Произведение «Зеркало мещанской жизни. »
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 6.7
Баллы: 11
Читатели: 116 +1
Дата:

Зеркало мещанской жизни.

Не зря Островский, восхищаясь талантом Салтыкова-Щедрина, называл его пророком. И действительно, перечитывая сказки великого сатирика, я не перестаю удивляться, насколько актуальными были его небольшие аллегорические произведения, в которых автор мастерски высмеивал человеческие пороки, ставшие темой моего обсуждения. 

1. Раболепие.

Через всё творчество Салтыкова-Щедрина красной нитью проходит тема обличения слепой покорности русского народа перед господствующим классом. Одной из таких сказок, построенных на принципе антитезы, является «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Каким-то необъяснимым образом два отставных генерала попадают на необитаемый остров. Разумеется, они, будучи абсолютно безграмотными, не имеют представления о том, как можно выжить в диких условиях. И вот одному генералу, работавшему учителем каллиграфии, пришла в голову мысль: «А что, если бы нам мужика найти?» После долгих исканий они, к своему счастью, встретили долгожданного мужика, умеющего делать буквально всё. Несмотря на поражающее разнообразие талантов, мужик тот, к сожалению, оказался безвольной тряпкой, послушно выполнявшей приказы глупых генералов. Так, он им добыл пропитание и, кроме того, доставил домой, смастерив впечатляющую посудину, на которой было бы не страшно отправляться даже на край света. Вернувшись на родную Подьяческую, генералы, как и следовало ожидать, возобновили свой привычный паразитический образ жизни, прислав мужику в качестве благодарности за спасение пятак серебра и рюмку водки.

На мой взгляд, данное произведение очень ярко иллюстрирует российскую армию, неотъемлемым атрибутом которой является хозяйственная работа, исчерпывающаяся не только уборкой территории в любое время года, но и отделочными работами, на которые посылают по-настоящему даровитых ребят, олицетворяющих собой тех самых русских мужиков, о которых шла речь в щедринской сказке. За проделанный труд солдатики получают, прости Господи, две тысячи рублей в месяц, что, собственно, и подтверждает финал вышеупомянутого произведения. Именно поэтому с незапамятных времён в армейской среде существует незыблимый принцип, который я озвучу, сохранив этические нормы: «В армии нужно уметь прохлаждаться».

2. Трусость.

В сказках «Премудрый пискарь» и «Самоотверженный заяц» сатирик обличает два вида трусости. В первом произведении главный герой воплощает образ типичного хикикомори, оторванного от социальной жизни. Закрывшись в своём убежище, пискарь бережно хранит свою жалкую жизнь, сведённую к постоянному страху общественной борьбы. По мнению автора, пискарь, который не принимает никакого участия в жизни общества, не может называться гражданином. Собственно, эта мысль и является определяющим фактором произвола власть имущих. Именно в политической пассивности граждан Михаил Евграфович видел главный камень преткновения на пути к созданию демократического общества.

В следующей сказке писатель затрагивает уже известную нам тему слепой покорности в лице трусливого зайца, угодившего в лапы коварного хищника и ставшего впоследствии его марионеткой. Боясь ослушаться «своего господина», зайчишка мысленно приговорил себя к смерти, застыв как статуя под кустом, обозначенным волком. Как ни печально это признавать, но характерные черты зайца, к коим относятся довольствование текущим положением, а также нежелание отстаивать свои права, являются стандартными установками забитых в угол граждан, следующих общему принципу: «Главное, чтобы меня не тронули».

Пользуясь случаем, хочу добавить, что данное мышление, пропитанное животным страхом перед эксплуататорами, порождает дедовщину в армии. Как правило, невзрачный одиночка, не способный дать отпор, становится лёгкой добычей «дедушек», превращающих его в безропотную куклу. Вывод из этого напрашивается весьма простой: не надо слепо идти на поводу у лиц, пользующихся своим мнимым превосходством. Ещё одним немаловажным фактором, закладывающим фундамент успешного развития общества, есть сплочённость его членов, согретых объединяющей идеей. По мнению сатирика, главной целью русского народа являлось свержение самодержавия. Но для того, чтобы её претворить в жизнь, людям необходимо было объединиться, перестав захлёбываться страхом в своём уютном вакууме, как это делал премудрый пискарь. То же самое касается и нашей любимой армии, в которой дедовщина поддерживается безразличием сослуживцев к чужим бедам. Опять же это равнодушие вызвано эгоистическим стремлением людей сохранить свою шкуру в безопасности, наплевав на творящийся беспредел. Поэтому главный вывод, который мы должны сегодня сделать из анализа сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, звучит как всемирно известный лозунг, призывающий людей бороться за свободу и справедливость в обществе: «Когда мы едины — мы непобедимы!»
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама