Произведение «Новые рассказы о Шерлоке Холмсе» (страница 1 из 29)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Детектив
Произведения к празднику: День пивовара
Автор:
Оценка: 5
Читатели: 5458 +1
Дата:
Предисловие:
рлоке Холмсе

Новые рассказы о Шерлоке Холмсе

ОТ ИЗДАТЕЛЯ: Тем, кому сильно надоели старые рассказы о Шерлоке Холмсе, неутомимый Тивол Сивол предлагает новые.  Жаль, нет никакой возможности узнать о них мнение сэра Артура Конан-Дойля. Очень жаль. А ведь неплохо было бы увидеть такую трогательную сцену: престарелый классик прижи-мает к своей груди смущённого Тивола Сивола и громко восклицает: «Вот, кто заменит меня!»

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ

Много лет назад, разбирая архив покойного сэра Артура Конан Дойля, я об-наружил несколько рассказов о Шерлоке Холмсе, ранее не публиковавшихся. Прежде чем явить их миру (мало ли что: а вдруг требовательный сэр сознательно утаил эти рассказы от заинтересованного читателя?), я осмелился показать их не-которым интеллигентным персонам из числа моих самых близких друзей. Муж-чины сохранили ледяное спокойствие, а женщины наговорили кучу самых горячих комплиментов.
Это происшествие заставило меня, добросовестного литературоведа, на время отбросить великого сыщика слегка в сторону (кажется, в правую) и немедленно заняться проблемой различия вкусов мужчин и женщин.
Кое-что удалось выяснить.
Почему женщины нравятся мужчинам, с этим разобрались уже давно. Зато на вопрос  почему мужчины нравятся женщинам?   ответа долго не находилось, пока один серьёзный учёный не догадался немного изменить вопрос. Теперь он звучал так: при каких условиях мужчины нравятся женщинам? Ответ нашли до-вольно быстро. Оказалось: мужчины должны быть сотканы в основном из «не». Самые главные: неглуп, неженат и не сидел. Подходят также: не пьёт, не бранится, не дерётся.
Всем этим требованиям отвечал Шерлок Холмс.
Сударыня, осмелюсь предложить Вашему благосклонному вниманию мало-известные приключения сыщика с Бейкер-стрит. С нетерпением жду Ваших похвал. Ежели Вы, мой уважаемый читатель, имеете несчастье принадлежать к противо-положному полу, тогда прошу Вас оставить своё негативное мнение при себе. Поверьте, оно меня совершенно не интересует.  
                                                                                         Искренне Ваш
Тивол Сивол.

ВВЕДЕНИЕ.
1. МАСТЕРА АНГЛИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ.
2. ОПЛОШНОСТЬ ТОЛСТЯКА.
3. ПРОПАВШИЙ МУЖ.
4. CONTRARIE.
5. РЕЧЬ ДЕПУТАТА.
6. РЕВОЛЮЦИЯ ОТМЕНЯЕТСЯ.
7. ПЛОХИЕ ВРЕМЕНА.
8. ИЩИТЕ ДЕВУШКУ!
9. ПЯТЬ ФУНТОВ.
10. ЗВУКИ МУЗЫКИ.
11. ХОЛМС И ЖЕНЩИНЫ.
12. ДРАМА В ЭССЕКСЕ.
13. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.
14. ТАЙНЫ МИРА СЕГО.
15. ПИСЬМА ИЗ ПРОШЛОГО.
16. ОЖЕРЕЛЬЕ КОРОЛЕВЫ.
17. ДРУГ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
18. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИЗИКИ.
19. УСПЕХИ НОВОГО МЕТОДА.
20. ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ПЛАНЕТА.
21. ХОЛМС, ВАТСОН, ХАДСОН И ОРГАНЫ.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.

ВВЕДЕНИЕ

            Всякая эпоха имеет своих героев.
          Какова эпоха, таковы и герои.
          Когда наступает такое печальное новое время, что вожди становятся преступниками, а преступники вождями, у простых людей возникает желание увидеть нового героя. Нет, не тя-жёлая корона должна венчать его голову, и не пышная мантия облекать его плечи. В нём каждый мечтает увидеть себя, точнее, увидеть его таким, каким хочется быть каждому из нас. Прекрасно сшитый костюм, ясный взгляд, благородство манер, отточенный ум и добродушная снисходи-тельность к собственным недостаткам, которые нетрудно извинить,  таким хочется его видеть. Он должен проникать в суть вещей и позволять нам всем верить в непобедимую мощь разума.  
          Давайте осмелеем и пригласим на роль такого героя детектива-одиночку. Нельзя назвать его совсем уж новой фигурой. Он уже давно украсил собой этот мир. Но в последние годы, и даже десятилетия, его надёжно заслоняли от нас крепкие торсы более успешных властителей дум. Но им всё ж не хватило харизмы. И вот новый старый герой снова с нами. Он, как и прежде, одинок, потому что нет ему равных. Он одинок, потому что ему ничего не нужно, кроме спра-ведливости.           К счастью, вовсе не одинок он. Наш герой опирается на плечо друга. Это так прекрасно, когда  у тебя есть друг, всегда готовый встать рядом, когда это нужно.
           Мы вовсе не хотим идеального героя. Мы трезво смотрим на жизнь и прекрасно знаем, что непогрешимых героев не бывает. Их нет, да и не надо. Зачем нам, безнадежно далёким от лучших образцов, вздыхать и любоваться надуманным, недостижимым идеалом? Торжественное вели-чие героя будет заставлять нас постоянно помнить    о нашем несовершенстве, о наших слабостях, о неспособности быть великими. Спасаясь от томящей душу тоски по несбыточному, мы соз-нательно наделим созданного нашими мечтами героя кучей милых и, надеемся, простительных недостатков. Он станет намного ближе к нам, если мы приблизим себя   к нему (точнее, наоборот: если сумеем приблизить его).
         Отправляясь на поиски так необходимой нам истины и абсолюта, мы обязательно должны вспомнить, что истина парадоксальна. А если так, то совершеннейший из героев просто обязан быть чудовищно несовершенным. Настолько несовершенным, чтобы бескрылый обыватель признал его в лучшем случае сумасшедшим. Вы, конечно, догадались, что сейчас мы имеем в виду дона Кихота.
         Нам ли состязаться с Сервантесом? Наши цели намного скромнее, и разрушение, то есть сооружение, подходящего нам сегодня идеала мы начнём с сущего пустяка, которому постара-емся придать особый вес. Согласитесь, что воспитанный в самых лучших традициях джентльмен никогда не разрешит себе выколачивать пепел из трубки в окно прямо на головы напрасно ока-завшихся в этой точке неразумных прохожих. Но чуждающийся предрассудков Шерлок Холмс выколачивал и до сих пор выколачивает. Иной раз снизу слышатся крепкие проклятия, но на них лучше всего ответить смущённой улыбкой. И ещё великий сыщик позволяет себе много другого, чего лицемерная мораль современников решительно не одобряет. Так, один раз он имел смелость явиться к другу на семейное торжество     с чётным числом роз, в другой раз вернул деньги кредитору, не переступив через порог. Случалось ему показываться на улице в плохо вычи-щенных ботинках, откровенно пренебрегать модным фасоном и творить ещё множество других деяний, заслуживающих полного неодобрения. Поэтому неудивительно, что многие достойные люди решительно избегали его общества, а будучи о нём спрошенными нечленораздельно мы-чали, не ведая заранее, какой ответ больше понравится старшим по званию.
         Что мы знаем о своём герое? Совсем немного.
         Рассказывают, что в давно минувшие годы совсем ещё молодой Шерлок Холмс состоял на государственной службе. Служил он младшим полицейским инспектором, и многие грешки ему вначале прощались, потому что все мы грешны, кто чуть больше, кто чуть меньше. Но когда со временем его лучшие профессиональные качества стали заявлять о себе слишком выразительно, осторожное начальство справедливо посчитало его очень уж неподходящей фигурой и при пер-вом удобном случае уволило.  
         Удобный случай заключался в том, что Шерлок Холмс прилюдно назвал своего начальника редким дураком. Хороший тон не велит сомневаться вслух в умственных способностях началь-ства. Люди, умеющие наблюдать, давно заметили, что Эльбрус выше макушки самого высокого начальника. Но благоразумие подсказывает им сохранить это наблюдение в тайне. Холмс не сохранил. Вот и выставили талантливого сыщика из полиции, чтобы он не разглашал служебные тайны, подавая тем самым дурной пример другим.
Ничто так быстро не развивает сообразительность, как удручающее безденежье. Поэтому Шерлок Холмс стал сообразительным очень быстро. После того, как он, отощавший до невоз-можности, раскрыл в течение двух дней тайну поджога соседней табачной лавки, у него надолго отпала необходимость платить за трубочный табак. Вскоре к числу облагодетельствованных им граждан присоединились мясник, парикмахер и булочник. Ужасающая худоба набиравшего силу детектива понемногу исчезала, зато слава его росла, как снежный ком.
Вскоре в жизни Холмса появился верный друг Ватсон. Их первая встреча случилась вовсе не в меблированных комнатах на улице Бейкер-стрит 221-б, как принято считать со слов самого доктора. Нет, это произошло намного раньше. Но поскольку сам Холмс и особенно Ватсон не любят распространяться на эту тему, мы тоже, из деликатности, не станем касаться данного щекотливого вопроса. Хотя жители околотка надолго запомнили ту тёмную ночь и ту шумную потасовку. Поэтому интересующиеся при желании смогут без большого труда выяснить все де-тали столь удачного знакомства, если они действительно их интересуют.  
В отличие от большинства сыщиков Шерлок Холмс не ограничивался чисто практической деятельностью, а в свободное время (его становилось всё меньше и меньше) предавался теоре-тизированию. Беспорядочно читая разные книги, он довольно быстро наткнулся на труды Ари-стотеля. Этот день решил будущее одарённого детектива.
 Дедуктивная логика! Вот верный путь к успеху!  воскликнул Холмс.
Так оно и вышло.
Когда властное руководство окончательно убедилось, что взлелеянные ими чиновники ни к чему не способны, оно стало искать помощи у тех самых талантливых людей, которые ранее безмерно раздражали своей независимостью и неординарностью.
Так пришло время Шерлока Холмса. И довелось ему заниматься всем на свете, потому что больше некому. Иногда дело доходило до сущего анекдота. Однажды его отправили на Олим-пийские игры и поручили усилить команду. Холмс был чрезвычайно исполнителен, и когда один участник эстафеты занемог, сыщик решился плыть вместо него сто метров брассом. Пловец из него был не самый лучший. Пришлось тогда удовлетвориться серебряной медалью.
Другой раз он представлял родную державу на научном конгрессе. Там одарённый сыщик не без успеха прочитал длиннющий доклад об особых случаях употребления уменьшмтельных суффиксов в словах, заимствованных у соседних народов. После этого ему даже предложили редактировать «Британскую Энциклопедию», но он отказался, сославшись на занятость. Как раз в эти дни Холмс вёл расследование ограблений нескольких банков и ловил дерзких похитителей уникальных драгоценных камней.
Поставьте рядом четырёх президентов, двадцать пять премьер-министров и одного Шерлока Холмса. А потом спросите: «Кто из них лучше?» Интересно, каков будет ответ.
Почему мы обращаемся к прошлому? Потому что раньше были другими и зло, и добро. И мы.


1.   МАСТЕРА  АНГЛИЙСКОЙ  ЖИВОПИСИ

В любом городе мира мокрое утро наводит тоску на обитателей. Только не в Лондоне. Иначе все лондонцы неизбежно были бы мрачными и угрюмыми. Вот и в этот день, безнадёжно серый, каждый час выплескивающий на улицы очередную горсть дождя, два хорошо воспи-танных человека заканчивали свой скромный завтрак, не теряя при этом умеренной доброже-лательности лиц. Шерлок Холмс просматривал утренние газеты, надеясь отыскать какое-нибудь интересное сообщение о возмутительном ограблении или очередном загадочном убийстве. Джон Ватсон лениво полистал любимую соседом толстую книгу под названием «Сapital», ничего достойного внимания в ней не нашёл, зевнул, отодвинул её от себя подальше и попытался сло-жить из спичек нехитрую головоломку.  В этот раз она ему снова не удалась.
На стене позади Холмса висел большой портрет, изображавший Веллингтона в полный рост, при всех орденах.

Реклама
Реклама