Произведение «Два взгляда на жизнь и смерть человека» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Мистика
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 1507 +1
Дата:
Предисловие:
Это - два противоположных взгляда на событие, важное для каждого из нас. Как правило, истина лежит где-то посередине.

Два взгляда на жизнь и смерть человека

Два взгляда на жизнь и смерть человека





С.С. Воронков
Трактат о Жизни и Смерти
Грааль 1998

Есть вопросы, от которых никуда не уйти, «роковые», «проклятые» вопросы о смысле жизни, бренности нашего существования, неотвратимости смерти. Вопросы о том, что есть жизнь для каждого из нас, ныне живущих, чем она была для наших предшественников, чем станет для будущего поколения, что будет там, за «последним барьером»…
Именно таким, неразрешимым вопросам посвящена монография С.С. Воронкова, физика и философа, человека, не побоявшегося бросить вызов религиозным догматикам и обскурантистам.
И сразу возникает вопрос: а стоит ли вообще поднимать эту тему? Уж очень она щекотливая, не для всех. Стоит ли вторгаться в область, о которой мы только можем строить догадки? По мнению автора, стоит. Ведь проблема смерти — самая фундаментальная (казалось бы) для каждого из нас в отдельности и для человечества в целом.
Правда, автор сразу оговаривается, что использует понятия «жизнь» и «смерть» в чисто человеческом, личностном смысле. По его мнению, жизнь человека, это жизнь его сознания, которое, в свою очередь, является результатом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Т.е., есть сознание (и самосознание, термин автора – В.П.), есть жизнь; нет его и человек, можно сказать, мертв, он перестает быть человеком (сознавать себя), превращается в овощ. Сознание и осознание самого себя есть своеобразная, человеческая  рефлексия материи, которую мозг перекодирует в человеческие понятия, с помощью которых он создает свой образ мира. В общем, все в духе марксистко-ленинского учения  (а может, кантианского?). А что? Может быть, все так и есть?
Можно ли говорить, что человек осознает неотвратимость своей смерти?  И да, и нет: все зависит от типа человека, от его жизненной установки. На примере других смертей он видит, что и его ждет неминуемый «уход из жизни» (но куда?), но … он с этим не может смириться. И начинает «изобретать» варианты обхода («нормальные герои всегда идут в обход»). Он рассуждает примерно так: Все умирают, а мне, может, повезет и…. А вот, говорят еще, есть загробная жизнь, это уже лучше, может быть, там не так и плохо будет. А еще есть «переселение душ», и я снова вернусь в этот мир, который так не хочется покидать. Все это, утверждает автор, не более чем иллюзии, порожденные «низкой культурой мышления», недостатками воспитания, образования. Таким людям необходимо «больше читать классиков художественной литературы, особенно русской», слушать серьезную, классическую музыку, интересоваться историей духовной культуры, исканиями великих умов в этой области. И тогда человек поймет, что … не стоит понапрасну тешить себя мыслями о возможности продолжения своей жизни, что все это — измышления и самообман. И ему станет легче? Автор считает (может быть, вполне оправданно), что «к повороту (в сторону самообмана)  в мировоззрении некоторых высокообразованных и в высшей степени интеллигентных  людей толкает не что иное, как боязнь сделать вывод о бессмысленности (sic!) (каждой отдельно взятой) жизни и страх перед бесследным уничтожением всякого индивидуального сознания» (с.21). Вот они, его главные, ключевые  слова: «бессмысленность жизни» и «страх перед её полным уничтожением»!  Ну, что тут скажешь. Сие есть тайна великая, перед которой склоняли голову многие великие умы человечества. А вот и главная концепция автора: «В мире нет ничего, кроме движущейся и вечно меняющейся материи. Вселенная, как целое, мертва. В ней нет сознания, мышления, процессы в ней происходят в соответствии с законами движения материи, которые принадлежат самой материи, а отнюдь не внесены в нее неким разумным существом. Это, по сути дела, — «слепые» законы, законы движения неживой и не осознающей себя материи» (с. 24). Какая самонадеянность!
Дальше — больше. Душевная, интеллектуальная жизнь человека зависит от состояния его головного мозга. «Физиология высшей нервной деятельности установила, что в период бодрствования в головном мозге и в его коре накапливаются продукты жизнедеятельности, часто просто вредные вещества, а кровь, циркулирующая по сосудам мозга, не успевает выводить такие вещества и освобождать от них мозг. Для этого нужен полный отдых (сон), который освобождает мозг от шлаков и подготавливает его к новому бодрствованию» (с. 24). Т.е. человек — машина, некий сложный компьютер, который время от времени «перегревается» и должен быть переключен на «спящий режим». Он, так же как и компьютер, время от времени ломается (здесь и алкоголь, и  наркотики, травмы головы, и естественный износ организма в старости) и, в конце концов, вырабатывает свой «ресурс», в результате чего сознание ослабевает и полностью выключается в момент смерти.
А что же душа? Как быть с ней? Автор сетует, что даже специалисты в области психологии, « как это не покажется странным и невероятным», поддерживают идею о наличии у человека некоего особого духовного существа, которое, будто бы, не подчиняется общему для любых материальных образований закону изменения и превращения энергии, т.е. не подлежит уничтожению. Согласно верованиям индуизма, душа умершего переселяется в тело вновь родившегося человека или, что гораздо хуже, в тело какого-нибудь животного, например, свиньи, осла, тигра и т.п. При этом смерть и «перевоплощение» души сопряжены с полным (или частичным) забвением того, что было в прежней жизни.  (Это, все же, по-моему, лучше, чем безапелляционное утверждение о полном уничтожении всего того, что я считаю «своей» личностью). Автор решительно отметает саму идею метемпсихоза, которая, по его мнению, просто «отвечает на какие-то глубинные, часто неосознаваемые, вопросы и желания многих людей». Ну, какие тут «глубинные» вопросы! Просто страх смерти и попытки «уйти от ответственности», «переложить ответственность на чужие плечи».
В основе иллюзии о возможности продолжения жизни (в смысле бытия сознания) после физической смерти лежит,  по мнению автора, «древнее, многократно отвергавшееся и, тем не менее, продолжающее существовать  в среде необразованных или просто далеких от науки и философии (!) людей представление о двойственности мира» (с. 30). Но с точки зрения последовательного материализма, (которой придерживается автор), «мир есть движущаяся материя. И кроме материи в мире ничего нет (как же это примитивно, … но факт?), нет никакой особой духовной субстанции, а духовная жизнь, мышление, познание, суть проявления сложных процессов в … головном мозге». Прелесть философского монизма —  в его простоте и логической ясности. «Монизм обладает перед дуализмом несомненными и значительными преимуществами; дуализм же представляется как слабая, непоследовательная, внутренне противоречивая философия» (с.31).  В сущности, разница между материализмом и идеализмом заключается в том, что материалист говорит только о том, что знает, а идеалист добавляет, что есть нечто, о чем он ничего не знает, называя это духовной, идеальной стороной бытия.
Автор — убежденный пессимист, сторонник пессимистического материализма (это еще не «клиника», но уже где-то рядом). Пессимистическое мировоззрение, по его мнению, дает человеку «верное и точное знание о его месте в мире». Истоки пессимизма лежат в древней религиозной философии. Здесь и греки античности и великий Шакья-Муни (Будда), создавший нравственное учение, высший идеал которого состоит «в подавлении всякого жизненного ощущения, в смерти заживо, в уничтожении всякой мысли и чувства», и представители позднего римского стоицизма Луций Анней Сенека (50-60 гг. н.э.) и Марк Аврелий Антонин (12—180 гг. н.э.), и деятели эпохи Возрождения Мишель Монтень (1553-1592 гг.) и Блез Паскаль (1623-1662 гг.).
Наиболее ярким выразителем пессимистической философии является, безусловно, выдающийся немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр. Он, конечно, идеалист, с сожалением отмечает автор, ибо в основе его учения лежит идеалистическое понятие «воли к жизни».  Как утверждает Шопенгауэр, «воля к жизни» есть некая духовная сущность, недоступная познанию, которая составляет «сердцевину», внутреннее качество любого живущего существа. (Удивительно, как прозорлив был наш Александр Сергеевич, написав свои бессмертные строки: «На свете счастья нет, а есть покой и воля…»). Действительно, есть у всего живого неистребимое стремление жить, тянуться к свету, влиться во всеобщий поток жизни. И, по-моему, никакая это не «духовная сущность», а естественный, биологический код, заложенный в нас самой жизнью. «Стремление (к жизни) не имеет ни какой-либо конечной цели,  ни смысла (а продолжение рода?), ни  оправдания; это — непрестанное и бессознательное изменение. И вот, это непрекращающееся, бесцельное стремление и составляет основу всех наших страданий». Оказывается, воля к жизни — бич человечества! Она несет с собой  неисчислимые страдания и вот, чтобы избавиться от них, нужно, по глубокому убеждению Шопенгауэра, избавиться от всяких устремлений, желаний, страстей, отречься от них, иначе говоря, совершить сознательное отречение  от воли к жизни (с. 55). Здесь уже проглядывается Маркс, ведь это борьба, но борьба не за, а против жизни. Отсюда можно перекинуть мостик назад в историю, к катарам, богомилам, и, еще дальше, к гностикам. Но, ведь, это — просто какое-то извращение человеческой природы!
Многие из нас полагают, что жизнь не стоит и ломаного гроша, но … они ни за что не захотят с ней распроститься! Так что же держит нас на этой грешной земле, что заставляет умирающего хвататься за любую соломинку, дабы продлить свои дни страданий и мук? Разве не проще «умереть, уснуть, — не более, — и знать, что этим сном  покончишь с сердечной мукою и тысячью терзаний, которым плоть обречена, о, вот исход многожеланный…». Так думает принц Гамлет, но … он боится! Вот как он продолжает свой знаменитый монолог: «Кто б нес такое бремя, стеная, весь в поту под тяготою жизни, когда бы страх чего-то после смерти, в неведомой стране, откуда ни единый не возвращался путник, воли не смущал, внушая нам скорей испытанные беды сносить, чем к неизведанным бежать». Именно страх смерти, полного и абсолютного уничтожения нашей мерзкой, но такой любимой нами плоти (да и духа, тоже), её превращение в полное и бессмысленное Ничто, и мирит нас со всеми бедами и превратностями нашего существования в этом мире. «Страх смерти в его развитой форме основан на понимании неизбежности уничтожения человека как биологического существа и вместе с тем исчезновения его сознания и самосознания, всего его внутреннего мира». Все это прекрасно понимают, но все, ведь, люди разные! Одни отмахнутся от неприятных мыслей, как от назойливой мухи, другие впадут в депрессию, примирятся с «судьбой», третьи пустятся во все тяжкие, в своем стремлении «урвать» как можно больше за то время, которое им отпущено. Все зависит от человека, от его склада ума, от темперамента. Большинство же, вообще, о смерти не думают. «Такие люди называют себя оптимистами, Они, как будто, не понимают, что со смертью, что для каждого сознательного существа со смертью навсегда заканчивается и его личная жизнь, и жизнь общественная (для него), и существование всего


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:26 27.02.2014 (1)
Благодарю за интересное эссе.
Тоже люблю читать Ошо.
На самом деле правилен просто более широкий взгляд. Может быть личное мышление; может быть,например, государственное, может, так сказать, ООНовское, и есть "межпланетное". Никакая медитация не выкупает и не вычешет бездомную собаку, а мы их едим. Нам просто ещё не положено жить долго; не положено знать о других слишком много. О галактическом подходе догадывались Циолковский и Ефремов. Правда, похоже, за счёт чего-то близкого
     22:07 27.02.2014 (1)
сказать по правде. я из вашего комментария ничего не понял. я не в теме. но спасибо за положительный отзыв. вэл
     22:20 27.02.2014 (1)
Вы как раз в теме. Наверно, Вы читали "Пересадочную станцию" Саймака.  Т.н. "Великое Кольцо" в вариантах Ефремова ли , Саймака ли, есть - в нём важно причесать, полечить собаку. Личное благополучие, смерть, жизнь увязаны с этим
     22:28 27.02.2014 (1)
Боюсь, что наши взгляды на проблему смерти и жизни "по ту сторону" расходятся. Я аннотировал Ошо, как пример современного оболванивания миллионов т.н. простых людей. огромный интерес к этой теме вызван обилием информации, которая, начиная с Кастаньеды, обрушилась на наши простодушные головы, а факты, открываемые серьезными учеными, только подогревают этот жлобский интерес. Я, кстати, не могу не комментировать, ни сказать что-нибудь свое по этому поводу, дабы не слыть полным дебилом!
     12:02 28.02.2014 (1)
Пожалуйста, прокомментируйте! Интересно.
Ошо хитрец.  Мне показалось, что Вам всё-таки приятно его цитировать. Он вооружен всем арсеналом современной психологии :)
А Кастаньеду, как мне кажется, многие понимают буквально, как Христа, который говорил: пейте из собственного сосуда. То, что в его книгах не явная пис. халтура, мне кажется довольно печальным.
Видимо, да, наши взгляды на проблему смерти и жизни "по ту сторону" расходятся.
я атеист. Но согласен со знакомым попом (смотрите заметочку на моей страничке здесь)
Также и с Саймком ("Зачем их звать обратно с небес")
Научный подход, значительно совпадающий с "галактическим", довольно простой: пожил, дай пожить другим, не хватит места. Когда люди научатся изменяться и путешествовать в Космосе, тогда можно будет и мёртвых воскресить, как проповедовал Фёдоров (учитель Циолковского). Но пока никто про такое не рассказывал. Нет никакой жизни после смерти
     13:39 04.03.2014 (1)
Спасибо за общение. Сейчас наступает (или уже наступило?) время, когда к общению, если оно не имеет коммерческих целей, относятся либо пренебрежительно, либо с осторожностью. Но общаться хочется, особенно нам, пишущим в ящик стола. По поводу "прокомментируйте", скажу, что в текст вкралась обычная "очепятка": вместо "не" надо было "ни". По поводу проблемы смерти, я тоже агностик, но верить хочется, потому как "блажен, кто верует". Контакты с инопланетянами вряд ли нам помогут: уж очень плотно мы закупорены в параметры человеческой логики. Ученым удается выйти за её пределы, но и они всё новое подгоняют под уже наработанные стереотипы. Воскресение всех живших до нас тоже химера, зачем? ведь, говорят, есть "пояс" вокруг планеты, где сосредоточена память Земли и надо только уметь к ней подключиться (как это, говорят, делал Тесла). Жизнь после смерти может быть, но какая она. нам не известно. А вообще, к смерти сейчас нарастает отношение типа "Смерть - это здорово, это - интересно!"
     15:55 04.03.2014
Благодарю за ответ и за общение!
"Здорово", о котором Вы говорите, м б, сродни надежде на то, что на шару нас ждёт туннель к радости:)
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама