Произведение «Вспоминая Владимира Дудинцева (ко дню рождения В. Дудинцева)»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 70
Дата:
Предисловие:

Вспоминая Владимира Дудинцева (ко дню рождения В. Дудинцева)

     В июле 2025 г. исполняется 107 лет со дня рождения писателя Владимира Дудинцева (29 июля 1918 – 22 июля 1998). Дудинцев широко известен читателям как автор романов «Не хлебом единым» и «Белые одежды», посвящённых деятельности учёных в жестокие времена гонений на подлинную науку. Его книги вновь пришли к читателю вместе с потоком «возвращённой литературы».

     Владимир Дудинцев, как известно, родился 29 июля 1918 в городе Купянске  Харьковской области в дворянской семье. Отец Дудинцева Семён Николаевич Байков, штабс-капитан царской армии, погиб во время Гражданской войны (был расстрелян в Харькове красными), и Владимира воспитывал отчим, Дмитрий Иванович Дудинцев, по профессии землемер. Мать Клавдия Владимировна Жихарева была артисткой оперетты.

     Будущий писатель окончил в 1940-м году Московский юридический институт, в годы Великой Отечественной войны воевал на Ленинградском фронте, был тяжело ранен. После войны работал в Москве корреспондентом «Комсомольской правды».

     В 1956 году в журнале «Новый мир» был опубликован роман В. Дудинцева «Не хлебом единым» – о судьбе изобретателя под властью корыстных чиновников-карьеристов. Роман стал одним из первых явлений «оттепели» в СССР, вызвал дискуссии, резкую критику со стороны Н. С. Хрущёва и на годы закрыл писателю дорогу к публикации его произведений.

     В 60-е годы В. Дудинцевым был написан роман «Белые одежды» – о борьбе в советской науке сталинской поры, о деятельности советских учёных-биологов в годы гонений на генетику (печально знаменитой «лысенковщины»), но опубликован этот роман был только в 1987 году. В 1988 г. он получил Государственную премию СССР в области литературы.

     В центре романов Дудинцева – подлинные учёные, честные и отважные люди, идущие на сознательный риск жизнью и свободой во имя торжества правды и прогресса в науке, в конечном счёте – во имя подлинного, результативного служения науки народу и отечеству.

«…Не спеша пошёл он по проходу, не спеша поднялся на трибуну <…>, стал смотреть куда-то в потолок, ожидая тишины.

<…> – В общем, так получается…<…> А в конечном итоге ответственность за науку и, стало быть, практику, лежит на ком? На начальстве? Как бы не так – начальство скажет: меня обманули. … И не на коллективе ответственность будет лежать. Он скажет: я заблуждался. Меня обкурили этим… веселящим газом. Ответственность будет на том, кто всё понимает, на кого газ не действует, на ком противогаз. На мне, на мне лежит ответственность.

<…>

– Вы всё время смотрите куда-то в потолок. <…> Вы кому говорите?

–  Богу, богу… – <…> – ответил Стригалёв»

(«Белые одежды»).

     Как будто бы оба романа – о вполне конкретных исторических временах и ситуациях; так сказать, явления своего рода "производственного романа", если вспомнить жанровые разновидности советской литературы, создаваемые в русле пресловутого "метода соцреализма". Однако в том-то и дело, что это – на первый взгляд. На деле они далеки и от вышеназванного метода, и от буквально воспринимаемой исторической конкретики. Ценность их не только не исчерпывается информативностью, но и приобретает как бы внеисторическое измерение, если читатель хорошо помнит темы разворачивающихся в романах дискуссий и споров, размышления персонажей и этические представления и действия героев и антигероев... И замечает чрезвычайную "наполненность" образов этих персонажей, если говорить об их чертах и качествах, о поведенческих мотивах и жизненной позиции каждого. И дело не в "подвижности" оценочных характеристик, которые даёт персонажам автор (и читатель), а в глубоко жизненной подоплёке коллизий и характеров. Писатель знает, о чём пишет, что именно хочет сказать; знает жизнь и людей; так что даже просто в познавательном плане эта проза много скажет читателю, а тому, кто воспринимает язык метафор и подтекста, она тем более скажет много и побудит к раздумьям на предложенные темы...

     Оба романа В. Дудинцева поднимают всегда актуальные проблемы морали, нравственности, этического выбора человека в ту или иную эпоху, в зависимости от её социально-политической сути и степени жёсткости по отношению к человеку. Особенно показателен в этом отношении роман «Белые одежды». В философских рассуждениях и в жизненной практике различные его герои реализуют различные морально-этические концепции. Среди этих концепций – открытое противостояние порабощающему злу; приспособленчество; «теория белых одежд под чёрным плащом». Персонажи романа «Белые одежды» ставят перед собой и согражданами вопросы результативных способов борьбы за правду, рассуждают о приемлемости или неприемлемости «тайного сопротивления», о возможности и необходимости хотя бы «под плащом преданного сына эпохи» сохранять подлинно «белые одежды» служителя своему профессиональному долгу и идеалам порядочности и чести (хотя высказываются и сомнения: а не может ли случиться так, что, снявши чёрный плащ, уже не обнаружишь под ним белых одежд?). Роман дискуссионен в постановке и решении данных проблем, метафоричен по стилю, напоминая в этом романы Юрия Домбровского, на чьих героев тоже «наступает время».

     Сюжеты обоих романов динамичны и изобилуют экстремальными поворотами. Автор хорошо знает жизнь и психологию человека. Так, образы-персонажи романа «Белые одежды» отличаются глубиной писательского исследования человеческой сущности, её различных проявлений в сложных жизненных обстоятельствах. Романные герои, которым выпало жить, любить, творить и добиваться своих целей в жестокие времена, делают разный нравственно-этический выбор, и автор прослеживает их дальнейшие судьбы и людскую память о них, складывающиеся в зависимости от вариантов их выбора…

     Названия обоих романов Дудинцева отсылают к Библии:

     «Не хлебом единым»: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живёт человек».

     «Белые одежды»: «И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились ещё на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число». Печально, но взято автором из реальности…

     Оба романа В. Дудинцева экранизированы.

     Фильм по «Белым одеждам» поставлен Леонидом Белозоровичем, сценаристами были Л. Белозорович и сам Владимир Дудинцев, музыку к фильму написал Александр Кобляков, а главным оператором стал Александр Абадовский. Фильм вышел на экраны в апреле 1993 года (30 лет назад). В ролях заняты Валерий Гаркалин (Фёдор Дёжкин), Жанна Эппле (Лена Блажко), Андрей Болтнев (Иван Стригалёв), Валерий Порошин (академик Рядно), Эрнст Романов (академик Посошков), Людмила Гурченко (Антонина Туманова), Владимир Мсрян (генерал Ассикритов), Юрий Смирнов (Михаил Свешников), Алексей Булдаков (поэт Кондаков), Вацлав Дворжецкий (профессор Хейфец), Александр Демьяненко (дядик Борик), Владимир Кашпур (Цвях), Людмила Аринина (Вонлярлярская), Наталья Егорова (Ольга Посошкова), Оксана Арбузова (Женя Бабич), Владимир Сичкарь (Саул Брузжак), Владимир Антоник (Ким Краснов) и многие другие замечательные актёры.

 

G. Zlenko

Обсуждение
Комментариев нет