Поэты часто бывают плохими натуралистами, поэтому допускают в своих произведениях явные несуразности. Читаем у Владимира Высоцкого:
На горе стоит ольха,
Под горою вишня.
Полюбил цыганку я
Она замуж вышла.
Встретить ольху нельзя не только на горе, но даже на возвышенных участках. Ее среда - заболоченные места, влажные низины. Поэт поставил ольху на гору, очевидно, ради рифмы, хотя и рифму ольха - я изысканной не назовешь.
Самое интересное, у первоисточника этого куплета ольха и вишня стояли на своих естественных местах.
Высоцкий не церемонился с произведениями других авторов и народными песнями. Переиначивал слова и музыку на свой лад. Из почти 600 песен Высоцкого таких переложений около девяноста.
О первоисточнике куплета Высоцкого можно прочитать у Афанасия Фета. Вот отрывок из его воспоминаний об Аполлоне Григорьеве:
«Репертуар его был разнообразен, но любимою его песней была венгерка…
Понятно, почему эта песня пришлась ему по душе, в которой набегавшее скептическое веяние не могло загасить пламенной любви, красоты и правды. В этой венгерке сквозь комически-плясовую форму прорывался тоскливый разгул погибшего счастья. Особенно оттенял он куплет:
Под горой-то ольха,
На горе-то вишня;
Любил барин цыганочку, -
Она замуж вышла».
Ну, пусть славный бард, дитя города, допустил природоведческую ошибку. У Есенина, выросшего в деревне и часто описывавшего природу, также случаются несуразности. Читаем:
Где-то плачет иволга,
Схоронясь в дупло.
Плач иволги - удачная метафора. Действительно, крик птицы, иногда его называют свистом, жалобный. Но никогда иволга не посещает дупел. Более того, все взрослые птицы, которые пользуются дуплами (дятлы, скворцы, воробьи), не совершают такую нелепость, чтобы кричать или петь в дупле. Это значило бы выдать себя, стать лёгкой добычей хищника. Пением самцы пернатых (самки не поют) заявляют сородичам, что эта территория принадлежит им, чтобы те не совались в их владения. Поэтому поют солисты во всё горло, чтобы их далеко было слышно. А далеко ли тебя услышат, если петь в дупле?
Еще одна метафора Есенина:
Кленочек молоденький матке
Зеленое вымя сосет.
Представляется картина: от корня матери-клена отрос побег и некоторое время питается соками матери. Клены средней полосы России таким способам не размножаются. Прорастают они из семян, культивируются также черенками.
Большие мастера слова придирчиво относились к подобным погрешностям. Можно вспомнить рассказ Антокольського об Иване Бунине, когда тот, поправляя начинающего автора, написавшего в своем произведении что-то несуразное о мышах, прочитал молодому писателю целый трактат об этих грызунах.
2010 г.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Однако, хорошо, что Высоцкий знал первоисточники...