Произведение «Я служил Родине своей....» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Темы: северпамятникКолчакубийство
Автор:
Оценка редколлегии: 9
Баллы: 6
Читатели: 854 +1
Дата:
Предисловие:
     Это работа возникла как отклик на события прошлого, личное переосмысление существа некоторых вещей... Публикация в печати с фотографиями доступна по адресу:
http://sibforum.sfu-kras.ru/node/565

Я служил Родине своей....

      «Я служил Родине своей, которую ставлю выше всего….»  
        А.В.Колчак. Иркутск, 1920 г.
         Эти слова сказаны адмиралом, лидером Белого движения во время Гражданской войны, Верховным главнокомандующий Русской армией и Верховным правителем России (1918–20 г.г.) Александром Васильевичем Колчаком в иркутской губернской тюрьме на одном из допросов.
        7 февраля 1920 г. А. В. Колчак и министр его правительства В.Н.Пепеляев были тайно выведены дворами к Знаменскому женскому монастырю, что стоит на берегу Ангары, и расстреляны в 5 ч. 10 мин. Тела убитых были сброшены в крестообразную прорубь-иордань, вырубленную во льду в Крещение.
        Бывший в 1920 г. комендантом Иркутска, некий Б. Блатлиндер (псевдоник Бурсак)  в 30-х годах так рассказывал иркутскому историку Г. А. Вендриху о последних часах и минутах жизни этого незаурядного человека: «После прочтения ему (Колчаку – авт.) постановления ревкома о расстреле он резко спросил: «Как, без суда?» Я рассмеялся…..».   Позже, уже в 60-е г. Б. Бурсак, назадолго до своей смерти рассказал иные обстоятельства гибели А.В.Колчака. Г. А. Вендрих так записал эти воспоминания: «Бурсак провел меня позади тюрьмы, остановился напротив Знаменского монастыря, указал земляной бугор, послуживший «стенкой», и сказал слова, которые я меньше всего ожидал от него услышать: «Здесь окончил  свой скорбный путь адмирал». После долгой паузы Бурсак рассказал подробности казни. От предложения завязать глаза Колчак отказался, спокойно выкурил папиросу, застегнул на все пуговицы шинель и встал «смирно».
Согласно документам, весной 1920 г. неподалёку от станции Иннокентьевской, что расположена ниже по течению Ангары, местные жители обнаружили труп в адмиральской форме, вынесенный течением на берег. Следователи выяснили, что это было тело Колчака. Впоследствии останки адмирала были тайно похоронены по христианскому обычаю. В настоящее время место захоронения не обозначено на местности, но есть сведения о наличие документов, в которых оно указано.
          Возможно скоро  место захоронения адмирала будет отмечено так, как подобает.
          На берегу рядом с устьем впадающей в Ангару речушки Ушаковка близ того места, где было предано водам реки тело А. В. Колчака стоит деревяный крест, как материализованный образ крестообразной иордани со освященной водой Байкала и гор Восточного Саяна (чуть выше по течению Ангары в неё впадает Иркут, берущий начало в отрогах Восточного Саяна).
           С Иркутском А. В. Колчака связывало многое. Осенью 1902 г. он вернулся из первой своей арктической экспедиции, которая длилась более двух лет – с января 1900 г., именно через Иркутск. Из Иркутска А. В. Колчак отправился во вторую свою экспедицию в качестве руководителя по спасению барона Э.В. Толля, пропавшего с частью команды во время первой экспедиции. Возвращение из этой второй арктической экспедиции, которая к сожалению не дала положительных результатов поисковых работ, состоялось весной 1904 года. А. В. Колчака в Якутске встречали, прибывшие накануне, отец – генерал-майор и горный инженер Василий Иванович Колчак и невеста Софья Федоровна Омирова. По прибытии в Иркутск 5 марта 1904 г. в Михайло-Архангельском (Харлампиевском) храме состоялось венчание новобрачных. А  уже 11 марта лейтенант А. В. Колчак отбывает в Порт-Артур, где уже гремела русско-японская война.
Харлампиевский храм, имевший второе – народное название – Морской храм, был начат в 1738 г. с деревяной постройки, а окончательно возведен в 1777 г. в виде красивого каменного здания на средства иркутских купцов, осваивавших в то время Камчатку, Курилы и Аляску. Морская тема, казалось бы в контитентальной столице Восточной Сибири, звучала тогда вполне отчетливо и звучно. В городе на исходе 18 в. была организована Русско-Американская компания, стараниями купцов, и прежде всего Г. И. Шелехова,  который «…безъ войскъ, безъ громогласныхъ силъ притекъ въ Америку чрезъ бурныя пучины и нову область Ей (Екатерине II –  прим. автора) и Богу покорилъ….». Г. Державин.
           В советское время Харлампиевкий храм был лишен куполов, внутреннего убранства и превращен в склад, завален храмом, но в настоящее время восстановлен и действует.
           В первых строках романа «Земля Санникова», изданного в 1926 году, выдающийся ученый-геолог В. А. Обручев, описывает выступление на заседании Русского географического общества некого «морского офицера, совершившего смелое плавание в вельботе через Ледовитое море с Новосибирских островов на остров Беннетта, на который высадился барон Э. В. Толль, оттуда не вернувшийся». Автором  упоминается «мужественное лицо докладчика, обветренное полярными непогодами». Этому описанию полностью соответствует реальный человек – Александр Колчак, которого автор открыто в то время назвать не мог. Таким образом, вероятно, идея романа у В. А. Обручева позникла после сообщения Колчака, на котором очевидно В.А. Обручев присутствовал. Известно, что участников экспедиции 1900–1902 г.г. и особенного самого барона Э.В.Толля чрезвычайно увлекал поиск неизведанной земли, которую так и называли «Земля Санникова».
В последствии на фризе здания Восточного филиала Императорского русского географического общества было высечена фамилия Колчакъ (см. фото), наряду с ранее сделанными надписями рядом с именами других ученых и исследователей Сибири и Севера. В советский период эта надпись была уничтожена и восстановлена только в феврале 2007 г.
             Барон Э. В. Толль, возглавлявший Русскую Арктическую экспедицию высоко ценил работу одного из своих помощников, который выполнял важнейшую работу, – проводил гидрологические исследования. В 1901 г. он назвал именем А. В. Колчака один из открытых экспедицией остров в Таймырском заливе и мыс в том же районе.
            При этом сам Колчак во время своих полярных походов назвал другой остров и мыс именем своей невесты – Софьи.
В советский период все географические названия, связанные с именем Колчака были упразднены, но в 2004 г. по ходатайству Русского географического общества и постановлению Таймырской окружной думы острову Расторгуева возвращено исходное имя А. В. Колчака. В 2009 г. памятный знак адмиралу и исследователю Арктики Колчаку был установлен на мысе Случевского на острове Колчак.
По итогам арктической экспедиции А. В. Колчак был избран Действительным членом Императорского географического общества и награжден орденом Святого Владимира 4-ой степени. А Арктика отметила рвение лейтенанта Колчака суставным ревматизмом, – результат «купаний» в ледяной воде и двух жестких полевых зимовок, который мучил его все последующие годы.
          Не касаясь темы участия лейтенанта А. В. Колчака в боевых действиях войны с Японией, будем иметь в виду его яркую и смелую службу, награды не только России, отметившей морского офицера, познавшего и размах морских сражений,  грязь пехотной войны и плен, высокими орденами и оружием за храбрость, а также Японского командования, восхищенного стойкостью и мужеством своего недавнего противника.
              Выполняя воинский долг А. В. Колчак, проявлял все качества думающего и смелого стратега, бойца и патриота. Но его тянула неудержимо наука и полярные исследования.
              Знаменитый путешественник П. П. Семёнов-Тян-Шанский оценивал экспедицию А. В. Колчака как «важный географический подвиг». И правда - совершить экспедицию в Арктику с активным прохождением маршрута на вельботах!!!.   Таких примеров практически не известно.    И все это сделано вопреки отказу правительства России о финансировании спасательной экспедиции и выделении для неё соответствующего условиям Арктики снаряжения и транспорта.
           В 1906 г. Русское географическое общество присудило Колчаку свою высшую награду:
«Совѣтъ Императорскаго Русскаго Географическаго Общества въ засѣданіи 30 января с. г. присудилъ дѣйствительному члену Общества Лейтенанту Александру Васильевичу Колчаку за участіе въ экспедиціи барона Э. В. Толя и за путешествіе на островъ Беннета, составляющее важный географическій подвигъ, совершеніе котораго было сопряжено съ большими трудностями и опасностью для жизни, –  свою высшую награду – Константиновскую медаль».
        А. В. Колчак был четвёртым из награждённых этой почётной наградой. До него её были удостоены трое знаменитых полярных исследователей, все иностранцы: Ф. Нансен, Н. Норденшельд и Н. Юргенс.
Таким образом, в неполные тридцать лет этот человек стал первым в России по вкладу в исследование Севера, получив крайне почетную «надбавку» к имени Колчак – Полярный.
          В 1906 г. Главное гидрографическое управление Морского министерства издало три карты, которые подготовил А. В. Колчак. Здесь следует заметить, что эти три карты, составленные на основании как личных наблюдений А. В. Колчака, так и материалов всей экспедиции служили долго отечественным специалистам, только в советские времена стыдливо замалчивали имя истинного автора данных архиважных для полярных походов работ.
          В 1909 г. А. В. Колчак опубликовал своё самое крупное исследование – монографию, обобщавшую его гляциологические исследования в Арктике, – «Лёд Карского и Сибирского морей», однако не успел издать другую монографию, посвящённую картографическим работам экспедиции Толля. Значение труда А. В. Колчака состояло в том, что в нём он заложил основы учения о морских льдах и их движении в океане. По сути это серьезный научный труд, который позволяет считать А. В. Колчака крупным ученым-исследователем, еще очень молодым, полным сил и новых планов. Подобных работ тогда не существало и опубликованные данные и их анализ были, нужно полагать, уникальными.
           А. В. Колчак горел идеей открытия стратегически важного для России Северного морского пути, которым адмирал интересовался ещё со времён своих первых полярных плаваний.
           28 октября 1909 года корабли «Вайгач» и «Таймыр» вышли в море из С-Петербурга. Пройдя Балтийское, Северное, Средиземное, Красное моря и Индийский океан, 3 июня 1910 года экспедиция пришла во Владивосток и занялись исследованиями пролива у мыса Дежнева, но вскоре А. В. Колчака вызвали в Петербург для продолжения службы в Морском генштабе. 15 ноября Колчак сдал «Вайгач» и выехал в Санкт-Петербург. В морском министерстве открывались новые возможности реализации судостроительной программы, за которую ратовал Александр Васильевич и стремление заниматься модернизацией флота России перевесило. Модернизация флота Росси дала свои плоды. К примеру эсминцы с турбинными двигателями, построенные в 1914–15 г.г., прослужили тридцать лет и успешно сражались на балтике в годину Великой Отечественной. Совершенствуя вооружение военных кораблей и прежде всего миноносцев А. В. Колчаком предложены интересные технические решения. Одно наиболее значительное по прежнему актуально – использование в механизме морской мины кусочек сахара, который после установки, растворясь в морской воде, приводил  мину в боевое состояние.
           К вопросу Северного морского пути А. В. Колчак вернется только в 1918 г., сначала став морским министром, а затем и возглавив правительство России в Омске.
         


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     00:22 28.07.2014
Спасибо. Очень интересная и умная статья.
     09:31 13.07.2014 (1)
Понравилось. Люблю историю России.
     10:19 13.07.2014
Спасибо, Александр)
Реклама