Произведение «Судьба дяди Феди.»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 73 +1
Дата:
Предисловие:
Валентина Барзова, блогер Живого Журнала, пенсионер.
Это рассказ о судьбе моего дяди Фёдора, который во время Великой отечественной войны попал в плен, побоялся возвращаться и женился на немке.

Судьба дяди Феди.

СУДЬБА ДЯДИ ФЕДИ.
В 90-е годы я часто слушала "Немецкую волну"и из одной передачи узнала, что я -ровесница образования Федеративной республики Германии!Редакция предлагала ответить на вопрос:"Какие ассоциации у вас вызывает слово "немец"?"Соблазнительное предложение и в голове стал складываться рассказ.
ВЕСНА 1955 ГОДА. Мне идёт шестой год. Мама пришла за мной в детский сад, она взволнована и заплакана, но в петлице её демисезонного пальто приколот маленький букетик фиалок, как обещание чего-то хорошего.
-Ты помнишь, я рассказывала о своём брате Феде? -спросила она меня.
-Тот, которого убили, когда он выглянул из окопа?
-Да! Он оказался жив и сегодня я получила от него письмо.
КОНЕЦ АВГУСТА 1957 ГОДА. Я с подружками играю у пыльной деревенской дороги. Вдруг вижу свою маму, как-то странно идущую, в запачканном платье и стоптанных туфлях, с висящими на ресницах слезами.(мама копалась в огороде).Она шла навстречу группе людей, как-то необычно нарядно одетых. Незнакомцы стали радостно вскрикивать и обниматься с мамой.
-Валя, да иди же сюда, обними своего дядю Федю, тётю Дору и брата Сашу, крикнула мне пожилая женщина, увешанная серьгами, бусами, в каком-то немысленно ярком платье и туфлях на каблуках. Вот это да! Ведь это моя бабушка, живущая в соседнем городе, вечно ходящая в тёмном платке и бесформенной серой одежде. Так вот он какой, дядя Федя! В красивом светлом костюме с галстуком и маленькими усами под носом. Жена его, о ужас! Настоящая немка! Она высокая, костлявая женщина, с испуганными серыми глазами, в которых сверкала отчаянная решимость полюбить эту "дикую" страну и новых родственников.Одета она как в заграничном фильме: гофрированная юбка, туфли на тоненьких каблуках, которые проваливались в станичную грязь. Но больше всего меня потряс двоюродный брат Александр, или Шурка, как звал его отец. Такой чистенький, причёсанный, в темных очках и с часами на руке. Это в 5-то лет! Просто безобразие!
А вечером, при керосиновой лампе, прикидываясь спящей, я услышала трогательную историю дядиного первого знакомства со своей женой Дорой, которую все мы принимали за чистую правду и знакомым тоже её преподносили.Тогда это событие стало известно на весь район:русские не боятся теперь новых лагерей и возвращаются на родину.
Вот эта история. Попав в плен летом 1942 года, дядя Федя прошёл все круги ада: и собаками его травили, и товарищ его тащил на себе, чтоб не расстреляли и какой-то коростой всё тело покрылось...Но вдруг повезло,его определили на работу к хорошему человеку, Бауэру(тогда всех хозяев небольших ферм называли Бауэрами, хотя в переводе- это крестьянин).А этот Бауэр в Первую мировую войну, оказывается, воевал на восточном фронте и попал в плен, где и немного овладел русским языком. Это обстоятельство сразу же расположило хозяина к умелому и покладистому пленному.Часто в поле приходила девочка, лет десяти, внучка хозяина, Дора. Она не заметно для охраны подсовывала русскому пирожок, кусок хлеба или картофелину."Я выжил только благодаря ей!"-слышала я дрожащий голос дяди. Тем временем кончилась война, возвращаться на родину было боязно, не хотелось снова в тюрьму(доходили слухи).И дядя решил поискать счастья в Европе. Работал в Англии,Франции, Австрии. И вот,где-то в году 50-м,в Австрии среди вокзальной толчеи к нему бросилась высокая худенькая девушка. Это была повзрослевшая Дора и она узнала его, свою детскую любовь. Вскоре они поженились, родился Александр. Жизнь становилась всё лучше, более налаженной, но прошел слух среди таких же осевших русских семей, что в Швеции ещё лучше и они перебрались в Швецию и устроились там хорошо на ферме, где жили и работали в предместье Стокгольма. Единственное, что не нравилось, Александра местные мальчишки дразнили Хрущёвым! В году 55-м пришло по почте приглашение в советское посольство на гостевой приём. Это было близко от Стокгольма и они поехали. Было много "бесхозных"русских, небольшое застолье и показ фильма "Кубанские казаки".И дядя, сам по рождению казак, потерял покой! Стал уговаривать Дору: "Уже 10 лет прошло после войны, Россия поумнела! Едим в Россию!" . И летом 1957 года они приехали в Лабинск в дом родителей .В доме тогда ещё не было электричества и вся обстановка повергла приехавших в ужас. Дора стала рыдать и села писать в посольство, с просьбой о возвращении.
Потом всё семейство успокоилось и поехало из города в станицу знакомится с семьёй сестры Полины.
А наутро я тоже стала владелицей аккуратненьких часиков, нацепила на себя серьги, бусы, перемерила кучу одежды,предназначенной мне. Но, главное - кукла: она была с волосами, моргала глазами с ресницами и говорила МА-МА! В нашей глубинке таких кукол никто ещё не видел!
И потекли для наших немцев российские будни. Конечно, моей матери пришлось поотбивать пороги кабинетов, но через несколько месяцев им дали по тем временам шикарное жильё: новый финский домик из 2-х комнат на 4-е хозяина. Вода и туалет,естественно, во дворе.С соседями по домику быстро задружили. У Феди не было особого образования, но "золотые руки".Он то слесарем, то электриком работал. Нашли работу и Доре, "прибыльную" -торговать пивом из бочки. Работа для Доры превращалась в сплошной кошмар!"Приветливость" русских захмелевших мужичков часто выражалась похлопыванием по плечу, а иногда по тощему заду, что, приводило, естественно, Дору в страшную ярость! А дома были слёзы и попрёки, заламывание рук перед мужем:"Ты меня в гроб привёз!" Очень скоро трудовая деятельность тёти бесславно закончилась внесением 30 рублей за недолив в бочке и неумение богатеть на пене!
С посещением магазинов и рынка также возникли проблемы. Я хорошо помню тётины рыдания и прерывистый рассказ на ломанном русском, когда ей бросили кусок мяса, как собаке! Свекровь со смехом рассказывала остальным родственникам,что она хотела, чтобы ей завернули мясо и бантиком перевязали!
Она пыталась быть хорошей женой,матерью, доброй к родственникам и это ей удавалось. Мы все старались помочь им материально и морально, ведь прожить тогда на одну зарплату было не возможно. Мой дедушка, отец Феди,кубанский казак старой закалки, вначале называвший Дору не иначе как "прынцесса", также сменил гнев на милость и те 30 рублей недостачи заплатил из запасов своей 30-ти рублёвой пенсии.
Дядя Федя выезжал в Краснодар, в Москву, с ходатайствами возврата на запад, но это всё тянулось целых 3 года.К ним приезжали всякие представители советских властей, предлагали им жильё и работу в прибалтийских республикам, но Дора отвечала: "Предоставьте мне вагон мяса, масла,сахара,я все равно не соглашусь тут остаться!" Тогда, вспомнили, что в ГДР жил отец Доры с другой женой и оформили это, как воссоединение семей. И им разрешили выехать в ГДР.
МАЙ 1960 ГОДА. Идёт проливной дождь, мы на захолустной железнодорожной станции провожаем дядю Федю и его семью назад, в Германию, вернее в ГДР. Потрачены уйма денег, сил,здоровья и нервов,чтобы в то время добиться разрешения на выезд. Их хорошо встретили там, дали просторную квартиру, устроили на хорошие должности,на мебель дали рассрочку.Они нас не забыли и приезжали в гости через каждые 5 лет, привозили подарки.
ИЮНЬ 1989 ГОДА. Я,моя мама, муж Александр и дочь едем по приглашению в ГДР.Нас прекрасно принимают, возят по местным достопримечательностям и знакомят с родственниками жены Александра( Шурки).Куча восторгов, масса впечатлений! И вот как-то вечером, оставшись вдвоём с дядей Федей, я с высоты своего 40-летнего возраста и опыта,решила освежить детские воспоминания. Задала вопрос о знакомстве с тетёй Дорой и услышала совсем другую историю.После войны в Германии и Австрии остро ощущался недостаток мужчин, создавались специальные "Дома встреч", где можно было познакомиться с партнёром.Вот там Федя и познакомился с Дорой. В свои 72 года дядя напрочь позабыл про придуманную романтическую историю их знакомства. Когда я стала напоминать эту версию, он смутился, но потом сказал:"Я хотел, чтобы вы полюбили Дору и не смотрели на неё как на недавнего врага. Мы вместе это придумали."
Он долго всего боялся и только тогда рассказал, что все 3 года проживания в Союзе, за их семьёй пристально следили, они замечали обыски в доме, а у Шурки какие-то дяденьки выспрашивали, что родители делают...И в тоже время, подвыпив, дядя говорил:"Хочу умереть дома, так мне эти немцы надоели!"
НАЧАЛО 90-Х ГОДОВ. У нас в магазинах пустые полки, а почтальон вручает
извещения на две громадные посылки в которых сало, сахар, сухари и всё необходимое в нашей всё ухудшающейся жизни.
СЕНТЯБРЬ 1992 ГОДА. Умирает дядя Федя. Дора, Александр и его семья продолжают поддерживать нас материально.
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. В 2009 году умирает Дора, но Александр не обрывает с нами связи. Им, бывшим жителям ГДР, сейчас тоже не сладко. Александру ещё до пенсии 9 лет, а он живёт на пособие по безработице(с нашим не сравнивать).Но для немцев это снижение социального статуса и хотя на всё необходимое хватает, но на Канары уже не поехать! Ему пришлось взять кредит в банке на 20 лет, чтобы выкупить часть дома, в котором проживала его семья. Обнаружился хозяин этого дома в Западной Германии и ему надо было ежемесячно выплачивать довольно большие деньги. 
Сейчас Александру 72 года, он пенсионер, живёт одиноко, с друзьями ездит на рыбалку и занимается в свободное время разработкой различных химических реактивов.
Вот такая интересная семейная история. Эх, сериал бы снять по этой истории!

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама