Произведение «Памятник Александру третьему или Антизубр» (страница 1 из 9)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 243 +1
Дата:

Памятник Александру третьему или Антизубр

                                                                                


                                                                        
                                                                            Вступление  


          Среди известных анекдотов, хранящихся в памяти любознательных ценителей истории русской культуры, история создания памятника Александру третьему, работы Паоло Трубецкого, имеет одно особое качество: эта история давно стала частью русского разговорного эпоса, фольклора.  Она известна очень многим жителям России не только благодаря серии передач Эдварда Радзинского, посвященных в большей степени истории русской революции, чем искусства. Между тем, Паоло (Павел Петрович) Трубецкой - классик русского искусства: автор лучшего скульптурного портрета Исаака Ильича Левитана и прижизненного  бюста Льва Толстого, он попал в учебники еще и как создатель гениального по выразительности памятника русской монархии. Конный памятник Самодержавию, Православию и Народности, ставший одновременно их обличением - выдающаяся заслуга этого мастера. 
          Легендарная статуя всегда была объектом насмешек и злых эпиграмм, которые до сих пор ходят по стране, игнорируя официальный статус монумента и его создателя. Известные слова самого скульптора об этой своей работе, "одно животное на другом" я услышал еще школьником, также рассказывали анекдоты про маршала Гречко и армянское радио.  
          Обратившись к точным историческим сведениям, мы узнаем, что по времени эта наиболее значительная работа Трубецкого совпала с первой русской революцией и вошла в летопись революционных событий. Памятник был открыт 5го июня 1909 года на Знаменской площади, ныне площадь Восстания, перед Николаевским, теперь Московским, вокзалом, и сразу показался публике "оскорбительной карикатурой", таково было мнение Великого князя Владимира Александровича, брата Александра третьего, к таким же выводам пришла комиссия по сооружению монумента и сам Николай второй. 
          "Оскорбительную карикатуру" встретили бурными аплодисментами, памятник поразил совершенным портретным сходством и , очевидно, удовлетворял стремлению царской семьи к своим "русским корням". Иными словами, Трубецкой изобразил Александра третьего простым русским мужиком. Это же качество скульптуры привело к скандалу. Созданный художником образ оказался слишком нелицеприятен: в фас и три четверти всадник всегда производил впечатление величия, а в профиль - комизма, подтверждая и иллюстрируя знаменитые слова Наполеона "от великого до смешного - один шаг". Эта амбивалентность общего впечатления объясняется очень просто: грузная посадка обычного сельского урядника на лошади тяжеловозе, таким предстает Александр третий в этом создании искусства, хорошо видна именно в профиль, когда же мы смотрим на него в упор,  всадник давит на нас, наезжая  по фронту. Тоже впечатление двойственности производит и его лицо: в фас - это лицо идола, а в профиль - деревенского мужика.  
          Вся эта история насмешила публику и  дала повод для ожесточенной критики. Корней Чуковский в небольшой книге воспоминаний о Репине рассказывает, "как обрадовался он (Репин. И.С.)тому дерзкому памятнику, который поставил в столице Александру третьему скульптор Паоло Трубецкой... Убежденный демократ, враг царизма, Паоло Трубецкой изобразил охранителя монархических устоев, Александра третьего в виде какого-то мрачного, оцепенелого пугала" - рассказывает Чуковский - "... Репин присутствовал на торжественном открытии памятника и в ту минуту как увидел его, закричал: "Верно! Верно! Толстозадый солдафон! Тут он весь, тут и все его царствование!" И, невзирая на травлю черносотенной прессы,  бурнопламенно прославлял эту карикатуру на царя миротворца."    
          Русская печать с самого начала подробно освящала создание монумента. "Петербургский листок" публиковал бюллетени  о ходе работы "талантливого скульптора". Известный фельетонист начала века Влас Дорошевич в своих публикациях заступался за Трубецкого и дерзил правительству. 
          Некоторые журнальные плюхи и эпиграммы тиражируются по сей день, как например, известная "третья дикая игрушка у российского холопа, был царь-колокол, царь-пушка, а теперь еще царь-жопа." 
          Подобные шутки провоцировали политический скандал. После открытия памятника против Трубецкого выступила Императорская Академия Художеств, обругав его "неучем в искусстве". В 1912 году вмешалась Государственная Дума, народные представители потребовали убрать памятник с площади. Тогда же произошел первый прецедент изменения текста на постаменте. Бывшие первоначально слова "Императору Александру третьему, Державному основателю Великого Сибирского пути", которые должны были напоминать о начале строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, по приказу Николая второго заменили словами "Любящий сын - возлюбленному отцу".  
          Таким образом, что-то менять, переделывать, надеясь заклинаниями справиться с ситуацией, начали сами заказчики монумента.  Начавшаяся война отвлекла царя и его приближенных от хлопот со скандальным памятником, который странным образом оказался необходим кажется всем политическим группировкам России в их собственных интересах.
          После февральской революции временное правительство постановило использовать памятник как часть агитационного оформления Знаменской площади в дни революционных праздников и торжеств. Бронзовый монумент получил официальный статус всероссийского посмешища.: его украшали красными знаменами и транспарантами с различными лозунгами. В 19м году на передней и боковых гранях постамента была выбита эпитафия "Предпоследнему самодержцу всероссийскому" от пролетарского поэта Демьяна Бедного, озаглавленная "Пугало". К 10й годовщине революции памятник заключили в железную клетку и украсили символикой нового государства, серп и молот увенчали довольно странную конструкцию. Только в 1937м году, уже к 20й годовщине Октября, Сталин распорядился демонтировать памятник и,  сняв его с постамента, переместить во внутренний двор Русского музея. Советская власть символически окончательно свергла Самодержавие.
          Начав свою небольшую работу, я думал о том, что же в самой скульптуре предопределило это развитие событий. С другими памятниками русским царям так не поступали, их либо уничтожали, как часть культа дома Романовых, который всегда граничил с идолопоклонством, либо охраняли и берегли, как национальное достояние. Так был уничтожен памятник тому же Александру третьему в Москве работы Опекушина, стоявший у храма Христа Спасителя, так были уничтожены очень многие монументы, портреты и бюсты. 
          Произведение Трубецкого сохранили в силу его превосходных качеств. В дни блокады сотрудники Русского музея успели полностью закопать скульптуру в речной песок, который носили вручную с набережной, и закрыли ее накатом из бревен, сверху все это засыпали слоем земли и засеяли газонной травой. В результате, был создан рукотворный холм и  бомба, ( по другим сведениям, это был артиллерийский снаряд), все-таки попавшая в этот курган, не смогла серьезно повредить скульптуру. Когда в 1953м году, уже после смерти Вождя народов, всадника извлекли на поверхность и очистили от земли, выяснилось, что немного пострадал только позумент шашки и сбита узда лошади. 
          Памятник еще долгое время находился во внутреннем дворе Русского музея, между флигелем Росси и корпусом Бенуа. Он был снова нормально установлен только в 1994м году, но, конечно, уже не там, где его поставили Трубецкой и Шехтель. Здесь также интересны некоторые подробности. Мраморный дворец, перед которым ныне инсталлирована скульптура, только в 90ые годы стал филиалом Русского музея, до этого там располагался Музей революции. Александра третьего водрузили на месте, известного со времен гражданской войны, броневика "Враг каптала", с которого якобы выступал Владимир Ильич Ленин. (см. примечание). 
          Начав разбираться во всех этих обстоятельствах, я всерьез заинтересовался творчеством Паоло Трубецкого, и теперь эта статья или очерк творчества художника могла бы начать разрастаться до монографии. Трубецкой много  работал в России, Европе и Америке, преподавал в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, входил в объединение "Мир искусства", крупнейшее объединение русских художников, существовавшее до 1924 года. Он оказал влияние не только на русское искусство,  значение его деятельности было гораздо большим. 
   
          
          
          Да простит мне читатель определенную долю юмора при изложении этих событий. Серьезность таких явлений как русская революция и мировая война делает всю историю создания памятника царю Миротворцу еще более комичной, чем она была на самом деле. Деятельность  миротворцев часто приводит к катастрофе, правление Александра третьего и его наследников закончилось революцией, бывшей прямым следствием их политики. Но. я не собираюсь сочинять очередной пасквиль на монархию, с этой задачей прекрасно справился сам Трубецкой и ряд других авторов. 
          Мне интересно то. что большая советская скульптура, физкультура и спорт вообще многим обязаны Трубецкому. Начать с того, что его крупнейшая работа в России с марта 17 года была постоянным участником праздничных инсталляций. Но и сама школа советской скульптуры, как раз ее официальный стиль во многом была сформирована трудами его учеников: Александра Матвеева, оставившего интересный бюст своего учителя, и Николая Андреева, классика советского искусства, немало потрудившегося для создания скульптурной ленинианы. За несколько лет работы в России Трубецкой многое предопределил в развитии советского искусства, от монументальной пропаганды времен военного коммунизма, до более поздних открытий русских концептуалистов, создавших произведения и прославлявшие, и разоблачавшие коммунистическую идеологию.  
          Итак, в учебниках по истории всегда публиковали портрет Левитана. созданный Трубецким на рубеже столетий. В альбомах, посвященных мастерам советской скульптуры, можно было увидеть и изображение памятника Александру третьему. Обычно это была фотография 1910 года, та, где на первом плане стоит сам Паоло в темном костюме тройке и в котелке. На этой фотографии мы видим, как всадник выглядел на спроектированном Шехтелем постаменте. Ровный параллелепипед из красного валаамского гранита, у переднего края которого Александр третий навеки остановился, круто натянув поводья лошади, постамент лишен какой-либо геральдики и декора. В эпоху модерна этот "комод", как его называли в народе, воспринимался как антитезис  живой естественной формы, антитезис развития, движения, ритма. Жесткость конструктивного решения говорит о принципиальности метода. Основная мысль - идея стабильности, воплощена в ясном пластическом образе. 
          Публикации, посвященные крупным выставкам Трубецкого в Москве и Петербурге,

Обсуждение
13:26 16.04.2025(1)
Анна Григорьева
Очень интересно!
18:31 16.04.2025
1
              

                  Очень тяжелый случай эти памятники. Наши монументы структурируются в горизонталь большой площади, обретаясь на высоте(постаменте), стандарт в Америке предполагает отношение к небоскребу и полное отсутствие идеи вознесения на постамент наших психологических портретов. Трубецкой - это академизм в 20 веке и его тенденции... Это именно очень интересно. Вот, в двух словах, то о чем я сейчас думал.