| | Произведение «"Счастливые дни". Первый фильм Балабанова» (страница 1 из 3) | "Счастливые дни". Первый фильм Балабанова
[justify] "Я видел горные потоки, я видел бури взор жестокий,
и ветер мирный и высокий, и смерти час напрасный..."
/ Александр Введенский /
***
Рассказывая о последнем фильме Балабанова, необходимо знать o чём его первый фильм "Счастливые дни". Потому что этот фильм фундамент всех его будущих работ. Первую картину Балабанов снял ещё на советском Ленфильме. Фильм необходимо посмотреть. Сразу станет понятным. Почему у Балабановa такое кино.
Я сделала большую ошибку. Не посмотрела сразу первый фильм Балабанова. Меня интересовали его фильмы о сегодняшней России. Никогда раньше меня например, не интересовали библейские мифы. К тому же я не люблю всё что связано с авангардизмом и символизмом. Просто далека от этого. В искусстве мне ближе классика. Классические произведения создают Титаны. А к авангардизму и символизму примазаться может любой. К таким я отношу "знаковую фигуру российского театра" Кирилла Серебренникова. Для своих эксперементов еврей выбрал Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя. Как же врезал им Гоголь. Почти 200 лет не могут успокоиться…
Посмотреть фильм "Счастливые дни" я решила в основном из-за поэзии Александра Введенского. Потому что не понимала до конца её значение для фильма "Я тоже хочу". Последняя работа Мастера кино оказалась для меня очень сложной. Решила посмотреть с чего Балабанов всё таки начинал. Посмотрела. С театра Абсурда начинал. И с рассказа о трагической судьбе Введенского. Балабанов как и Введенский выстроил модель театра Абсурда. И делал со Временем что хотел. Он переплетал эпохи так. Как ему было нужно.
За какой серьёзный материал взялся молодой кинорежиссёр в свои 30 лет. Картина студента выпускника уже участвовала во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля. Как и фильм "Морфий" эта кинолента имеет мало общего с первоисточником. У ирландского писателя Балабанов взял только название. Молодой Мастер кино показал нам свой, Русский взгляд на Театр Абсурда. Кто был ярким представителем русского Абсурда. Конечно Александр Введенский. Дворянин по происхождению. Поэт родился и жил в Петербурге. B последнем фильме Балабанова звучат песни на его стихи. А в первом Мастер кино рассказал о трагической судьбе Гения Абсурда.
Абсурд называют оборотной стороной смысла. Изнанкой. Театр абсурда это особый мир. Одновременно комического, грустного и парадоксального. И этот мир всегда существует автономно. В театр ходят не все. А кино доступно каждому. Балабанов показал отечественному зрителю новейшие формы кинодраматургии. И русские люди его поняли. Потому что русский человек, он в душе философ. Балабанов не мог критиковать Власть напрямую. Его бы давно убили. Театр абсурда помог ему. Ты можешь понимать фильм как хочешь. Официально Власть не могла к нему привязаться. Во-первых она бы выдала саму себя. Во-вторых сделала бы фильмы Балабанова ещё известнее. На Балабанова натравили бездарную киношную тусовку и СМИ. Балабанова конечно допрашивали. Расскажи да раскажи. О чём фильм. Мне нравится как он отвечал. "В картине нет... никакой политики. Это меня никогда не интересовало". И мочил их всех по полной. В своём мире. Который создал. Мир Балабанова для хороших людей. Он недоступен Гнидам.
Балабанов пришёл в мир кино со своими Правилами. И никогда им не изменял. В фильме за короткое время нельзя выстроить полный портрет героя. Мир кино Балабанова позволяет это сделать. Средством общения со зрителем у Балабанова является Слово. И это слово всегда пародирует Cмысл. Разрушает логические общепринятые нормы. В фильмах Балабанова диалоги и монологи трудно понять. Развивающаяся на экране цепь событий тоже лишена смысла. Мы видим мелькание эпизодов. Все персонажи условные. В классическом понимании сюжет и реальность разрушены. Это и есть новая модель кинодраматургии Балабанова. В ней возможно всё. Перевоплощать. Менять сознание. Менять Время.
Балабанов связывает вместе Несоединимое. С одной стороны, перед нами история героя. С другой стороны, его память. А память у Балабанова всегда историческая. Меня поражает, как мыслит Балабанов. Целыми эпохами мыслит. B eго первом художественом фильме мы видим Панораму истории России. На фоне Петербурга-Призрака показано несколько эпох. 1. Эпоха в которой жил Иисус Христос. В неё нас окунут библейские мифы. 2. Середина 19-го века. Время восстаний в Европе. Время правления Николая Первого. Которого называли Жандармом Европы. За то, что он посылал русских солдат подавлять народные восстания. Это время когда жил Николай Гоголь. И русский революционер Михаил Бакунин, друживший с Рихардом Вагнером. Все эти события происходят за кадром. В те времена зрителя возвращает мощная музыка немецкого классика. 3. Трагическая история России и Германии. 4. Советская эпоха. Время правления Горбачёва.
В первой киноленте присутствуют все мотивы фильма "Я тоже хочу". Человек и Время. Произвол Власти и крах империй. Трагическая судьба талантливых писателей. Библейские мифы в образах Отца и Сына. Люди без памяти. Психиатрические больницы. Кладбища. Кресты. Казематы-подвалы. Бесконечные лестницы. Cетчатые клетки лифтов. Открывающиеся и закрывающиеся двери. Проходящие мимо трамваи с числами-знаками. И даже деревянные реечные ящики, на которых вокруг костра сидят герои фильма "Я тоже хочу". В кадре очень много асфальта. И камня. За четверть века петербургский камень высосет из Балабанова жизнь. Огромная колокольня тоже есть. Но она пока не разрушена.
Каждый найдет в фильмe что-то свое. Но если кратко. О содержании можно сказать одной цитатой. "Вы живете проституцией… Да, мы живем проституцией". Проституцией Балабанов конечно называет горбачёвскую Перестройку. Hам важно проанализировать фильм "Счастливые дни". Потому что похожий на страшного клоуна, Часовщик, украл у людей Время. А фильм "Я тоже хочу" о Времени.
Действие фильма происходит в одном и том же доме. На руинах трёх погибших Империй. Царской. Советской. И его личной. Балабанов переносит персонажей из разных эпох в советское время. На бумагах Советский Союз ещё существует. Но на деле его уже нет. У всех героев украдено Время. Я не встречала кинорежиссёра, так умевшего понимать человеческие души. Страхи. Несбывшиеся мечты. Разочарования. Мерзость. Одиночество. Перед нами фильм-шедевр. Главный герой взламывает доски и открывает дверь за которой "Ничего".
Человек без имени и памяти, которого играет Сухоруков, это сам Балабанов. В "Счастливых днях" Балабанов перевоплощается в несколько образов. В начале фильма он Александр Введенский. Потом условный "Сергей Сергеич Горбачёв". Для условной жены он конечно "Боря Ельцин". Ведь Балабановы из Свердловска. Мама кинорежиссёра знала Бориса Ельцина, ездила с ним в Москву на высокие партийный съезды. В середине фильма Балабанов примеряет на себя образ апостола Петра. Все эти образы условныe. Не условен только сам Балабанов. Он всегда остаётся самим собой.
Введенского замучили в татарской Казани. В застенках специализированной психиатрической больницы. По распоряжению Лаврентия Берии спецкорпус этого лечебного заведения был переведён в прямое подчинение НКВД. Я думаю Балабанов представлял какие мучения перенёс Введенский. Арестовали его ещё в сентябре. А дата смерти декабрь. Получается три месяца поэт был неизвестно где. Не сомеваюсь что прежде чем убить, над Введенским проводили опыты в этой татарской тюрьме-больнице. Балабанов тоже не сомневался. Главный герой фильма лишён памяти. Голова забинтована. Понятно что ему проводили трансплатацию. Свет то включается, то выключается. Как в камере. Предвидя свою смерть, Введенский напишет о больничных халатах в своей "Элегии". Эту потрясающую песню мы услышим в фильме "Я тоже хочу". После больницы Сухоруков попадает к Татарке. ТАТАРЫ это символ. Балабанов указывает нам место гибели поэта Александра Введенского. Сухоруков-Балабанов в образе Введенского буквально сросся с одинокой коечкой. Известно, что в комнате погибшего поэта не было ничего, кроме эмалированной кровати.
"Горе нам, задумавшимся о времени", сказал Александр Введенский. Но Балабанов замахнулся... На Время. Об этом говорит нам сам Главный герой. Его ТЕМЯ это конечно ВРЕМЯ. Поэтому он хочет его всем его показать. Поэтому оказывается в комнате с Часами. Время украл Часовщик. Запер его. В начале и в конце фильма мы видим детские картинки. Авангардист Александр Введенский был детским писателем. Печатался в "Еженедельном журнале", который все называли сокращённо. ЕЖ. Поэтому героиня фильма приносит Сухорукову ежика. "Звёзды с тысячью жал. Цепко в лапах держал", услышим мы в последнем фильме Балабанова. Звёзды с тысячью жал впиваются в Балабанова уже в первом фильме. Ёжик с тысячей острых иголок это конечно Символ.
При выписке из психиатрической больницы Главный герой получает Ноты. И Балабанов обрушивает на зрителя скрипучее антикварное звучание оперы Рихарда Вагнера "Летучий голландец". Классик немецкой оперной и симфонической музыки запрещен в Израиле. Запрещен только потому, что музыку Рихарда Вагнера слушали национал-социалисты Германии. Но они слушали свою немецкую музыку. И слушали её у себя дома. Рихард Вагнер открыто выступал против евреев. В России запрещена написанная им в 1850-ом году статья "Еврейство в музыке". В ней Вагнер пишет, как евреи захватили в свои "проворные руки", поначалу руководство художественной критикой, а потом и всё искусство. "Настоящее положение вещей этого мира таково, что евреи... господствуют, и будут господствовать, пока за деньгами сохранится сила, перед которой бессильны все наши стремления и дела... Еврей лишён подлинной страсти, лежащей в основе художественного творчества... Допускать евреев в мир искусства нельзя… еврейство является нечистой совестью нашей современной цивилизации…".
Я слушала Вагнера здесь, у него на родине. Ну это мощная музыка. Какая СИЛА заключена в ней. Она просто входит в тебя. Сразу такой поъём духа. Не передать словами. Четырёхчасовое звучание оперы не надоедает. А наоборот. Музыка Вагнера объединяет. Например, меня с немцами. Я видела, как любят немцы своего великого композитора. И как редко oн здесь звучит. Из-за того что не нравится евреям.
Я навсегда полюбила Вагнера. Как его не полюбить. Если он был очень крутым. Дружил с русским революционером Михаилом Андреевичем Бакининым. Это были крутые времена. Времена революций и восстаний. Hемецкий композитор, дирижёр и теоретик искусства, оказал огромнейшее влияние на европейскую музыкальную культуру. Потому его музыка и звучит почти весь фильм. Балабанов
|
| |