Произведение «Вы просто не умеете их готовить» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 1248 +2
Дата:
Предисловие:

Вы просто не умеете их готовить

— Говоря о русских лошадях, я подразумеваю рожденных в России тракененских лошадей. Наряду со многими лошадьми полукровных пород, некоторых из которых я подготовила до уровня программы Большого приза по выездке, мне пришлось тренировать нескольких «русских тракенов», а потом выступать на них в соревнованиях. Все эти лошади, с которыми у меня накопился большой опыт работы, происходят исключительно из конного завода имени С.М.Кирова (сейчас ЗАО «Кировский конный завод» Целинского района Ростовской области). Эта благородная конская порода олицетворяет для меня нечто особое. Например, их глаза, они смотрят по-особому. Взгляд и связанное с ним выражение морды, говорят понимающему человеку очень много о характере лошади… - это сказала Мариэтта Альмази, спортсменка и тренер, имеющая опыт международных соревнований по выездке. Много лет она провела в Бразилии в конном заводе, где тренировала лошадей доктора Хорхе да Роха.

Тракены всего лишь одна из пород лошадей. Точных данных о количестве пород лошадей нет. Называют самые разные цифры – от полутора сотен до более четырехсот. Многочисленные породы лошадей классифицируют по различным признакам. По назначению породы лошадей группируют на верховые, рысистые, скаковые, вьючные, упряжные и т.д Несколько пород относятся к русским, то есть к тем, что массово выращиваются на российских конных заводах. Но вот только две русские, пожалуй, относятся к тем породам, которые подходят для олимпийских видов спорта, в частности конкура и выездки – буденовская и тракененская.

Хотя сейчас и говорят, что российское конезаводство было сведено практически на нет в 90-е годы прошлого века и тем не менее оно пытается возродится, и русские лошади востребованы на Западе. Это относится как русским тракенам, так и к буденовцам. Итак, что же такое русская спортивная лошадь?

Русский тракен


Из истории породы. В 1732 году на территории Восточной Пруссии был открыт конный завод «Тракенен», в котором на тот момент находилось более полутора тысяч лошадей. Основной задачей этого конного завода было обеспечение прусской армии отличными кавалерийскими лошадьми: резвыми, неприхотливыми и выносливыми. В скрещивании участвовали местные мелкие кобылы лесного типа (швайки) и жеребцы восточных кровей — арабские, берберийские, турецкие, персидские, неаполитанские и испанские. Позднее скрещивание начали проводить и с жеребцами чистокровной английской породы. Были привезены в качестве производителей даже два донских жеребца Айбар и Баку. Со второй половины XIX века в производители были разрешены лишь жеребцы арабской и чистокровной верховой пород, а также их различные помеси и полукровные жеребцы, отвечающие определённым требованиям: крупным ростом, длинным корпусом, крепкими ногами, длинной прямой шеей, а также производительными движениями и добронравностью. Также, начиная со второй половины XIX века жеребцов испытывали в гладких скачках, которые затем были заменены на стипль-чезы и парфосные охоты. Кобылы испытывались на сельскохозяйственных и транспортных работах. В те годы на многих известных стипль-чезах Европы победу одерживали именно тракененские лошади. Так был создан тип крупной, породной, массивной лошади, которая в течение XX века была широко распространена во многих странах мира. Впервые в России селекцией с это породой попытались заниматься в 1925 году. Но по ряду причин селекционеров постигал неудача.

Второй раз тракененская порода поступила на территорию нашей страны в 1945 году. Этих лошадей, большей частью вывезенных из-под Кенигсберга, собрали в конном заводе им. Кирова (Целинский район Ростовской области). Принадлежность многих из этих лошадей к тракененской породе устанавливали лишь по таврам, так как документы на лошадей были утеряны. Происхождение почти всех лошадей было установлено, и они были включены в племенную работу. До сих пор крупнейшим конным заводом, разводящим «русских тракененов» является ЗАО «Кировский конный завод».

Масти гнедая, вороная и рыжая, реже серые, других мастей нет. Большое количество русских тракененов прекрасно проявили себя в конном спорте на всех уровнях. Особенно знаменит жеребец Пепел, ставший олимпийским чемпионом 1972 года, а также победивший на многих европейских и мировых соревнованиях. Пепел добился побед в паре с Еленой Петушковой. В конкуре в свое время блистал Эспадрон под седлом Николая Королькова, золото Олимпиады-80 в команде и серебро в личном зачете, победы и призовые места в европейских конкурах. Хорош был и Топкий, олимпийский чемпион того же года. . From Russia with love — «Из России с любовью» — такую кличку получил, выступавший в конкуре под седлом Тины Брабант темно-гнедой мерин Апогей, рожденный в конном заводе имени Кирова. На международных турнирах завоевывали победы Куиксотт Прибой и Куиксотт Паваротти, подготовленные всадниками из Ярославля.

Среди современных тракененов выделяется выступавший в конкуре Аль Пассал и выступавший в выездке Подход. Некоторые тракененские жеребцы, рождённые в России и проданные затем за рубеж, прекрасно проявили свои спортивные качества в руках европейских, в том числе немецких спортсменов. Среди таких лошадей - Принц, Биотоп, Гарпун, Хлорофилл (он же Вайтаки), Акартенанго-Гарпун .

Крупнейшие линии русских тракененских лошадей — линия Пифагораза, Пильгера, Парсиваля и арабского жеребца Прибоя. Эти линии сейчас стараются сохранить в производстве и по возможности предложить спортсменам.Например в том же кировском конезаводе сохранены: линия Пифагораза через Пилигрима-Эспадрона представлена Орионом (Ореол – Отважная),а также молодыми Хохотуном (Телец – Хвойная) и Посланцем, линия Пильгера через Остряка-Блеска представлена Обручем линия Парсиваля через Рафаэля — Парнасом, линия Прибоя (или линия арабского Померанца) через Хеопса— молодыми производителями Орхидео и Охотником.

В России тракененскую породу разводят в конном заводе им. Кирова, Калининградском конном заводе, Опытном конном заводе.

И снова стоит, наверное, процитировать Мариэтту Альмази:

— «Русские тракены» обладают крепкой нервной системой и очень хорошо знают чего хотят, у них в головах постоянно возникают новые идеи. Эти особенности обусловлены текущей в их жилах арабской кровью, она же является причиной выраженного чувства собственного достоинства и горделивости этих лошадей. В этой связи я вспоминаю многочисленные межконтинентальные перелеты. Несмотря на необычную обстановку, лошади никогда не были испуганы, напротив, живой заинтересованный взгляд каждой из них при открытии грузового отсека, казалось, говорил, что они понимают, что самолет уже приземлился.

Сходство «русских тракенов» с арабскими лошадьми проявляется, однако, не только в их характере, но и в конституции. У них облегченное телосложение, а конечности отличаются сухостью и чистотой. Их суставы не слишком мощные, но трудно сказать обусловлено ли это генетически или же является следствием условий выращивания и особенностей тренинга.

Чтобы ездить на «русском тракене» не требуется большой физической силы, здесь нужны, скорее, настойчивость и упорство. Кроме того, работая с русскими лошадьми, надо иметь большое терпение и выдержку, чтобы каждый день начинать все с начала, ибо «подарков» эти «русские тракены» не делают никогда».

Наследники буденновца Рейса

Нельсон Пессоа в 1960 году в Мехико стал призером Олимпийских игр на выращенной в России лошади буденновской породы. Ни в одном протоколе нельзя было найти происхождение того буденновца, но когда Нельсон Пессоа снял седло, взорам присутствующих на соревнованиях советских спортсменов открылось клеймо одного из советских конных заводов.

Из истории породы. Будённовская — верховая порода лошадей. Выведена в 1948 году в конных заводах имени С. М. Будённого и имени Первой Конной Армии, Ростовской области. Первоначально выводилась как верховно-упряжная, для использования в армии, но теперь больше известна как верховая, спортивная.

После гражданской войны на территории Кубани большинство заводов было разорено, и многолетние наработки потеряны. Однако армия сильно нуждалась в породе лошади, которая могла бы стать надежной опорой кавалерии на всей территории страны, а также могла бы стать улучшателем для верхового коневодства. Первые опыты по скрещиванию кобыл донской породы и чистокровных английских жеребцов проводились еще с конца XIX века донскими заводчиками, но не носили систематического характера.

Работа над выведением новой породы началась в 1920-х годах на заводах С. М. Будённого, который создал благоприятные условия для труда, и назначил руководителями бывших командиров Первой конной армии, генералов. Для скрещивания использовались лучшие донские кобылы и чистокровные жеребцы английской породы с отличными скаковыми качествами и правильным экстерьером (телосложением). Всего за всё время было задействовано до 70 чистокровных жеребцов, но родоначальниками будённовской породы стали только три: Симпатяга, Кокас и Инферно.

В настоящее время будённовская лошадь — спортивная порода, используящаяся благодаря своей универсальности во многих дисциплинах: конкуре, троеборье, скачках, выездке. Экстерьер лошади остался прежним с момента выведения: крупный рост, мощность, крепость конституции, выносливость. Вместе с тем грациозность и эластичность движений.

Сегодня разведением породы занимаются преимущественно три завода в Ростовской области: им. Будённого (Сальский район), им. Первой Конной армии (Зерноградский район) и Юловский (Целинский район) Популярность среди российских заводчиков постепенно перенеслась и за рубеж, где оценили положительные качества породы: высокий потенциал в спорте, неприхотливость, способность улучшать другие породы благодаря своим показателям в мощности, выносливости, резвости.

Наиболее высоких результатов в спорте добились: в конкуре: Базудин (Бром) от Брома, Брусничник от Бриллианта, Неизбежный от Нечетного, Никлод от Наладчика, Рапорт от Радиуса, Резец от Цельсия, Резонатор от Робинзона, Ремиз от Рэтива, Руф от Росчерка, Рыцарь от Растра, Чинный от Чикоя;

в выездке: Дамар от Дерзкого, Надзор от Небосклона, Ракурс от Режима, Сигнал от Игрека, Голден Фаер от Зиндерса; в троеборье: Арест от Развода, Замберг от Загона, Нарвал от Небосклона, Протуберанец от Пинцета, Форпост от Форварда, Пролив от Пинцета.

И, всё-таки, лучшим был и остается Рейс, который привёз В. Асмаева к золотой олимпийской медали. Золотисто-рыжий Рейс родился в конном заводе им. С.М.Будённого в 1967 году от чистокровного Рубильника и англо-донской Эпопеи. Уже в 6 лет он учавствовал в Чемпионате России и СССР и лучшим результатом было 6 место в Кубке РСФСР. С семи лет он выступал под седлом Г.Хаяйнена и стал Абсолютным Чемпионом СССР в 1974 и 1975 гг.

В 1979 году Рейса передают Н.Королькову, а в 1980 году В.Асмаеву, который принимает на нём участие в Олимпиаде-80. На международных соревнованиях во Франции в 1980 году Рейс занимает 2-е место в конкуре 190 см.

«Рыжий жеребец Рейс был выдающейся лошадью. О нем можно было сказать «мал

Реклама
Реклама