Произведение «Что лежит в основе пассивности обывателей?» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 84 +2
Дата:
Предисловие:
Народ, который политики и пропагандисты славословят на всех перекрестках, на самом деле, представляет собой разнородную массу, основой которой как по числу, так и по менталитету, являются, так называемые, простые люди, как правило, не вдающиеся в хитросплетения политических интриг и желающие, прежде всего, именно себе покоя и благополучия, далекие от борьбы всё равно за что, кроме собственной сытой и комфортной жизни. Поэтому они уже тысячи лет именуются обывателями.

Ключевые слова: народ, обыватели, время, сознание, самосознание, человек, цивилизация, информация, власть, элита, интеллектуалы, креативность.

Что лежит в основе пассивности обывателей?


Несмотря на то, что понятие народа интерпретируется с разными оттенками, общим для всех формулировок этого понятия является то, что под ним признается исторически сложившееся общность людей на определенной территории, как правило, составляющая государство.
Народными массами считаются трудящиеся, которые производят материальные ценности, а образованная часть трудящихся – интеллигенция - создает духовные ценности. И в этом состоит их созидающая сила.
Считается также, что и те, и другие подвергаются эксплуатации.
Сразу же возникает вопрос- почему же эта созидающая сила позволяет подвергать себя угнетению, тем более что трудящиеся составляют большую часть населения?
Для того чтобы разобраться в этом вопросе, очевидно, следует выяснить, что же из себя представляет простой народ, то есть народные массы в лице разнообразных трудящихся?
Увы, подавляющая их часть, до сих пор занята трудом ради выживания и хоть какого-то прокормления, не имея ни времени, ни сил на собственное развитие и образование даже в развитых странах мира.
В результате, волей-неволей, за редким исключением, как они, так и значительная часть среднего класса, занятая нетворческим трудом, впадает в однообразную жизнь, в которой властвует привычка, и каждая неделя, в сущности, а часто и в деталях, повторяет предыдущую. В этой жизни, подобной сомнамбулизму, особенно не приходится думать.
Поэтому, если даже среди этих трудящихся находятся потенциально креативные личности, то тяжелый, неинтересный или тягостный труд, недостаток образования или узкая специализация не дает им возможности проявить свои потенциальные способности, и постепенно они скатываются до уровня обывателей, то есть людей, живущих сиюминутными личными интересами и не желающих или уже не способных к развитию.
И все эти обыватели, за редким исключением, влекут себя по наезженной жизненной колее до самой смерти, даже не пытаясь использовать социальные лифты, которые иногда случаются.
Поэтому жизнь обывателей, число которых во всех странах мира составляет не менее 80%, сводится к пассивности, сменяющейся активностью в форме бунта только в случае падения условий их жизни до невозможности выживания, либо в случае явной угрозы их уничтожения.
Подобная пассивность, надо полагать, вызвана не только гнетущими условиями жизни, из которых, в принципе, можно вырваться. Очевидно, этому препятствуют более глубокие причины.
На наш взгляд, причины пассивности большей части населения каждой страны заложены в cлабом развитии самосознания и столь же слабом проявлении низшего сознания (низкий уровень неудовлетворенности сознания в обоих случаях), которые находятся в уравновешенном состоянии. Это состояние сознания характеризует основную по численности группу любых сообществ – так называемых обывателей, разнообразных по профессиям - от хлебопека и фермера до медработника и клерка, часть которых является мелкими собственниками.
Как известно, любой человек, в отличие от животного, обладает двойственным сознанием, – во первых, той его составляющей, что досталась ему от приматов, а во-вторых, той, которая появилась у него вследствие осознания им своего положения в мире, как существа, находящегося в текущем времени, которым можно воспользоваться не только для прокормления, размножения, доминирования и обретения комфортного существования в окружающей среде, но и ради изменения этой среды в своих целях, которые могут выходить далеко за пределы животного существования в сторону познания мира, и усовершенствования себя в культурном и творческом отношении.
Преобладание в человеке низшего, или животного сознания делает его, подобно животному, сосредоточенным на собственном бытии, а преобладание самосознания, или высшего сознания с высоким уровнем альтруизма влечет человека к совершенствованию себя в собственноv самосознании, а значит, и к улучшению отношений в обществе.
Низкий уровень той или другой составляющей сознания, или его общая слабость неизбежно исподволь влияет на недостаточное проявление энергии человека в делах, очерчивает узкий круг интересов, ограничивающихся стремлением к собственному благополучию.
Более детально о низшем (животном, или природном сознании) изложено, например, в моей работе «Что за сила движет нами?». Журнал «Топос». РФ. 13.04.2022.
Следствием подобной слабости сознания является незначительный интерес человека к любому делу, которое непосредственно с его благополучием не связано.
Как правило, высокий интеллект, который появляется не только вследствие обладания врожденными способностями, но и вырабатывается и укрепляется длительной учебой, участием в различных образовательных программах, стремлением к труднодостижимым целям, подобным индивидам не свойственен не только по причине отсутствия у них высоких стремлений, но и вследствие влияния посредственной или, - как раньше говорили, - мещанской среды, доступных социальных лифтов, финансовых средств на образование и т. д.
Таким образом, обыватели едины в следующем.
