Итак, сегодня наш путь лежал в подмосковный Красногорск, в окрестностях которого, всего в девяти километровм от МКАД, по Новорижскому шоссе, расположилась усадьба Архангельское, последним хозяином которой был князь Юсупов. Этот архитектуро-парковый комплекс иногда называют «Подмосковный Версаль», сохранивший постройки, к которым «приложили руки» такие известные мастера, как Герн, Тромбара, Петонди, Гонзаго, Бове, Клейн.
Мы двигались по МКАДу, соблюдая скоростной режим. Ограничитель «100», все движутся 110 км/час, быстрее – «засекут» камеры. Я вдруг вспомнила, что давно мечтала хоть краешком глаза взглянуть на легендарную «Рублёвку». Начиталась романов, насмотрелась сериалов…
«Не вопрос! Поедем не по Новорижскому, хотя там тоже круто, а по Рублёвскому шоссе. Только предупреждаю, что кроме пятиметровых заборов, ничего не увидишь…» Мой любимый зять был великодушен!
Действительно, заборы были грандиозны. Высотой метров с двух в обычных посёлках, доходящие до пяти-шести в элитных. Кругом видеокамеры. Освещение напоминают арт-объекты центра Москвы. Вот и знаменитая Борвиха. Шикарный, с тонированными витражами торговый комплекс, где, по слухам, продаётся одеяло из шиншиллы за полтора миллиона рублей. Но это по слухам, наверное.... Я оробела и прониклась.
По маленькой двухполосной дороге навстречу шли потоком машины, в моём понимании достойные музея. Я раньше только слышала о бентли, порше, ягуарах и прочих аналогах по стоимости с элитным жильём автомобилях. Здесь эти жёлтенькие, красненькие, чёрненькие экспонаты проплывали мимо, как на экране кино.
«Версаль» нас встретил прекрасной погодой. Было солнечно, ярко, сине-изумрудно –позолочено. Красиво. Мысль, что это местность существует со времён Ивана Грозного, завораживала.
Усадьбу обступал лес с мачтовыми соснами, которые вырубать нельзя. Деревья пронумерованы. Если запланирована постройка на месте сосны, дерево следует или обойти, или оставить внутри строения. Только теперь я поняла, почему по обочинам то и дело мелькали беседки с торчащими из них хвойными кронами.
Вход в усадьбу через калитку в кованой чёрной ограде. Касса в жёлто-белом здании с колоннами. Цены умеренные. Входной билет с посещением абсолютно всех достопримечательностей стоил 1200 руб. Но в кассе нам сказали, что многие объекты закрыты на реставрацию, предложили купить входной билет за 300 руб. и действовать по ситуации, оплачивая посещаемые открытые экспозиции. Так и сделали.
В семнадцатом веке была возведена на месте старой деревянной церкви самая древняя постройка усадьбы, каменный храм Михаила Архангела. Именно после этого село Уполозы стало называться Архангельским. Рядом с храмом надгробье с мраморным ангелом. Здесь покоится младшая дочь Николая Юсупова Татьяна, умершая в возрасте двадцати двух лет «от несчастной любви».
С этим местом связана красивая легенда, (взято из интернета)
По одной из версий княжна умерла от тифа, по другой причиной ее смерти стали тяжелые роды. После ее смерти отец Татьяны пребывал в горе и тоске несколько месяцев, после чего приказал создать памятник удивительной красоты в виде ангела, выполненного из белоснежного мрамора.
За работу взялся скульптор М.М. Антокольский, который в течение нескольких месяцев создал шедевр и назвал его «Ангел молитвы». Памятник установили на могиле княжны. В начале 20 века скульптуру перенесли в Чайный домик с целью лучшей сохранности. После этого около могилы княжны стали видеть призрак девушки, которая разводила руками в поисках скульптуры. В 2016 году было принято решение вернуть ангела на место, однако призрак продолжает являться до сих пор.
Центральная постройка усадьбы великолепный каменный дворец в два этажа, построенный в стиле классицизма. Особняк симметрично оформлен, эта симметрия подчёркнута центральным портиком с четырьмя колоннами и бельведером. Южная часть дворца украшена монументальной колоннадой.
Здание имеет разную высоту этажей. На первом находилось несколько парадных залов, в них проводились приёмы и балы. Основным здесь был Овальный зал. На верхнем этаже расположились библиотека и несколько жилых помещений. Со стороны подъезда был оборудован парадный двор, который был скрыт от глаз резными воротами.
Это сооружение называется просто «Дворец» и первым встречает посетителей.
В прессе сообщалось, что в усадьбе открыта выставка карет Юсуповых. Конечно, не терпелось с ней познакомиться. На входе мы не догадались спросить о местонахождении галереи.
Был полдень. Солнце припекало. Никаких указателей, объявлений, об интересующем нас объекте не наблюдалось. Мы спрашивали встречных туристов, те разводили руками. Я начинала уставать. Пришлось присесть на лавочку в тени живой изгороди. Даже попросить дочь сбегать за мороженым.
Всё оказалось очень просто. Наши кареты выставлялись в Западном Флигеле Дворца, сбоку, как раз на входе. А мы избороздили добрую половину территории!
Небольшая очередь. Прохладный холл с кассой и сувенирной лавкой. Уютный зал экспозиции. И сказочные кареты времён царей, придворных, принцесс и пажей. Самих древних экипажей немного. Но достаточно, чтобы восхититься великолепием старинных изделий, прекрасно отреставрированных, зовущих в то, свое звёздное время.
Коллаж автора
На стенах картины, шедевры живописи. На интерактивных экранах и стендах можно познакомиться с историей возникновения, развития экипажей. Об их разнообразии. Существовали простые кареты для непродолжительных поездок. Для дальних переездов предназначались экипажи с раскладывающимися сиденьями, местом для кучеров, багажа, и, даже, ватерклозетом под ковриком.
На экспозиции представлены мемориальные экипажи – не самое заметное, но одно из самых интересных направлений семейного собирательства Юсуповых, которое, наряду с выдающейся художественной коллекцией и одной из лучших для своего времени библиотек, создавало представление об усадьбе как о частном музее.
В этом небольшом помещении мы провели с интересом больше часа.
Кстати, в парковой части усадьбы катают в каретах на лошадях. Катание проходит в красочных экипажах, на настоящих орловских рысаках. Мы тоже не удержались, чтобы не испытать эти удивительные ощущения неспешного движения по старым аллеям. Звук цокающих копыт, дивные пейзажи, старинные постройки, как декорации к фильму, сопровождали прогулку. По окончании можно сфотографироваться с лошадьми. Во время съёмки я нечаянно прикоснулась к горячему, потному боку животного. Конь глянул на меня влажным глазом, но «ничего не сказал», отвернулся.
Усадьба активно строилась, когда владельцем был Николай Голицинын. При его хозяйствование были сооружены многие объекты.
Так называемый Малый Дворец «Каприз» был создан в XVIII веке, первоначально он представлял собой уединённо стоящий парковый павильон. В нём располагалась огромная картинная галерея, вдоль дорожек, ведущих к дворцу, стояли многочисленные скульптуры, бюсты из мрамора, красивейшие вазы работы известного зодчего из Италии А. Кановы. По легенде, когда князь Голицын поссорился с женой, она потребовала выстроить для нее отдельный дворец, чтобы меньше видеться с обидевшим ее супругом, они помирились, а павильон стали называть "Каприз", он стал Малым Дворцом, где семья проводила зимний период .
В 1790 году итальянец Джакомо Тромбара соорудил две террасы с мраморными баллюстрадами, ставшие визитной карточкой дворца, украшенные статуями античных богов, героев и философов.
А дальше у Николая Голицына начались денежные затруднения. После его смерти в 1809 г. Мария Адамовна, его вдова, не имевшая достаточно средств, чтобы содержать несколько имений, продала самое большое из них – Архангельское - князю Николаю Борисовичу Юсупову.
В 1810 году Юсупов становится новым владельцем усадебно-паркового ансамбля Архангельское, в котором возводит роскошный дворец в стиле классицизм, разбивает три парка - французский регулярный, итальянский террасный и английский пейзажный. Усадебный ансамбль богат парковыми павильонами и скульптурами: идеи были почерпаны им во время поездок по Европе.
Николай Юсупов обладал уникальным художественным вкусом: в усадьбе он собрал одну из богатейших в Европе частных коллекций живописи и скульптуры.
Одним из значимых построек стал храм- усыпальница «Мавзолей Юсуповых». Построить его приняла решение Зинаида Николаевна после трагической гибели на дуэли в 1908 году своего старшего сына Николая. Строительство возглавил известный московский архитектор Р.И.Клейн. Монументальное сооружение в стиле неоклассицизм было завершено в 1916 году. Более известный под названием «Колоннада» Мавзолей стал последним важным усадебным строением.
Усыпальница никогда не использовалась по прямому назначению, в ней никто не похоронен, н не потому, что грандиозный храм чем-то не устроил владельцев, а просто потому , что до революции в семье больше никто не умер, а затем они навсегда покинули страну.
Интересный факт, что Архангельское прославилось тем, что в разное время его посетили пять русских императоров: Николай I, Александр I, Александр II, Александр III, Николай II. В память о визитах каждого из них в парке устанавливались колонны, увенчанные двуглавым орлом, но сохранились лишь три из них- в честь Александра I, Николая I, Александра III.
Сразу не охватишь все интересные места. Это и "Чайный домик" - это сохранившаяся часть библиотеки, построенной также первым владельцем усадьбы - Голицыным в конце 18 века. И место для красивых фотосессий - лабиринт. Летом окаймляющая его листва создаёт эффект купольной беседки, в жару спасает от зноя. И розовая беседка- фонтан "Амур с гусем" работы неизвестного мастера 18 века. И Храм-памятник Екатерине II в виде павильона, внутри которого расположена бронзовая статуя императрицы, изображённой в виде
богини правосудия Фемиды.
Об Архангельском можно рассказывать много. Обойти за один раз территорию невозможно. Полезная услуга предоставляется туристам: обзорная экскурсия на электромобиле, вроде тех мини-электропоездов на ВДНХ. Открытые вагончики с чудесным обзором останавливаются около достопримечательностей. Гид ведёт рассказ. Очень интересно, познавательно и ноги не гудят. Рекомендую! Цена экскурсии разумная.
Много легенд существуют об Архангельском. Основная – проклятье семьи
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Дай Вам Бог по сердцу Вашему.
Спасибо огромное. От всего сердца!