РОБОТ
(повесть)
I
Переплетения горных хребтов расступились, открывая огромную долину, покрытую лоскутным зеленовато-желтым одеялом возделанных полей. Большой транспортный самолет ИЛ-76 заходил на посадку. Внизу сверкнула, клинком дамасской стали окруженная темно-зеленым кустарником небольшая река с разбросанными по берегу кишлаками. Самолет снижался, отстреливая тепловые ловушки. Вот уже отчетливо видны плоские крыши глинобитных домов, окруженных глиняными заборами. Впереди показалось огромное поле порыжевшей от солнца травы, кое-где покрытое оспинами воронок, замелькали ряды колючей проволоки, за ними врытые в землю танки. Самолет коснулся колесами взлетно-посадочной полосы и, завершив торможение, неторопливо направился к месту стоянки, затем, развернувшись, остановился. Взревели и тут же смолкли двигатели. В то же мгновение распахнулась боковая дверь, и бортмеханик выдвинул из салона трап. Из открытой двери начали выходить пассажиры. Их было двое. Первым ступил на бетонку аэродрома высокий, начинающий полнеть, но довольно стройный человек лет сорока пяти в очках, одетый в темно-серый костюм, бежевую сорочку с однотонным галстуком и обутый в поношенные ботинки. Спокойное и вместе с тем уверенное выражение лица показывало, что он старший. Следом за ним вышел молодой человек, лет тридцати, одетый также непритязательно.
Самолет встречали. Едва пассажиры спустились по трапу, с интересом посматривая по сторонам, как из стоящего неподалеку пропыленного открытого "уазика" вышел невысокий человек в "афганке" с погонами подполковника и подошел к ним.
- С прибытием вас на Афганскую землю!
Приветствовал он прибывших. И тут же представился:
- Минаев Сергей Федорович. Мне поручено обеспечивать вам условия для работы.
- Очень приятно, - пожимая протянутую руку, произнес старший из прибывших.
- Колыманов Николай Анатольевич – главный конструктор, а это мой помощник – Мартынов Николай Егорович.
- Хорошо. Сейчас Сергей, отвезет вас в вашу палатку, показав на своего водителя, совсем молоденького солдата, перекрывая шум взлетающего штурмовика, прокричал Минаев.- Туда же будет доставлен и груз.
- Располагайтесь как дома, добавил он, а я пока займусь грузом. Ужин через два часа. Там и встретимся.
Утром, поднявшееся над вершинами гор солнце привычно осветило ряды военных палаток. В большой штабной палатке охраняемой часовым проходило совещание. По одну сторону длинного грубо сколоченного из досок стола сидели четверо старших офицеров с полковничьими звездами на выцветших "афганках". Во главе стола – коренастый пожилой генерал-майор с усталым лицом. По другую сторону стола сел главный конструктор с прибывшего вечером самолета ИЛ-76.
- Товарищи командиры! – обращаясь к присутствующим, открывая совещание, сказал генерал. – К нам прибыла группа ученых одного из московских НИИ для испытания нового оружия. Это робот-солдат, способный выполнять любые боевые задачи. За проведением испытаний будет наблюдать представитель Генерального штаба полковник Минаев Сергей Федорович, - показал он рукой на полковника, сидящего на ящиках, сложенных в глубине палатки. И добавил -Прошу соблюдать полную секретность, Молодой полковник с обветренным загорелым лицом и дерзкими зелеными глазами проворчал, ни на кого не глядя:
-Делать им там нечего, в Москве. С жиру бесятся. Только людей от дела отрывают.
Не обращая внимания на его ворчание, генерал сказал:
- Сейчас главный конструктор Колыманов Николай Анатольевич коротко расскажет о своем изделии. Прошу внимания.
Главный конструктор встал из-за стола:
- Наш робот представляет из себя конструкцию, по внешнему виду похожую на человека, выполненную из титана, усиленного вольфрамовыми каркасами, с независимой двигательно-энергетической установкой обеспечивающей работу в течение 40 часов в самых тяжелых условиях. Изделие оснащено совершенным
прицельно-навигационным комплексом, современным комплексом вооружения, системой встроенного контроля, способной обнаружить и устранить все появляющиеся неисправности. Снаружи изделие покрыто двухслойным материалом на основе ковара с наполнителем из титановых шариков. Материал способен выдержать воздействие любых известных видов стрелкового оружия. Активная броня закрывает все жизненно важные участки корпуса робота и способна выдерживать многократное воздействие кумулятивных гранат. Кроме того, оригинальная система опознавания "свой-чужой" и многократное резервирование делают его чрезвычайно удобным в эксплуатации. Испытания изделия на полигонах подтвердили его высокую эффективность. Теперь пришло время испытать его в боевых условиях.
- Прямо чудо-юдо какое-то, опять проворчал полковник с дерзкими глазами, а посмотреть на него можно?
- Пожалуйста, - ответил главный конструктор. - Сейчас мой помощник уже заканчивает его тестирование, прошу вас пройти в нашу палатку.
- Ну что же, товарищи, посмотрим на этого гиганта, - произнес генерал и направился к выходу из палатки. За ним вышли остальные.
Яркое солнце заливало палаточный городок резким светом. Гудели топливозаправщики, направляющиеся на стоянки самолетов. Строем прошел взвод солдат. Невдалеке в бледное небо поднимался вертолет МИ-8. Поднявшись над землей метров на 50, он с большим креном развернулся и направился в сторону недалеких гор. Небольшая группа офицеров во главе с главным конструктором и генералом направилась к одной из палаток, стоящей в некотором отдалении от остальных. Часовой в широкополой брезентовой шляпе с автоматом, висящем на плече, видя генерала, замер по стойке "смирно". Войдя внутрь палатки, все остановились. После яркого солнца, царящего на улице, полумрак палатки казался полной темнотой. В этой темноте горели разноцветные контрольные лампочки и цифровые индикаторы, негромко, но пронзительно гудел звуковой генератор.
Когда глаза привыкли к темноте, присутствующие увидели молодого человека, сидящего за небольшим складным столиком. Его пальцы быстро пробегали по клавиатуре пульта управления, напоминающего портативный переносной компьютер.
- Как дела, Коля? - спросил его главный конструктор.
- Все в порядке, Николай Анатольевич, - ответил он. Рядом с помощником главного конструктора стоял небольшой коренастый человек, экипировка которого напоминала экипировку летчика, готовящегося к боевому вылету: кожаная летная куртка на молнии, кожаные же штаны, заправленные в массивные ботинки с высокой шнуровкой. На голове у него был надет металлический шлем с опущенным светофильтром, рот закрывала кислородная маска. Летчик согнул руки, и Мартынов, отложив в сторону пульт управления, надел на него ребристый жилет.
- Кто это? И что он тут делает? – удивленно спросил генерал, глядя на летчика.
- А это и есть наше изделие, ответил Николай Анатольевич.
- Робот?
- Да, робот.
- А ходить он умеет? спросил молодой полковник.
- И ходить, и бегать, и ползать, и прыгать, а также лазить по скалам, стрелять и бросать гранаты. Поэтому мы бы хотели как можно быстрее испытать его в реальных боевых условиях, - ответил главный конструктор.
- Ну, в этом мы вам поможем, сказал генерал. Товарищи командиры, какие будут предложения? - обратился он к сопровождающим офицерам.
- Товарищ генерал, - с горячностью заговорил молодой полковник, - у меня разведгруппу "духи" в горах заблокировали, вторые сутки к ним пробиться не можем, путь этот робот попробует. Если и не пробьется, так хоть внимание противника на себя отвлечет.
- Я не возражаю, - ответил генерал и обратился к главному конструктору, возьметесь за это дело, Николай Анатольевич?
- С удовольствием, товарищ генерал, - ответил главный конструктор.
Генерал посмотрел на молодого полковника:
- Ну, тогда вылет по готовности, собирайтесь.
И обратился к главному конструктору:
- Кто полетит от вас, Николай Анатольевич?
- Я, - ответил главный конструктор.
- Может быть, лучше послать вашего помощника? спросил генерал. Там будет очень опасно.
- Нет, я должен быть там лично, - ответил главный конструктор, это моя работа.
- Ну не смею вас удерживать. Как говорится: "С Богом", - сказал генерал и вышел из палатки.
Полет длился не более 10 минут. Вертолет завис на высоте около двух метров над каменистым безжизненным плато. Молодой полковник, главный конструктор с роботом, подполковник Минаев, и сопровождающий их небольшой отряд спецназа быстро покинули салон и укрылись за разбросанными повсюду камнями.
Вертолет взревел двигателями и, поднимая тучу пыли, стал набирать высоту, скрываясь из виду
- Вон на той высоте и укрепились "духи", - показав на возвышающуюся, на юго-востоке скалу с почти отвесными склонами, сказал молодой полковник. - Оттуда они все ущелье под прицелом держат: муха не проползет. Внизу они все заминировали, а вверху, на высоте, у них пещеры, в которых они от бомбежки прячутся. Такие вот дела, - закончил он.
- Ну, это то, что надо, - сказал главный конструктор. И, достав портативный пульт управления, нажал на нем несколько кнопок. Робот встал из-за камня, надел на себя огромный рюкзак и не торопясь, направился в сторону скалы.
- Дойдет ли? забеспокоился полковник. - Ведь до той высоты километра полтора будет, а внизу минное поле.
- А это мы сейчас увидим, - сказал главный конструктор и поднес к глазам бинокль. Остальные последовали его примеру.
Со скалы не стреляли, и, как видно, с интересом наблюдали за приближающейся одинокой фигурой. Вот робот достиг минного поля и начал его пересекать. Иногда под его ногами взлетали фонтанчики земли и щебня от сработавших противопехотных мин, но они не причиняли ему видимого вреда. До подножия скалы оставалось не более 30 метров, когда раздался сильный взрыв. Земля вздрогнула, и раскатистое эхо заметалось между вершинами гор. На том месте, где только что находился робот, дымилась воронка несколько метров в диаметре.
- Каюк, - сказал полковник. - Фугас направленного действия, дистанционный подрыв. Где же ваше чудо-юдо? - добавил он, обращаясь к главному конструктору?
- А вон он, посмотрите левее воронки метров на 15, - ответил ему главный конструктор.
Действительно, на минном поле что-то шевелилось. Присмотревшись повнимательней, полковник увидел робота. С оторванными ногами и одной рукой он что-то доставал из закрепленного у него на спине рюкзака.
- Что он делает? - с интересом спросил полковник.
- Достает запасные ноги и руку, - спокойно ответил главный конструктор, сейчас пойдет дальше.
Действительно, не пошло и двух минут, как робот встал и невозмутимо продолжил свой путь.
Вопли ужаса раздались со скалы, и земля вокруг робота закипела от пуль, но он, не обращая внимания на пули, дошел уже до самой скалы и оказался в мертвой зоне. Здесь он не был виден боевикам. Не останавливаясь ни на минуту, робот подтянулся на руках и начал медленно, используя трещины и неровности, подниматься по склону. Издали он напоминал муху, ползущую по вертикальной стене. Полковник оторвал от глаз бинокль и сказал радисту, сидящему за соседним камнем: - Передай "четвертому" - "Вариант два".
Тот понимающе кивнул, поднес ко рту микрофон. Робот был уже возле самой вершины. Ему осталось подняться на
|
хотя мне кажется рассказ ближе к нф, чем к киберпанку