Все представители этого самого значительного слоя каждого сообщества ориентируются в основном на собственный рассудок и опыт: занятые собой и собственным благополучием, они не стремятся ни к «высоким», ни к «низким» целям, ограничиваясь желанием беспроблемной и сытой жизни, в которой неприятности желательно видеть только на экране монитора.
Обыватели не испытывают стремления к новому за счет собственных усилий, добиваясь более комфортного состояния в жизни с позиции простого приобретения и потребления готовых благ.
Эта, самая значительная часть населения, занята преимущественно ежедневной монотонной работой, и, практически, не имеет перспектив для иного рода деятельности, которая могла бы способствовать развитию у этих масс самосознания.
Привычный стандарт диктует людям жить как все, потребляя то, что есть, создавая вокруг себя среду искусственных и естественных предметов только для того, чтобы регулярно обновлять ее, находя в этом непрестанном процессе удовлетворение.
При таком поведении человек фактически попадает в монотонное существование – как бы в жизнь-сон с редкими моментами пробуждения, которые, как правило, инициируются внешними обстоятельствами (женитьбы, развод, новая работа, болезни, смерть близких людей и т. п.).
Прожив свою жизнь, большинство людей с удивлением обнаруживают в ней, в сущности, отсутствие интересного и выдающегося именно потому, что старались следовать прагматическому подходу.
В этом отношении они удивительно схожи по поведению с животными, для которых, хотя они и не умеют рассуждать, главным является получение ощущений.
Такого рода персоны избегают участия в каких-либо общественных движениях, интересуясь только собственным благополучием, но сторонясь всякого риска.
Они не сопротивляются властям и избегают любого экстремизма, но только до тех пор, пока на карту не будет поставлено их выживание – поняв это, они всё и всех сметают без всяких колебаний и размышлений.
Если копнуть глубже и предположить, что собственное время каждого человека есть процесс получения и обработки информации, в котором он более или менее сознательно участвует, то любой обыватель в силу сравнительно низкого культурного и интеллектуального уровня, обусловленного слабым развитием высшего сознания, склонен потреблять соответствующие этому уровню информационные потоки.
Поэтому их новизна ограничивается глупыми телевизионными шоу или сплетнями в интернете.
Что-то более сложное, новое в науке, культуре, истории, технике, которое поддается осмыслению не без труда, обыватели не допускают в свою черепную коробку.
Вследствие этого, не стоит удивляться казусу столь утилитарного употребления ими имеющегося свободного времени.
В наши дни свободное время для обывателя прежде всего означает благословенное избавление от любых трудовых усилий, если, конечно, размера выдаваемых ему заработной платы, пенсии или иного пособия с лихвой хватает и на прокормление, и на некоторые приятные, но неутонченные удовольствия.
В Европе и США к настоящему времени даже появились практически неработающие субъекты-обыватели отнюдь не пенсионного возраста, которым вполне хватает пособия на жизнь, и их набралось уже не один десяток миллионов.
При этом надо отметить, что разделение и автоматизация труда быстро ведут к тому, что уже скоро подавляющему большинству населения, как минимум, развитых стран, не нужно будет участвовать в производстве товаров и предоставлении услуг.
Так что же эти бывшие трудящиеся-обыватели будут делать в обретенное наконец ими свободное время, о котором мечтал Карл Маркс?
Да, то же самое, что они делают сейчас, потому что иных интересов, кроме отмеченных, для них не существует, и только немногие из них буквально вырываются из этого болота, «вязкость» которого обусловлена слабостью их сознания.
В лучшем случае, они пляшут, размножаются и развлекаются всякими прочими простыми способами, например, играя в скат, баскетбол или домино, а также вышивая крестиком.
В худшем случае, они пьянствуют, увлекаются наркотиками, враждуют между собой, а наиболее агрессивные из них пытаются разными способами, в том числе и террором, дорваться до власти, чтобы еще с большим успехом пинать соплеменников.
Таким образом, подобная жизнь-сон в однообразном тягостном труде в лоне сформировавшихся привычек настолько затягивает их, что они даже в случае появления свободного времени впадают в своего рода прострацию, представляющую собой пьянство, разврат, буйство или самые тупые и бессмысленные развлечения.
Такое отставание основной массы населения от научно-технического и культурного прогресса, точнее, нежелание развивать себя совмещается с появлением новых технологий, в частности, в виде искусственного интеллекта, использование которого дает возможности обойтись практически во всех отраслях хозяйства и сферы обслуживания с минимальным числом работников, а гаджеты предоставляют возможность особенно не думать, так как через них можно получить ответ почти на любой вопрос.
Естественно, в виду такого состояния дел, в головы власть имущих не может не прийти мысль о кардинальном сокращении этого ненужного и оглупленного населения, тем более что та же наука способна предоставить множество вариантов этого действа – от использования смертельных вирусов, бактерий, отравляющих веществ, препаратов, приводящих к бесплодию, до использования различного типа искусственных катастроф в виде климатических изменения, землетрясений, цунами и т. п., тем более что властные элиты всегда, по существу, представляют собой совокупность победивших всех соперников эгоцентриков с высоким уровнем животной составляющей сознания, ориентированных в основном в своей неудовлетворенности ситуацией на захват власти и последующее ее удержание, а население требуется им лишь в качестве обслуги, и они всеми силами стараются не предоставлять ему возможности для массового развития.
И власть имущие в своей совокупности пытаются удержать власть путем поддерживания инстинкта стадности населения,

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Ноотропы 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама