Произведение « О сходстве и различии людей умных и людей творческих» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 61 +1
Дата:
Предисловие:

Умных людей часто смешивают с людьми креативными, тогда как эти творческие персоны могут быть умными или нет, но они остаются креативными значительную часть жизни, а вот люди умные, образованные, разносторонние, имеющие на всё вокруг свое мнение, очень часто креативностью не обладают, и способны только, в лучшем случае, развивать или поддерживать начинания творцов нового. Поэтому неплохо было бы найти истинное основание, на котором покоятся и те, и другие.

Ключевые слова: сознание, самосознание, неудовлетворенность, ум, креативность, логика, мышление, одаренность, озарение.

О сходстве и различии людей умных и людей творческих


Как известно, большинство ученых полагает, что ум человека, заключается в его мыслительных способностях, которые, в отличие от ума животных, ориентированы на познание окружающего мира, позволяя человеку рационально мыслить.
Это определение, на первый взгляд кажущееся вполне адекватным, на самом деле, относится только к умным людям, которые мыслят именно только рационально, то есть не способны мыслить не рационально. Поэтому они, несмотря на свои, часто выдающиеся мыслительные способности, сказывающиеся в широком охвате и понимании массы различных предметов или, наоборот, в глубочайшем понимании отдельного предмета, значительного объема памяти, быстроте принимаемых решений, работают как бы в рамках заложенных ими самими в себя определенных программ, исключающих поиск абсолютно новых решений, изобретений, открытий, ограничиваясь лиши комбинаторикой, то есть иному сочетанию известного.
Само по себе, это неплохо, поскольку дает выдающиеся результаты в быту и в технике, существенно улучшая и облегчая жизнь внедрением в нее кофемолок, стиральных машин, хлебоуборочных комбайнов, самопишущих ручек, всяких развлекательных игр, из которых наиболее продвинутой и популярной являются шахматы, массы занимательных литературных произведений и т. п.
Миллионы выдающихся, умнейших, энергичнейших, высокообразованных, трудолюбивых деятелей в технике, науке, искусстве, в сферах обслуживания и производства товаров занимаются подобной рациональной деятельностью, часто добиваясь отличных результатов. Тем не менее, комбинаторика не позволяет выходить на качественно иные уровни познания и развития.
К тому же, появление компьютеров и интернета с полной очевидностью показало, что, так называемый, искусственный интеллект может делать то же самое и быстрее, и, зачастую, лучше. Более того, этот интеллект оказался способен управлять также многими сложными процессами более эффективно, чем персонал, состоящий из соответствующих специалистов.
Иначе говоря, деятельность этих умных, образованных людей оказалась подобной работе компьютерных систем, которые так же не настроены на открытие неочевидного знания.
Таким образом, оригинальные решения, изобретения и открытия дает не сумма накопленных знаний, не академичность, в частности, ученых, а способность привлечь к поиску нужного решения в соответствующий промежуток времени в дополнение к отмеченным какие-то иные человеческие ресурсы. В противном случае, каждый образованный человек при желании смог бы стать первооткрывателем неочевидного нового знания, и, напротив, масса простых людей без особого образования не смогла бы делать выдающиеся изобретения, что не согласуется с получением ими в ведущих странах мира десятков миллионов патентов, достигая тем самым неочевидного технического знания.
Поэтому таинственный процесс получения нового неочевидного знания в виде изобретений и открытий не только в технической сфере, но и в области науки и культуры относительно немногими персонами был назван творческим (креативным).
Для того чтобы понять отличие умных людей от креативных и от многочисленных обывателей, на наш взгляд, необходимо обратиться к оценке их сознания, поскольку от его уровня зависит и эффективность проявления ума, которая во многом определяется отбором и преобразованием в нужном ключе именно тех сведений, которые ведут к адекватному решению поставленных задач.
Однако, мы знаем, что человеческое сознание не является единым, содержа своего рода животный компонент, доставшийся человеку от приматов, и самосознание, проявившееся в гоминидах, из которых через несколько миллионов лет сформировался человек.
Правда, кроме этих составляющих сознания, отвечающих за поведение человека, в нем имеется и своего рода внутренний компьютер, или интеллект, отвечающий за сохранения и функционирование организма в целом и каждой клетки, в отдельности, организуя, в частности, метаболизм и согласованную работу как отдельных частей организма, так и в целом. Этот процесс позволяет организму быть готовым к разнообразному взаимодействую с окружающей средой, но эта форма сознания не принимает участия в обычном поведении человека, то есть в решении им различных задач и постановке целей.
Так что, все мы являемся обладателями в плане поведения как животного (низшего) сознания, так и самосознания. Именно самосознание отделило человека от животного мира главным образом тем, что придало ему кроме адаптивности, свойственной всему живому, имеющему лишь инстинктивно-рефлекторную форму сознания, способствующую методом проб и ошибок приспосабливаться к собственному окружению, речевую форму коммуникации, абстрактное и логическое мышление и возможность проявлять креативность.
В результате, человек, который осознал, в отличие от животных, своё существование в текущем времени, постепенно понял, что он может не только принимать во внимание окружающую среду, но и менять ее для собственных нужд, решая текущие задачи и ставя цели на перспективу, тем самым существенно ускоряя ход времени в собственных поколениях и придя в итоге к сравнительно комфортной общественной форме – цивилизации, противопоставив себя дикому миру природы
