Сразу скажу, к «закатному» роману Булгакова «Мастер и Маргарита» я равнодушен. Но мнение, как водится, имею, ибо читал исследования и разные мнения и много думал по поводу трактовки романа.
В нашей современной культурной среде, особенно в интеллигентских литературных кругах, «Мастер и Маргарита» является произведением культовым, вплоть до называния его «величайшим романом XX века». Вокруг книги создана атмосфера таинственности, мистики, какого-то невероятного откровения.
Поэтому, приступая к чтению в своё время ( в школе), я был исполнен надежд и чаяний прочесть культовый и великий роман. Я хотел, чтобы он мне понравился! Прочитал. Не почувствовал ничего. За исключением нескольких эпизодов, роман не затронул «струн души». Ну, подумал, ничего я не понимаю. Затем перечитал в более зрелом возрасте. Снова ничего.
Что же в нём такого загадочного?
Решил читать статьи и книги о предмете. Первой попалась книга Бориса Соколова «Расшифрованный Булгаков». Показалась совершенно смехотворной. За исключением очевидных вещей вроде троемирия романа, нескольких пар персонажей, параллельности процессов, и библейских аллюзий, в книге нет ничего внятно аргументированного. Рассуждения сводятся к следующему : «Воланд – это Ленин ,потому что бритый, а кот Бегемот – это ,конечно, Зиновьев, ибо был такой же круглый и любил поесть.» В общем, книгу закрыл и вернул деду.
Разумеется, читал и серьёзные исследования. Но интерес к роману, к сожалению, так и не проснулся.
Ну, роман в романе. Ну , тема художника и власть предержащих. Ну, мистика и всякая дьявольщина. Ну, философия троемирия Сковороды. Ну не трогает это меня.
Но я отметил для себя ироническое отношение рассказчика к самому Мастеру, и к его любви. Это далеко не все замечают, а это очень важно для правильной оценки произведения. Ключ к роману, по моему мнению. Ведь раз отношение к главному герою ироническое, напрашивается вывод об ироническом, а иногда и сатирическом отношении рассказчика, возможно, и автора к содержанию романа вообще. Ирония пронизывает всю ткань книги. Моё мнение – Булгаков играет с читателем.
Ещё до появления постмодернизма, Булгаков пишет по принципам этого направления! Исследователи, которые отмечают это, почему-то забывают про игру.
Отсюда и чертовщина, мистичность (люди любят такое, не зря по телевизору очень популярны передачи про «экстрасенсов», жить без этого люди не могут!). Прочитают такое восторженные, незамутнённые девочки( да и мальчики), и сразу начнут фантазировать на тему «Ах, как там всё таинственно! Ах! Ах!». В общем мистика –символ вечный и беспроигрышный.
Необычная и сложная структура – это сразу привлечёт эстетов и любителей покопаться в поисках Великого Глубинного Смысла.
Библейские аллюзии и образы. Опять же эстеты и интеллектуалы-любители религиозности зацокают языками и с придыханием скажут «Вон как там всё непросто!» Припишут и богоборческие мотивы, и насмешку над христианством ( трактовка-то талмудическая!), и ещё много чего. Хотя ,по-моему, книга безобидна в этом отношении. Разве что Булгаков пародирует и насмехается над ура-атеистическими книгами антирелигиозной пропаганды. Или(это сугубо моё мнение) автор иронизирует над «Великим инквизитором» Достоевского.
Иронично отношение даже к любви Мастера и Маргариты. Само определение любви как «настоящей, верной, вечной» уже иронично. Мне показалось, что любовь Маргариты к Мастеру – это любовь матери к ребёнку. В этом нет ничего необычного, многие женщины у нас любят и живут именно так. Особенно когда мужчина-творец, особенно талантливый. Такие люди умеют только творить и жизнь кладут на совершенствование и разработку своего дара, не обращая внимания на всё остальное, их окружающее. В быту , в семье они часто беспомощны и бесполезны. Таков и Мастер. Где бы он был без своей Маргариты? В лучшем случае в своей каморке.
Пропитан иронией ,если не сарказмом, приговор Воланда –«вечный покой». Разве может художник творить в вечном покое? Разве не должна душа творца быть в постоянном волнении? Если Мастер всем доволен, о чём же ему писать?
Ироничен и сам образ Воланда, вроде мистический, грозный, вечный владыка зла, а «нога разболелась, а тут этот бал». Образ явно снижен, и приобретает черты обычного человека, этакого «работника ада».
Поэтому моё мнение- «Мастер и Маргарита»- гениальная, прекрасно выстроенная мистификация. Игра с проницательным читателем, и насмешка-ловушка над узколобым, костным.
Конечно, этим не исчерпывается всё содержание романа, я затронул лишь принцип его написания и подачи.
«Потоком сознания» или «апрельскими тезисами», как уж привык.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Видите ли, автор, роман настолько велик и прекрасен, что он сам выбирает, кого оставлять к себе равнодушным, а кого нет.