Произведение «Путь к РАдости» (страница 1 из 21)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Автор:
Читатели: 219 +4
Дата:
Предисловие:
Записки режиссёра-педагога детского театра-судии "Радость".
Аннотация:
  Если вы работаете учителем начальных классов, или преподавателем литературы в старших классах, а тем более, если вы начинающий педагог дополнительного образования в области театрального искусства, то наверняка сталкивались с проблемой постановки спектаклей, и мучились в поисках материала для постановки, а найдя материал, ломали голову – как его превратить в пьесу, как инсценировать прозу или сделать композицию по стихам, чтобы детям было интересно не только играть то, что вы предложите, но и зрителям было интересно смотреть то, что играют их сврестники.
  Много лет занимаясь с детьми театром, я накопил огромный опыт решения этих проблем, и хочу в этой книге поделиться своим опытом. Вашему вниманию предлагаются методы работы над материалом, а также результаты работы в виде инсценировок и оригинальных пьес, не имеющих аналогов в литературе. Диапазон представленного материала довольно широк: здесь несколько вариантов «Красной Шапочки» и Новогоднее Цирковое представление, и увлекательная пьеса в стиле фэнтэзи, и остросоциальная пьеса на экологическую тему «Ёлочка». Театру всё подвластно!

Путь к РАдости


Путь к «Радости»














    Все мы живем на этой земле не благодаря чему-то, а вопреки всему! Само наше существование на этой Земле кажется невероятным. И раз у ж нам так повезло - давайте этим воспользуемся.
                Джерри Линенджер (космонавт США)
      Я вдруг понял, что все неудачи и препятствия в нашей жизни - явление естественное и даже необходимое. Да, они причиняют много боли и много беспокойств, но именно недовольство и несогласие с текущим положением дел и заставляет нас двигаться вперед.             
                Озарение после слов Джерри одного из тех, кто
                задумывается о смысле жизни.

                Рыцарям Теантра посвящаю!
Боги Египта, встречая людей на пороге Рая, задавали им два вопроса. В зависимости от ответов решали — пускать человека в Рай или нет. Вопросы следующие
1. Нашёл ли ты Радость в жизни?
2. А твоя жизнь принесла Радость людям?
------------------------------------------------------
      «Осуществить себя! Суметь продлиться!             
Вот цель, что в Путь нас гонит неотступно,             
Не оглянуться, не остановиться,             
А бытие всё так же недоступно.»
                Г. Гессе
      «В игре и дороге узнают людей.»  Пословица
      "Разве путь есть неподвижное состояние? Разве на пути можно остановиться? Путь непременно идет куда-нибудь вперед, путь есть бесконечное движение; и воротиться на прежний путь не значит отказаться от стремления вперед, а значит идти вперед, лишь по иному направлению."
                К.С.Аксаков
«Я сделал всё посильное, чтобы не относиться к себе серьёзно".
"А литература - всего лишь отчет посвященного о разных делах, касающихся молекул, и никому-то она не нужна во всей Вселенной, кроме немногих молекул, страдающих болезнью под названием мысль".
                Курт Воннегут «Синяя борода»
    «В основе любого искусства лежит радость. В основе любого радостного чувства кроется энергия. Источник любой энергии — любовь. Все исходит из любви, к ней стремится и в нее возвращается. Как всё просто.»
      С.Н. Лазарев «Диагностика кармы»
Вступление
    Эта книга родилась как итог многолетней работы с детьми в области театра. Как педагогу и режиссёру Детской Экспериментальной Театральной Школы «Радость» (ДЭШТИ «Радость»), за эти годы мне пришлось многих детей научить актёрскому мастерству, и вместе с ними много раз переживать победы и поражения. В работе с детьми нельзя халтурить, нужно постоянно вкладывать свою душу. Вкладывать душу и трудно, и радостно. Однако, все трудности забываются, когда твой воспитанник творит на сцене Чудеса. И ты вместе с ним смеёшься и плачешь. А когда после спектакля к тебе подходят восхищённые зрители и говорят слова благодарности, то вся вложенная тобой энергия возвращается к тебе, и ты снова готов к новым испытаниям. Вся работа педагога основана на любви к тем, с кем ты работаешь. Приходят дети, сначала они «чужие», потом становятся «близкими», и в конце концов некоторые становятся «родными».
        «Как же происходит таинственное превращение «чужой» группы людей в «своих», «родных», «любимых»?
    Экзюпери сказал об этом поразительно верно. В «Маленьком Принце» он рассказал словами мудрого Лиса о силе приручения. И об ответе за тех, кого мы приручаем. Педагогика и есть приручение. И ответственность за это приручение.
    Приручая, ты привязываешь к себе и привязываешься сам. «Неприручённые» ученики остаются чужими, и тебе не удаётся вложить в их души что-то самое существенное и дорогое для тебя.
  Чаще всего ты виноват в этом сам. Иногда виноват и тот, кто не желает отзываться на все твои старания. И вот мучительно ломаешь себе голову, раздумывая над тем, в какой момент общения ты что-то упустил, в чём-то ошибся, чего-то не учёл.»
                М.О. Кнебель «Поэзия педагогики»
    Полностью подтверждаю слова Марии Осиповны. Читая её книгу и другие книги режиссёров и педагогов, я часто находил подтверждение своему опыту.
      У меня есть надежда, что эта книга оживит в памяти участников ДЭШТИ «Радость» те годы жизни, которые они провели в стране «Радости», и они расскажут своим детям о том, как это было здорово. Ещё, быть может, эта книга поможет тем, кто сейчас занимается театром с детьми. Главное не надо забывать, что мы в Пути к Радости!
Глава первая.  Предыстория
      «Радость» родилась в стенах Дворца. Не подумайте, что это было жилище каких-нибудь богатых людей – князей, например, или самого царя. Нет – это был Дворец пионеров и школьников имени А. П. Гайдара Люблинского района города Москвы. Именно там родилась «Радость», но до этого счастливого момента было ещё далеко. Сначала был молодёжный театр-студия «Пять вечеров», в котором я воспитывался как актёр, а потом стал педагогом дополнительного образования по театральному направлению и в конце концов – режиссёром-педагогом.
  В 1978 году я набрал свою первую учебную группу и начал с ними заниматься. Они учились актёрскому мастерству, а я овладевал педагогической профессией. После года занятий мы приступили к созданию учебного спектакля. Это был спектакль – «Красная Шапочка». Следующие два года учёбы в театре-студии пошли на создание этого спектакля. С тех пор он стал учебным спектаклем для всех, кто занимался в «Радости», кроме участников спектакля «Незабудка». О нём и о создании «Радости» немного позже.
  Спектакль «Красная Шапочка» создавался на материале всем известной сказки про Красную Шапочку. Мы создали свою версию. Ребята сами сочиняли текст, а я его записывал, немного обрабатывая литературно и кое-что добавляя от себя. Это творение вы можете почитать в этой книге в разделе «пьесы». Конфликт, который был положен в основу спектакля, - это извечная борьба между Мелодией и Ритмом. (О системе работы над спектаклем читайте в отдельной главе.)
    Первый вариант «Красной Шапочки» был на сцене с декорациями, со светом и в костюмах. Спектакль пользовался успехом у маленьких зрителей и выдержал в стенах Дворца более 50 представлений. Вот программка этого спектакля: Смотри фото № 1-3 в фотоальбоме.
        В то время при работе с детьми ставилась задача – воспитать актёра для нашего театра-студии «Пять вечеров». Учёба была серьёзной, практически такой же как в театральном ВУЗе. Ребята занимались актёрским мастерством, сценической речью и сценическим движением. Были так же уроки вокала и хореографии. Что ещё надо актёру? Да ещё у нас была собственная система работы над спектаклем, которую тоже осваивали студийцы. Эту систему изобрёл Семён Аркадьевич Ривкин – главный режиссёр театра-студии, а мы, студийцы, помогали ему её развивать и углублять. В результате родилась оригинальная система работы актёра над ролью и группы актёров над спектаклем. Частично эта система представлена в разделе «Методика».
  Из первого набора вышли такие замечательные актёры, как Марина Блэйк (Федько – это была фамилия девочки 4-го класса, которая и сыграла роль Красной Шапочки), Арсений Ковальский (великолепный исполнитель роли Волчёнка) – он одно время работал в театре «Модернъ» Светланы Враговой, а потом я потерял его из виду. Сеня играл роль Волчёнка. Это было безподобно! Когда он играл с Блошкой, я всё время не мог удержаться от смеха, несмотря на то, что много раз видел эту сцену. Каждый раз Сеня придумывал всё новые и новые штуки при игре. Ещё мальчиком Сеня проявил свой актёрский дар.  Другие воспитанники работали у нас театре-студии до окончания её существования в 1987 году.
    Следующим спектаклем был «Алые Паруса». Мы работали над ним 3 года. Весь Дворец участвовал в постановке этого спектакля. Кружок моделирования изготовил для нас модели кораблей, ВИА – записал песни к нашему спектаклю, которые написал известный ныне композитор, а в то время студент консерватории – Михаил Броннер, девочки из хора помогли записать песни. В спектакле были заняты: Морозова Наташа (Ассоль-маленькая), Волков Гена (Лонгрен, Лионель Грэй), Степанов Серёжа (Бам-Гран), Племяшов Валя (Меннерс), Федько Марина (Бам), Савкина Аня (Молли, Ассоль-взрослая), Голубь Борис (Гран), Капитанова Лена (Цыганка), Берёзкин Олег (Филлип, Артур Грэй), Рывин Андрей (Меннерс-младший), Птицын Юра (Дьюг), Радуль Аня (дочка Цыганки).  К сожалению, этот спектакль был сыгран только один раз для комиссии, которая запретила его показ. В это время развернулась кампания против пьянства, организованная Михаилом Горбачёвым. На сцене у нас распивали напитки угольщик Филипп, Артур Грэй с Летикой и другие. Члены комиссии велели убрать эти сцены. Я за ночь переписал сценарий, но утром решил: либо он пойдёт таким, каким мы его создали, либо вообще не пойдёт. Ребята меня поддержали и спектакль запретили. Пьесу «Алые Паруса» вы можете прочитать в этой книге.


