1
«Желающих острых ощущений приглашают совершить трёхдневное путешествие на яхте «Эйфория». Полное погружение в дикую реальность! Никаких механизмов! Всё предстоит делать своими руками! Спеши попасть в экипаж! Путешествие начнётся в одиннадцать часов ровно одиннадцатого числа! Запись заканчивается в двадцать три часа десятого. Здоровье кандидатов должно соответствовать требованиям формы 3Bz не ниже четвёртого уровня, необходимо иметь Свидетельство о страховке жизни не ниже третьего класса. Ты не зря потратишь свои тридцать тысяч – деньги ничего не значат по сравнению с настоящими приключениями! Именно ты станешь героем! Жми на ссылку!»
Восклицательных знаков в объявлении мне показалось многовато. Да и расположение на задворках сайта, шрифт без каких-нибудь, даже хиленьких, прибамбасов, никакая картинка… Всё это слабо влияло на желание расстаться с самой маленькой суммой. Но как раз её хотели получить весьма приличную. Наверное, это и привлекло моё внимание. Оно у меня странное, всегда отмечает нелогичности, неподдающиеся рациональному объяснению. Мне показалось, что тот, кто составлял объявление, специально играл в простачка. Стоимость тура явно не рассчитана на бедняков, народ с деньгами вряд ли будет читать это объявление. Однако я же прочитал! Почему?!
И тут я понял – тишина, меня привлекла тишина, это потом прочитал про сумму, а сначала была тишина. Когда блуждающим взглядом осматриваешь пространство сайта, тебя постоянно сопровождают голоса, произносящие напечатанный текст или что-то поющие. Мужские и женские, детские, разные, в общем, а тут тишина. Ничей голос не произносит текст, на который ты смотришь. Посмотрел раз, другой, подсознательно ждёшь, когда же зазвучит, снова возвращаешься… Поневоле приходится его читать самому, а это, как правило, люди, у которых с деньгами всё в порядке. Вот тот маркетинговый ход, который наверняка выведет на людей с большим счётом! Гениально!
У меня как раз есть три дня, даже пять до отъезда, цена для нулевика приемлемая, мы по рождению не бедные, никаких других планов на свободное время нет. Очень удачно всё складывается.
2
Девушка сказала, что её зовут Джулия, можно Юля, или наоборот, овнер, то есть собственник, и капитан – она. Стройная, сильная, загорелая, под чёрной майкой явно только тело, на левом плече татуировка в виде парусника-тримарана под названием «Диффузия». Практически фотографическое качество, в общем, дорогая штучка во всех смыслах.
– Для вашего возраста неплохо выглядите, – похвалила она во время просмотра представленных документов, оторвавшись на пару секунд для оценивающего взгляда, – пока в экипаже нет боцмана. Это дороже на две четыреста девяносто. У боцмана отдельная каюта рядом с моей. В море ходили под парусом? Нет? Тогда ещё девятьсот восемьдесят девять за обучение. Если передумаете, деньги за боцмана и обучение не возвращаются. Поставьте подпись здесь, здесь и здесь, – закончила женщина, указывая на места в договоре.
Хваткая девица! Я даже получил удовольствие от того, что с меня взяли дополнительные деньги. Легко и красиво! Во мне присутствовало чувство благодарности за оказанное внимание. Будто это она мне заплатила. Самое ценное в предложении – отдельная каюта. Для меня это необходимость.
– Пройдите сюда, пожалуйста, – предложила Джулия, показывая на небольшую кабинку на пирсе, – сейчас сделаем из вас морского волка. Ознакомитесь с парусным вооружением, узнаете, как ставить и снимать паруса, идти на ветер, швартоваться, научитесь вязать узлы, работать с командой. Курс три часа, шесть контрольных точек и выпускной экзамен. Не сдадите – не пойдёте в море и ваши денежки тю-тю. Очки и перчатки за спинкой кресла. Успехов! Вы мне понравились.
Рифовый, фаловый, беседочный, а также питонов узлы оказалось не самым трудным делом, но лично мне больше всего понравился двойной констриктор. Ход против ветра галсами тоже легко доступен для понимания. Вот висеть для баланса на тросах, опираясь ногами в борт, когда яхта идёт над волной на одном киле с наклоном в двадцать градусов – это работа не для слабонервных. При перекладывании надо сломя голову бежать по вздымающейся палубе, ныряя под гик, сквозь ветер и солёные брызги на другой борт делать то же самое! С новичками?! Да она сумасшедшая! И я тоже, если пойду в поход с неподготовленной командой. Её «Эйфория» тут же ляжет парусом на воду! И даже моя подготовка не поможет!
Самой трудной оказалась первая контрольная точка, потому что я банально пропустил её начало, пришлось навёртывать. Сняв очки после сдачи экзамена, увидел перед собой Джулию.
– Быстрее, Арнольд, – сказала она, – надо провести обучение двух оставшихся матросов, потом размещение команды и ужин. Ужин в стоимость тура не входит. К одиннадцати утра одиннадцатого числа сего месяца «Эйфорию» к походу изготовить! Мне надо к капитану порта для оформления документов, вот план работ. Боцман, от тебя зависит всё! Ладно, я побежала.
Чёрт, а ведь мне понятно всё, что она проговорила, даже про ужин! Я посмотрел ей вслед – обалденная женщина с каким-то чудным запахом… И это меня в определённой степени беспокоит. Потому что будоражит. Или наоборот.
– Лиза в эту кабину, Алекс в третью, – скомандовал я новобранцам, глядя в планшет, полученный от капитана, – ногти обрезать, матрос, если не хочешь потерять пальцы, когда будешь заводить ходовой конец! Это не то, что ты подумала, это на тросе узлы вязать! Очки и перчатки за спинкой кресел. Не сдадите экзамен – дам коленкой под зад, денежки будут наши. Успехов! Вы мне должны понравиться!
Пока они вживались в профессию по учебному фильму, я пошёл проверять готовность судна к походу. Строго по списку боцмана: камбуз, гальюны; рабочие и запасные тросы, главный парус – грот, два вида переднего паруса – спинакер и генакер. Надо запомнить: синий – генакер для прогулок, спинакер – красный, большой гоночный. Кроме того, спасательные жилеты, плоты, штормовая одежда команды, вода, съестные припасы, радиостанция, аккумуляторные батареи, приборы ручной навигации, якоря и цепи, спасательные круги. Перечень включал в себя больше трёх сотен наименований, и все их я пощупал руками. Завтра это пощупает команда.
3
Из порта Дунфанг* шли без парусов с помощью робобуксира и такого же лоцмана. По Уложению Морского дела лоцман должен быть на борту физически. Они провели нас под мостом, соединяющий город с островом, потом через два поворота и ещё пятьдесят кабельтовых после выхода из бухты Жиньяо**. По окончании их зоны ответственности, Джулия положила лоцмана в особое углубление на буксире. Они вернутся в порт, проводя входящее судно. С этого момента начиналась моя работа.
Поначалу это кажется весёлым путешествием, но когда поднимали грот, упираться пришлось с полной выкладкой. Осенние сопки вовсю цвели ярко-жёлтыми янтарными лиственницами, берёзами, рубиновыми осинами, оттеняя вечно-зелёные ели и сосны. Они выглядели праздничными гирляндами, развешенными в нашу честь или леденцами из круглой коробки. Я разбил экипаж по парам для работы на лебёдках. Мне пришлось наорать на двух девиц, играющих в матросов, а одному матросу, кажется Ло Чженмуну, отпустить подзатыльник. Потом ставили генакер – всё-таки это прогулка, а не гонка. Яхта, плавно набирая скорость, начала подниматься на килевых крыльях и наклоняться. По команде Алекс и Лиза, как мои первые ученики, вместе со мной отправились на балласт по левому борту.
Лиза кричала от восторга, повиснув на тросе, упираясь ногами в борт. Она летела в двух-трёх метрах над водой и ловила ветер пополам с солёными брызгами моря. Я бы тоже кричал, но мне по должности не положено, хотя это почти космос. Теперь понимаю, почему наша голубая двадцатиметровая яхта, с белой и жёлтой полосами вдоль борта, называется «Эйфория»! Конечно, я много чего видел и умею, но парусники как-то прошли мимо. Есть возможность наверстать упущенное!
К ночи яхта управлялась уже профессионалами – людьми, знающими и любящими морское дело. Всего, вместе с капитаном и мной десять человек, мальчики и девочки ровно пополам. Правда, мышечная сила у команды любительская, кроме меня, разумеется. Я разделил команду на две вахты, одной командовал капитан, а другой боцман. У двоих руки уже имели кровавые мозоли, что хорошо, теперь все работают в перчатках без напоминаний. А ещё команда разделилась по симпатиям. Женская половина смотрела на меня влюблёнными глазами, что понятно, мужчины, в свою очередь, таращились на Джулию, а это дурно сказывалось на качестве их работы.
Неожиданно интересными оказались два часа с двадцати до двадцати двух, когда мы с Джулией одновременно были на вахте. Распорядком это было предусмотрено дважды в сутки. Мы, собственно, и не управляли командой в это время, большей частью просто разговаривали на отвлечённые темы, стоя за штурвалом надёжной яхты в спокойном море. Меня удивили её обширнейшие и глубокие знания в самых разных областях. Создавалось впечатление, будто хозяйка яхты успела позаниматься не только мореплаванием, но и сельским хозяйством вперемежку с музыкой. Она знала каждую бухту, на каком острове растёт лучший виноград, почему эфиопский кофе считается лучшим, познания Джулии в истории и философии тоже впечатляли. Наша беседа прервалась, когда она начала рассуждать о так называемой «Максиме Макса» или Эм-Эм, как она говорила – своде постулатов взаимоотношений людей и роботов, реально нигде и никак не оформленных. Принято считать, что Великий Свод составил лично Макс Александер, робот категории ноль, борец за равноправие с людьми своих соплеменников. Максима Римского права известна в виде «Пусть рушится мир, но правосудие должно свершиться». В трактовке Джулии Эм-Эм звучала как «Роботы и люди созданы жить вместе». Ну, не знаю, видимо у неё был плохой перевод. Не так говорил Макс. Скорее всего и Великий Свод составили люди, а не нулевик, даже такой далеко двинутый, как Александер. Люди все гадости для себя любимых создали сами. Но главное в том, что Максима Макса, в виде, как её представила Джулия, не тянет на Максиму! Слабовата всё же девушка в вопросах философии, что не так уж плохо для неё. Да и для меня тоже.
– Договорим после завтрака, боцман, – сказала Джулия на прощание, – и зови меня Юля. С друзьями мне так привычнее.
4
Договорить не удалось, потому что перед рассветом налетел шквал. Он бушевал около шести-семи минут, не более. Сначала не выдержал и лопнул ахтерштаг, трос с кормы, поддерживающий мачту, а потом не выдержал узел крепления форштага, тяги от носа яхты к верхушке мачты, удерживающей её с другой стороны. А перед этим боковые ванты порвались, словно нитки. Мачта с парусами легла на воду. Гик остался целым, но Манами Ито вылетела за борт, зацепившись за него своим страховочным тросом.
Спасательный круг, брошенный Сергеем, упал в воду совсем рядом с Манами. Девчонка била по воде руками, звала на помощь, но круг в упор не видела. Проверив страховочный трос, Сергей прыгнул за борт. Чёрт, теперь двое в воде!
Юлия жестом показала мне, что спасение утопающих моя проблема, сама она командовала спасением