Вот я послушал и посмотрел фильм Э.Радзинского "1958 год".
Для начала.
Я хорошо отношусь к Э.Радзинскому и люблю его не только слушать, но и читать. Прочитал я у него много всего.
Но почему-то "1958 год" мне не понравился.
Во-первых, он больше про 1953-ий год, во-вторых, как-то тут у него всё упрощённо.
Радзинский же не просто писатель, скажем, фантаст, но историк с аналитическим умом. Отсюда желание видеть в его трудах не простую констатацию фактов, но и анализ. А здесь я вижу только судьбу несчастных евреев, которых гнобят, в числе прочих, другие евреи. Конечно, поводом или скорее фоном всего служит судьба Б.Л.Пастернака и его Нобелевской премии по литературе.
Почему же Радзинский не копает глубже, начиная с черты осёдлости, когда еврейский народ массово был лишён возможности карьерного роста в Российской Империи вопреки пассионарному стремлению к образованию? Именно это привело крохотный (по сравнению со многими другими) народ в агрессивную партию революционеров, сделав многочисленным их участие в захвате власти в Российской Империи, а потом и в её торжестве.
За спинами замечательных людей - Пастернака, Эренбурга, Михоэлса, ..., в моец памяти вдруг всплывают физиономии (рыла) Троцкого, Свердлова, Кагановича, Зиновьева, Каменева, Блюмкина, Юровского, Голощёкина, ...
Разве смог бы Ленин и большевики удержаться у власти без евреев и их гения?!.
Кто сумел вдохновить и поднять варварский российский (русский?) народ против собственной элиты, выделив её чисто по сословному признаку?
Откуда взялось столько ненависти в отношении аристократов и дворян, зажиточных господ, помещиков, купцов, интеллигенции среди крестьян России ...?
Кто обобщённо (гениально!) вывесил им всем ярлык "буржуев"?
Возьмите любые списки участников борьбы Красной армии с контрреволюционерами.
Никакой статистикой не объяснишь такое количество евреев в революции со стороны большевиков по большей части среди командиров, комиссаров, начальников всех мастей.
Как могли евреи, развязав такую бойню, рассчитывать, что антисемитское российское большинство вдруг само изменит отношение к евреям и не вспомнит о них при первой возможности, когда кого-то надо будет обвинить массово в преступлениях советской власти?
И оно вспомнило.
Ещё им повезло, что Сталин помер в 1953-ем, поэтому всё обошлось только Б.Л.Пастернаком и свободным выездом в Израиль, а не Колымой и расстрелами.
И даже Слуцкий оставался тем же совком, готовым искренне клеймить любого по призыву любимой партии большевиков.
Так их воспитали. Это была не борьба с евреями, а продолжение искоренения старого мира с его отжившим гуманизмом.
Иногда у меня даже проскальзывает гнусная мысль, что еврейский Холокост стал возмездием за ужас Русской революции, за уголовщину варваров, освобождённых от нравственных барьеров советской властью, где в самом верху заправляли всем этим множество евреев.
Они почему-то считали, что так они заодно и антисемитизм вырежут из мозгов Чугункиных (помните персонажа Булгакова, который вселился в душу пса Шарика) ...
Не вырезали и не могли вырезать.
Невежеству нужны внешние враги, которых легко определить по простому признаку.
Естественно, легче всего человечество для этой цели выбирает евреев. Тем более, что их таланты всегда вынуждают выделяться из толпы ...
Надеюсь, друзья, вы меня за эту крамольную мысль в антисемиты не запишете 😟.
И весь мир год за годом почти век помнит Холокост. Ибо просвещённая еврейская (и не только) элита создало бесчисленное количество культурных памятников, проклинающих его. Конечно, это правильно и хорошо.
Но кто в мире просто слышал про судьбу немцев Поволжья, чеченцев, ингушей, крымских татар, турок месхетинцев, камбоджийцев, народов Крайнего Севера, ...,
Или про искусственный голодомор Украины, Казахстана, Поволжья, устроенный советской властью преднамеренно?..
Мало кто ...
Конечно, судьба евреев более чем показательна, но в истории остались сотни народов, истреблённых полностью.
Кто помнит о них? Возможно бесчисленные шедевры о Холокосте косвенно напоминают человечеству и о них?.. Не знаю. Не уверен, что так.
Э.Радзинский не должен был сводить всё только к осуждению тех, кто клеймил Пастернака.
Ему надо было рассказать и о том звонке Сталина Пастернаку, с вопросом о Мандельштаме: "Он мастер? Мастер?" - тогда, когда Осип Эмильевич ещё был на свободе и живой, когда Борис Леонидович в ответ промямлил нечто отвлечённое про жизнь и смерть.
Радзинскому надо было попытаться рассказать о том, как и почему спасся от репрессий Пастернак в 1930-ых. С такого авторитетного автора, как он, я думаю, другой спрос. Ведь Э.Радзинский допущен к архивам, а потому осведомлён больше нас.
А так "1958 год" получился каким-то ущербным, что ли, однобоким, где слушателю оставлена роль сострадающего ... Ах, мол, несчастные евреи, которых способен защитить (в числе других и от них самих) лишь только Сталин (это про Эренбурга, когда на пресловутом собрании попытались его клеймить за роман "Буря").
У Радзинского в этом фильме порвана связь времён. Гоголевской шинели не видно ... То есть не видно корысти представителей гонимых евреев или шинели, которой можно было хотя попытаться оправдать их прежнее молчание при советской власти.
В итоге получаются совсем не сталинские стереотипы, Радзинский заблуждается.
И отец всего этого кошмара не вождь.
Впереди у всех этих уверовавших, как написал А.Блок (позже он жалел об этом, отказываясь писать совсем), Иисус Христос в белом венчике из роз.
То есть все они были убеждены, что ВЕЛИКАЯ ЦЕЛЬ оправдывает любые средства. Надо вот только её (цель) достичь. Она же вот тут, рядом. Называется град Китеж.
Фанатичная вера в Утопию и толпа циников, кормящихся тем, что помогают находить и грызть сопротивляющихся, создающих по их мнению помехи на пути к их светлому будущему, царству истины, прекрасной России будущего.
Бесконечная "охота на ведьм" (или Дьяволиада по Булгакову) из абсолютно тёмного сознания туземного народа.
P.S. Неужели мы вновь обречены провалиться в эту дремучую трясину первобытного мира?..
| Помогли сайту Реклама Праздники |