Основы основ
"Когда дело завершено, человек [должен] устраниться. В этом закон небесного дао".
Для человека, который следует по определённому им пути и не стремится завершить дело, рано или поздно наступит завершение оного. В этот момент необходимо отпустить его, это дело, как бы оно ни было дорого.
Остаться с ним возможно только в одном случае: если не завершать дело, развивать и продолжать его.
«Следуй за тем, кто ищет истину, и не верь тому, кто скажет, что нашёл её»
                Андре Жид
  Вскоре и театр-студию тоже закрыли и мне пришлось перейти работать во МХАТ им. Горького в качестве начальника службы электронного оборудования, ибо по профессии я был инженером-электриком, закончив МИЭМ.  Во МХАТе я проработал 5 лет, а потом снова вернулся во Дворец. 

Глава вторая. Рождение Радости. Незабудка.
Через 5 лет, а именно в 1992 году, я снова вернулся во Дворец. Именно здесь и родилась «Радость». Почему именно «Радость»?
    Все эти пять лет работы во МХАТЕ я не терял времени даром и мне многое открылось. Узнав о Всеясветной Грамоте, я начал понимать русский язык.  Давайте посмотрим: РА - СИЯНИЕ (энергии Солнца сияние), РА - стояние (энергии Солнца стояние), РА - дасть (энергией Солнца данная), РА -дуга (энергии Солнца дуга). В картинах мира Древнего Египта самое распространённое русское слово, которому все поклонялись - РА -бота! "РА" ботает (гребёт веслом по небу, передвигаясь на солнечной ладье) с утра до вечера, и всё живое, подобно ему, должно просыпаться с первыми солнечными лучами, работать, а с закатом идти отдыхать... РА- дость (достижение РА).
Именно «Ра –дость»! Как вечное стремление, движение к РА. А РА – Рекучи Новь, создание нового! Поэтому я и решил назвать будущий коллектив «Радость». В результате получилось – ДЭШТИ «Радость» - детская экспериментальная школа театральных искусств «Радость».
    День её рождения – 21 сентября 1992 года. Как известно – 21 сентября – Рождество Богородицы. Она и стала нашим небесным покровителем и помощницей на всё время существования ДЭШТИ «Радость».
    Во время работы во МХАТе я познакомился с Володей Ковалёвым и Таней Самолётовой, и они пошли вместе со мной во Дворец, чтобы заниматься театром. Было начало сентября, и я отправил их по школам района, чтобы они пригласили детей на прослушивание. Было изготовлено вручную (тогда ещё не было принтеров и компьютеров, а была только пишущая машинка) 100 пригласительных билетов:


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама