Ключевые слова: сознание, человек, бытие, мироздание, жизнь, смерть, границы, бесконечное, конечное.
Сознание человека, если ориентироваться на возможности его мозга, имеет две составляющие – одна из них была унаследована еще от рептилий, а затем в течение сотен миллионов лет несколько изменилась в сторону усложнения, приобретя в приматах самую совершенную систему для приспособления к окружающей их среде, но, тем не менее, инстинктивно-рефлекторную, и поэтому настроенную на взаимодействие с окружающей средой всего лишь с помощью метода проб и ошибок.
От окружающей среды этот биологический комплекс не требует ничего более чем еды для пополнения расходующейся энергии, возможности размножаться ради собственного сохранения в потомстве и получения по возможности наиболее комфортных условий для существования, которые обеспечивает такое неизбывное свойство каждого живого существа как неудовлетворенность окружающим, требующая в конкурентной борьбе захватить всё самое лучшее, создавая для этого подходящие условия, что внешне отражается в доминантности особи.
При всем этом, основной аппарат сознания любого живого существа – мозг – может иметь даже у внешне одинаковых особей существенные отличия, дающие одним особям возможность проявлять доминантность высокого уровня, а другим всего лишь подчиняться первым.
Внешне эти отличия выражаются в степени сообразительности, чувствительности, впечатлительности, общительности, решительности, любопытства, властолюбия, настойчивости, способности к организованной деятельности.
Сочетание высокой степени сообразительности, решительности, настойчивости и способности к кооперации означает возможность наиболее эффективного проявления доминантности в собственном кругу и даже за его пределами.
Поскольку человек не более чем выходец из приматов на самой поздней фазе их существования – несколько миллионов лет назад, - постольку он все эти свойства своих предков унаследовал, проявляя их в виде своего базового компонента – животной составляющей сознания с его неуемной неудовлетворенностью окружающим.
Сама по себе эта неудовлетворенность есть тот основной фактор, который обеспечил постепенное совершенствование живых существ, то есть их эволюцию в сторону усложнения вплоть до приматов.
Однако даже приматы не способны выйти за рамки своего адаптивно-пространственного существования, то есть осознать себя во времени и воспользоваться этим для овладения окружающей средой, а не только подчинения ей.
Этот выход за пределы одной адаптивности удался только человеку, что обеспечило ему сначала развитие речевого общения из нечленораздельных звуков, издаваемых животными, и на этой основе организацию наиболее эффективных форм трудовых отношений и, соответственно - всё более производительный труд.
С течением времени плоды этого труда возросли до уровня излишек, что спровоцировало появление собственности вместо уравниловки первобытнообщинной структуры отношений, Собственность требовала охраны, обоснования и закрепления ее владением, вызвав появление цивилизации с различного типа государственными образованиями.
Возникшее разделение труда и появление свободного времени у некоторой прослойки населения постепенно отодвинули ее от грубости и невежества в сторону наслаждения прекрасным и воспроизводства его подобия в ручных изделиях, спровоцировав возникновение культа прекрасного, которым также можно наслаждаться, и он выразился в различных формах – от архитектуры до живописи и словопрений, что и стало основой культуры. Всё более растущие потребности вызвали развитие технологий, а затем и появление стремления к проникновению в тайны природных явлений, позволившего более успешно осваивать окружающую среду. В результате, появились научные знания.
Всё это, конечно, не могло основываться на одной животной форме сознания. Поэтому, если не вдаваться в историю, становление человека началось с появлением у самых совершенных приматов в их геноме дополнительной программы, которая сделала возможным в дополнение к адаптивной деятельности этих существ контрадаптивную, позволяющую уже не только приспосабливаться к этой среде, но и менять ее по своим соображениям, то есть осознанно.
Стало быть, сознание нового существа обрело своего рода двойственность – базовый животный компонент и, сравнительно новый компонент – самосознание, позволяющее планировать свои действия для достижения поставленных целей по преобразованию собственного окружения.
Подобное сознание, хотя и сложилось в единую сущность, вместе с тем не могло не проявлять желания, соображения и намерения своих составляющих: животное сознание изъявляло себя в неудовлетворенности конкретной индивидуальности окружающим, как и прежде, в инстинктах и рефлексах, а самосознание – в неудовлетворенности собой как личности, которая способна формировать себя для действий в определенном окружении с помощью воспитания и образования, то есть приобщения к культуре, традициям и технологиям.
Любая личность проявляет себя в таких отличных от индивидуальности свойствах как любознательность, способность мыслить не только конкретно, но и в отвлеченных категориях, что провоцирует возникновение и развитие в ходе общения вместо криков и жестов членораздельной речи, а затем и письменности, а также воли и креативности. Высокая степень кооперации и зачатки культуры не могли не вызвать в определенной степени появление доброты, дружелюбия, сопереживания, сочувствия, милосердия, жертвенности, то есть бескорыстной заботы о других, что можно обозначить как альтруизм.
Естественно, в разных обстоятельствах животная составляющая сознания и самосознание человека могут как объединяться, так и противодействовать друг другу в зависимости от направленности неудовлетворенности этих составляющих.
В рамках обычной жизни – без особых потрясений – на первый план выходит планомерная и довольно рутинная организующая и руководящая сила самосознания, которое понимает, что и как надо делать и куда стремиться для планомерного достижения поставленных целей.
Если результаты этих стремлений не противоречат руководящей триаде животной составляющей сознания – еда, размножение, доминантность, то неудовлетворенность животного сознания не проявляет себя в дополнительной активности.
Однако жизнь невозможна без конфликтов, стрессов, болезней, неожиданных происшествий и, наконец, смерти.
Такого рода пограничные ситуации так или иначе рассматриваются животной компонентой сознания человека и его самосознанием со своих собственных позиций, которые иногда совпадают, но чаще расходятся, взаимодействуя в случае возникновения тех или иных пограничных ситуаций в своего рода условном поле между инстинктивно-рефлекторными (животным) соображениями животной компоненты сознания о способах выхода из создавшегося положения, и конструктивно-плановыми соображениями человека о том же самом в виде тех или иных задумок в сочетании с определенными переживаниями по этому поводу.
Все эти соображения изначально диктуются неудовлетворенностью каждого компонента сознания в их взаимодействии в случае возникновения пограничных ситуаций.
***
Итак, хотя человек, многое понимает и использует это понимание в своих целях, добиваясь иногда и довольно быстро значительных достижений в любых сферах жизни по сравнению с животным миров, где всё меняется крайне медленно и с откатами, он неизбежно попадает в зависимость от случайностей, которые как нарушают его самомнение, так и заставляют посмотреть на мир с неожиданной стороны.
И тут, во взаимодействии со случайностями обе составляющие сознания проявляют себя по-разному.
Запах дыма, взрыв или огонь приводят толпу в ужас, и она под действием инстинкта самосохранения бросается бежать всё равно куда, лишь бы подальше от источника опасности, часто устраивая давку с многочисленными жертвами.
Тем не менее, последствия подобного рода пограничных ситуаций не могут не осознаваться с принятием определенных мер. В частности, в публичных помещениях утраиваются резервные выходы, во многих жилых постройках используется противопожарное оборудование.
Однако, извержение вулкана, падение метеорита, неожиданные экономические кризисы и войны предотвращать не удается, а «новые смыслы» или «принятие этих вызовов» ради «углубления себя», а чем толкуют экзистенциалисты, в целом не меняют реальности, показывая лишь ограниченность природы человека, несмотря на осознание им собственных действий.
То есть несовершенство человека неистребимо. И это наглядно демонстрируется пограничными ситуациями, в которые он попадает. Но вместе с тем эти ситуации приводят к разнообразным и тоже часто неожиданным переживаниям и неординарным действиям, вводя одних в ступор, а других - проявляя героизм или приводя к креативным решениям.
[justify]Всё это представляет невообразимое поле для демонстрации столь многообразной натуры человека в лице человеческих сообществ, которое невозможно найти нигде и