Произведение «Мы не знаем даже того, что знаем»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Темы: система образования
Автор:
Читатели: 352 +1
Дата:
Предисловие:
Когда головы учеников набивают знаниями, словно фаршированную щуку начинкой, эти знания лежат там непереваренные и не годные к употреблению.

Мы не знаем даже того, что знаем

Сейчас принято хвалить систему образования, существовавшую в Советском союзе.
Действительно, в те времена учащимся давали широкий диапазон знаний, в том числе мировоззренческого и философского характера. В результате люди советской эпохи выгодно отличаются широтой кругозора от современных недоучек.
Однако вряд ли кто станет отрицать тот простой факт, что даже при социализме молодой человек, успешно завершивший хваленое советское образование, имеющий диплом и разряд-квалификацию, практически никогда не был способен сразу работать самостоятельно.
Собственно, понятие «молодой специалист», прикреплявшееся к выпускнику высшего или средне-специального учебного заведения, и означало, что товарищ для полноценной работы не годится. Его еще требуется учить и учить, и желательно при помощи так называемого наставника.

Толковый словарь Ожегова:
Наставник - учитель и воспитатель, руководитель.
Наставничество – форма воспитания и профессиональной подготовки молодых рабочих, специалистов опытными наставниками.
В общем виде наставничество можно определить как способ передачи знаний и навыков более опытным человеком менее опытному.

После вуза специалист считался «молодым» в течение трех лет. Причем некоторые даже по истечении указанного срока оставались неспособными к самостоятельной работе и держались на производстве за счет того, что не нарушали трудовую дисциплину (то есть уволить вроде бы не за что) или считались «активными общественниками».

Поневоле встает вопрос. Если человек, проучившись 10 лет в школе и 5 в институте, не умеет работать по избранной специальности, то что же он делал 15 лет в учебных заведениях?


Вывод. Он, в общем-то, очевиден и не требует развернутого обоснования.
Система обучения в обществе всегда соответствует потребностям данного общества.
С изменением системы общественных отношений, система обучения должна быть изменена.

Как? Это уже второй вопрос
Ясно, что реформы пошли не в ту сторону, которую бы хотелось.
Но прежде чем давать рекомендации, кинем еще один камень в огород общепринятой ныне системы обучения.
Внешне все выглядит очень привлекательно: просторные светлые классы (аудитории), мудрый преподаватель, высокий научный уровень объяснений, склоненные головы прилежно записывающих молодых людей… Никакой эксплуатации. Наоборот, все лучшее - детям!
Но!
Учитель дает ответы на вопросы, которые у учеников еще не возникли. Им в головы впихивают знания, потребность в которых еще не созрела.
В итоге, даже самый прилежный ученик, сдав экзамен, говорит: «Уф!» и забрасывает конспект на дальнюю полку.
В итоге, как говорил своим сотрудникам лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман: «Вы не знаете даже того, что знаете».
Для примера он сказал им: «Как бы вы ни бросили на стол лекало, касательная к его нижней точке всегда будет горизонтальна».
И научные сотрудники, доценты с кандидатами кинулись проверять, и удивлялись, что это действительно верно во всех случаях.
А между тем, этот факт - прямое следствие математического уравнения, которое преподают в старших классах школы. И вот оказывается, что люди, блестяще закончившие вузы и аспирантуры воспринимают это как откровение и как удивительную прозорливость доктора Фейнмана.

Если хотите, можно пример попроще. Итак, в солнечный день вы оказались в незнакомой местности. На часах полдень, требуется определить где восток.
Большинство граждан встает в тупик и требует компас. Между тем, каждый, едва ли не с пеленок знает, что солнце встает на востоке, а заходит на западе. Легко понять, что в наших широтах в полдень оно будет на юге. Далее всем известно, что напротив юга расположен север. Значит справа - запад, а слева - восток. Проще некуда. А люди задумываются, считая задачу едва ли неразрешимой.

Или еще проще.
Подлинная история, случившаяся где-то в 60-х годах в СССР. Группа физиков-ядерщиков из закрытого НИИ поехала на Чёрное море. Все как один доктора наук. Пошли на бережок, по пути купив несколько бутылок винца с такой пластмассовой крышкой, которую надо срезать ножом. Приходят, приготовились уже- опа!- а бутылки открывать нечем!
Видят невдалеке мужичка бомжеватого вида.
- Уважаемый, а у вас бутылочку открыть не найдётся чего-нибудь?
- Откроем, как не открыть! Спички есть?
Мужик берёт спички, нагревает пробку и срывает её, размякшую, со словами:
- ФИЗИКУ надо знать!


Это прямое следствие западной системы образования. Когда головы учеников набивают знаниями, словно фаршированную щуку начинкой, эти знания лежат там непереваренные и не годные к употреблению.
Кроме того, сам процесс «познания» мучителен для всех. Учителя страдают, потому что ученики хамят и безобразничают на уроках. Ученики мучаются, потому что им все это давно обрыдло и хочется сбежать, но нельзя. Родители страдают, потому что их регулярно вызывают в школу и стыдят, доказывая, что их чадо погрязло в двойках и отвратительно себя ведет.
И как, по-вашему, весь этот комплекс ложится в понятие «Все лучшее - детям»?



Реклама
Реклама