Произведение «Георгиевский "Окунь"»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Сборник: Пару слов об истории
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 65 +2
Дата:
Предисловие:

Экипаж подводной лодки "Окунь" - георгиевские кавалеры. В центре (сидит в темном кителе с орденом св.Георгия IV ст) командир В.А.Меркушев

Георгиевский "Окунь"

В военной истории нашей страны известны случаи, когда весь личный состав какого-либо подразделения за проявленную храбрость и героизм на поле боя получал правительственные награды. В Советской Армии наиболее известен "Батальон Славы" (1 сб, 215 сп, 77 гв.сд, 69А), весь личный состав которого (350 человек) был награжден орденами Славы, командиры взводов - орденами Александра Невского, а командиры рот - орденами Красного Знамени.

В Русской Императорской Армии так же известны случаи массового награждения личного состава подразделения за проявленный героизм.



Мне хотелось бы рассказать об одном экипаже подводной лодки, отличившемся в годы первой Мировой войны. 

Подводная лодка "ОКУНЬ" (проект "Касатка)

Она была заложена в 1904 году, чуть позже кораблю было присвоено имя "Окунь" и  зачислили в состав Балтийского флота. Спуск на воду состоялся осенью 1904 года, тогда же были произведены переделки — установка средней рубки и увеличение горизонтальных рулей. В 1906 году "Окунь" переклассифицирован в подводную лодку, в 1908 году — окончательно вошёл в строй и зачислен в Учебный отряд подводного плавания, дислоцировавшийся в Либаве.

В 1908—1910 годах использовалась как учебная. В 1910 году лодка введена в состав отряда подводного плавания, в 1911 году прошла капитальный ремонт с установкой 160-сильного дизеля вместо двух бензомоторов. В 1912 году на лодке был установлен прибор подводной передачи сигналов конструкции Ниренберга.

С 1914 года "Окунь" снова переведён в учебный отряд. Во время Первой мировой войны базировался на Мариэхамн и Або, нёс прибрежную дозорную службу, совершил 7 кратковременных боевых походов.

Во время одного из них (3 июня 1915), находясь на позиции перед Ирбенским проливом в 20 милях к западу от маяка Люзерорт, ПЛ обнаружила отряд германских броненосных крейсеров ("Принц Альберт", "Принц Генрих" и "Роон"), шедших в охране 10 миноносцев, и пыталась атаковать крейсеры, прорвавшись через линию миноносцев охранения. Идя под водой и полагая по шуму винтов, что лодка миновала линию миноносцев, командир (лейтенант В.А. Меркушев*) всплыл под перископ для атаки. В момент залпа четырьмя торпедами, в перископ был обнаружен в 40 метрах от лодки, идущий на нее полным ходом немецкий миноносец "G-135". Срочно погрузившись, лодка все же оказалась под миноносцем, который, пройдя над ней, сильно согнул перископ, однако не причинил каких-либо более серьезных повреждений.

Выждав удаления неприятельских миноносцев, предпринявших поиск лодки, командир после четырех часов пребывания под водой всплыл и, осмотревшись, направился под берег к Михайловскому маяку, где находились русские миноносцы. Выпущенные лодкой торпеды попаданий не имели, но отряд германских кораблей отказался от прорыва в Рижский залив и начал возвращение на базу.

За эту первую в истории торпедную атаку, которая хоть и не увенчалась успехом, однако положила начало новому способу борьбы с надводными кораблями противника, весь экипаж подлодки "Окунь" был награжден Георгиевскими крестами IV степени, а командир лодки лейтенант В.Меркушев - орденом святого Георгия IV степени.




28 (15) июня 1915 года экипаж подлодки "Окунь" совершил вторую торпедную атаку тремя торпедами германского крейсера "Бремен". Крейсер повредить не удалось, но эта атака вынудила прекратить германских моряков обстрел русских миноносцев и выйти из боя.
За этот подвиг командир подводной лодки был награжден Георгиевским оружием "За храбрость" и Кавалерским крестом французского ордена Почетного Легиона, а затем ему было пожаловано воинское звание старший лейтенант.
К осени 1917 года корабль нуждался в капитальном ремонте, перешёл в Петроград, осенью 1918 года поднят на гинях спасательного судна "Волхов" и отремонтирован, после чего отправлен по железной дороге на Каспий. В 1919—1920 годах совершил переход по Волге из Астрахани в Нижний Новгород и обратно. Из-за мелководья остался на зимовку близ Казани. В середине 1920 года, после завершения боевых действий на Каспии, направлен на Чёрное море, однако так туда и не прибыл. В 1922 году сдан в порт Баку на хранение, в 1925 году "Окунь" был списан и разделан на металл.



Реклама
Обсуждение
     18:58 30.07.2024
Здесь части предложения не согласованы

Она была заложена в 1904 году, чуть позже кораблю было присвоено имя "Окунь" и  зачислили в состав Балтийского флота.

Да и с последующими датами что-то не так, на мой взгляд 
Реклама