Но вместе с тем человек остался природным существом.
Таким образом, его сознание стало содержать обе обозначенные выше составляющие, с одной стороны, слитые воедино в одном субъекте, но, с другой стороны, в силу различных оснований этих составляющих, - адаптивного и логико-креативного – они зачастую не проявляют единства в своих намерениях, вызывая внутреннюю борьбу в человеческом сознании, в результате которой на первый план выходит постоянно или на какое-то время то одна, то другая форма сознания, то есть приоритеты и уровень у них могут быть различными.
Результатом такого взаимодействия, а часто и противодействия друг другу, является более продуктивное соотнесение человеком себя в своих сообществах с окружающей средой, поскольку каждая форма сознания лучше знает, как действовать человеку для получения искомого результата в собственной сфере, но при разногласиях, которые неизбежны в силу различного генезиса этих форм сознания, поведение человека начинает в большей степени контролировать одна из этих форм.
Тем самым подобное взаимодействие этих форм сознания человека проявляется как новая движущая силой его самого и его сообществ, более эффективная по сравнению с инстинктивно-рефлекторным взаимодействием с окружающей средой прочих живых существ методом проб и ошибок, в котором более проявляется случайность, а не смысл.
А этот смысл человек постепенно приобрел за счет развития своего управляющего органа – мозга, в котором, кроме лимбической основы природного сознания появилось много других отделов, благодаря которым человек получил способность логически мыслить на основе ассоциаций и непосредственного обмена речевой информацией с соплеменниками, а затем и с помощью тех или иных носителей информации, которая в настоящее время концентрируется в интернете.
Но, если логическое и абстрактное мышление появилось у человека благодаря возникновению самосознания, то у него не могло не остаться и инстинктивно-интуитивного отношения к реальности, способствующего выживанию любого организма, которому надо немедленно действовать, чтобы его, например, не съели.
Поэтому человек не утерял полностью такую возможность взаимодействия с окружающей средой. Более того, помощь самосознания этому инстинктивно-интуитивному проявлению низшего сознания дала возможность человеку проникать в самую глубину окружающего мира путем как бы животного озарения, но на базе логичных умозаключений, полученных из экспериментальных данных. Но это новое свойство, проявившееся из всех живых существ только в человеке, и обозначенное креативностью, распределяется в людях неравномерно, проявляясь с особой силой в немногих, людях, а в остальных только на уровне комбинаторики.
Однако сила, движущая любое активное существо, то есть живое существо, не может быть без источника, который есть непременное свойство активного, не присущее неодушевленной материи, и этим источником движущей силы всего живого является его неудовлетворенность окружающим, а затем и самим собой, требуя не только безопасности для жизни и собственной репродукции, но и улучшения своего положения в имеющейся нише. Потеря этого свойства или пренебрежение им в непрерывно меняющемся окружении в живой природе ведет к деградации и дальнейшей гибели существа.
В человеке это свойство неудовлетворенности действует также в сфере самосознания, заставляя человека пытаться использовать свое окружение в собственных целях, а орудием этого свойства не могут не быть его мыслительные способности, которые у людей довольно сильно отличаются. Поэтому стабильность общества в оболочке цивилизации обеспечивается подравниванием людей единообразным воспитанием и образованием.
Тем не менее, хозяйственная структура диктует обществу, основанному на отношениях собственности, необходимость выделения из себя различных слоев, главенствующим из которых является управляющий, ассоциированный с идеологическими, судебными и охранно-военизированными подразделениями, а, собственно, трудовой элемент в различных сферах деятельности делится на работников умственного труда и остальных, число которых технический прогресс постепенно многократно уменьшил в результате отхода от сугубо физических усилий на полях и заводах к управлению разнообразными механизмами и аппаратами.
Однако неравномерность развития отдельных регионов и неравенство людей по умственному развитию привело к возникновению следующей ситуации.
Большая часть населения, так называемые, обыватели, по разным причинам, которые могут заключаться в отсутствии образования, неразвитости общественных отношений, низком уровне жизненных условий, ведущим лишь к стремлению к выживанию, или же в банальном отсутствии перспектив, поскольку «мест под солнцем» не так уж много, имеет низкий уровень самосознания, который обусловливает сосредоточение человека  в основном на проблемах питания, размножения и улучшения существования в собственном окружении, чем человек и удовлетворяется, не стремясь к большему, которое действительно в данных условиях оказывается для него недостижимым. Если эти условия сохраняются длительное время, то целые поколения подобных людей, несмотря на возможную одаренность, оказываются фактически исключенными из процесса развития самосознания за редким исключением.
Подобные условия жизни также в значительной степени ослабляют и степень неудовлетворенности их животной составляющей сознания, которая не находит смертельных противников в рамках развитой цивилизации.
Вырваться из этого болота довольно сложно даже при наличии неплохих умственных способностей, которым фактически не дается хода.
Тем не менее, общество в своем развитии в условии конкуренции различных сообществ и государств требует всё больше учителей, врачей, инженеров, ученых, управленцев, предпринимателей, различного

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама