Произведение «Противоречивые были времена...»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Баллы: 35
Читатели: 378 +4
Дата:
Произведение «Противоречивые были времена...» самая оцениваемая(9) работа за сутки
19.10.2023
Предисловие:


Сталин ушёл не в прошлое, он растворился в нашем будущем, — как это ни опечалит многих.

( французский писатель- Пьер Куртад) 

Противоречивые были времена...

Юлька, будучи студенткой универа, любила приезжать к бабушке.
Бабушка, была в возрасте, но никогда не говорила о своих болячках, о том , что молодёжь нынче совсем другая! Не жаловалась на жизнь.

Юлька обожала слушать рассказы бабушки о прежней, уже далёкой жизни. Вот и сегодня она попросила рассказать  о детстве, о каком – ни будь примечательном событии.

Бабушка, подумав, спросила Юльку:
– Хочешь, расскажу, как в 1953 году люди восприняли смерть Сталина?

Конечно, я видела это глазами ребёнка. Мне было семь лет. Я ходила в первый класс.
Это было в начале марта. Стояла необыкновенно тёплая погода. В Сибири такая ранняя весна – редкость.
Шёл урок, когда в класс вошла директор и что – то шепнула на ухо нашей учительнице. Урок был прерван. Нас вывели в коридор…

Заставили построиться на линейку, и директор со слезами на глазах объявила о смерти вождя народа, И.В. Сталина. Многие плакали. Мы, первоклашки, до конца не понимали, что произошло. 
Нас распустили по домам. При выходе из школы на грудь каждому цепляли бант из чёрной ленты. 
Меня это удивляет до сих пор, как будто к этому готовились заранее.

Я далеко жила от школы. Пока шла домой видела, куда то спешащих, взволнованных людей.
Подойдя к своему дому, увидела во дворе наших соседей. Люди собрались для того, чтобы послушать радио. В то время не у всех оно было.
Дверь нашего дома была открыта настежь. И вот раздался голос Левитана, который сообщил о смерти Сталина…
Присев на завалинку, я смотрела на людей и видела, какая это боль и утрата для них… Присутствовала какая – то растерянность. Никто не понимал, что будет дальше, кто станет  руководить страной. Говорили: как будем жить без отца…

На моём веку уходили из жизни и другие руководители государства,  но такого горя и печали я больше никогда не видела.


По вечерам к нам приходили знакомые, и они тихо говорили о политике. 
Нас, детей, укладывали спать, но мы, лёжа  на кровати за ширмой, подслушивали их разговор, многое из него не понимая.
Помню, как мой папа говорил, что сейчас выпустят из тюрем всех политических.
В тюрьме находился и папин брат, которому, уже после войны, дали десять лет за анекдот про Сталина.
Папа рассказывал, дядя Саша был весельчаком, его все любили за его доброту, улыбчивость и шутки. 
Помню, каким он возвратился из тюрьмы, осенью 53 года, неразговорчивым и замкнутым.
Помню то время, когда на ночь закрывали ставни на окнах и дом на все запоры. Из разговоров родителей слышали, что Берия выпустил на волю  уголовников. 
Люди боялись тёмного времени. С наступлением сумерек, пустели улицы посёлка.

Ох, непростые  были времена, внученька, противоречивые…
Бабушка замолчала. Она видимо погрузилась в воспоминание того далёкого времени. 
Времени больших перемен...


Примечание: Завалинка — невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен дома, обшитая досками, которая защищает жилище от промерзания зимой.




Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     14:54 18.02.2024 (1)
Замечательная интересная история, правдоподобная, Великолепно!!!
     00:00 22.02.2024
Большое спасибо!
     12:49 04.02.2024 (1)
Рассказ на сто процентов правдив, за это большое Вам спасибо.
В избранное.
     21:49 05.02.2024
Большое Вам, Пётр, спасибо!
     01:35 17.12.2023 (1)
Идочка, беру рассказ в избранное.
Очень хорош!
     13:22 17.12.2023
Тата, благодарна, очень!!!
     09:35 27.11.2023 (1)
Это действительно льно было время ПРОТИВОРЕЧИЙ.  С одной стороны, столько людей в лагерях замучили, с другой - столько слез проливали по поводу смерти своего мучителя. 
     09:46 27.11.2023 (1)
Замечательно Вы сказали!!! Согласна с каждым словом, Магдалина!!
Благодарю!!!
     10:25 27.11.2023 (1)
1
Моя мать ходила в садик, в 1953 году ей было 6 лет. Она мне рассказывала, что не могла понять, почему все воспитатели и нянечки так сильно плакали, стоя перед портретом вождя. Просто убивались с горя. 
Сейчас, с позиций современной медицины, это называют "массовым психозом" или "зомбированием". 
Сложно сказать. 
У нас в одном из городов Нижегородской области, поставили памятник Сталину. Не сказать, что много народу к нему приходит, но живые цветы там есть всегда. 
Не скажу за других. Я бы не хотела жить в те времена. И возврата этого вождя не хотела бы. 
     16:05 28.11.2023
Магдалина, тоже не хотелось бы жить в те времена...Хоть у нашей России мне кажется лёгких времён никогда не было... ни одно так другое...
Спасибо Вам огромное за комментарий!!
     23:46 26.11.2023 (1)
Моя бабушка рассказывала, что многие вздохнули с обдегчением. Мама рассказывала, как им велели плакать, а тётушка до конца жизни была ярой сталинисткой, хотя в 53 году ей было всего 15 лет. Бабушка до перестройки жила в страхе - ничего не рассказывала, только потом я клещами из неё вытягивала про блокаду, про революцию (ей было 8 лет в 17 году), про историю семьи. Жаль, что мало нам пришлось пообщаться, когда она хоть что-то начала рассказывать...
     08:38 27.11.2023 (1)
Согласна с Вами... Действительно, кто-то плакал, а кто-то вздохнул с облегчением...Многие до конца жизни боготворили Сталина...и их было не переубедить. Считали его жёстким, но справедливым. Кто-то думал совершенно иначе... Я думаю нашему народу выпало столько испытаний, как никакому другому.
Жалею тоже о том, что не всё расспросила у бабушки, а больше и не у кого спросить...
Благодарю, Галина, за Ваш комментарий!! 
     14:28 27.11.2023 (1)
Тем и ценна Ваша миниатюра, что основана она на воспоминании, без морализаторства и навешивания ярлыков. По мне так, не дай бог всё опять повторится.
     15:45 28.11.2023
1
Мною действительно написаны воспоминания... И Вы правы, возвращения того времени не должно повториться...
Огромнейшее Вам, Галина, спасибо за отзыв!
     18:52 26.11.2023 (2)
1
В 1953-м году моя мама училась в Харьковском институте. Рассказывала. Да, объявили "страшную" новость. Да, поплакали напоказ. А вечером собрались на хате, и... устроили танцы. И никого не арестовали, не посадили, и даже не исключили из Комсомола. А её мама (моя бабушка) сказала: Ну, помер один вождь,— теперь будет другой, в чём проблема-то?
Кстати, среди моей родни никто (НИКТО!) не пострадал от репрессий. Почему? Просто честно трудились, не воровали и не лезли в политику. Кому как, но... я за Советскую Власть и за Сталина. (Может был прав Пьер Куртад?)
     08:24 27.11.2023 (2)
В политике я не разбираюсь... Думаю в каждом времени есть и плохое и, что-то хорошее...
Мы все разные, что одному нравится, то другому не очень... При любом правительстве будут недовольные... В этом рассказе всё правда, реально увиденное и рассказанное о том дне, когда не стало Сталина.

Благодарю за Ваш отзыв!
     10:22 27.11.2023
Конечно, одним нравится грабить насиловать и убивать, а другим нравится, когда их насилуют, грабят и убивают... Всё такие разные...
     09:02 27.11.2023 (1)
1
А я тоже правду поведал (со слов мамы и бабушки) — устроили вечеринку в день смерти Сталина. И не одни они были такие надо понимать. Да, кто-то плакал, кто-то радовался, а кому и вовсе было пофиг. Такова жизнь.
     09:49 27.11.2023
Совершенно верно!!!
     19:04 26.11.2023 (1)
1
Не пострадали?..

Ну, как говорил Железный Феликс, "отсутствие у вас судимости — это не ваша заслуга, а наша недоработка".
     19:23 26.11.2023 (1)
Все они так считали. И все плохо кончили.
     19:30 26.11.2023 (1)
Кто они?..
Вы разве себя с ними не ассоциируете?.. Вы же восхваляете соввласть, а не кто-то абстрактный.
     22:34 26.11.2023 (2)
Увы, себя с ними не ассоциирую. А соввласть восхваляю потому что получал зарплату 500 рублей, за услуги ЖХХ платил в месяц 12 рублей и ездил в отпуск на Чёрное море за 27 рублей (на поезде) или 52 рубля (Аэрофлотом).
Сейчас получаю пенсию 24000 рэ. За хату плачу 8500 рэ. И на Черноморье не был уже 6 лет.
Вот и делайте выводы, мой антисоветский друг.
     22:43 26.11.2023 (1)
Так это Вы по себе равняете. У меня, например, картина другая. Совсем.
     23:32 26.11.2023 (2)
-1
Есть такая поговорка: По себе не судят. Неверная мысль. Я сужу по себе. Каждый смотрит на жизнь со своей колокольни. Богатые и бедные были всегда, и при любом социально-политическом укладе. При "советах" тоже были бедные. Но!!! Не было нищих! И кроме того, была социальная защищённость: работа гарантировалась, медицина была бесплатной, жильё давалось бесплатно (но правда здесь много нюансов), вклады в банке не сгорали, деньги не обесценивались, цены не росли, квартиры не отнимались бандитами, и т.д. И никто не возил в багажнике авто бейсбольную биту.
А главное — народ был чище; не нужно было "крутиться" — пахать на трёх работах, приторговывать водкой, челночить, покупать валюту... А сейчас — деньги, деньги, деньги... Народец опоршивел, оскотинился, загнил. Людишки готовы поубивать друг друга. Низачто. Просто так.
А то, что у Вас сейчас много денег, — так они Вас не спасут (от той же бейсбольной биты например).
Вот такой расклад. Так, что СЛАВА СТАЛИНУ!
     10:03 27.11.2023 (1)
Не дочитал немного, остановился на "вклады в банке не сгорали"...
Как это не сгорали?
При Сталине зарплату выдавали облигациями госзайма,
А реформа в 1991 году, когда у граждан СССР все накопления сгорели!

А то, что вы на 500 рублей хорошо жили при коммунистах, это понятно...
     14:31 27.11.2023 (2)
Я не знаю, что было при Сталине. Я имею ввиду брежневский "застой" — не было необходимости заморачиваться вопросом "куда вкладывать рубли" или "во что их конвертировать". Не знаю чем платили при Сталине: трудоднями или человекочасами, но вот в 90-е платили вместо денег продукцией своего же производства,  — это правда, это было.
Помню "павловскую" реформу. И хотя это было ещё во время СССР, однако Горбачёв уже усердно работал на "классового врага", и горбачёвский бардак я не отношу к советскому периоду (ну, если только формально).
А хорошо я жил при коммунистах, заметьте, не потому что воровал, а потому что работал; и со мной  на Севере работали люди со всего Советского Союза — те, кто хотел работать и зарабатывать. Так-то вот.
     15:25 27.11.2023 (1)
Не знаю чем платили при Сталине

и тем не менее восклицаете:
СЛАВА СТАЛИНУ!
     23:29 27.11.2023 (1)
Увы, пообещал Моряне более не засорять страничку автора. Конец базару.
     00:15 28.11.2023 (1)
Это страница не Моряны.
     00:25 28.11.2023
Знаю, что не Моряны (читать умею). Однако именно Моряна предложила "не засорять страницу автора" (дословно). Я согласился.
 Всё. Отбой.
     14:42 27.11.2023 (1)
Понятно, всё население страны должно было работать на Севере - и все бы были довольны.
     15:19 27.11.2023 (1)
Ну... как-то так.
А если серьёзно, то за пару-тройку лет работы на Севере, люди всё-таки могли купить машину с квартирой. А нынче, за тот же период времени, ну разве что геморрой и грыжу (а медицина платная). Вот и прикиньте — советский молодой человек всё-таки мог обзавестись недвижимостью (и движимостью тоже), а нынешняя молодёжь (неимеющая богатых родителей) пашет впустую, только на пропитание, и всю жизнь обречены быть нищебродами.
Вы видели, чтоб в СССР пенсионеры ковырялись в мусорных баках? Я тоже не видел. А нынче вижу.
Советское государство хотя бы не позволяло человеку сдохнуть с голоду или без медицинской помощи. И не позволяло лишиться жилья. А нынешняя Россия-матушка не просто позволяет , но ещё и толкает граждан в могилу.
Вот такая разница.
     15:30 27.11.2023 (2)
Мы тут с Вами засоряем страничку автора, которая написала миниатюру о конкретном факте, а мы уже перешли на совсем другое время. Поэтому не буду сейчас писать аргументы о моём полном несогласии с Вами. Хотите поговорить на эту тему - пишите заметку, у Вас найдутся сторонники, не сомневайтесь. Я же только скажу - никогда и ни за какие коврижки не хочу вернуться в застой. А сейчас мы огромными шагами движемся назад, только ещё в более худшем варианте.
     15:30 28.11.2023
1
Как я с Вами, Галина, согласна насчёт нашего будущего... Полная неопределённость...
Благодарю Вас от всей души!!!
     23:08 27.11.2023 (1)
Согласен. Не буду более "засорять" литсайт политическими эссе. Однако рад, что мы с Вами сошлись в одном — катимся хрен знает куда, и всё хуже ихуже... Это факт.
Всё, — ухожу от политики, перехожу к творчеству. 
     23:11 27.11.2023
Рада, что мы с Вами пришли к консенсусу. Будем говорить о творчестве.
     23:57 26.11.2023 (1)
Какую же ерунду Вы пишете. Вот читаю и думаю, что мы вроде как в одной стране жили да в разных реальностях. Я 45 лет работаю на одном месте - много денег не было и тогда, и сейчас нет, но насколько же лучше я жила 20 лет до пандемии. Про какую-то бесплатную медицину, которую мне на своей шкуре пришлось испытать, про какие-то бесплатные квартиры, какие-то вклады, которых никогда не было, какие-то багажники, когда и автомобилей-то не было. Крутиться надо было, чтобы еду раздобыть - семью кормить.
А сейчас что Вам - не Сталин разве? Памятники ему даже освещают, все права и свободы захлопнулись. Радуйтесь...
     08:56 27.11.2023
Отвечу сразу, и Вам и Александру Красилову. При Сталине я не жил (бабушка рассказывала), а вот брежневское время помню. Насчет зарплат и пенсий: угадали, — пенсия у меня "северная". А 500 руб. в месяц — зарплата этак средненькая (я работал мотористом, матросом, крановщиком), мой кореш получал 800-900 руб. (помощник бурильщика). И это заработок рядовых трудяг. Комсостав получал 1000-1500 рэ. Вобщем, кто хотел заработать на "Жигули", дачу или квартиру — зарабатывали и покупали.
А вот на курортах Краснодарского края у людей пенсии  по 6-7000рэ. Почему, спросите вы? Потому что они ни дня не пахали на Государство, только сдавали свои сараи отпускникам, да по пляжу кукурузу носили.
Вот такая социальная "несправедливость".
Кстати, директор судоремонтного завода получал 1500 р. А к тому времени как я закончил два факультета Мореходки, уже настало ельцинское время, — всё к чему стремился, пошло прахом, потуги оказались тщетными. Да у меня ли одного? Миллионы граждан стали нищими.
Ну, ладно; кто жил тогда — поймёт, а дюже "грамотным" всё равно ничего не впихнёшь в башку, — тоже сие тщетно.
     22:39 26.11.2023 (1)
2
Что-то у Вас не стыкуется.
При зарплате в 500 р. у Вас не может сейчас быть пенсия в 24 тыс.
Или с зарплатой Вы нафантазировали или с пенсией.
     00:00 27.11.2023 (1)
Такую зарплату получали директора крупных заводов и члены политбюро. Ну ещё, может, на северах со всеми надбавками.
     00:26 27.11.2023 (1)
2
Дело даже не в этом, а в том вечном нытье, что "раньше было хорошо" (ну ещё бы! "Всё стояло и шевелилось", как говорится). И в том, что, скрываясь за ником, иногда авторы несут откровенную чушь. К чему автор Отче поминает Сталина, коли тот умер в 53-ем, и если автор Отче начал трудовую деятельность при нём и при нём же получал 500 р., то автору Отче нынче должно быть около ста. Это уж не Отче, а Старче получается...
Несут какую-то околесицу...  Либо - не могут внятно выразить мысли свои, небогатые...
     14:20 27.11.2023
Александр, вполне ясна идея Отче: при той власти я жил хорошо, делал то, что указывала партия, а за это получал конфетки, мне неважно, что другие этих конфеток не имели, мне не нужны права и свободы - мне нужны конфетки от власти. Вот сейчас вернём Сталина, пересажаем всех неугодных, права и свободы уже отняли, а потом опять вернёмся в застой, где я снова буду получать конфетки, потому что при свободной жизни я их заработать не могу. Во всяком случае, именно так я  поняла капс здравице тирану.
     07:02 28.11.2023 (1)
Вот такой маленький кусочек истории, а сколько споров возникло... у каждого своё мнение и своя правда... так и тогда было, кто-то плакал, кто-то радовался
     15:27 28.11.2023
От всей души благодарна Вам, Алла!!!
     22:29 18.10.2023 (1)
Как всегда, Ида, написано захватывающе!
Да, времена были очень противоречивые, как и отношения людей к Сталину, как к руководителю страны, отцу народа.
И эти противоречивые взгляды и мнения людей  были, есть и всегда, видимо, будут. А времена?... Они таковы, коими их делаем мы - люди. Верно?
Обнимаю, Идочка, теплом души, с пожеланием здоровья, мира и добра! 
     05:36 19.10.2023
Роза, дорогая. огромнейшее спасибо!
Мне важно получать от Вас отзыв!
Полностью согласна с Вами! Всего Вам доброго и только хорошего, а главное мира и здоровья!
С теплом и большим уважением!
     12:43 18.10.2023 (1)
СУПЕР! Классно написана мини! Мне очень и очень понравилась!))
     15:59 18.10.2023
1
Эмми, благодарю от всей души! С теплом!
     13:46 18.10.2023 (1)
Тема противоречивая. Каждый относится к Сталину по разному, как и ко всем вождям.
А за интересный рассказ, спасибо!
     15:52 18.10.2023
Не стала писать о разногласиях и откровенном противоречии...
Немножечко внесла разговоры о политике...
Не стала развивать тему...
Просто передала слова рассказчика...
Вам, Петр, огромнейшее спасибо за прочтение и отзыв!

Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама