры идолопоклонству. Они занимают первое место среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитейший храм. Именно поэтому, благодаря особому почитанию этого храма, они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая дань, сами никакой дани не платят, будучи неприступны из-за трудностей своего месторасположения. Народы, которые они подчинили себе оружием, принуждаются ими к уплате дани их храму. Жреца они почитают больше, чем короля. Войско свое они направляют, куда гадание покажет, а, одерживая победу, золото и серебро относят в казну бога своего, остальное же делят между собой <…>
    Ибо из всех народов славянских, которые делятся на области и княжества, один только народ руян упорнее других в мраке неверия вплоть до наших дней остался, будучи для всех недоступным по той причине, что окружен морем. Старое предание вспоминает, что Людовик, сын Карла, пожаловал некогда землю руян св. Виту в Корвейе, потому что сам был основателем этого монастыря. Вышедшие оттуда проповедники, как рассказывают, обратили народ руян, или ран, в веру и заложили там храм в честь мученика св. Вита, которого почитает эта земля. После того же как раны, они же руяны, с изменением обстоятельств отклонились от света истины, среди них возникло заблуждение, худшее, чем раньше, ибо св. Вита, которого мы признаем слугой Божьим, раны начали почитать, как бога, поставили в честь его громадного идола и служили творению больше, чем творцу. И с тех пор это заблуждение у ран настолько утвердилось, что Святовит, бог земли руянской, занял первое место среди всех божеств славянских, светлейший в победах, самый убедительный в ответах. Поэтому и в наше время не только вагрская земля, но и все другие славянские земли посылали сюда ежегодно приношения, почитая его богом богов. Король же находится у них в меньшем по сравнению с жрецом почете. Ибо тот тщательно

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама