Итак, наши герои поют, играют на гуслях, стреляют из лука, седлают комоней, воюют с половцами в пяток (на Пасху), а в стане врага есть некто Осмомысл, по совместительству - тесть главного героя повести и он же хан Кончак. По сюжету рассказа христиане вроде как побеждают кочевников, но вступают в город Киев, а удельный князь Новгородский идёт с Пирогощей по Боричеву в титуле - Князя всия Руси, солнце светит, девицы поют из-за моря. Что случилось, почему такие перевоплощения? Всё дело в песне. С песен Автор повесть начинал - ими закончил, но по порядку... Меня заинтересовало почему такое внимание жанру, не стихам и прозе, тем боле - трижды слово "песнь" в первых строках. Как в том марше, нам песня строить и жить помогает? А в конце рассказа, не отдавая ни пяди русских слов лингвистам из Притопории - Тмутаракани, мы поймём почему такое название, Слово о полку? Пройдя омовение с котами и собаками, покормив голубя хлебушком...
ЧЕЛОВЕК КАК ЕДИНИЦА МЕРЫ
Сразу выскажу перечень вопросов, на которые хочу искать ответ. Что у нас не так с песней, или наоборот - всё так? Песь и пестовать, это одно и тоже? На какой палец одеть перстень, если у тебя семь пядей во лбу? Можно ли прицепить пять к пятке, а педь к Википедии? Если зацепился за одно слово, получается как на живца (в русском языке), нанизываешь карася через гланды на двойник и ловишь графа. Чтобы разобраться с тремя похожими словами в зачине повести (петь, песнь и песь), пришлось начинать знакомство со словом пядь. Не сказать, чтобы оно совсем уж было незнакомым, но вот на что обратил внимание. Человек как модель, он давно начал использоваться? Расставлять пальцы, руки, ноги, чтобы что-то измерить и возвести в эталон, это случилось в христианстве или раньше? Аршином измеряя путь, он пядью землю попирал, и мерял саженью по кади... Запутался.
Кадь. Оков (также кадь) — единица измерения для зерна в Русской системе мер; применялась в XVI—XVII веках, и частично позже. Это была основная мера сыпучих тел на Руси. В качестве меры сыпучих тел упоминается уже в "Русской правде" Ярослава Мудрого. Сравните современное обозначение КАД - кольцевой автодороги, как одно лицо.
Я тут за КАДом с одной барышней катался,
в пределах пальцев, это что ещё за кадь?
С размером пяди Петя долго колебался,
крутил фазана и классическую пять.
Люди были худые и толстые, поэтому за эталон веса человек - себя взять не мог, понимаю и продолжаю рассуждать, поэтому придумал литр воды за кг веса, но ёмкость размером в литр надо же было как-то изобрести и устаканить. Она могла быть чуть больше или меньше пуда (уда), или вот пример - банки пива, которая была 0,5 размером, а сейчас 0,45 л, да и хлеб подорожал, уменьшившись в буханке весом. Понимаю, что банка пива не эталон, но в принципе, что-то же легло в основу, потому и получилась - кадь, недолго думая, по аналогии с пядью. Но в себя-то не насыплешь. Таким образом, мера длины и сыпучих материалов соединились почти в один звук, но почему? Кадь, кадушка, бочка, чан-колчан и прочие "объёмистые" сосуды послужили изобретению слова куб, опять же, вернёмся к человеку... Если кто не понял куба, см. статью: Кубань, Куба, Толедо, Брянск, Амур, что общего?
В итоге пришёл к выводу, что христианство ещё слишком в юном возрасте, чтобы претендовать на "человека" в торговом деле, но чем сажень помешала большевикам? Ведь сто лет назад Россия ещё использовала все эти меры длины. Кстати, юбилей прошёл незамеченным, и даже даты праздника нет в календаря. Друзья, а почему бы не отметить День Пяди в России? Кстати, есть международный День Пи, он празднуется в марте 14 числа и всем понятно почему, март - Третий месяц, 14 сотых...
100 лет назад не стало пяди. С введением в 1924 году в СССР метрической системы мер сажень вышла из употребления. Во времена Петра І русские меры длины были уравнены с английскими (примета времени). Один аршин принял значение 28 английских дюймов, а сажень — 7 английских футов, то есть 213,36 см. 11 октября 1835 года, согласно указанию Николая I «О системе российских мер и весов», длина сажени была подтверждена: 1 сажень была приравнена к длине 7 английских футов, то есть к тем же 213,36 см. В XVII веке основной мерой была «казённая сажень» (утверждённая в 1649 году «Соборным уложением»), равная 2,16 метра и содержащая три аршина (72 см) по 16 вершков. Кое-что у нас ещё осталось в дюймах для сантехника, как измерение диаметров труб и резьбы, доска - дюймовка (на Брянщине - шалёвка), девочка Дюймовочка, а Дурни - Казённые. С этими мыслями, не отпуская пока человека далеко из виду, решил ознакомиться с пядью, кадью и петлёй в узел гордиев...
Даже после упразднения сажени с аршином, всеми любимый Полиграф Шариков завил профессору, ну прямо в соответствии Декретом Ильича, что на 16 аршинах он сидит по закону, а, претендуя на законную жилплощадь, не забыл и про законный обед, что впредь намерен столоваться со всеми вместе. Вы что это, папаша? Кстати, возражений не последовало, и тут эта фраза Председателя Саночистки осталась без внимания. Если перевести аршины в метры квадратные, то эта площадь - 9 квадратов легла в основу минимальной на советского человека. Бесплатно.
СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ
Семи пядей во лбу – об очень умном человеке. Не о каждом вожде так скажет историк и монах, такой чести не удостоился даже Ленин, а только Ярослав Мудрый ("мудар" - от слова подарок, дар божий) и хан Кончак. Какое совпадение. Выражение возникло на основе френологических представлений о том, что по высоте лба можно судить об умственных способностях человека. Так написано. От одного неизвестного слова тебя посылают к другому, но мне это даже нравится, я плохо учился и это хорошо. Френология (от греч. φρήν — ум, рассудок (дословно греч. φρήν — это диафрагма как место, где совершается духовная деятельность). Очень любят у нас иностранные слова по причине их невнятного и зачастую неверного применения. Греческое слово фрин - φρήν = тормоз, frenum (лат.), гальмо (укр.); галь - дзяўчына, девојка. Бывают ли глупые девочки, да всякие бывают, а тормоза придумали трусы, не сомневаюсь. Хотя тормоз вроде как дурак, но и frenum (лат.) - уздечка. Узда - способ управления, это и газ и тормоз, но как её пристегнуть ко лбу? Вот ведь вопрос, разбираясь с анатомией тела, лоб получился больше метра (7х19 см), если пядь взять по минимуму, а то и до двух... С таким-то размером всю духовность можно порушить за раз. Или с пядью что не так, или я не о том думаю? Причём, термин: fre n um - «свободный один» - дословно, или fre num (порт.) - "сколько это стоит"? Словене и греки отвечают: «бесплатный номер». То есть сыр - в мышеловке и вместо диафрагмы - капкан. Я ничего сам не выдумываю, я лишь копирую результат, как люди разных стран понимают один и тот же звук. Запомню номер как число, а бесплатный - бес в латах? И зачем я только полез в эту френологию со своим пещерным мышлением... Без юмора серьёзные задачи не решаются.
ПЯДЬ
Пядь, кадь, петь, педь, пять, пята - одного извода, я так думаю.
Слово пядь происходит от древнеславянского глагола пети, имеющего значение «натягивать». Когда человек поёт, он что делает, он вытягивает ноты и тянет звук. Логично. Поэтому пядью называли расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев. Этот же термин обозначал меру, равную ширине ладони. В разное время размер пяди колебался в пределах от 19 до 23 см. То есть сами видите, он - колебался - натянутой струной, ср. музыкальный инструмент и френологию. Чтобы всё встало на свои места.
А происходит от «праслав. формы *рędь, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. пядь, ст.-слав. пѩдь (σπιθαμή)...», читая перевожу: спифами греческое - σπιθαμή - охватывать. По-моему это разные вещи, как вы считаете, тянуть и охватывать, это одно и то же? В принципе, совмещать можно (охватить и тянуть), я уже все области возможного применения представил, но заменять собой - нет.
Тем более, что «... укр. п᾽ядь «мера длины, четверть аршина», и болг. пе́дя...» у меня начинают путаться, а в пересчёте «Семи пядей во лбу» - это два аршина, это ли - об очень умном человеке? Аршин, ребята, это не только шаг ногой, на которой пятка или локоть, но этимологически выведен от слова - сын. Аршин = ар+сын. Два сына это не плохо, чем больше - тем лучше. Но зачем педю болгарскую вместили в википедию русскоязычную? Я всегда у таких педагогов спрашиваю, а как будет уменьшительное слово от педагог? Неужели своего ума нет. Сравнивают с лат. реndō, -еrе «взвешивать», «висеть», хотя, кроме пендаля - пнуть, никаких ассоциаций, ну ещё впендюрить и висячий сад. оригинал слова - русский (кстати). Родственно «...слав *рьnǫ, *pęti «натягивать» (см. пну)» - отсылают к действию ногой, ну? Далее «...лит. spę́sti, spéndžiu «расставлять силки, ловить в западню», spiñdis «ловушка», др.-лит. spándyti «натягивать», латышск. spuôsts «ловушка», др.-в.-нем. spanna «пядь», нов.-в.-нем. spannen «натягивать», Spanne «пядь».
Тут что ни слово - кладезь, насчёт их петель и ловушек spę́sti (лит.) - «спасти» звучит, как выдернуть из пасти. Хотя: s pę́sti = ходить; s pándyti = обманывать (spándyti - преследовать). Прямым текстом. Интересен в этом качестве и венгерский перевод: spándyti - быть пазухой. Должно быть, посыл к камню за пазухой, а в spannen - чётко видно, откуда растут ноги, это солнце и хлеб. Я к этим словам вернусь ниже, уж больно забавные основы предлагает Фасмер для спасения пяди в пяти пальцах...
ПЯТЬ, ПЯТА, ПЯТКА
Слово пять (рус., укр.), пяць (блр.), päť [пять] (слвц.), pět [пят] (чеш.), пет (серб.), pet [пет] (хорв., словен.), рjеć, pěś (лужиц., по Фасмеру), пет (болг.), пѩть (ц.-сл.), пент (макед.), pięć [пеньчь] (пол.) - 5; Ср. пядь (общесл.), пѩдь (ц.-сл.) - древняя мера длины, изначально равная расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев руки (образующих также знак V - римское обозначение цифры 5).
Тут есть над чем задуматься, в том числе, можно ли прицепить 5 (цифру) к пятке и пятерне?
Пята. Происходит от праслав. *pęta, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. пята, ст.-слав. пѩта (πτέρνα; Супр.), русск. пята, пятка, укр. п’ята́, п'я́тка, болг. пета́, сербохорв. пе́та (вин. ед. пе̑ту), словенск. рẹ́tа, чешск. pata, словацк. рätа, польск. pięta, в.-луж. рjаtа, н.-луж. рětа, полабск. р́ǫ́tа. Родств. лит. péntis м. «пятка; толстый конец, обух топора или косы», ùžpentis «шпора; задник башмака», др.-прусск. pentis «пятка», афг. pūnda «пятка». Опять использованы данные словаря М. Фасмера.
Заметно следующее, шпора у петуха есть, а у курицы - нет, также вещи и инструменты поделены в народе на рабочие - режущие части (клинки) и пяту. Скрестили серп и молот, получили колос
Кубань, Куба, Толедо, Брянск, Амур, что общего?
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=160942
Перед Пасхой на Страстную пятницу»
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=155774
Лицо Клинцов Картавая Московка
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=163061
Сколько пальцев на руках?
https://stihi.ru/2020/01/11/9321
Полк, значение и происхождение слова
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=155608
Не лепо ли ны бяшетъ?
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=157496
