Произведение «ГИБЕЛЬ ГОРОДОВ: СИБИРСКИЙ ВАРИАНТ» (страница 1 из 5)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 6
Читатели: 1636 +1
Дата:
Альбом
Предисловие:
Греческий орнамент «меандр»  и бурятский традиционный народный орнамент
Возможно, именно благодаря согдийцам, эллинизированным еще со времен Александра Македонского, в бурятский народ проникли элементы греческой культуры, в частности, орнамент в стиле меандр – геометрический узор на вышивках;  такое сходство заметили еще декабристы. Для сравнения, на рисунке приведены греческий орнамент и бурятский. Сходство узоров из линий, изогнутых под прямыми углами, потрясющее. Отличие лишь в том, что бурятский узор изогнут в обе стороны, симметричен.    
О выходцах из раннесредневековой Средней Азии в Прибайкалье читайте в главе на 2 стр.: СОГДИЙЦЫ – ПРОВОДНИКИ ЭЛЛИНИЗМА В СИБИРИ? (интересное наблюдение: "ном" - книга по-гречески и в монгольских языках).

ГИБЕЛЬ ГОРОДОВ: СИБИРСКИЙ ВАРИАНТ

ЧАСТЬ 1. ПОЧЕМУ ИСЧЕЗЛИ ГОРОДА В СИБИРИ?

Города возникали не только в теплых странах. Они были в Монголии, в южной Сибири, в том числе в Прибайкалье и Забайкалье. Более суровый климат, чем в Европе, делал местные города более уязвимыми для темных сил. К приходу русских в XVII веке, закончился забайкальский вариант Темных веков.
Кроме Каракорума и Хара-Хато есть еще один ископаемый город. Орду-Балык  был столицей Уйгурского каганата в VIII–IX веках. Другое его имя Хар-Балгас (Чёрный город). Он находится в Монголии, на левом берегу реки Орхон, в 17 км к северо-востоку от развалин Каракорума и в 15 км к северу от буддийского монастыря Эрдэни-Дзу.
Эти города давно разрушены. Хара-Хото («Черный город» по-бурятски) был столицей государства тангутов. Хара-Хато, как обнаружили, погиб не от войск Чингисхана, а позднее. Почему? Были различные ответы, значит, причина точно неизвестна.
Странно, ведь Хара-Хото – сильный город, столица. Его защищали глинобитные стены с башнями. В руинах его мастерских и лавок найдены первые в мире бумажные деньги из юаньского Китая, свыше 2000 томов книг и рукописей. Экономический и культурный потенциал был внушителен…

Археологическая культура VI—X веков была найдена в Прибайкалье (курыкане считаются предками якутов и части бурят).
Ольхон – остров на Байкале – особенно богат памятниками курыканской культуры (как определил ее в свое время археолог Алексей Окладников). Включая явно ритуальные сооружения вроде каменной стены через мыс Хоргой (там нет культурного слоя), а также кумирни и прочие каменные сооружения неизвестного времени (по камню не определить возраст постройки – радиоуглеродный метод выдаёт только возраст самого камня). Каменные сооружения для ритуалов соответствуют якутским представлениям о своей языческой религии (это каменные «чаши» - ёмкости, выдолбленные в каменных плитах).
Почему погибли оседлые поселения и заглохло земледелие у Ангары? В отличие от долины Селенги, там не действовал запрет Чингисхана на земледелие и постройку городов. Наоборот, чингизиды продолжили дело своих предшественников, по их повелению возводили города, люди занимались ремеслом в постоянных поселениях – крепостях…
Загадка гибели сибирских городов походит на причину гибели римской культуры. Многие цивилизации, городища, археологических культуры были «облучены» тайным оружием. Процесс продолжается?
Углеводородное сырье образовалось из древней биомассы – остатков растений и животных. Именно на севере Евразии был огромный объем флоры и фауны, за миллионы лет ставший нефтью.
В Сибири – огромные залежи полезных ископаемых, особенно редких и редкоземельных металлов и титаномагнетитовых руд. Это основа современной цивилизации: они используются в высоких технологиях, в электронике, в компьютерах, в тяжелой промышленности, например, для постройки корпусов атомных подлодок.
Очень много полезных ископаемых в Забайкалье. Миллионы лет назад эти они были выработаны на Земле искусственным путем. Ведь их появление в таком количестве противоречит естественным геологическим процессам, шедшим на Земле в ту пору.

*  *  *
В советских учебниках краеведения и истории Бурятии писали лишь о кочевом образе жизни на территории Бурятии до прихода русских. Но тысячу лет назад в Прибайкалье и Забайкалье были поселения городского типа, велось земледелие. Почему все это исчезло?
Объяснение – в гипотезе о причинах гибели цивилизаций: тайные силы подавляют культуру вплоть до запустения городов, губят развитых людей, подстраивают все обстоятельства для увеличения хаоса… так погибла не одна цивилизация.

       
ИСКОПАЕМЫЕ ГОРОДА В СИБИРИ
Смена властителей Центральной Азии

В древности  средние века земли Забайкалья и Прибайкалья были тесно связаны с Монголией. У земель Южной Сибири и всей Центральной Азии – единая история.
Археологические памятники на территории Бурятии между хуннским и раннемонгольским периодами еще не найдены (неизвестным остается период длиной примерно в тысячу лет). В Прибайкалье же есть курумчинская культура, а в Восточном Забайкалье (в Забайкальском крае) – дарасунская культура. Особенно неизвестна история Бурятии от распада монгольского государства до прихода русских – это Темные века Бурятии.


ПЕРИОД ХУННОВ

У степного народа хунну были укрепленные поселения. Около двух тысяч лет назад хунну воевали с Китаем. Но после нескольких веков борьбы хунну ушли далеко на Запад. Их потомки, смешанные на Урале с уграми достигли Европы. В русском языке они стали гуннами – в соответсвии с русской традицией произношения иноязычнях слов (буква «х» заменяется «г»).
Везде хунну были известны как умелые наездники. Но базой для их сокрушительных походов были довольно основательные поселения.
Иволгинское городище гуннов с трех сторон имело четыре линии валов с тыном (частоколом) и три рва. Четвертая сторона не была защищена, потому что  выходила на реку Селенга (на заболоченное место).
В крепостных стенах были проемы от двух ворот, расположенных на одном из углов оборонительной линии. На площади двора находились жилые и хозяйственные постройки.
В непосредственной близости от городища находилось малое городище, окаймленное валом со стороны поля. Его двор был лишен культурного слоя (по данным Ю. С. Худякова).
Значит, малое городище было особым местом, возможно культовым. Так или иначе оно было священным. Потому что люди там не жили, а значит, не мусорили. Ведь «культурный слой» означает отходы цивилизации (черепки посуды, утварь и прочее следы ведения обычного хозяйства).
Аналоги гуннского Малого городища хорошо известны. В старых русских городах его отчасти напоминает детинец - крепость внутри города.  Цитадель известна во многих старых городах, это замок правителя города. В Афинах есть Акрополь –  священное место на возвышенности – ближе по значению к Малому городищу гуннов. В Афинах есть Акрополь – уже ближе по значению – священное место на возвышенности.

ЖУЖАНИ

Жужани (жуаньжуани) – кочевые племена в Западной Маньчжурии, Монголии и Туркестане в раннем средневековье. В V веке возник их сильный военный союз. Войны с тюрками, китайцами, уйгурами, внутренние распри постепенно их ослабили.
Жуаньжуани известны из рассказа Чингиза Айтматова про манкурта – в таких покорных рабов, по преданию, они превращали своих пленников.
В середине VI века союз жужаньских племён распался. Часть жужаней (около 30 тысяч шатров) откочевала далеко на Запад до Дуная. Часть исследователей предполагает, что жужани это и были авары. Авары стали известны в Европе  своими сокрушительными набегами. Авары были окончательно разромлены франками к IX веку.

КУРЫКАНЫ В ПРИБАЙКАЛЬЕ

Крепости-убежища в раннее средневековье строились в Прибайкалье (курыканская культура VI-X века). Археолог А. П. Окладников отнес многочисленные каменные развалины в Прибайкалье к курумчинской культуре, то есть к народу курыканы (хотя датировку по обработанным камням делать затруднительно). Но родство их с якутами подтверждают некоторые обычаи якутов: в Якутии известно назначение каменных плит с выдолбленной в них чашей. Таких сооружений особенно много на Ольхоне.
Наскальные рисунки найденные в Забайкалье получили название писаниц. По мнению А. П. Окладникова, найденные в ходе экспедиции 1947-1958 г.г. наскальные рисунки на территории Забайкалья восходят к I тысячелетию до нашей эры.
Китайская летопись времен династии Юань указывает, что курыканы жили «в округе Ангкола, носившем имя от одной реки (узнается река Ангара). У жителей этого района язык существенно отличается от кыргызского. Эти земли кули...». Кули – китайское произношение слова курыканы.
На Ангаре между Иркутском и Балаганском, на реках Куда, Унга, Оса, Ида, Илга есть остатки поселений. С трех сторон они были обнесены валами и рвами, четвертая сторона – обрыв у реки. Эти городища, вероятно, служили временным укрытием во время войны. Например, городище на горе Манхай. Поселения и могильники на Ольхоне также говорят о полуоседлом образе жизни курыкан.
Курыканы пользовались письменностью. В Западном Прибайкалье найдено восемь тюркских рунических надписей: на скалах у Верхоленска, на дне глиняной посуды, на других предметах, в согдийском поселении на реке Унга. Это енисейское руны, близкие письму орхонских тюрок.
Наскальных изображений курыкан больше всего на Верхней Лене у деревни Шишкино, также на Унге вблизи улуса Нукут, на горах Хашхай и Манхай в долине реки Куда, в бухте Итырхей на Ольхоне, на скалах Орсо, вблизи Байдинских пещер.
Реформы в Восточном каганате тюрок (привлечение китайских и согдийских чиновников и увеличение налогов) привели к кризису и вторжению китайских войск.
В Тюркском восточном  каганате в VI-VIII веках жили также согдийцы – выходцы из Средней Азии, говорившие на восточноиранском языке.. Они строили торгово-ремесленные поселения. Еще больше согдийцев в Южную Сибирь и Монголию переселили уйгуры, когда создали свой каганат.
До Монголии и Забайкалья протянулись колонии выходцев из Согдианы. На северном берегу Селенги согдийцами был построен город Бай-Балык. Он был построен в 758 году для уйгурского хана, как утверждает финский языковед Г. Рамстедт. На развалинах города в XIX веке стоял буддийский монастырь Бий-Булугийн-Хуре.


УЙГУРСКИЙ КАГАНАТ

На смену Тюркскому пришел Уйгурский каганат (его власть простиралась от Монголии до территории Тувы). Уйгуры в 787 году заключили договор о вассалитете с Китаем, когда зa кагана уйгуров была выдана китайская принцесса династии Тан.
Уйгурские каганы велели согдийцам строить крепости. С помощью системы крепостей они удерживали власть над покоренными племенами. Городом, в собственном смысле слова, отдельные исследователи называют только Орду-Балык, так как в нем было много жилых домов, целые кварталы.
Правители отдельных районов  в Уйгурском каганате назывались ышбары и тарханы.
Центральноазиатские уйгуры в большинстве своем в середине VIII в. были буддистами, но оставался и шаманизм. Но в 763 году государственной религией уйгуров стало манихейство. Эта дуалистическая религия иранцев (похожая на зороастризм), созданная пророком Мани, пришла из Средней Азии через согдийцев.
Уйгурский каганат был завоеван енисейскими кыргызами в 840 году. Прекратили существование и все их крепости, и главный город уйгур Орду-Балык, населенный согдийскими купцами и ремесленниками. Ныне в Монголии от него остались развалины.

КЫРГЫЗЫ И КИДАНИ
Земли Забакалья и Прибайкалья после уйгуров захватили кыргызы. Они тоже строили крепости. Но образ жизни у них был кочевой.
Кыргызские правители имели ставку, обнесенную оборонительной стеной: «Стойбище его обнесено надолбами. Дом состоит из палатки, обтянутой войлоками, и называется «Мидичжи». Начальники живут в малых палатках».
В источниках также упоминаются кыргызские города Кемджикет, Кикас и другие. Но там же говорится о кочевом образе жизни большей части кыргызов.
Кыргызов разгромили кидани. Они захватили огромные земли, принадлежавшие кыргызскому каганату (вплоть до Саян, в Прибайкалье и Забайкалье пришли найманы


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     19:24 11.10.2014 (1)
Приглашаю опубликовать исследование у нас в литжурнале "Мост".
Гл. р-р как раз из Киргизии
С уважением
Александр
     09:59 13.10.2014 (1)
А сколько стоит публикация в "Мосте"?
     13:58 13.10.2014
Кажется, 400 рублей страница
Уточните, пожалуйста, у Дианы Дорониной lado_d@mail.ru
C уважением
Александр
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама