М.В. ШВЕЦОВ
ПИСАТЕЛЬ И МЕДИЦИНА:
ПРОРОЧЕСТВО И НИЩЕТА ДУХА
(метафизика подсознания, или
философия здоровья)
Пермь – 2025
СОДЕРЖАНИЕ
Страницы
ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………3
Глава 1
НЕВРОЗЫ.
ГИПОТЕЗА ОРГАНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………….. 14
Глава 2
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ………………… 24
Глава 3
ПОДСОЗНАНИЕ – СТРУКТУРНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ……………………………………………..35
Глава 4
НЕВЫНАШИВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ –
СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН…………………..81
Глава 5
ГУМАНИТАРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА
НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ……………………………………………...90
ПОСЛЕСЛОВИЕ…………………………………………………...120
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….132
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вещи имеют лишь ту цену,
которую мы им придаём
Сенека
Весной 2025 года по телеканалу «Культура» повторяли показ документального фильма 2013 года про выдающегося российского художника А. Шилова. Безусловно, представленные произведения (конца прошлого и начала нынешнего века) отличается подлинным мастерством и реализмом! Но здесь хотелось бы выделить необычный рассказ живописца о том времени, когда ему позировал советский академик-биохимик Овчинников. Во время работы над портретом состоялся примечательный разговор.
Художник спросил учёного как «знатока проблем жизни и смерти», почему, когда они ведут беседу, обмениваются вопросами и ответами, а мастер смотрит, не отрываясь, на модель, его рука самостоятельно выписывает нужные линии, штрихи и прочие приёмы. Тот ответил: «Не верьте никому, кто скажет, что знает, почему». Высказывание учёного, как мне показалось, едва ли могло удовлетворить страждущего. Шилов, я думаю, знал причину, просто хотел подтверждения своих догадок: рукой водило подсознание, локализацию которого уверенно можно отнести к мышечной системе человека. Доказательств существования подсознания (ПС) накоплено немало, и о нём уже можно говорить не только гипотетически, но и научно-философски.
Философию традиционно не относят к наукам, но принято определять её как «любовь к мудрости». Однако только ли областью сознания ограничивается сфера мудрости как таковой? Если кому-то вопрос представляется неуместным, то стоит отметить, что уже полвека назад Уайлдер Пенфилд… в книге «Тайна сознания» (Penfield,1976), подводящей итог работе, которой посвящена вся его жизнь, выразил глубокое сомнение в том, что сознание является продуктом мозга и его можно объяснить в терминах церебральной анатомии и физиологии (цит. по С. Грофу, 1993[sup]1[/sup]). Сам С. Гроф приводит такие результаты собственных экспериментов: «Так как в переживаниях под действием ЛСД присутствует сознание растений и неорганической материи, вплоть до её молекулярной, атомной и субатомной структур, а также космогенетические события и геологическая история, приходится, в конечном счёте, заключить, что вся вселенная каким-то образом закодирована в сперматозоиде и яйцеклетке». Если растения и камни обладают сознанием, то суждение о том, что подсознание может быть источником мудрости жизни как таковой, не должно вызывать возражений.
Многолетний опыт собственных работ в области телесной психотерапии А. Лоуэна позволяет согласиться с мнением выдающихся писателей, мыслителей далёкого и недавнего прошлого о том, что плодотворное искусство, мастерство, имеет источником ПС, которое питает и саму мудрость. Даже одна из книг выдающегося психолога современности носит соответствующее название: «Мудрец и искусство жизни»[sup]2[/sup]. В этой связи предположение известного западного психиатра Д. Бернса[sup]3[/sup] представляется лишённым реальной, полезной для больного перспективы. Он писал: «Психиатрия - смесь науки и искусства; возможно, когда-нибудь искусство и не будет необходимым ингредиентом». Безусловно, неуклонная технизация и химизация медицины могла бы внушить такие идеи, но если речь вести о, собственно, здоровье больного или профилактике болезней, то такие надежды следует считать необоснованными. Почему?
__________
[sup]1[/sup] Гроф Станислав. За пределами мозга. – М.: Изд-во Московского трансперсонального центра, 1993. - 500с.
[sup]2 [/sup]Менегетти А. Мудрец и искусство жизни. – Пермь: Хортон Лтд. – 1993.
[sup]3[/sup] Бернс Д. Хорошее самочувствие (новая терапия настроений). - Москва, 1995.
Потому что инженерные подходы, скорее, будут увеличивать количество хронических больных и даже инвалидов, а не здоровых. Сам Давид Бернс пишет об этом: «Многие врачи используют слабые транквилизаторы или седативные средства для снятия нервозности (читай: тревоги и страха). Я стараюсь избегать их, так как седативный эффект только усиливает депрессию. Очень опасны снотворные. Они обычно начинают терять эффективность после нескольких дней регулярного приёма, и потом требуются всё большие и большие дозы для того, чтобы заснуть. Может наступить серьезная зависимость. Эти лекарств нарушают нормальный сон, при прекращении приёма наступает бессонница, и больной приходит к мысли, что снотворные ему необходимы». Автор на опыте из своей практики показывает, как некогда практически здоровый человек становится хроническим больным.
А больной, которому на фоне частых нарушений сердечного ритма производят операцию криоабляции, становится здоровым или хроническим больным, особенно, если такие рискованные манипуляции делаются неоднократно с интервалом в несколько лет? Считать ли здоровым человека с предшествующей тяжёлой брадикардией, когда ему устанавливается внешний водитель ритма? Поэтому приходится констатировать жестокую (с точки зрения пациента) реальность: в медицину свободен только вход. Молодая женщина с неоднократными выкидышами и операциями экстракорпорального оплодотворения, лишённая должной психотерапевтической помощи (печальная особенность наших дней), имеет мало шансов для рождения в срок доношенного зрелого ребёнка. Искусство врача-психотерапевта, опирающееся на мудрость тела пациента – это и есть решение неразрешимых проблем хронических и многих смертельных заболеваний.
Официальная наука уверенно заявляет о локализации сознания в коре головного мозга. В этом плане, естественно, возможности животного мира и даже высших млекопитающих, считаются ущербными. Вместе с тем, если будет широко принята парадигма, что подсознание не только спекулятивный дискурс, но зиждется на материальной и физиологической основе мышечно-сухожильного аппарата, то можно говорить о неразумных братьях наших меньших не только с позиции высшего существа, но и как ровне, обладающей сходными резервами и проявлениями периферических отделов организма. Впрочем, последние у животных могут быть развиты гораздо сильнее. Тогда можно будет отождествлять подсознание со всем зданием природы; станет понятна и роль человека как космического существа.
Станислав Гроф[sup]1[/sup] писал: «Понятие космоса как гигантской супермашины, собранной из бесчисленных отдельных объектов и существующей независимо от наблюдателя, уже устарело и отправлено в исторический архив науки. Исправленная модель показывает Вселенную единой и неделимой сетью событий и взаимосвязей. Не будет странным предположить, что связующим принципом в космической сети является сознание как первичный и нередуцируемый атрибут существования». И он делает очень интересный для нашей работы вывод: «Данные, полученные при проведении исследований с ЛСД, также ясно подтверждают основной тезис гуманистической психологии о единстве ума и тела». Опыт нашей практической работы с пациентами также подтверждает это заключение.
Человеку становится доступным планетарный космос, когда он переходит на один уровень с животными. На уровень подсознания. Человек, познавший способы такого перехода, будет способен совершать не только цирковые номера особой сложности, как в советском кинофильме «Полосатый рейс», но и в живой природе, как описано Еленой Блаватской[sup]4[/sup]: «Ярмарка была в самом разгаре… Были тут и буни - змее-чародеи, с целыми десятками кобр, фурзенов и змей вокруг пояса, шеи, рук и ног - модель, достойная кисти художника, желающего изобразить мужскую "фурию".
__________
[sup]4[/sup] Блаватская Е. П. Из пещер и дебрей Индостана. – Киев: МП Муза. – 1991. – 279 с.
Особенно отличался между ними один джадугар (колдун), обвивший себе голову кобрами как чалмой; раздув капюшоны и подняв свои зеленые, листообразные головы, кобры безостановочно шипели…
Если бы правительство потрудилось вникнуть серьезнее в статистику смертных случаев от укусов змей, то оно нашло бы, что ни один индус из секты Шивы не умирал еще от кобры. Умирают люди других сект, а своих они спасают».
Мы намерены ещё не раз обращаться к цитированию Е. Блаватской, потому что её волшебная жизнь являла собой судьбу выдающегося гуманитария в единстве с природой на уровне подсознания. Ей удалось доказать возможность раскрытия множества загадок природы. Джордж Мид[sup]5[/sup], известный учёный Англии и близкой знавший Блаватскую, говорил: «Она была настоящим титаном в толпе смертных….Когда идёт гигант, он не может не опрокидывать идолов на алтарях пигмеев». Считалось, что всё ей даётся легко и просто. Да, вот беда, не только простые люди, но и учёные, часто боятся простоты больше, чем сложностей. Поэтому гения нередко ожидает не только непонимание, но и нежелание понимать. Ф. М Достоевский писал в этой связи в романе «Подросток»: «Простейшие идеи понимаются всех труднее…»
[justify] Наука бывает очень надменна («хозяин – барин») с теми, кто оперирует простыми, если не сказать естественными гипотезами. Хотя сама частенько не знает чего-либо наверняка и меняет

